1. Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция); коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли); познавательные УУД (формулирование познавательной цели) | - Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: Педагогическое требование - Методы формирования сознания: Беседа - Методы развития познавательного интереса: Формирование готовности к восприятию. | - Здравствуйте, ребята. - Сегодня я предлагаю вам начать наш урок в необычной форме. Я буду проговаривать вам слова, ваша задача выполнять движения в процессе прослушанного. (пространственный интеллект) Здесь собрались все друзья: Я, ты, он, она. Улыбнитесь тем, кто слева, Улыбнитесь тем, кто справа. Вместе мы одна семья. - Молодцы, ребята. Я вижу, что вы очень дружный класс. - Предлагаю проверить свою готовность к уроку – на столе должен лежать только учебник, пенал и дневник. - Кто готов приступить к уроку, может присаживаться. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция); коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли); познавательные УУД (формулирование познавательной цели) |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: актуализировать знания детей об авторах и их творчестве, выйти на проблему урока, постановка цели и плана урока. Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению), познавательные УУД (общеучебные: формулирование познавательной цели; осуществление поиска и выделения информации; логические: владение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей). | Методы воспитания: Методы формирования сознания: Методы воздействия на мотивационную сферу: Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа; Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы организации взаимодействия обучающихся и накопления социального опыта (Метод взаимной проверки) Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (Постановка проблемы или создание проблемной ситуации). | - Ребята, сейчас я предлагаю вам прослушать отрывок песни и ответить на вопрос «Почему именно этот отрывок звучит на нашем уроке?» (Аудиозапись «Дружба крепкая») (музыкальный интеллект) - Ребята, скажите, пожалуйста почему эта музыка звучит у нас на уроке? - О чем мы будем сегодня разговаривать? (предположения) - Что для вас значит слово «Друг» и «Дружба»? (логико- математический интеллект) - Предлагаю обратиться к словарю Ожегова и узнать подробное значение данного слова. - Маша, прочитай пожалуйста значение данного слова на слайде. - Ребята, а кто для вас является вашим другом? Какими качествами должен обладать ваш друг? - Ребята, как вы думаете, какое произведение мы будем с вами изучать? (предположения) - Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Виктора Юзефовича Драгунского «Друг детства». - Но для того, чтобы приступить к изучению данного рассказа, я предлагаю составить план урока. (незаконченные предложения) План урока: 1. Вспомнить … 2. Познакомиться … 3. Поупражняться … - Предлагаю продолжить фразы, которые представлены на доске. - Как вы думаете, что мы можем узнать? (Предположения) - Первый пункт плана будет – вспомнить биографию В.Ю.Драгунского - С чем мы можем познакомиться? - Второй пункт плана – познакомиться с рассказом В.Ю. Драгунского «Друг детства». - В чем мы можем с вами поупражняться? - Третий пункт плана звучит так: Поупражняться в подробном пересказе «Друг детства» (план представлен на доске) План урока: 1. Вспомнить биографию В.Ю.Драгунского 2. Познакомиться с рассказом В.Ю. Драгунского «Друг детства» 3. Поупражняться в подробном пересказе «Друг детства» - Главный вопрос, на который нам нужно ответить сегодня на уроке- какими качествами должен обладать настоящий друг? На этот вопрос мы с вами ответим к концу урока. - Для того, чтобы красиво и четко проговаривать слова при ответах, предлагаю поупражняться со скороговорками. На слайде вы видите данную скороговорку: Женя с Жанной подружилась. Дружба с Жанной не сложилась. - Давайте прочитаем ее вместе, для начала медленно. Затем попробуем проговорить в быстром темпе. - Мы с вами поупражнялись и готовы приступить к выполнению пунктов плана. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению), познавательные УУД (общеучебные: формулирование познавательной цели; осуществление поиска и выделения информации; логические: владение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей). |
3. Решение проблемы Задача: выявить пути решения проблемы, познакомить обучающихся с биографией и творчеством В.Ю.Драгунского, рассказом «Друг детства» Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата), познавательные УУД (общеучебные: осуществление поиска и выделения информации; логические: владение логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). | Методы воспитания: Методы формирования сознания: Методы обучения: Методы организации учебно-познавательной деятельности (Методы получения новых знаний: рассказ, беседа, Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение; Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований) | - Дима, прочитай пожалуйста первый пункт плана (1. Вспомнить биографию В.Ю.Драгунского) - После того, как мы будем выполнять каждый пункт плана. Я буду отмечать галочкой. - У вас на партах лежит лист с биографией В.Ю. Драгунского. Сейчас каждый читает про себя и затем один из вас задает своему соседу по парте вопросы. Каждый из вас задает по два вопроса. Биография: (межличностный интеллект) Драгунский Виктор Юзефович известный писатель-прозаик, поэт, автор известного детского цикла «Денискины рассказы». Родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке. Из-за тяжелого материального положения Виктор рано начал работать. В свободное время он увлекался литературой, посещал литературно-театральный кружок. Поступил в «Литературно-театральные мастерские», где учился актерскому ремеслу. После окончания курса был принят в Театр транспорта (сейчас Театр им. Н.