СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс. Тема: "Е. Ильина "Чик-чик ножницами""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС, в основе которого лежит системно-деятельностный подход. Использованы активные методы обучения. На уроке дети познакомились с жизнью и деятельностью советской писательницы Е. Я. Ильиной, учились воспринимать, читать вслух произведение, отвечать на вопросы по содержанию, моделировать обложку, использовать в речи литературоведческие понятия. ,

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс. Тема: "Е. Ильина "Чик-чик ножницами""»

Литературное слушание. 1 класс.

Е.Ильина «Чик-чик ножницами» Прорамма «Начальная школа 21 века»

Карачинская Светлана Ивановна, учитель начальных классов


Тема урока: Е.Ильина «Чик-чик ножницами»

Цели деятельности педагога: 

-  развитие осознанного восприятия литературного произведения;

-  формирование умения работать с текстом;

-  развитие умения выразительно читать;

-  обучение работе в команде, воспитания чувства взаимопомощи и дружеского отношения друг к другу;

-  воспитания уважения к труду и формирования желания любую работу выполнять хорошо.

Планируемые результаты (УУД):

Личностные:  воспринимают речь учителя  (одноклассников) непосредственно не обращённую к учащемуся,  выражают положительное отношение к процессу познания; умеют проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Метапредметные:

- Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку товарищей и учителя, планируют свои действия.

- Познавательные:  высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, понимают смысл читаемого произведения.

- Коммуникативные: воспринимают текст с учётом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для её решения; развивают умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить сотрудничество со сверстниками

Предметные:

- Научатся осознанно воспринимать, читать вслух произведения разных жанров (рассказы, пословицы) и отвечать на вопросы по содержанию, правильно называть произведение, моделировать обложку книги (указывать фамилию автора, заглавие, жанр, тему), использовать в речи литературоведческие понятия.


1. Организационный момент.


Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

У нас с вами урок литературного слушания.

Девиз урока:

               (Правила на доске)

УМЕТЬ СЛУШАТЬ!

УМЕТЬ ДОГОВАРИВАТЬСЯ!
БЫТЬ ТЕРПИМЫМИ!
НЕ ССОРИТЬСЯ!



2. Актуализация знаний

-Давайте вспомним с произведениями каких писателей мы знакомились на последних уроках? Узнайте портрет писателя (на экране портреты писателей

Вера Васильевна Чаплина

_ С каким произведением В.Чаплиной мы знакомились? («Мушка»)

- О чем оно?

Сергей Алексеевич Баруздин «Человеки» и т. д.)


3. Постановка учебной задачи.

Далее портрет Е. Ильиной

- Знакома ли нам эта писательница? (нет)

- Давайте поставим учебную задачу урока (познакомиться с жизнью и творчеством новой писательницы и её произведением)


4. Открытие детьми нового знания (рассказ учителя сопровождается презентацией)

Елена Яковлевна Ильина советская писательница, поэтесса и переводчица. Елена Ильина – это псевдоним. Настоящее имя писательницы Лия Яковлена Прейс-Маршак. Это родная сестра известных писателей Самуила Яковлевича Маршака и Ильи Яковлевича Маршака.

Родилась Лия Яковлевна в 1901 году в Воронежской губернии. Окончила Ленинградский институт искусств. Печататься стала с 1925 года. Она написала такие произведения как «Четвертая высота», «Обыкновенные девчонки», «Неутомимый путник». Она владела несколькими иностранными языками, занималась переводом иностранной литературы на русский язык.

В годы сталинских репрессий была причислена к «врагам народа» и много лет провела в тюрьмах и лагерях. Умерла в 1964 году, похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.


- Откройте учебник с. 153 прочитайте название произведения, с которым мы будем знакомиться.

- Почему многие из вас улыбнулись?

- Хочется ли вам узнать, о чём говорится в этом произведении?

- Что для этого надо сделать?                

(Поставьте учебную задачу) (Внимательно слушать, определить жанр произведения)


Словарная работа (на доске слова без пояснений)

В тексте встретятся слова, которые кому-то могут быть непонятны.

Давайте прочитаем слова. Кому какое слово непонятно.

Чепчик – детский головной убор, закрывающий волосы и завязывающийся под подбородком.        

