Тема: «Литературное кафе» по творчеству А.П.Чехова «Хамелеон», Л.Н.Толстой «Детство»
Класс: 7.
Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме,
-развивать умение работать в команде, правильно формулировать и выражать свою точку зрения, умение работать с текстом, составлять характеристику героев, сопоставлять произведения (находить общее в темах, выразительных средствах), навыки анализа текста, внимание, память, умение слушать и анализировать высказывание другого, выделять главное.
-воспитывать уважение к окружающим, любовь к классике русской литературы.
Форма проведения: интеллектуальная игра.
Тип урока: урок обобщения материала.
Оборудование: меню для трех столов (прил.1), таблички с названиями «Чехов», «Толстой», «Стол ожидания», атрибуты для создания атмосферы кафе: скатерти на стол, вазы с цветами,
Ход урока
1.Оргмомент.
2. Сообщение темы и цели урока. Мотивация деятельности.
1) Слово учителя. Сегодня наша задача с вами подвести итог по пройденной теме. Напомните, какие два последних произведения мы прочитали? (ответы детей). И сейчас мы попробуем обобщить все, о чем мы говорили на предыдущих уроках. Способ для этого я выбрала не простой. Мы посетим с вами Литературное кафе. Вы заинтригованы? Тогда не буду вас томить. Проходите, располагайтесь.
3. Ход игры.
1 стол – Чехов
2 стол – Толстой
3 стол – пустой
1 этап: Ученикам предлагается занять любой из столов и посмотреть меню (прил.1). После просмотра они могут сменить стол по желанию, но только один раз. Затем следует сделать свой выбор из предложенных позиций и продумать свое задание (на подготовку дается 7 минут).
2 этап: Выступления участников (начиная с «угости соседей», чтобы успеть подготовиться). Если один человек за столом выбирает «Угости соседей» и адресует свой вопрос второму столу, ответ может готовить любой из участников второй группы.
3 этап: Обсуждение выступления, анализ, дополнительные вопросы.
«Стол ожиданий»
Учащиеся, не сумевшие сразу определиться с выбором стола, могут занять место за «столом ожиданий». После просмотра меню, они могут пересесть за другой стол, как и другие участники. Если же учащиеся посчитают, что им не по силам занять одно из мест за другим столом, они остаются на месте и выполняют ряд заданий специально для этого стола, заказывая «Сборную солянку».
Счет: если участник не справился с заданием, он получает счет с дополнительным вопросом. По окончании игры каждый получает баллы за свою работу.
Вопросы к блюду «Комплимент от шеф-повара»
по Чехову:
Под каким псевдонимом Чехов начинал свою литературную деятельность? (Антоша Чехонте)
Где родился писатель? (Таганрог)
Чем владел отец писателя? (бакалейной лавкой)
Какую специальность получил Чехов? (врач)
Какое детство было у писателя? (работал в лавке, с 6 класса из-за разорения отца зарабатывал деньги уроками).
по Толстому:
Где родился Толстой? (Ясная Поляна).
Первое произведение, появившееся в печати? («Детство»).
Какое отношение имел Толстой к педагогике? (открыл боле 20 школ для крестьянских детей, писал статьи и создал книги: «Азбука», «Книги для чтения»)
Какие произведения писателя известны во всем мире? («Анна Каренина», «Война и мир»).
Задания к блюду «Сборная солянка»
1.Где родился Чехов? (Таганрог).
2.Первое произведение Толстого, появившееся в печати? («Детство»).
3.Какое отношение имел Толстой к педагогике? (открыл боле 20 школ для крестьянских детей, писал статьи и создал книги: «Азбука», «Книги для чтения»).
4.Какое детство было у писателя? (работал в лавке, с 6 класса из-за разорения отца зарабатывал деньги уроками).
Физкультминутка.
4. Подведение итогов.
1) Самоанализ. Итак, сегодня вы отлично поработали в командах. Я попрошу каждого оценить сейчас свою работу и работу своей команды.
2) Рефлексия.
3) Оценивание результатов, выставление оценок.
Домашнее задание.

Чехов:
1.«Литературный аперитив» (биография)
2.«Чувства и состояние героя» (анализ речевых, портретных характеристик героев, которые помогают создать образ).
«Хамелеонство – проблема современности».
4.«Литературное ассорти» (привести примеры произведений с подобными темами, приемами).
5.«Угости соседей».
6.Комплимент от шеф-повара.
7.«Сборная солянка» (стол №3)

Толстой:
1.«Литературный аперитив».
2.«Чувства и состояние героев» (анализ речевых, портретных характеристик героев, которые помогают создать образ).
3.«Философские размышления о детстве».
4.«Литературное ассорти» (привести примеры произведений с подобными темами, приемами).
5.«Угости соседей». Задать вопрос по произведению.
6.Комплимент от шеф-повара.
7«Сборная солянка» (стол №3)