Литературный праздник-соревнование, посвященный творчеству К. И. Чуковского
(140 лет К.И.Чуковскому), для обучающихся 1-2 класса
Цели:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.
2. Показать детям удивительный мир сказок писателя, их мудрость и красоту.
2. Развивать мышление, речь, воображение, память.
3. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.
4. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
5. Развитие творческих способностей учащихся.
Мероприятие подготовили 11-классники
Ведущий: (показывает конверт и вынимает из него письмо)
- Ребята! Нам пришло письмо такого содержания:
“Дорогие мои дети! Я пишу вам письмецо,
И прошу вас, мойте чаще ваши руки и лицо.
Мойтесь чаще, мойтесь чище, я грязнуль не выношу!
Не подам руки грязнулям, не поеду в гости к ним.
К вам хотел бы я приехать, но с условием одним:
Дам я вам задания – пройдите испытания»
- К сожалению, автор забыл подписаться. А вы знаете, кто прислал эти письма?
- Правильно! Молодцы! Конечно же, Мойдодыр!
- Кто написал это произведение? (К. И. Чуковский)
- Сегодня мы с вами отправимся в гости к Корнею Ивановичу Чуковскому, которого дети называли просто – дедушка Корней.
- Наш литературный праздник называется – «Здравствуй, дедушка Корней!»
- А вы готовы к испытаниям, о которых говорит Мойдодыр в письме?
Ведущий:- Прежде, чем начать нашу литературную игру – соревнование, давайте немного узнаем о самом писателе – Корнее Ивановиче Чуковском.
Выходит старшеклассник в роли писателя
Я, Корней Иванович Чуковский, родился в 1882 г. в г. Санкт-Петербурге. 31 марта накануне деня шуток, веселья и смеха. Исполнилось мне 140 лет .Это я придумал Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра, Айболита. Корней Чуковский – это не настоящее мое имя и фамилия я их выдумал выдумал, это называется литературный псевдоним. А настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков. Из своей настоящей фамилии я и создал себе имя Корней, а фамилию Чуковский, которую потом по наследству передал своим родственникам.Детским поэтом и сказочником я стал случайно. А вышло это так. Заболел мой маленький сынишка. Я вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, я стал рассказывать ему сказку:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.
Он по улицам ходил
По турецки говорил…
Сын неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы я снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, он запомнил ее всю, слово в слово.
Я не только писатель , но и переводчик. Я перевел с английского “Приключения Робинзона Крузо”, “Приключения Тома Сойера”, “Рикки – Тики – Тави” и множество английских стихов и песенок.
Ведущий:- Посмотрите на замечательную выставку Чуковских книг. Есть книги, которые читали ваши мамы и папы, когда сами были маленькими.
Рассказывают дети:В детстве читать не умели мы сами,
И приставали к папе и маме.
Слушали сказки все дни напролёт.
Были все сказки наперечёт,
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.
2Мамы и папы нам рассказали,
Что этих героев давно они знали.
Бабушки в детстве им сказки читали -
От них они этих героев узнали.
К бабушкам долго мы приставали-
Откуда они эти сказки узнали?
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе?
3Бабушки вот что нам рассказали -
Сказки они эти в книжках читали.
Книжечки эти писал дед Корней-
Сказочник, критик, поэт, чародей.
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе!
Сценка( Появляется книга)Книга– Здравствуйте, ребята, вы догадались, кто я?
Дети– Книга сказок К. И. Чуковского.
Книга- Да. Я – Книга сказок К. И. Чуковского.(Книга закрывает лицо руками и плачет)
Таня– Добрая книжка, что же ты плачешь?
Книга– Как всегда по вечерам,
Сидя у кроватки,
Я рассказывала малышам
Чуковского сказки.
Тут такое началось!
Вы мне не поверите!
Колесом все понеслось!
Верите? Не верите?
Ваня– Расскажите, что же произошло.
Книга– В некотором царстве,
У Корнея в государстве.
Жили сказки, не тужили,
Детям правдою служили.
Только злобный Бармалей
Перессорил всех друзей.
(Появляется курица).
