Литературное слушание. 1 класс.
Е.Ильина «Чик-чик ножницами» Прорамма «Начальная школа 21 века»
Карачинская Светлана Ивановна, учитель начальных классов
Тема урока: Е.Ильина «Чик-чик ножницами»
Цели деятельности педагога:
- развитие осознанного восприятия литературного произведения;
- формирование умения работать с текстом;
- развитие умения выразительно читать;
- обучение работе в команде, воспитания чувства взаимопомощи и дружеского отношения друг к другу;
- воспитания уважения к труду и формирования желания любую работу выполнять хорошо.
Планируемые результаты (УУД):
Личностные: воспринимают речь учителя (одноклассников) непосредственно не обращённую к учащемуся, выражают положительное отношение к процессу познания; умеют проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Метапредметные:
- Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку товарищей и учителя, планируют свои действия.
- Познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, понимают смысл читаемого произведения.
- Коммуникативные: воспринимают текст с учётом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для её решения; развивают умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить сотрудничество со сверстниками
Предметные:
- Научатся осознанно воспринимать, читать вслух произведения разных жанров (рассказы, пословицы) и отвечать на вопросы по содержанию, правильно называть произведение, моделировать обложку книги (указывать фамилию автора, заглавие, жанр, тему), использовать в речи литературоведческие понятия.
1. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
У нас с вами урок литературного слушания.
Девиз урока:
(Правила на доске)
УМЕТЬ СЛУШАТЬ!
УМЕТЬ ДОГОВАРИВАТЬСЯ!
БЫТЬ ТЕРПИМЫМИ!
НЕ ССОРИТЬСЯ!
2. Актуализация знаний
-Давайте вспомним с произведениями каких писателей мы знакомились на последних уроках? Узнайте портрет писателя (на экране портреты писателей
Вера Васильевна Чаплина
_ С каким произведением В.Чаплиной мы знакомились? («Мушка»)
- О чем оно?
Сергей Алексеевич Баруздин «Человеки» и т. д.)
3. Постановка учебной задачи.
Далее портрет Е. Ильиной
- Знакома ли нам эта писательница? (нет)
- Давайте поставим учебную задачу урока (познакомиться с жизнью и творчеством новой писательницы и её произведением)
4. Открытие детьми нового знания (рассказ учителя сопровождается презентацией)
Елена Яковлевна Ильина советская писательница, поэтесса и переводчица. Елена Ильина – это псевдоним. Настоящее имя писательницы Лия Яковлена Прейс-Маршак. Это родная сестра известных писателей Самуила Яковлевича Маршака и Ильи Яковлевича Маршака.
Родилась Лия Яковлевна в 1901 году в Воронежской губернии. Окончила Ленинградский институт искусств. Печататься стала с 1925 года. Она написала такие произведения как «Четвертая высота», «Обыкновенные девчонки», «Неутомимый путник». Она владела несколькими иностранными языками, занималась переводом иностранной литературы на русский язык.
В годы сталинских репрессий была причислена к «врагам народа» и много лет провела в тюрьмах и лагерях. Умерла в 1964 году, похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.
- Откройте учебник с. 153 прочитайте название произведения, с которым мы будем знакомиться.
- Почему многие из вас улыбнулись?
- Хочется ли вам узнать, о чём говорится в этом произведении?
- Что для этого надо сделать?
(Поставьте учебную задачу) (Внимательно слушать, определить жанр произведения)
Словарная работа (на доске слова без пояснений)
В тексте встретятся слова, которые кому-то могут быть непонятны.
Давайте прочитаем слова. Кому какое слово непонятно.
Чепчик – детский головной убор, закрывающий волосы и завязывающийся под подбородком.
Напёрсток – металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье для предохранения от укола иголкой.
Лоскуток – остатки в текстильном и швейном производстве.
Кушачок (кушак) - пояс, обычно широкий, матерчатый.
Комод – низкий шкаф с выдвижными ящиками.
