ДОКЛАД ПО ЛИТЕРАТУРЕ
9 КЛАСС
«ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТИП «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА И ЛИТЕРАТУРЕ РУБЕЖА ВЕКОВ»
Выполнила:
Лукьянова Е.В. учитель русского языка и литературы
Родоманово
2021
АННОТАЦИЯ
Актуальность работы. Образ «маленького человека» появился в мировой литературе в XIX веке и стал очень популярным. Этот герой представлял собой личность из низких социальных слоев, со своими достоинствами и недостатками, радостями и печалями, мечтами и чаяниями. Во время расцвета реалистического направления в литературе внутренний мир, психология «маленького человека» занимала многих писателей. Особенно часто к теме «маленького человека» обращались русские классики. Первыми из них были Александр Сергеевич Пушкин и Александр Сергеевич Грибоедов. Даже сам термин был впервые использован критиком Белинским при рассмотрении произведения Грибоедов «Горе от ума».
Цель работы – изучить тип «маленького человека» в русской литературе XIX веков и литературе рубежа веков, понять психологию данного типа личности.
Задачи:
проанализировать образ героев произведений;
определить характер персонажей;
соотнести литературный тип с психологией личности.
Объект исследования – образы главных героев в произведениях А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, Л.Н. Андреева.
Предмет исследования – произведения А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, Л.Н. Андреева.
Метод исследования – сравнительно-сопоставительный анализ произведений.
Этапы работы:
работа с книгой (теория, чтение и анализ произведений);
описание героев произведений;
оформление результатов работы;
создание презентации.
Гипотеза: литературный тип «маленького человека» соотносится с определённым психологическим типом личности – меланхолическим – и отражён во многих произведениях русской литературы XIX века и литературе рубежа веков.
ВВЕДЕНИЕ
Я не хуже других, только так, не блещу ничем, лоску нет, но всё-
таки я человек, сердцем и мыслями
я человек. Ф.М. Достоевский "Бедные люди"
"Маленький человек" - это один из типов литературных героев. Первым писателем, который ввёл в русскую литературу образ "маленького человека", был А.С. Пушкин. В данном случае выражение "маленький человек" употребляется в широком смысле: "маленький", то есть незаметный, незначительный, ничтожный, даже жалкий.
"Маленький человек" - персонаж произведения, с которым никто не считается, которого никто не ценит, над которым каждый позволяет себе издеваться. Да он и сам понимает свою жалкость и стремится изменить своё положение, но не достигает успеха.
Маленькие люди не одинаковы. Они иногда довольно сильно отличаются друг от друга возрастом и характером, но объединяет их то, что каждый из них занимает весьма скромное место в обществе. Это во многом определяет их поведение и даже судьбу.
Развитие сюжета, героем которого является "маленький человек", строится главным образом как история обиды, несчастья и, часто, гибели героя.
Впервые такой персонаж появился на страницах повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" (1831). Это Самсон Вырин - чиновник самого низшего четырнадцатого класса, скромный человек, вероятно воевавший в 1812 году, а в мирной жизни работающий на почтовой станции. Его судьба и жизнь были перечёркнуты молодым блестящим офицером, обманом увёзшим дочь станционного смотрителя в Петербург, что, в конечном счёте, Самсона Вырина и погубило.
Во времена А.С. Пушкина только начинал создаваться этот тип литературного персонажа, и сам А.С. Пушкин своего героя "маленьким человеком" не называл. Прошло около 10 лет прежде чем Самсон Вырин был назван типом литературного персонажа. Одним из первых употребил понятие "маленький человек" В.Г. Белинский в статье "Горе от ума" 1840 года.
В 1840-1850 годах тема "маленького человека" разрабатывалась в основном в жанре повести, героем которой был мелкий чиновник. У Н.В. Гоголя это Акакий Акакиевич Башмачкин из повести "Шинель" (1842) и капитан Копейкин из поэмы
"Мёртвые души" (1842). У Ф.М. Достоевского - Макар Девушкин в "Бедных людях" (1846) и Семён Мармеладов - в "Преступлении и наказании" (1866).
