Литературный час «Человек труда в художественной литературе»
Цели урока: вызвать интерес к личности писателя, познакомить с его нравственными позициями; формировать у учащихся деятельное отношение к жизни, убеждение в том, что всё достигается большим трудом; воспитывать читательский вкус.
Задачи: научить чувствовать исключительную самобытность образного строя мысли писателя; выработать умение ориентироваться в тексте художественного произведения.
Оборудование: тексты рассказов; портреты писателя; книжная выставка, на которой представлены произведения А.П. Платонова; книги и статьи о А.П. Платонове. Карточки, на которых записаны ключевые слова, позволяющие определить позицию автора по данной теме.
Работа с карточками: в процессе работы с произведениями учащиеся делают ряд выводов, раскрывая определение «Труд – это…»; на карточках зафиксированы основные составляющие этого определения и по мере раскрытия основных положений данные карточки фиксируются на доске. В результате выстраивается схема, позволяющая учащимся самостоятельно сделать вывод.
Ход занятия
Организационный момент.
Активизация познавательной активности учащихся. Сообщение темы и цели урока.
Чтение учителем притчи Соломона.
«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;
Но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.
Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь.
И придёт, как прохожий бедность твоя и нужда твоя, как разбойник».
Беседа с учащимися:
- О чём говорится в этой притче? К кому обращается Соломон?
- Для чего (почему) трудится муравей?
- Какой смысл имеет эта притча?
- А зачем ещё трудится человек? И что значит – трудиться?
- Какого человека мы можем назвать тружеником?
- Что такое трудолюбие? Как вы понимаете значение этого слова?
А теперь сравним своё толкование слов с тем объяснением, которое даёт «Толковый словарь»:
Труженик – человек, который трудится, трудолюбивый человек.
Трудолюбивый – любящий трудиться.
Слово учителя:
Объявление темы урока, работа с эпиграфом (строки Роберта Рождественского).
- Как вы понимаете смысл строк Роберта Рождественского?
Вывод: Человек будет трудиться всегда и трудился всегда, т.к. только с помощью труд
Стихотворение Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…»
Урок – размышление
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
Психологическая зарядка:
Учитель просит выйти к доске двух самых смелых семиклассников и сесть на стулья лицом к классу. «Друзья, эти стулья непростые – они волшебные, всякий сидящий на них может представить перед своим внутренним взором огромное здание – это мир, в котором мы живём. Закройте все глаза, а сидящие лицом ко всем подарят миру свои пожелания».
(Если удастся создать правильный настрой, то такое начало даёт мощный заряд на дальнейшую работу)
Слово учителя.
- Уважаемые ребята, на уроках литературы вы успели познакомиться с биографией поэта, портрет которого вы видите, и его некоторыми стихотворениями. Сегодня нам предстоит обратиться ещё к одному. Это стихотворение «Не позволяй душе лениться…» Нам предстоит поразмышлять о непреходящих духовных ценностях, которые создаются в результате неустанной работы человека над собой. Пусть соприкоснуться с удивительной поэтической строкой нам поможет музыка!
В. Брюсов, русский поэт, в своё время писал в стихотворении «Труд»:
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут,
Золотых, стальных, алмазных,
Нет священней слова: «труд!»
Тема труда – очень важная в русской литературе. А в русском фольклоре – сокровищнице мудрости очень много пословиц, поговорок о труде:
Труд человека кормит.
Не бравшись за топор, избы не срубишь
Дерево сильно корнями, а человек трудом.
Деревья смотрят в плодах, а человека в делах.
Дело мастера боится.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Писатели, поэты в разное время рассказывали о труде человека. И это закономерно, так как труд- основа жизни, трудом живёт и славится человек.
- Ребята, вы получили предварительные задания по группам посмотреть, как поэтической строкой рисуют трудовой процесс разные поэты.
1 группа:
А. Кольцов, поэт начала XIX века, в стихотворении «Косарь» писал:
Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!
Освяти, взволнуй
Степь просторную!
Зажужжи, коса,
Как пчелиный рой!
Молоньёй, коса,
Засверкай кругом!
В. Брюсов
Здравствуй, тяжкая работа,
Плуг, лопата и кирка!
Освежают капли пота,
Ноет сладостно рука!
Великая радость – работа,
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Всё счастье земли – за трудом!
С. Есенин вот что пишет о труде:
Каждый труд благослови, удача!
Рыбаку – чтоб с рыбой невода,
Пахарю – чтоб плуг его и кляча
Доставали хлеба на года.
- Ребята, о какой работе идёт речь в этих стихотворениях?
- Как относятся поэты к труду человека?
- Какое настроение возникает при чтении этих поэтических строк? (возможные ответы)
- Конечно, все стихотворения о физической работе, которая приносит наслаждение, даёт ощущение собственной силы, удали, мощи. Поэты поют гимн людям труда, восхищаются ими.
- Таким образом, мы выяснили, что труд бывает умственный и физический. Но и в том, и в другом случае человек должен творчески к нему относиться, вкладывая всю душу в дело, которое выполняет, об этом и размышляет Н. Заболоцкий.
Он писал о природе, о человеке, о воле к борьбе, о стойкости, о постоянном самосовершенствовании. Поэт высказывает интересную мысль, человек – часть природы, но и в то же время он творец такой природы, какой в самой природе нет. Эта природа – творчество человека.
- Обращаемся к стихотворению «Не позволяй душе лениться..» Чтение стихотворения учителем наизусть
- О чём это стихотворение?
- Что такое труд души? О каком человеке говорят: «он ленив душой?» (душа трудится, т.е. отзывается радостью, возмущением на тревоги и волнения извне)
Ленивый душой – равнодушный. Он посторонний наблюдатель.
Труд души – это неустанная работа человека над собой, стремление к духовному совершенству.
Ребята, в конце нашего разговора мне хочется подарить вам памятки.
Нравственные зарубки на каждый день:
посочувствуй чужой беде;
помоги кому-нибудь поверить в себя;
поделись радостью открытия;
не пожалей доброго слова тому, кому плохо сейчас;
помни, что осудить человека легче, чем понять –
Трудись над этим!
- Мои юные друзья, мы сегодня много говорили о труде души, а быть может, далеко не все слова легли на ваше сердце, а взяли и спрятались – за шкафы, за шторки или упали под стол?
Наверное, не все из вас уже сейчас положили в свой жизненный багаж вечные ценности, о которых шла сегодня речь. Поэтому пусть мостиком между вами и этим большим яростным миром, которому так нужны ваши добрые, чистые души, будет эта прекрасная музыка.