В.Гоголя). Позднее его пригласили в Театр сатиры. В 1940 были опубликованы его первые фельетоны и юмористические рассказы. только будучи взрослым человеком Драгунский выпустил свою первую книжку для детей «Он живой и светится» (1961 год). Но основную известность принес цикл " Денискины рассказы", появившиеся в печати с 1959 года. За десятилетие активной творческой деятельности Драгунский создал более 90 произведений. На их основе были созданы сценарии к фильмам и постановкам, брали сюжеты для "Ералаша". Вопросы: 1. Кем является В.Ю. Драгунский? 2. Куда поступил Драгунский и чему учился? 3. Как называлась первая книга для детей? 4. Что принесло известность Драгунскому? - Влад, скажи пожалуйста, что вам сейчас необходимо сделать? (прочитать биографию и ответить на вопросы) - Верно. Есть вопросы по заданию? - Тогда давайте приступим на выполнение у вас есть 7 минут. - Ребята, вижу, что уже справились с заданием. Виктор Драгунский написал много рассказов для детей, своему сыну он посвятил 80 рассказов, которые вошли в сборник «Денискины рассказы". На слайде представлены популярные книги, я рекомендую вам сходить в библиотеку и прочитать книги В. Драгунского. Вы будете смеяться и огорчаться, будете переживать вместе с героями, а это и есть главное, для чего писатель создаёт книги. - Ксюша, прочитай пожалуйста первый пункт плана. (1. Вспомнить биографию В.Ю.Драгунского) - Мы выполнили этот пункт плана? - Тогда что я сейчас должна сделать? - Верно, поставить галочку, что мы уже выполнили этот пункт. - Ребята, мы выполнили с вами первый пункт плана и теперь может идти дальше. Но для начала я предлагаю вам размяться. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата), познавательные УУД (общеучебные: осуществление поиска и выделения информации; логические: владение логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). |
5. Первичное закрепление Задача: способствовать умению воспринимать на слух художественный текст, умению рассказывать о героях произведения «Друг детства», отражая собственное отношение к ним, умению выразительно читать эпизоды из произведения. Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации), познавательные УУД (овладение навыками смыслового чтения произведения в соответствии с целями и задачами; логические: владение логическими действиями анализа, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей в ходе обсуждения произведения, умение осмысливать собственное поведение и поведение окружающих). | Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: Методы формирования сознания: Методы обучения: Методы организации учебно-познавательной деятельности (Методы получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, иллюстрация, работа с книгой; Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение; Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа); Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; | - Ребята, мы с вами отдохнули и можем приступать к выполнению второго пункта плана. - Даша, прочитай пожалуйста второй пункт плана. (2. Познакомиться с рассказом В.Ю. Драгунского «Друг детства») - Спасибо. - Для того, чтобы выполнить данный пункт плана предлагаю вам открыть учебник на странице… - Прочитайте название рассказа. (пространственный интеллект) - Как вы думаете, о чем может быть этот рассказ? - Рассмотрите иллюстрацию, которая изображена в учебнике. Что изображено? - Как думаете, о чем идет речь в данном рассказе? - Ваши предположения очень интересны, но для того, чтобы узнать кто из вас был ближе. Для этого необходимо прочитать рассказ. - Но для того, чтобы приступить к прочтению для начала нам необходимо с вами изучить слова, которые встретятся нам в рассказе. - У вас на столе лежат карточки со словами. Ваша задача записать значение слов и к некоторым словам приклеить картинки в свободные квадратики. ( - У вас есть вопросы? - Тогда давайте приступим. На сладе показаны слова и их значение. Словарная работа (лингвистический интеллект) Астроном – учёный, изучающий космос. Телескоп –прибор для наблюдения за небесными телами. Приспичило – очень захотелось. Картуз – мужской головной убор. Утиль –отходы, вещи, негодные к употреблению Сподручнее – удобнее. - Ребята, мы разобрали с вами значение слов и теперь вам будет проще читать и понимать смысл данных слов. - Ребята, сейчас я предлагаю вам внимательно прослушать аудиозапись рассказа, после этого я задам вам вопросы по тексту. Обратите внимание на поступки героев. (музыкальный интеллект) - Какие чувства вы испытывали, слушая этот рассказ? (Высказывают свое мнение) - Какой момент рассказала вам понравился больше всего? Почему? - Что вам особенно понравилось в нем? (лингвистический интеллект) (Высказывают свое мнение) - Ребята, понравился ли вам рассказ? - О чем он? - Сколько героев в этом рассказе? Назовите их - Кем был для него Мишка? - Почему мальчик передумал быть боксером? - Почему Мишка является его другом? - Верно ли поступил мальчик, когда прекратил тренировать на своей игрушке? - Молодцы, ребята. Вы оказались очень внимательными. - Спасибо, за ваши ответы. - Ребята, сейчас мы с вами будем выборочно читать данный рассказ. Сейчас один из вас начнет, после того как я остановлю, чтение продолжит кто тихо поднимет руку. - Миша, прочитай пожалуйста второй пункт плана (2. Познакомиться с рассказом В.