Ф.М. Достоевский - автор одной из ведущих тем русской литературы ХIХ века - темы "бедных людей", "униженных и оскорблённых" (не случайно он сам так и назвал два своих знаменитых произведения). "Маленький человек" органично вписался в эту тему, а всё творчество Достоевского утверждает, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко ни стоял, имеет право на сочувствие и сострадание.
К теме "маленького человека" Ф.М. Достоевский обращается уже в своём первом романе "Бедные люди". Главный герой романа - Макар Девушкин - бедный чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием. Но в отличие от героев начала века персонаж, живущий в 40-х годах, уже стремится осознать свою жизнь и заявить о том, что у него, как и у любого человека, есть собственное достоинство. Это Макару Девушкину принадлежат слова: "Я не хуже других, только так, не блещу ничем, лоску нет, но всё-таки я человек, сердцем и мыслями я человек". Интересно отметить, что в числе книг, которые читает Макар Девушкин, "Шинель" Н.В. Гоголя и "Станционный смотритель" А.С. Пушкина. Девушкин возмущается, увидев в Акакии Акакиевиче себя (оба героя переписывали деловые бумаги), и, не желая мириться со своим положением, заявляет: "Я ведь и сам знаю, что я немного делаю тем, что переписываю, да всё-таки я этим горжусь: я работаю, я пот проливаю". В отличие от Акакия Акакиевича, он понимает ничтожность своей работы, и этим уже отличается от Башмачкина, но, увы, как и Башмачкин, тоже любуется буквами и завитушками: "Письмо такое чёткое, хорошее, приятно смотреть, и его превосходительство довольны, я для них самые важные бумаги переписываю".
Помимо "Шинели", герой Ф.М. Достоевского читает ещё и "Станционного смотрителя", узнавая в пушкинских героях людей, сегодня живущих рядом с ним: "Я сам это видал, - это вот всё около меня живёт, хоть Тереза - да чего далеко ходить! - вот хотя бы и наш бедный чиновник, - ведь он, может быть, такой же Самсон Вырин, только у него другая фамилия, Горшков". Размышляя о себе и людях своего окружения, Девушкин задаёт вопрос: "Отчего это так всё случается, что вот хороший- то человек в запустении находится, а к другому кому счастье само напрашивается?". Этот вопрос в середине ХIХ века оставался без ответа.
Тема "бедных людей", "униженных и оскорблённых", была продолжена автором в "Преступлении и наказании". Здесь она прозвучала ещё сильнее. Достоевский показал нам и обратную сторону "маленького человека", показал, как нищета и униженность опустошают личность, приводят её к деградации. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную часть старого Петербурга, клоаку столицы. На фоне этого пейзажа разворачивается перед нами жизнь семьи мелкого чиновника Мармеладова, спивающегося с горя и теряющего человеческий облик.
Ф.М. Достоевский пристально и проницательно вглядывался в душу "маленького человека". И это было новым словом не только в русской, но и во всей мировой литературе. Созданные им образы "маленьких людей" проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека и верой в его высокое призвание.
К теме «маленького человека» обращался и А.П. Чехов. В творчестве писателя этот образ подвергается трансформации: «малость» заменяется «футлярностью».
В литературе рубежа веков образ «маленького человека» встречается и у Л.Н. Андреева, однако тоже претерпевает эволюцию: писателю важно показать «малость» и ничтожность человеческой личности не столько в социальном, сколько в метафизическом плане (писатель всегда сопрягает два этих начала в человеке).
В XX веке угадать «маленького человека» можно в шукшинских «чудиках», которые в социальном плане проявляют неряшливость, странность, чудаковатость.
Итак, к проблеме «маленького человека» в традициях русской классической литературы можно подойти с двух сторон: это линия Пушкина и Достоевского (сочувствие «маленькому человеку») и линия Гоголя и Чехова (смех над героем и отсутствие жалости). И в первом, и во втором случае категория «малости» человека так или иначе связана с его социальным положением, а значит с особым психологическим типом личности.
Литературному типу «маленького человека» наиболее близок меланхолический тип личности.
Гиппократ описывает меланхоликов как легкоранимых, вяло реагирующих на окружающее, замкнутых, сдержанных в речи людей. Несмотря на столь «незавидные» характеристики, меланхолики обладают главным важным качеством — высокой чувствительностью нервной системы, позволяющей им становиться великими музыкантами, художниками, философами.