Курица– Куд-куда, Куд-кудаЧто такое? Вот беда!(На сцену выбегает мальчик- «грязнуля»)
Мальчик– Помогите, помогите!
От мочалки сколько раз
По Садовой убегал,
А теперь кастрюля мчится
И ведь злиться, злиться, злиться
(Выбегает кастрюля)
Кастрюля- За тобой бегу, бегу
Удержаться не могу!
Мальчик– Помогите , скорее, спасайте!
(Выскакивает курица).
Курица– Куд-куда, куд-куда
Что такое? Вот беда!
Таня- Ваня, надо помочь.
Ваня– Таня, ты знаешь прекрасно, что это крайне опасно.
Таня– Ваня, надо помочь.
(Появляется Федора)
Федора– Ох, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои.
Куда же вы сгинули?
На кого вы меня, бедную, покинули?
(Летит комарик)
Комарик– Я посуду всю найду
И к вам, сеньора, приведу
А потом душа-девица
Я на Вас хочу жениться.
Федора– Что такое? Почему?
За Комара я не пойду
( Федор убегает, Комарик делает круг, убегает)
Курица– Куд-куда, куд-куда
Что такое? Вот беда!
(Появляются звери из «Путаницы»)
(Появляются котята):
Айболит– Слушайте, это какая-то беда.
Я не должен был попасть сюда
Но, а эти бедные крошки.
Заболели, наверное, немножко.
Придется поставить им градусники.
(Выскакивает курица).
Курица– Куд-куда, куд-куда Что такое? Вот беда!
Таня– Что за путаница? Все запуталось.
(На сцене появляется Бармалей).
Бармалей Я тут быстро все улажу
И не дам вам пикнуть даже
Будутвсе мне тут служить,
Веселить меня, смешить.
(Выскакивает курица).
Курица– Куд-куда, куд-куда
Что такое? Вот беда!
Книга– Дорогие дети, помогите!
Бармалея злого победите!
Не покиньте нас.
В столь печальный час.
Таня– Ваня, надо помочь
Ваня– Таня, ты знаешь прекрасно, это чрезвычайно опасно.
Таня– Ваня, надо помочь.
Ваня– Эх, Бармалей, Бармалей,
Не знаешь ты современных детей.
Таня- Они много читают
И много знают!
Ведущий- Чтобы наших героев спасти и помочь Книге, придется путаницу распутать.
Ребята! Готовы помочь?
Ведущий- Наши герои тоже будут помогать распутывать путаницу.
(Все дети разделены на 3 команды)
Ведущий- Устроим соревнования на лучшее знание произведений К. И.Чуковского. Этим мы поможем распутать путаницу и увидим, кто лучше всех знает произведения Корнея Чуковского.
Ведущий- У нас на доске тоже Чудо-дерево, а на нем чулочки, сапожки, туфельки и башмачки. За каждый правильный ответ вы будите срывать эти предметы с дерева. У какой команды их окажется больше, та и выиграла.
Правильный ответ 1предмет – 1 балл. Если команда не дает правильного ответа, их балл может заработать команда соперников.
Ведущий- Начинаем литературное соревнование по произведениям Чуковского.
2. Отвечай-ка1. В какой сказке действует больше всего вещей? (Федорино горе).
2. В какой сказке звери самые трусливые? (Тараканище).
3. Почему Айболит не мог полететь в Африку? (Он лечит зверей бесплатно, и у него не было денег на самолет.)
1. Чем болели страусята в сказке «Айболит»? (И корь, и дифтерит у них,И оспа и бронхит у них,И голова болит у них,И горлышко болит.)
2. Кто победил злодея в сказке «Тараканище»? (Воробей)
3. Кто проглотил мочалку, словно галку? (Крокодил из Мойдодыра)
3. Конкурс «Продолжи строчку»
1. Добрый доктор Айболит… (он под деревом сидит)
2. Вдруг откуда - то летит
Маленький комарик… (и в руке его горит маленький фонарик)
3. Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю… (но пузатый от меня убежал, как от огня)
1. Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало... (глянул заинька в окно, стало заиньке темно)
2. Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!...
(Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!)
