Литературный праздник «Сказки дедушки Корнея»
(140 лет со дня рождения писателя)
Школьная библиотека 05.04 – 25.04. 2022г.
Подготовка детей к проведению мероприятия:
1 – 2 кл.
1. «Любимое стихотворение» (рассказать наизусть стихотворение, отрывок из сказки) /на мероприятии – 2 - 3 человека;
3 – 4 кл.
2. «Мой любимый герой в произведениях К.И.Чуковского» (рисунок, отзыв, представление произведения) /на мероприятии – 2 – 3 человека;
3. Рекомендательный список литературы:
«Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Айболит», «Бармалей», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Телефон», «Путаница», «Крокодил», «Закаляка», «Огород», «Радость», «Федотка», «Приключения Бибигона» и др. /прочитать до мероприятия.
Сценарий внеклассного библиотечного мероприятия «Сказки дедушки Корнея»
Адрес: 1-4 класс
Цель: развитие всесторонне гармонично развитой личности, художествен-
но –творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений.
Задачи:
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К. И. Чуковского, выявить читательский интерес;
Показать детям удивительный мир сказок писателя, их мудрость и красоту;
Развивать мышление, речь, воображение, память;
Развитие творческих способностей учащихся
Воспитание литературного вкуса на примере произведений классика русской литературы
6. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.
7. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, веру в торжество над злом.
Подготовка детей к мероприятию: самостоятельное чтение произведений К.И.Чуковского, иллюстрации, отзывы к прочитанным произведениям.
Рекомендательный список литературы: «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Айболит», «Бармалей», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Телефон», «Путаница», «Крокодил», «Закаляка», «Огород», «Радость», «Федотка», «Приключения Бибигона» и др.
Оборудование: презентация, рисунки детей, карточки с заданиями, плакат, книги К.И. Чуковского.
Предлагаю вам побывать в гостях у известного писателя, сказочника, поэта. А вот кто он нам подскажут строки из его сказки:
«Я - великий Умывальник , знаменитый Мойдодыр,
Умывальников начальник и мочалок командир!»
Фамилия сказочника? (Чуковский)
Итак, сегодня мы с вами отправляемся в гости к Корнею Ивановичу Чуковскому. Мы познакомимся с жизнью и творчеством писателя, почувствуем удивительный мир его сказок, их мудрость и красоту, поучимся у героев доброте, умению дружить, любить и радоваться радостями другого, волноваться чужими несчастиями.
Корней Иванович Чуковский – умный, веселый, праздничный. Его стихи, загадки и сказки – это «звонкая песня и радостная пляска». Он родился в 1882 году 19 марта в г. Санкт-Петербурге, но детство провел в Одессе. Учился в одесской гимназии, но был из нее исключен по причине «низкого» происхождения: мать, происходившая из крестьян, была прачкой. Чуковскому пришлось самостоятельно изучать гимназический курс и заниматься английским языком. В 19 лет напечатали его первые стихи в газете. В 21 год от газеты был послан в Лондон, где совершенствовал английский язык.
Много лет он жил недалеко от Москвы, в поселке Переделкино, в небольшом доме и знали его все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра, Айболита.
ВЫСТАВКА КНИГ (дети и библиотекарь представляют) 3
Корней Чуковский – это не настоящее имя и фамилия писателя, он их себе выдумал, это называется литературный псевдоним. А настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков. Из своей настоящей фамилии он создал себе имя Корней , а фамилию Чуковский.
У Чуковского был высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка.
Конечно, у такого человека всегда было много маленьких гостей. И он их угощал сказками, шутками, загадками, стихами, чудесами. И такое «чудо» выросло у нас на занятии – это Чудо-дерево.
ПЛАКАТ «ЧУДО-ДЕРЕВО»
«Как у наших у ворот Чудо –дерево растет
Чудо, чудо, чудо расчудесное.
Не листочки на нем не цветочки на нем
А загадки словно яблоки.
Мы по саду пойдем, мы с дерева сорвем загадки»
А загадки нужно отгадывать. И когда мы найдем все ответы, мы узнаем много нового и интересного о Корнее Чуковском. Итак, я предлагаю срывать волшебные плоды с нашего дерева и получать заряд бодрости и настроения от общения с любимыми героями и их автором.
1. «Вспомним сказку по отрывку» (срываем яблоко)
Какими словами оканчивается строчка, и назови сказку:
1. Веселиться народ – 5. Солнце по небу гуляло
Муха замуж идет И за тучку забежало.
За лихого, удалого Глянул заинька в окно,
Молодого…(комара) Стало заиньке (темно)Краденое солнце
2. Лечит маленьких детей, 6. И мне не надо
Лечит птичек и зверей, Ни мармелада, ни шоколада
Сквозь очки свои глядит А только маленьких,
Добрый доктор …(Айболит) Ну очень маленьких …(детей)
3. Нет-нет! Соловей 7. Свинки замяукали- мяу-мяу,
Не поет для свиней. Кошечки…(захрюкали, хрю-хрю)
Позовите-ка лучше…(ворону) Путаница
4.Только вдруг из-за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далеких из полей прилетает …(воробей) Тараканище
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Проснувшись утром, он попросил отца снова рассказать ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что сын запомнил ее слово в слово.