Меланхоликов отличает вдумчивость, повышенная тревожность, негативное или как минимум невосторженное отношение к переменам в жизни. Представители меланхолического темперамента дорожат своим бытом и стараются не изменять привычкам, закутываясь в своеобразный кокон. Из всех типов темпераментов меланхолику сложнее всего покинуть зону комфорта.
Среди особенностей этого типа темперамента – высокая чувствительность, которая часто приводит к тому, что даже незначительные поводы вызывают меланхоликов слезы, печаль, обиду. Они обладают богатым воображением, в результате чего способны не только творить, но и видеть проблемы задолго до их появления и, как правило, сразу же выдвигают гипотезы о потенциальных трагических последствиях. Событие еще не случилось и, возможно, не произойдет никогда, но
меланхолики уже печалятся и впадают в уныние. Подобное состояние вызвано не склонностью к пессимизму, а излишней чувствительностью и впечатлительностью, приводящей к хандре и безосновательному отчаянию.
Характер меланхоликов таков, что они любят спорить и отличаются особым упрямством, хотя достаточно объективны и основываются на веской аргументации. Склонность к анализу приводит к тому, что такие люди всегда планируют действия заблаговременно и до мелочей. В свою очередь, непредсказуемость и необходимость быстро принимать решения вызывает у них чувство тревоги, а иногда приводит к панике.
Понять, что перед вами человек-меланхолик, можно по тихому голосу, неяркой мимике и жестам. Представители данного типа редко позволяют себе проявлять яркие эмоции на людях (а порой и в кругу близких), тяжело сходятся с другими. Также вычислить меланхоликов можно по задумчивости и погруженности в себя, в которых они часто пребывают.
Тем не менее это тонко чувствующие люди, искренне проявляющие заботу о других. Важное качество представителей этого типа личности — они умеют слушать и давать дельные советы, в своем стремлении к идеалам меланхолический человек ищет приятелей, соответствующих его завышенным требованиям, и с настороженностью относится к каждому новому знакомству.
Итак, необходимо непосредственно обратиться к литературным образам
«маленьких людей», для того чтобы понять, о чём думают, мечтают эти герои, как проявляют свой характер в действии, наконец, чтобы наиболее полно представить психологический портрет данного литературного типа.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» была создана в Болдине в 1833 году. Её не сразу допустили к печати из-за затронутых в ней вопросов превосходства власти над обыкновенной личностью. Поэтому поэма была опубликована только после смерти писателя. С самых первых строк перед читателем предстает царь- реформатор Петр I, принимающий важнейшее для всей России решение возвести величественный град на берегу Невы, который впоследствии на долгие годы станет столицей империи. Последующие главы показывают город во всей его красе через сто лет. Несмотря на то, что Петра I уже нет в живых, он остался в городе в образе
«медного всадника» - исполинского истукана на бронзовом коне с взглядом, устремленным в будущее и с протянутой вперед рукой.
Главный герой поэмы - «маленький человек», бедный петербуржский чиновник Евгений, который живет в ветхом домике и еле сводит концы с концами. Он очень тяготится своим положением и изо всех сил пытается его исправить. Все свои мечты и надежды Евгений связывает с бедной девушкой Парашей, которая живет со своей матерью на другом берегу Невы. Однако судьба оказалась неблагосклонна к нему и отобрала у него Парашу. Во время очередного стихийного бедствия, Нева вышла из берегов и затопила ближайшие дома. Среди погибших была и Параша. Этого горя Евгений не перенес и сошел с ума. Со временем он понял причину всех своих несчастий и узнал в бронзовой статуе виновника, по чьей воле именно здесь был построен город. Однажды ночью во время очередной бури Евгений пошел в исполину взглянуть в его глаза, но тут же пожалел об этом. Как ему показалось, в глазах «медного всадника» вспыхнул гнев, а тяжелый топот медных копыт преследовал его всю ночь. На следующий день Евгений отправился к статуе, снял перед грозным царем картуз, как бы извиняясь за свой поступок. Вскоре его нашли мертвым в обветшалом домике после очередного наводнения.