Ю. Драгунского «Друг детства») - Смогли ли мы выполнить данный пункт? Что тогда я должна сделать? - Мы с вами познакомились с рассказом «Друг детства» и теперь можем приступить к следующему пункту плана. - Рита, прочитай пожалуйста последний пункт плана. (3. Поупражняться в подробном пересказе «Друг детства») - Ребята, что мы будем сейчас с вами делать? (пересказывать) - Для того, чтобы вам было проще пересказывать. - Вы в парах сейчас сделаете себе подсказки. (межличностный, логико-математический интеллект) - Сейчас я выдам вам на пару изображения. Ваша задача разложить их в правильной последовательности. - Можете приступать к выполнению. Как будете готовы мы выполним с вами проверку. - на слайде показаны изображения в правильной последовательности. - Сейчас вам необходимо в парах пересказать друг другу данный рассказ. - Я буду послушаю каждую пару. Можете приступать к пересказу. - Ребята, давайте посмотрим на наш план. Смогли ли мы выполнить 3 пункт плана? - Мы выполнили пересказ «Друг детства» все верно. - Ребята, ответьте на вопрос «Какие строки говорят о том, что Мишка был дорог мальчику?» - Какая пословица подходит к данному рассказу? (логико-математический интеллект) Почему? Предложить пословицы - Молодцы! Мы смогли справиться с этим задание и правильно определили пословицу, которая подходит к данному произведению. - Ребята, в начале урока у нас с вами стоял главный вопрос – какими качествами должен обладать настоящий друг? - Теперь мы сможем с вами ответить на данный вопрос. - Верно, ребята настоящий друг должен быть отзывчивым, нельзя давать своего друга в обиду и забывать про него. - Мы смогли ответить на главный вопрос. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации), познавательные УУД (овладение навыками смыслового чтения произведения в соответсвии с целями и задачами; логические: владение логическими действиями анализа, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений),коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей в ходе обсуждения произведения, умение осмысливать собственное поведение и поведение окружающих). |
6. Самостоятельная работа Задача: закрепить знания по изученному произведению «Друг детства» Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации), познавательные УУД (логические: владение логическими действиями анализа, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение уважать мнение других людей в ходе обсуждения произведения, умение осмысливать собственное поведение и поведение окружающих). | Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: Методы обучения: Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение; Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение;) | - Сейчас, когда мы уже познакомились с нашим произведением. (телесно-кинестетический интеллект) - Подробно обсудили поступки героя. - Мы можем создать своего собственного друга и наполнить его теми качествами, которые вы считаете необходимо иметь другу. - Сейчас ваша задача нарисовать друга и наполнить его теми качествами, которые должен иметь настоящий друг. - Максим, что ты сейчас будешь делать? (рисовать друга и наполнять его качествами) - У кого есть вопросы? - Тогда приступаем и затем будем представлять. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации), познавательные УУД (логические: владение логическими действиями анализа, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение уважать мнение других людей в ходе обсуждения произведения, умение осмысливать собственное поведение и поведение окружающих). |
8. Подведение итогов. Рефлексия Задача: подвести итог урока, способствовать осуществлению у обучающихся оценки своей деятельности на уроке. Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осознание качества и уровня усвоения), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). | Методы воспитания: Методы стимулирования (поощрение); Методы воздействия на мотивационную сферу (поощрение); Методы воздействия на волевую сферу (требование). Методы обучения: Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль); Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности (Беседа). | - Ребята наш урок подходит к концу, и я предлагаю подвести итог урока. (внутриличностный интеллект) - Как называется произведение, которое мы сегодня с вами изучали? - Чему учит нас данное произведение? - Передайте свое отношение к поступку мальчика? Правильно ли он поступил и почему? - Можно ли придумать другое название данному произведению, которое бы выражало главную мысль? – А теперь попробуем поработать в паре, поучимся выражать главную мысль текста в нескольких словах, составим синквейн «Друг детства». – Синквейн, стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее своеобразное строение. Первая строка— тема синквейна. 1 существительное в начальной форме. Вторая строка – характерные признаки предмета (2 прилагательных) Третья строка – характерные действия предмета (3 глагола) Четвертая строка— что думает автор (фраза из четырёх слов) Пятая строка— 1 слово. Синоним слову данной темы Примерный синквейн: Друг Плюшевый, забавный Слушает, радует, утешает Он в беде не бросит. Дружок - Кто хочет представить свой синквейн? - кто не успел представить, сдайте пожалуйста мне, я обязательно их прочту. - Ребята, важно помнить, что трогательное отношение к игрушкам – друзьям детства должны сохраняются не только в рассказах, н и в жизни. - Мне бы хотелось похвалить ... за активность, внимательность на уроке. Надеюсь, что остальные будут также активно работать в следующий раз. - Спасибо вам за урок. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осознание качества и уровня усвоения), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). |