3. Чего вам надо? Шоколада. Для кого? Для сына моего. А много ли прислать?.... (Да пудов этак пять или шесть: больше ему не съесть!)
4. Определи сказку!1. И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля!
И танцуют, и смеются:
Дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля! (Федорино горе).
2. Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно. (Краденое солнце).
3. «Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!» ( Мойдодыр).
1. Музыканты прибежали,
В барабаны застучали (Муха -Цокотуха)
2. А лихие обезьяны
Подхватили чемоданы (Тараканище)
3. Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал (Айболит).
1. И такая дребедень
Целый день (Телефон).
2. Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого комара (Муха – Цокотуха)
3. Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше ворону (Телефон)
- Не только определите сказку, но и доскажите последнее слово.1. И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей) «Бармалей»
2. Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит) «Айболит»
3. Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей) «Тараканище»
5. Исправь ошибки.
1. Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно
Стало заиньке смешно (темно)
2. И гуляем по полям,
По болотам, по лугам.
Долго, долго целовала
И ласкала их она.
Поливала, умывала,
Разбивала их она (полоскала)
3. А потом позвонили цапли:
Пришлите, пожалуйста, капли.
Мы подушками нынче объелись (лягушками)
И у нас животы разболелись.
1.Но не слушали газели
И по – прежнему глазели (галдели)
2. И дать ему в награду
Сто фунтов винограду,
Сто фунтов мармеладу,
Сто фунтов шоколаду
И тысячу фунтов пирожного (мороженого)
3. У меня зазвонил телефон.
Кто говорит? Слон.
Откуда? От крокодила! (от верблюда)
6. ОбъявленияНам прислали сказочные объявления герои Сказок Чуковского, они не подписались. Угадайте, кому принадлежит каждое объявление.
1.“Именинники и именинницы! Кто желает приобрести самовар к именинам. Спешите к нам! Свадебное агентство… (Муха-Цокотуха)
2. “Открываются ежемесячные курсы “Школа целителей и экстрасенсов”. Научим излечивать: корь, дифтерит, оспу, бронхит, головные боли, ангину… Агентство…(Айболит)
3. “Банно-прачечный комбинат предлагает свои услуги: помывка, причесывание, стрижка, а также стирка и утюжка балья”. Банно-прачечный комбинат…(Мойдодыр)
1. “Наведу порядок в вашей квартире. Выведу пауков и тараканов. Вымету паутину”…(Федора)
2. “Открывается магазин, где вы сможете приобрести своим родным и близким все, что душе угодно: Маше – гамаши. Зинке – ботинки. Маме – сапожки, новые калошки”(Чудо-дерево. Мурочка.).
3. “Туристическое агентство организует путешествия по Африке. Гарантируем вашу безопасность в пути. Тур. Агентство…(Бармалей)
7. Потеряшки.- Вещи потерялись . Они потерялись из какой-то сказки Корнея Ивановича. Помогите вспомнить сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
1. Самовар (Пошла муха на базар и купила самовар)
2. Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
3. Мыло (Вот и мыло подскочило)
1. Блюдце (А за ними блюдца)
2. Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
3. Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
1. Сито (Скачет сито по полям)
2. Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
3. Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
10. Аукцион1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе») 2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
1. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
2. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
3. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
Ведущий- Молодцы, ребята! Помогли Книге.(Выходит Книга)
Книга- Вы сказки Чуковского любите, знаете.
С удовольствием сказки эти читаете.
Я рада, ребята, очень за вас.
За то, что в гостях побывала у вас.
Чтоб жить вам было веселей,
Придумал сказки эти
Дедушка …
Все: КОРНЕЙ.
(Выходит Бармалей)
Ведущий- Бармалей, что скажешь
Бармалей– Послушайте, я буду, буду добрей,Заведу добрых друзей.
Не губите меня, пощадите меня. О, я буду, я буду добрей.
Ведущий- Давайте, ребята, простим Бармалея.
Ведущий- А сейчас подведём итоги нашего литературного соревнования.
Ведущий- Вот и подошёл к концу наш литературный праздник.
- А закончить его мне хочется стихотворением, которое посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “ Бармалея ”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?