Кто же все-таки виноват в несчастьях «маленького человека»: государство или он сам оттого, что не интересовался величием истории? Построение Петербурга на берегу Невы было продиктовано государственными интересами. Автор осознает, как дорого пришлось заплатить за этот стройный вид военной столицы. С одной стороны, он понимает и поддерживает идеи Петра. С другой, он пытается показать, как эти мечты повлияли на обычных людей. Наряду с высокой человечностью прослеживается и суровая правда.
В поэме «Медный всадник» простой человек со своими частными интересами противопоставлен государству. Однако, справедливости ради, автор показывает, что пренебрежение интересами «маленького человека» ведет к стихийным бедствиям, в данном случае, к разгулу взбунтовавшейся Невы.
Ф. М. Достоевский также становится автором ведущей темы — темы “бедных людей”, “униженных и оскорбленных”. Поэтому творчество Достоевского так цельно тематически. Достоевский как бы говорит своим творчеством, что всякий
человек, кто бы он ни был, как бы он низко ни стоял, имеет право на сочувствие и сострадание.
Как многие выдающиеся русские писатели, Достоевский уже в первом романе “Бедные люди” обращается к теме “маленького человека”. Главный герой романа — Макар Девушкин — бедный чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием. Достоевский обратился к теме бесправного, безмерно униженного и забитого “маленького человека”, живущего своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека.
Гуманистическая направленность “Бедных людей” была замечена критикой. Белинский восторженно приветствовал Достоевского: “Это талант необыкновенный и самобытный, который сразу, еще первым произведением своим, резко отделился от всей толпы наших писателей...”.
Социальная тема, тема “бедных людей”, “униженных и оскорбленных”, была продолжена автором в “Преступлении и наказании”. Здесь она прозвучала еще сильнее. Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную часть старого Петербурга, клоаку столицы. На фоне этого пейзажа разворачивается перед нами жизнь семьи Мармеладовых.
Судьба этой семьи тесно переплетается с судьбой главного героя, Родиона Раскольникова. Спивается с горя и теряет человеческий облик чиновник Мармеладов, которому больше “некуда идти” в жизни. Измученная нищетой, погибает от чахотки жена Мармеладова, Катерина Ивановна. Соня идет на улицу торговать своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти.
Тяжела судьба и семьи Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату, готова пожертвовать собой и выйти замуж за богача Лужина, к которому она чувствует отвращение. Другие персонажи романа, в том числе и те несчастные люди, которые мимолетно встречаются Раскольникову на улицах Петербурга, дополняют эту общую картину безмерного горя. Раскольников понимает, что жестокая сила, создающая в жизни тупики для бедняков и бездонное море страданий, — это деньги. И чтобы их раздобыть, он идет на преступление под влиянием надуманной идеи о “необыкновенных личностях”.
Федор Михайлович Достоевский создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывался в душу так называемого “маленького человека” и открыл в нем залежи огромного духовного богатства, душевной щедрости и красоты, не сломленных тяжелейшими условиями жизни. И это было новым словом не только в русской, но и во всей мировой литературе.
Достоевский — писатель, рассматривающий больные стороны современного ему общества и рисующий живые картины русской действительности. Созданные автором образы “маленьких людей” проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека и верой в его высокое призвание. Миропонимание Достоевского основывается на одной непреходящей фундаментальной ценности — на любви к человеку, на признании духовности человека за главное. И все искания Достоевского направлены на создание лучших, достойных человека условий его жизни.
Итак, А.С. Пушкин и Ф.М. Достоевский будут сочувствовать своим
«маленьким людям», а причиной их несчастий является несправедливое устройство общества.
Н.В. Гоголь в повести «Шинель» характеризует главного героя как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в сфере подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задание, требующее проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».
Духовная жизнь Башмачкина созвучна его внутренним чаяниям. Накопление денег для покупки новой шинели становится для него целью и смыслом жизни. Кража долгожданной обновки, которая была приобретена путем лишений и страданий, становится для него катастрофой.
И все же Акакий Акакиевич не выглядит в сознании читателя пустой, неинтересной личностью. Мы представляем, что существовало великое множество таких же маленьких, униженных людей. Гоголь призывал общество взглянуть на них с пониманием и жалостью.
