СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературный ринг

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

литературный ринг проводится в 8 классе с целью проверки знаний о творчестве Рубцова.

Просмотр содержимого документа
«Литературный ринг»

Конспект урока внеклассного чтения

по творчеству Н. М. Рубцова



Форма урока: Литературный ринг



Класс : 9





Учитель : Белова Г. А.































Пусть душа останется чиста

( Н. М. Рубцов)

Цель:

обобщить и углубить знания учащихся о жизненном и творческом пути Н. М. Рубцова

Задачи:

- активизировать творческие способности учащихся, в том числе выразительное чтение

- развивать познавательный интерес к поэзии

- расширять кругозор учащихся

- воспитывать патриотические чувства, чувства прекрасного через книгу

Оборудование:

- портрет Н. М. Рубцова

- выставка сборников стихов поэта

- иллюстрации к стихам поэта

-компьютерные презентации

-гонг

-аудиозаписи песен на стихи поэта

Ожидаемый результат: вызвать эмоциональный отклик в душе детей, увлечь поэзией Рубцова



Ход урока:

  1. Организационно- психологический настрой

( звучит песня « Тихая моя родина»)

Учитель. Ребята ,в январе 2016 года нашему земляку, знаменитому русскому поэту Н. М. Рубцову исполнилось 80 лет. Вы хорошо знакомы с его творчеством через литературные часы, конкурсы стихов, библиотечные уроки, заочные экскурсии. Я приглашаю вас на литературный ринг, посвящённый памяти Н. М. Рубцова

В игре принимают участие 2 команды.

Представление команд:

1 команда « Журавли»( обосновать название)



Рубцов с особой любовью и болью писал о птицах: ласточках, воробьях , воронах, но по- особому выделил журавлей. У Рубцова журавли наделены дивной способностью: «до конца выражать своими « неземными звуками» и полётом то, что выразить невозможно, – душу человека: « всё, что есть в душе до конца выражает рыданье и высокий полёт этих гордых прославленных птиц». У Рубцова журавли не только символизируют наступление осени, не только притягивают к себе, но и связывают душу русского человека и душу русской природы.

2 команда «Русский огонёк»

Огонек – это символ жизни, всегда надежда на то, что впереди - люди, доброта, помощь.









Игра состоит из 6 раундов.



1 раунд « Знаешь ли ты ?»



Вопросы командам задаются по очереди :

- Когда и где родился Н. М. Рубцов?

(3 января 1936 года в Архангельской области, в селе Емецк)

-В каком году семья Рубцовых переехала в Вологду?

( В 1940 году)

- В каком детском доме воспитывался будущий поэт?

(село Никольское Тотемского района Вологодской области)

Несколько раз Н. М. Рубцов пытался поступить в одно учебное заведение. В какое?

( мореходное училище)

В какие годы и где проходил Рубцов службу?

(1955-1959, матрос Северного флота)



- Как назывались 4 книги стихов, вышедшие при его жизни?

( « Лирика»-1965год, « Звезда полей»- 1967год, « Душа хранит»- 1969,» Сосен шум»-1970год

Кто был любимым поэтом Рубцова?

( Ф. И. Тютчев, С. А. Есенин)

- О чём любил он писать?

(« Особенно люблю темы Родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали…»

- Какое стихотворение написано по мотивам картины Левитана « Вечерний звон?» (« Левитан»)

- Кому посвятил Рубцов стихотворение « Тихая родина»?

( писателю В. И. Белову)

- На каких музыкальных инструментах играл поэт?

( гитара, гармонь)

-Когда оборвалась жизнь поэта?

(19 января 1971 года)

- Как вологжане увековечили память о замечательном земляке?

( Одна из улиц Вологды названа именем Н. М. Рубцова

-Районная библиотека в городе Тотьма носит имя Н. М. Рубцова

- На берегу Сухоны разбит парк в честь поэта и воздвигнут памятник

( скульптор В. М. Клыков)…













































2 раунд

«Стихи Рубцова в нашем сердце»

Продолжите строчку:

-В горнице моей светло

( Это от ночной звезды.

