Народ, не знающий своего прошлого,
не имеет права на будущее.
А.С. Пушкин
Родное село… Отчий край…
Нет человека, который бы не помнил об уголке нашей страны, где он родился, провёл своё детство, куда его тянет даже спустя много лет. Каждый хранит в памяти улочки своего села, пруд, куда бегал ловить рыбу и купаться, школу, где прошли лучшие и незабываемые годы детства, людей, которые жили и работали в селе.
Для меня таким селом является небольшое село Касьяновка, село, которого не найдешь на карте.
Я поднимаюсь по склону холма и, остановившись, любуюсь красотой, которая открывается моему взору. Глядя на поля, сады, небольшие леса, раскинувшиеся вокруг села, я размышляю об истории моего села, его жителях – моих земляках. Село, расположено на местности сильно изрезанной балками и оврагами. Небольшая речушка Богучарка делит его на две части. Закрыв глаза, я невольно представляю, как же выглядела Касьяновка более двух столетий назад.
Хутор Касьянов возник в 1794 году. В нем насчитывалось четыре двора и жителей тридцать один человек. Была водяная мельница у Григория Клочкова. В 1828 году имелось семь дворов, жителей семьдесят человек. У Федора Глушкова была мельница с толчеями. Доход составлял 100 рублей в год. В 1859 году – четырнадцать дворов и жителей 100 человек. В конце XIX века по балке реки Богучарки поселились бывшие крепостные крестьяне Воронежской губернии. И этот хутор стал называться посёлком, а все село до 1970 года - Касьян-Поселок.
Мне представились сразу небольшие хаты, обмазанные глиной и покрытые соломой. А как же выглядела изба внутри?
В лёгком сумраке мерцает огонёк лампады, освещая строгие лики старинных икон, вышитые рушники. Пол в горнице застелён домоткаными половиками. У стены высокая русская печь с разновеликими чугунами. Здесь же, у печи, стоят ухваты, сковородки и длинная кочерга, с помощью которой из печи удаляли прогоревшее топливо. Печки топили соломой, очеретом, кизяком, редко дровами. В центре горницы стоял стол, покрытый вышитой скатертью. На столе – старый медный самовар, различная обеденная посуда.
В повседневном обиходе мужской одежды была сорочка с широкими штанами, кожух или тулуп, чёботы и черевики, валенки и лапти. Женщины носили длинные до пят сорочки, с широкими, собранными в густые сборки рукавами, расшитыми в гладь белыми, чёрными и красными нитками. Поверх надевали стеганую юбку из покупных материй, по праздникам обували сафьяновые сапоги.
В краеведческом музее села Касьяновка можно увидеть интерьер крестьянской избы конца XIX века.
Я перевожу взгляд в сторону и вижу бывший колхозный ток. Вспоминаются времена, когда на току были огромные кучи зерна, и мы, школьники, с удовольствием подкидывали зерно в кучи или на зерновой погрузчик. Сколько радости было у нас, когда мы, наравне со взрослыми, получали зарплату.
Колхозы… А что мы о них знаем?
В 1929 году в нашей стране началась коллективизация. Смутное это было время. Не считаясь с веками, устоявшимся укладом, крестьянская жизнь в стране начала не имевший аналогов в мировой истории эксперимент. Раскулачивание, беззаконие, репрессии принесли на Кантемировскую землю немало горя и слез. Но механизм коллективизации был запущен и его никто уже не мог остановить. Выступления недовольных, начиная с крестьянской войны Антонова и небольших локальных, зачастую стихийных бунтов, доведенных до отчаяния людей, жестоко подавлялись.
В 1929 году в селе Новомарковка и части села Касьяновка, а также хутора Высочанов (ныне не существует) был организован колхоз им. Варейкиса, в котором было четырнадцать бригад. Во второй части села Касьяновка организована коммуна имени Страны Советов. В хуторе Коротовка – колхоз «Серп и Молот», а из демобилизованных солдат 1905 года рождения – коммуна имени Бузунова. Колхозы считались мелкими и имели земли от 1000 до 1500 гектаров, до 100 голов лошадей. Урожай составлял 7-9 центнеров с гектара.
Колхозный ток. 54 год.
В 1934 году от Новомарковского сельского Совета отделился Касьян-Поселковский Сельский Совет. В него отошли колхозы «Борец Труда» в хуторе Высочанов, а в Касьян-Посёлке – «Красный Октябрь», в хуторе Коротовка – « Парижская Коммуна». Коммуна имени «Страны Советов» была реорганизована в колхоз «Страна Советов». В 1957 году все колхозы были объединены в одно большое хозяйство - «Дружба». Первым председателем колхоза был Разумный Гавриил Григорьевич. При нем начала обновляться материально – техническая база. Да и вид села стал меняться: началось строительство Дома культуры, зданий животноводческих ферм. С 1963 по 1976 год председателем колхоза был Покусаев Василий Кузьмич. При нем колхоз стал передовым хозяйством не только в районе, но и в Воронежской области.
Выезд механизаторов в поле.
Тяжело осознавать, что от некогда большого хозяйства ничего не осталось. Сейчас в селе несколько крестьянско-фермерских хозяйств, руководят которыми люди, хорошо помнящие Василия Кузьмича Покусаева. Это Богданов А.Г., Еремин Н.Н., Кубата Ю.Д., Лясин С.А. Они продолжают дело, начатое Покусаевым В.К.
Говоря о родном селе, нельзя не упомянуть о Великой Отечественной войне. Как и Кантемировский район Касьяновка была оккупирована фашистскими захватчиками в июле 1942 года. Особых боёв на территории села не было. Но что такое «новый порядок» жители хорошо запомнили. Освободили село в декабре 1942 года. В центре села находится памятник односельчанам, погибшим в годы войны. Более четырёхсот касьяновцев ушли на фронт. Триста назад не вернулись. Мы свято помним всех героев-земляков, завоевавших для нас свободу.
Нынешнее поколение жителей Касьяновки неравнодушны к проблемам родного села. Благодаря инициативе Иващенко А.А. в Касьяновке появились хоккейная площадка, на которой проходят районные соревнования по хоккею и которая стала любимым катком для жителей села, а летом ребята здесь играют в баскетбол, катаются на роликах; а также появилась зона отдыха «ТОС «Ясная поляна». Для любителей игры в футбол есть замечательное футбольное поле.
Медленно спускаясь с холма, возвращаюсь я в родное село, чтобы ещё раз пройти по знакомым улицам, заглянуть в краеведческий музей, где любят бывать учащиеся нашей школы и жители села.
Музей – это частица нашей работы, многое выполнено руками наших детей, музей облагораживает, воспитывает. Вот так день за днем растим и воспитываем наших любимых детей, на примерах учим, на практике, на страницах из жизни тех, для кого Родина – святое.