Косвенно это демонстрирует фамилия главного героя: уменьшительно- ласкательный суффикс -чк- (Башмачкин) придает ей соответствующий оттенок.
«Матушка, спаси твоего бедного сына!» - напишет автор. И действительно, некоторые обидчики Башмачкина вдруг понимали это и начинали испытывать муки совести. Один молодой служащий, который решил подшутить над героем, остановился, пораженный его словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».
Взывая к справедливости, автор ставит вопрос о необходимости покарать бесчеловечность общества. В качестве возмещения за понесенные при жизни унижения и оскорбления Акакий Акакиевич, вставший в эпилоге из могилы, является проходим и отбирает у них шинели и шубы. Он успокаивается только тогда, когда
отнимает верхнюю одежду у «значительного лица», сыгравшего трагическую роль в жизни «маленького человека».
«Маленький человек» в произведениях А.П.Чехова часто предстает перед нами в образе «футлярной личности», то есть того, кто при жизни уже потерял свою человеческую душу, осталась лишь оболочка – никому не нужный футляр. С таким человеком мы встречаемся на страницах знаменитого рассказа «Человек в футляре».
Герой этого рассказа преподаватель гимназии Беликов всю жизнь сознательно закрывает себя от людей: он одевается так, как будто прячет себя в маленький футлярчик, он построил себе такой же дом-футляр, наконец, умерев, он также ложится в гробовой футляр. Не понятно, зачем жил такой человек на земле? Ведь он никого не сделал счастливым, никому не помог?! Жил и всю жизнь прятался от людей. Незавидная участь.
Те же хитросплетения сюжета, повествующее о футлярном маленьком человеке, встречаем в рассказах «Крыжовник» и «Ионыч». В первом из них главный герой ограничивает себя одной мечтой – о саде с растущем в нем крыжовником. Он делает все, чтобы достичь своей цели, но добившись ее, не понимает, что сам загнал себя в
«футляр», потерял живую связь с людьми. Во втором рассказе главный герой – доктор Ионыч, попав в провинциальный город, постепенно замыкается в себе: расстается с иллюзиями юности и становится циничным человеком.
Писатель достаточно критично оценивает образ своего «футлярного маленького человека», полагая, что такие люди делают свою жизнь скучной и неинтересной по собственной воле. Они становятся «маленькими» потому, что начинают жить своими мелкими заботами, угождая только себе и своим желаниям.
Итак, Н.В. Гоголь и А.П. Чехов не столько будут сочувствовать своим
«маленьким людям», сколько смеяться над ними, потому что истинной причиной их несчастий является уже не несправедливые общественные законы, а отсутствие силы воли и веры в себя в характере персонажей, поэтому-то герои лишены авторского сочувствия.
Совершенно иной подход к данной проблеме демонстрирует Л. Андреев – ему важно показать «малость» и ничтожность человеческой личности не столько в социальном, сколько в метафизическом плане: маленькое существо и огромная вселенная. «Маленькие люди» Андреева вечно «копошатся над чем-то в зелёной пустыне» (рассказ «Вор»), в пустыне мира.
Мысль Андреева о маленьком человеческом существе и об огромной необъятной вселенной, например, отчётливо звучит в рассказе «У окна».
Герой рассказа «У окна» Андрей Николаевич наделён «футлярным» сознанием. Вот уже пятнадцать лет как он работает в канцелярии чиновником, но очень
«исполнительным и скромным». Ему не чуждо чувство чинопочитания, потому что расслабиться и ощутить себя в безопасности герой может лишь тогда, когда пройдёт советник. В полной же мере защищён он от людей и жизни только в своей комнатке. Однажды Андрея Николаевича назначили старшим чиновником, но тот вместо радости испытал сильнейшее потрясение («и что за страшные были дни!»), ведь герой всегда заранее знает, что ожидает его завтра и что «ничего нового и страшного не встретится на пути». А когда случается ему делать что-то «непривычное и неприказанное», тут он непременно чувствует, что «…всё тело его, руки, ноги становятся мягкими, точно из них вынуты все мускулы и кости». Здесь стоит отметить очень точную психологическую характеристику героя. Андреев вообще является мастером создавать пластический портрет. Но при всём том автору гораздо важнее показать не только ограниченность, замкнутость сознания своего персонажа, сколько, возможно, выявить причину такого состояния. А причина заключается в том, что кроме маленького Андрея Николаевича существует ещё и мир, огромный, страшный, олицетворённый в образе «красного диска луны»: «Он [Андрей Николаевич] безопасен от вторжения людей, но до сих пор он ничего не мог поделать с мыслями. И они приходят, раздвигают стены, снимают потолок и бросают Андрея Николаевича под хмурое небо, на середину той бесконечной, открытой отовсюду площади, где он является как бы центром мироздания и где ему так нехорошо и жутко». Кроме того, определённую символическую нагрузку приобретает и название рассказа: герой пребывает «у окна», то есть находится в ограниченном пространстве, в пространстве своего маленького мира. В данном случае смысловая антитеза «свой-чужой», играющая важную роль в фольклорном тексте, при строении сказочной фабулы, очень отчётливо прослеживается.