2. «Конкурс знатоков» (срываем арбуз)
Имя акулы в сказках Чуковского.
«И акула Каракула правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет, будто кто ее щекочет. »(Айболит)
2. Чудовище из сказки, пожирающее детенышей животных.
«Вот и стал таракан победителем, и лесов и полей повелителем.
Покорилися звери усатому» (Тараканище)
3. Имя мухи-именинницы.
«Муха, муха- Цокотуха, позолоченное брюхо!» 5
4. Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.
«Вдруг навстречу мой хороший, мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей по аллее проходил»
5. Умывальников начальник и мочалок командир.
«Я-Великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр!»
Кто вернул краденое солнце?
«Не стерпел Медведь, заревел Медведь,
И на злого врага налетел Медведь»
Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?
«И одно только слово твердит Айболит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.
«Наш бегемот провалился в болото…
Провалился в болото? –Да! И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете- он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет Бегемот!!»! (Телефон)
3. «Верни героя в сказку» (срываем крокодила)
У Чуковского не один крокодил. В его сказках этот герой появляется часто.
«Вспомните: какие это сказки?»
… Долго, долго крокодил море синее тушил
Пирогами, и блинами, и сушеными грибами.(Путаница)
…Бедный, бедный крокодил жабу проглотил.(Тараканище)
…Вдруг навстречу мой хороший, мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей по аллее проходил…(Мойдодыр)
…И со слезами просил: - Мой милый, хороший, пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.(Телефон)
…Повернулся, улыбнулся, засмеялся, Крокодил и злодея Бармалея,
Словно муху, проглатил.(Бармалей)
…А в большой реке Крокодил лежит, и в зубах его не огонь горит-
Солнце красное…(Краденое солнце)
…Жил да был Крокодил. Он по улицам ходил…
А за ним-то народ и поет и орет: «Вот урод, так урод! Что за нос, что за рот! И откуда такое чудовище?» (Крокодил)
Корней Иванович отличался большим трудолюбием: «Всегда ,-писал он,-где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, -я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!» (слайды)
4. «Загадки от автора» (еж)
---- Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нем. И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо,-такое теплое, такое пушистое и золотое.
(яйцо и цыпленок)
----Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня! (крапива)
----Два коня у меня, два коня. По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная! (коньки и лед)
----Растет она вниз головою, не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет - заплачет она и умрет. (сосулька)
----Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.
На меня они глядят, молока они хотят. ( еж)
----Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою-
Я с радостью белым зверям отдаю. (губы и зубы)
----Мудрец в нем видел мудреца, глупец - глупца,
Баран - барана, овцу в нем видела овца, и обезьяну - обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого. (зеркало)
5. «Парад сказок и стихов Чуковского» (мяч)
Чтение наизусть отрывков из произведений К. И. Чуковского. Дети называют произведение.
Дали Мурочке тетрадь, стала Мура рисовать.
«Это – елочка мохнатая. Это – козочка рогатая.
Это – дядя с бородой. Это – дом с трубой.
Ну, а это что такое, непонятное, чудное, с десятью ногами, с десятью рогами?
Это Бяка – Закаляка Кусачая, я сама из головы ее выдумала.
Что ж ты бросила тетрадь. Перестала рисовать? «Я ее боюсь!» (Закаляка)
Сел баран на пароход и поехал в огород.
В огороде – то на грядке вырастают шоколадки,
Приходи, угощайся, облизывайся! (Огород)
Рады, рады, рады светлые березы,
И на них от радости вырастают розы.
Рады, рады, рады темные осины,
И на них от радости растут апельсины. (Радость)
«Да, я родился на Луне,
Сюда свалился я во сне…(«Приключения Бибигона»)+ стр.17-18, гл. «Бибигон и паук»
Бедный Федотка – сиротка. Плачет несчастный Федотка:
Нет у него никого, кто пожалел бы его.
Только мама, да дядя, да тетка,
Только папа, да дедушка с бабушкой. (Федотка)
Наше Чудо – дерево осталось без плодов. Мы отгадали все загадки и узнали много нового и интересного о Чуковском.
Давайте на нашем дереве вырастим новые плоды. Чему вас научили сказки и стихи К. Чуковского? У вас на столе карточки со словами, выберите нужные для вас и повесьте на наше дерево.
(Карточки: добро, счастье, дружба, радость, уважение, сочувствие, трудолюбие,
сострадание, сопереживание).
Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый,
праздничный. Стихи Корнея Ивановича великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее. Не расставайтесь с этим писателем всю жизнь!