Физкультминутка
Чтение учителем произведения.
Беседа по вопросам?
- Жанр? О ком? (о детях, людях)
- Как вы думаете, это произведение весёлое, грустное, смешное, серьёзное?
-Кто является главными героями произведения?
- С какой просьбой обратилась девочка к бабушке? (Я сама хочу сшить себе платье)
-Что ответила бабушка?
- Что дала бабушка девочке (материю, ножницы, напёрсток, нитки, иголку)
-Чего, по словам бабушки, не хватало девочке? (умения)
- Что посоветовала запомнить бабушка? (Семь раз отмерь – один отрежь)
-Послушала ли девочка бабушкин совет? (нет)
- Что нужно, чтобы было умение? (терпение)
-Получилось ли у девочки платье? (нет)
- Почему (не хватило терпения, чтобы научиться)
-Что получалось у девочки вместо платья? (два рукава, два кармана, кушачок, воротничок и бантик)
- Что еще хотела сшить девочка? (передник, трусики, чепчик, платочек)
-Давайте прочитаем вторую часть рассказа и определим главную мысль текста?
Чтение текста детьми (Где нет терпения, нет и умения)
Как связаны между собой слова: терпение – умение – мастерство (мастер «золотые руки»)
5. Первичное закрепление
Работа в группах
- А теперь поработаем в группах. У каждой группы своё задание.
1 группа: прочитать предложения с. 135
2 группа: Характеристика героев (Выбрать слова, которые подходят героям. Соединить стрелочками. Можно дописать свои слова.)
добрая
умелая
нетерпеливая
бабушка внучка торопливая
доброжелательная
умная
непослушная
3 группа: Составление схематического плана: наклеить рисунки в той последовательности, в которой менялось решение девочки: что же она хочет сшить.
(У детей на столах рисунки платья, передника, трусов, чепчика, платочка.)
4 группа: Собрать рассыпавшиеся пословицы
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Где нет терпения, нет и умения.
Проверка: Давайте обобщим результаты вашей работы.
1. Чтение
2. Характеристика героев
3. Составление схематического плана
- Знала ли бабушка, что внучка не сможет сшить платье?
- Откуда? (Была умной, опытной.)
4.Работа с пословицами
Какую народную мудрость знала бабушка? (2 пословица)
Какой совет вы могли бы дать девочке? (1 пословица)
6. Самостоятельная работа.
Моделирование обложки. Составление книжки-самоделки.
- Возьмите лист, подготовьтесь к моделированию.
- Вспомните, с каким по жанру произведением вы сегодня познакомились?
(С рассказом.)
- Как это показать на модели обложки?
(Нарисовать прямоугольник.)
- О ком этот рассказ? Покажите тему на обложке.
(О детях, о людях. Цвет жёлтый)
- Напишите заголовок.
(Чик-чик ножницами.)
Кто написал это произведение?
Напишите: Е. Ильина.
Самопроверка . Сравните с моделью на доске.
7. Итог урока.
Вот такая книжечка-самоделка у нас получилась.
Назовите полностью это произведение. (Автор +заголовок)
Для чего автор нам рассказал эту историю?
Какова основная мысль этого рассказа?
(Не спешить что-то делать, сначала надо всё обдумать.)
Можно ли это применить в жизни?
А на сегодняшнем уроке вы при самостоятельной работе вы следовали совету бабушки?
(Не торопились, не сразу писали и клеили.
Сначала думали, советовались.)
Понравился ли вам рассказ?
8. Рефлексия учебной деятельности.
Какую задачу мы перед собой ставили?
(Познакомиться с новым произведением.)
Выполнили мы её?
Определите своё отношение к уроку.
(Группы выходят по очереди к доске, и каждый ребёнок помещает
на магнитной доске цветочек на строке напротив слов,
которые соответствуют его отношению к уроку.)
Мне очень понравилось
Мне было интересно
Я узнал(а) новое
Мне не понравилось
Мне было скучно
![]()
![]()