Образ «маленького человека» в литературе ХХ века подвергается сильной трансформации: там появляется своя, очень сложная специфика изображения такого типа героя преимущественно за счёт мощного вмешательства субъективно-авторского начала в образную структуру персонажа (например, это сологубовская фантастика).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Образ «маленького человека» появился в мировой литературе в XIX веке и стал очень популярным. Этот герой представлял собой личность из низких социальных слоев, со своими достоинствами и недостатками, радостями и печалями, мечтами и чаяниями. Во время расцвета реалистического направления в литературе внутренний мир, психология «маленького человека» занимала многих писателей. Особенно часто к теме «маленького человека» обращались русские классики. Первыми из них были Александр Сергеевич Пушкин и Александр Сергеевич Грибоедов. Даже сам термин был впервые использован критиком Белинским при рассмотрении произведения Грибоедов «Горе от ума».
Пушкин, как один из первых классиков, описавший образ «маленького человека» на ранних стадиях своего творчества старался показать высокую духовность персонажей, как, например, в рассказе «Станционный смотритель». Позднее в его произведениях зазвучали мотивы перехода образа «маленького человека» и слияния с образом народного героя – «Песни западных славян». В своих исторических поэмах Александр Сергеевич рассматривает вечное соотношение «маленького человека» и неограниченной власти – «Арап Петра Великого», «Полтава».
Для всех произведений Пушкина было характерным глубокое проникновение в характер каждого героя – «маленького человека», мастерское написание его портрета, от которого не ускользнула ни одна черта.
Прямым продолжателем тематики «маленького человека» Пушкина стал Николай Васильевич Гоголь. Наиболее полно она выразилась в повести «Шинель». Позднее по стопам Пушкина и Гоголя пошел Федор Михайлович Достоевский, подаривший нам ни один образ «маленького человека» в романах «Преступление и наказание» и «Бедные люди».
Особняком стоит Грибоедов, который смотрит на этого героя по-другому, что сближает его взгляды со взглядами Чехова и частично Островского. Здесь
на первый план выходит понятие пошлости и самоунижения.
В представлении Л.Толстого, Н.Лескова, А.Куприна "маленький человек" - это талантливый, самоотверженный человек. Наиболее яркими этими образы вышли в романе «Война и мир» и повести «Левша».
Подобное разнообразие в трактовке образа маленького человека и его эволюция у самого Пушкина объясняются постоянными социальными переменами и изменчивостью самой жизни. Каждая эпоха дает своего «маленького человека».
Но, с начала XX века данная тематика усложняется, образ «маленького человека» сильно трансформируется, подвергается изменениям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10-ти томах. Т.5. Романы, повести. – М: Государственное издательство Художественной литературы, 1960.
А. Грушкин. Образ народного героя в творчестве Пушкина 30-х годов. В кн.: Пушкин. Временник Пушкинской комиссии, т. 3. Изд. АН СССР, М. — Л., 1937.
Благой Д.Д Творческий путь Пушкина. М., 1967.
Е.П. Педчак. Русская литература конца XVIII-XIX века. Зарубежная литература. –М: Феникс, 2003.
Храмцев Д.В. Пушкин и Достоевский // Журнал Самиздат от 06.09.2004.
Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX – начала XX века: Учеб. –4-е изд., доп.и перераб.– М.: Высш. шк.; Изд. центр Академия, 2000.