Напёрсток – металлический колпачок,  надеваемый на палец при шитье для предохранения от укола иголкой.

Лоскуток – остатки в текстильном и швейном производстве.

Кушачок  (кушак) - пояс, обычно широкий, матерчатый.

Комод – низкий шкаф с выдвижными ящиками.


Физкультминутка

Чтение учителем произведения.


Беседа по вопросам?

- Жанр? О ком? (о детях, людях)

- Как вы думаете, это произведение весёлое, грустное, смешное, серьёзное?

-Кто является главными героями произведения?

- С какой просьбой обратилась девочка к бабушке? (Я сама хочу сшить себе платье)

-Что ответила бабушка?

- Что дала бабушка девочке (материю, ножницы, напёрсток, нитки, иголку)

-Чего, по словам бабушки, не хватало девочке? (умения)

- Что посоветовала запомнить бабушка? (Семь раз отмерь – один отрежь)

-Послушала ли девочка бабушкин совет? (нет)

- Что нужно, чтобы было умение? (терпение)

-Получилось ли у девочки платье? (нет)

- Почему (не хватило терпения, чтобы научиться)

-Что получалось у девочки вместо платья? (два рукава, два кармана, кушачок, воротничок и бантик)

- Что еще хотела сшить девочка? (передник, трусики, чепчик, платочек)

-Давайте прочитаем вторую часть рассказа и определим главную мысль текста?

Чтение текста детьми (Где нет терпения, нет и умения)

Как связаны между собой слова: терпение – умение – мастерство (мастер «золотые руки»)

5. Первичное закрепление

Работа в группах

- А теперь поработаем в группах. У каждой группы своё задание.

1 группа: прочитать предложения с. 135

2 группа: Характеристика героев (Выбрать слова, которые подходят героям. Соединить стрелочками.  Можно дописать свои слова.)

добрая

умелая

нетерпеливая

бабушка                                                                                            внучка                                                                  торопливая                                                                  

доброжелательная

умная

непослушная



3 группа: Составление схематического плана: наклеить рисунки в той последовательности, в которой менялось решение девочки: что же она хочет сшить.

(У детей на столах рисунки платья, передника, трусов, чепчика, платочка.)


4 группа: Собрать рассыпавшиеся пословицы

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

 Где нет терпения, нет и умения.


Проверка: Давайте обобщим результаты вашей работы.

1. Чтение

2. Характеристика героев

3. Составление схематического плана

- Знала ли бабушка, что внучка не сможет сшить платье?

- Откуда?                                      (Была умной, опытной.)


4.Работа с пословицами

Какую народную мудрость знала бабушка? (2 пословица)

Какой совет вы могли бы дать девочке? (1 пословица)


6. Самостоятельная работа.

 Моделирование обложки. Составление книжки-самоделки.


- Возьмите лист, подготовьтесь к моделированию.

- Вспомните, с каким по жанру произведением вы сегодня познакомились?

(С рассказом.)

- Как это показать на модели обложки?

(Нарисовать прямоугольник.)

- О ком этот рассказ? Покажите тему на обложке.

(О детях, о людях. Цвет жёлтый)

- Напишите заголовок.

(Чик-чик ножницами.)

Кто написал это произведение?

Напишите:       Е. Ильина.

Самопроверка . Сравните с моделью на доске.

7. Итог урока.

Вот  такая книжечка-самоделка  у нас получилась.

Назовите полностью это произведение. (Автор +заголовок)

Для чего автор нам рассказал эту историю?

 Какова основная мысль этого рассказа?

(Не спешить что-то делать, сначала надо всё обдумать.)

Можно ли это применить в жизни?

А на сегодняшнем уроке вы при самостоятельной работе вы следовали совету бабушки?

(Не торопились, не сразу  писали и клеили.

 Сначала думали, советовались.)

Понравился ли вам рассказ?

 

8. Рефлексия  учебной деятельности.

Какую задачу мы перед собой ставили?

(Познакомиться с новым произведением.)

Выполнили мы её?

Определите своё отношение  к уроку.

(Группы выходят по очереди к доске, и каждый ребёнок помещает

на магнитной доске цветочек  на строке напротив слов,

которые соответствуют  его отношению к уроку.)

Мне  очень понравилось

Мне было интересно

Я узнал(а) новое

Мне не понравилось

Мне было скучно