Матушка возьмёт ведро,

Молча принесёт воды…) « В горнице»



-Взбегу на холм

(И упаду в траву

И древностью повеет вдруг из дола!) « Видения на холме»



- Тихая моя родина!

( Ивы, река, соловьи…

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.) «Тихая моя родина»

-Звезда полей во мгле заледенелой,

( Остановившись , смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою… «Звезда полей»

-Сапоги мои- скрип да скрип

( Под берёзою,

Сапоги мои – скрип да скрип

Под осиною…)



В этой деревне огни не погашены.

( Ты мне тоску не пророчь!

Светлыми звёздами нежно украшена

Тихая зимняя ночь. ) « Зимняя песня»

- Ласточка носится с криком.

( Выпал птенец из гнезда.

Дети окрестные мигом

Все прибежали сюда.) « Ласточка»



Музыкальная пауза( « В этой деревне огни не погашены»



Учитель. Жители Вашкинского района гордятся , что поэт Рубцов 3 раза побывал в Липином Бору. Послушайте стихотворение вашкинского поэта Сергея Круглова:

Здесь поэт Рубцов гостил

Когда-то

Он любил селенье

Липин Бор.

В городе поэту тесновато,

Ну, а здесь ещё какой

Простор!

Он тогда не шибко был

известен…

А иным, пожалуй,

Невдомёк:

Липин Бор, быть может,

Тем чудесен,

Что горит здесь русский

огонёк.

3 РАУНД. Конкурс презентаций « Здесь поэт Рубцов гостил когда-то»

Чтение стихов Рубцова, посвящённых Липину Бору .

1команда - « Гуляевская горка»

2 команда - « Сосен шум»















4 раунд « Крылатые слова»

Многие строчки из стихов поэта стали афоризмами, в них выражена мудрость и заветы поэта.

Прошу записать их на закладках и подарить друг другу

-« Россия! Русь!

Храни себя, храни!»

-«С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.»

-«И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей…»



- «За всё добро расплатимся добром,

За всю любовь расплатимся любовью…»

-« До конца.

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста!»



-« Поверьте мне:

Я чист душою.»

5 раунд « Чёрный ящик»

Вопрос 1 команде. В чёрном ящике находится книга, которую Рубцов считал своей библией. Назовите эту книгу.

(Подсказка: её написал известный поэт 19 века, это произведение изучается в школе)

« Евгения Онегина» я считаю своей библией»-, говорил Николай Рубцов

Вопрос 2 команде.

Богата природа русского севера лесами, лугами, водоёмами. А сколько в них чудес!

В чёрном ящике находится предмет , который называют чудом Севера. Он упоминается в нескольких стихах Рубцова . Его любят жители всех уголков России.

(Это клюква.)





6 раунд. Глубокий поклон тебе, поэт.

Задание. Выразить своё личное отношение к творчеству поэта.

Выступления учащихся:

- Когда читаешь стихи Н. М. Рубцова, сердце наполняется добротой, любовью к людям, родине, природе. Спасибо за это нашему замечательному поэту!



- Стихи Н. М. Рубцова нужны каждому человеку, потому что в них есть дух красоты ,добра, надежды. Они открывают нам то, что мы раньше не видели, не замечали . Поэт своими стихами открывает красоту родной земли, показывает чудеса природы, призывает беречь Родину: « Россия! Русь! Храни себя, храни!» А самое главное, стихи помогают стать лучше, заставляют размышлять, какой путь выбрать в жизни, какие ценности должны быть в душе человека .



- Стихи Н. М. Рубцова проникнуты любовью и нежностью к России, к русской природе, к русской земле, состраданием и участием ко всему живому на ней. Его стихи пробуждают самые лучшие чувства в наших душах: учат нас быть добрыми, великодушными, искренними. Стихи зовут в дорогу.

















Подведение итогов. Награждение.

Аудиозапись песни «Прощальная песня»