СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературный час "Человек труда в художественной литературе"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературный час "Человек труда в художественной литературе"»

Литературный час «Человек труда в художественной литературе»

Цели урока: вызвать интерес к личности писателя, познакомить с его нравственными позициями; формировать у учащихся деятельное отношение к жизни, убеждение в том, что всё достигается большим трудом; воспитывать читательский вкус.

Задачи: научить чувствовать исключительную самобытность образного строя мысли писателя; выработать умение ориентироваться в тексте художественного произведения.

Оборудование: тексты рассказов; портреты писателя; книжная выставка, на которой представлены произведения А.П. Платонова; книги и статьи о А.П. Платонове. Карточки, на которых записаны ключевые слова, позволяющие определить позицию автора по данной теме.

Работа с карточками: в процессе работы с произведениями учащиеся делают ряд выводов, раскрывая определение «Труд – это…»; на карточках зафиксированы основные составляющие этого определения и по мере раскрытия основных положений данные карточки фиксируются на доске. В результате выстраивается схема, позволяющая учащимся самостоятельно сделать вывод.

Ход занятия

Организационный момент.

Активизация познавательной активности учащихся. Сообщение темы и цели урока.

Чтение учителем притчи Соломона.

«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;
Но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.

Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь.
И придёт, как прохожий бедность твоя и нужда твоя, как разбойник».

Беседа с учащимися:

- О чём говорится в этой притче? К кому обращается Соломон?

- Для чего (почему) трудится муравей?

- Какой смысл имеет эта притча?

- А зачем ещё трудится человек? И что значит – трудиться?

- Какого человека мы можем назвать тружеником?

- Что такое трудолюбие? Как вы понимаете значение этого слова?

А теперь сравним своё толкование слов с тем объяснением, которое даёт «Толковый словарь»:

Труженик – человек, который трудится, трудолюбивый человек.
Трудолюбивый – любящий трудиться.

Слово учителя:

Объявление темы урока, работа с эпиграфом (строки Роберта Рождественского).

- Как вы понимаете смысл строк Роберта Рождественского?

Вывод: Человек будет трудиться всегда и трудился всегда, т.к. только с помощью труд

Стихотворение Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…»

Урок – размышление

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

Психологическая зарядка:

Учитель просит выйти к доске двух самых смелых семиклассников и сесть на стулья лицом к классу. «Друзья, эти стулья непростые – они волшебные, всякий сидящий на них может представить перед своим внутренним взором огромное здание – это мир, в котором мы живём. Закройте все глаза, а сидящие лицом ко всем подарят миру свои пожелания».

(Если удастся создать правильный настрой, то такое начало даёт мощный заряд на дальнейшую работу)

Слово учителя.

- Уважаемые ребята, на уроках литературы вы успели познакомиться с биографией поэта, портрет которого вы видите, и его некоторыми стихотворениями. Сегодня нам предстоит обратиться ещё к одному. Это стихотворение «Не позволяй душе лениться…» Нам предстоит поразмышлять о непреходящих духовных ценностях, которые создаются в результате неустанной работы человека над собой. Пусть соприкоснуться с удивительной поэтической строкой нам поможет музыка!

В. Брюсов, русский поэт, в своё время писал в стихотворении «Труд»:

В мире слов разнообразных,

Что блестят, горят и жгут,

Золотых, стальных, алмазных,

Нет священней слова: «труд!»

Тема труда – очень важная в русской литературе. А в русском фольклоре – сокровищнице мудрости очень много пословиц, поговорок о труде:

  • Труд человека кормит.

  • Не бравшись за топор, избы не срубишь

  • Дерево сильно корнями, а человек трудом.

  • Деревья смотрят в плодах, а человека в делах.

  • Дело мастера боится.

  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Писатели, поэты в разное время рассказывали о труде человека. И это закономерно, так как труд- основа жизни, трудом живёт и славится человек.

- Ребята, вы получили предварительные задания по группам посмотреть, как поэтической строкой рисуют трудовой процесс разные поэты.

1 группа:

А. Кольцов, поэт начала XIX века, в стихотворении «Косарь» писал:

Раззудись, плечо!

Размахнись, рука!

Ты пахни в лицо,

Ветер с полудня!

Освяти, взволнуй

Степь просторную!

Зажужжи, коса,

Как пчелиный рой!

Молоньёй, коса,

Засверкай кругом!

В. Брюсов

Здравствуй, тяжкая работа,

Плуг, лопата и кирка!

Освежают капли пота,

Ноет сладостно рука!

Великая радость – работа,

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Всё счастье земли – за трудом!

С. Есенин вот что пишет о труде:

Каждый труд благослови, удача!

Рыбаку – чтоб с рыбой невода,

Пахарю – чтоб плуг его и кляча

Доставали хлеба на года.

- Ребята, о какой работе идёт речь в этих стихотворениях?

- Как относятся поэты к труду человека?

- Какое настроение возникает при чтении этих поэтических строк? (возможные ответы)

- Конечно, все стихотворения о физической работе, которая приносит наслаждение, даёт ощущение собственной силы, удали, мощи. Поэты поют гимн людям труда, восхищаются ими.

- Таким образом, мы выяснили, что труд бывает умственный и физический. Но и в том, и в другом случае человек должен творчески к нему относиться, вкладывая всю душу в дело, которое выполняет, об этом и размышляет Н. Заболоцкий.

Он писал о природе, о человеке, о воле к борьбе, о стойкости, о постоянном самосовершенствовании. Поэт высказывает интересную мысль, человек – часть природы, но и в то же время он творец такой природы, какой в самой природе нет. Эта природа – творчество человека.

- Обращаемся к стихотворению «Не позволяй душе лениться..» Чтение стихотворения учителем наизусть

- О чём это стихотворение?

- Что такое труд души? О каком человеке говорят: «он ленив душой?» (душа трудится, т.е. отзывается радостью, возмущением на тревоги и волнения извне)

Ленивый душой – равнодушный. Он посторонний наблюдатель.

Труд души – это неустанная работа человека над собой, стремление к духовному совершенству.

Ребята, в конце нашего разговора мне хочется подарить вам памятки.

Нравственные зарубки на каждый день:

  • посочувствуй чужой беде;

  • помоги кому-нибудь поверить в себя;

  • поделись радостью открытия;

  • не пожалей доброго слова тому, кому плохо сейчас;

  • помни, что осудить человека легче, чем понять –

Трудись над этим!

- Мои юные друзья, мы сегодня много говорили о труде души, а быть может, далеко не все слова легли на ваше сердце, а взяли и спрятались – за шкафы, за шторки или упали под стол?

Наверное, не все из вас уже сейчас положили в свой жизненный багаж вечные ценности, о которых шла сегодня речь. Поэтому пусть мостиком между вами и этим большим яростным миром, которому так нужны ваши добрые, чистые души, будет эта прекрасная музыка.