ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТУРНИР ПО СКАЗКАМ А.С. ПУШКИНА
«ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!»
Цели: познакомить детей с фактами биографии поэта;
закрепить у учащихся знание сказок А.С. Пушкина;
развивать познавательные способности детей: образное мышление,
воображение, память, внимание;
расширить кругозор детей, воспитывать интерес к творчеству
А.С. Пушкина.
Оборудование: презентация «Что за прелесть эти сказки»;
выставка книг со сказками поэта;
рисунки детей к произведениям А.С. Пушкина;
конверты с заданиями
карточки с названием команд «Золотая Рыбка» и
«Золотой Петушок».
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Вступление.
Добрый день, уважаемые дети и наши гости. Я приглашаю вас сегодня в удивительный мир сказок. Мир сказок открыт нам с детства. Как писала Юнна Мориц:
“Сказка по лесу идёт,
Сказку за руку ведёт.
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка - умница и прелесть,
С нами рядышком идёт.”
II. Кроссворд.
Тема нашего мероприятия заключена в вопросе «А знаете ли вы..?» А что собственно или кого вы должны знать? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю Вам разгадать кроссворд.
Итак, ребята!
1.Герой сказки, к которому обращаются со словами «Не гонялся бы ты за дешевизной!» (Поп)
2.Сказочное дерево, у которого «И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом». (Дуб.)
3.Герой сказки, что жил у славного царя Дадона, «стерег границы его царства». (Петушок.)
4.К кому обращалась героиня сказки со словами: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»? (Зеркальце.)
5.Герой сказки, который произносит слова:
«Ты волна, моя волна!
Ты гуллива и вольна!
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!». (Гвидон.)
6.Героиня «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». (Чернавка.)
III Постановка целей.
Давайте проверим себя, посмотрите внимательно на экран. Все правильно?
Ребята, какое слово получилось в выделенном столбце?
(Пушкин.)
Действительно, сегодня мы будем говорить об Александре Сергеевиче Пушкине и его сказках.
Вы можете представить свою жизнь без сказок Пушкина?
Конечно, с ними Вы знакомы с самого детства. В них отразился весь мир добра, где царствует дружба, верность слову, где ценятся уважение к человеку, его счастье в семье, где наказано зло и жадность, обман и алчность.
В какой форме Вы бы хотели проверить свое знание сказок Пушкина?
Давайте проведем турнир, но прежде давайте вспомним некоторые факты биографии Пушкина.
Великий русский поэт А.С. Пушкин родился в Москве два века назад. С раннего детства он был окружён заботой и вниманием родителей. Но особенно заботилась о нём его няня - простая крестьянка, мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у неё был особый певучий, она «окала». Маленький Саша очень любил свою няню и называл её ласково матушкой.
- А кто из вас знает, как звали няню поэта?
Когда Александр Сергеевич был совсем ещё маленьким ребёнком, родители между собой говорили только по-французски и маленького Сашу к этому языку приучали. Даже учителя француза ему нанял. А всё же Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнёт она сказки рассказывать, так он и не шелохнётся, боится слово пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки, которые вы все знаете.
- Назовите их.
(«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке»)
Сам А.С.Пушкина писал о сказках так: “Что за прелесть эти сказки…” И нет такого человека, который бы не знал его сказок. А насколько вы хорошо с ними знакомы, мы с вами и проверим сегодня с помощью разнообразных конкурсов.
Оценивать ваши знания, смекалку и ловкость будет жюри. В состав жюри входят ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VI. Мы начнем конкурсную программу с представления команд.
Представление команд.
1-я команда будет называться «Золотая рыбка»
Девиз: “ Не в волшебстве наша сила, а в дружбе”
2-я- «Золотой петушок»
Девиз: “Нет на свете нас умнее и прилежней, и храбрее”
Молодцы!
Итак, начинается первый конкурс.
VII. (Команды отвечают по очереди.) Белочка с орешками.
Фрагмент песни «Во саду ли в огороде». В какой сказке вы слышали строки из этой песни? «Сказка о царе Салтане» Кто ее исполняет? Белочка.
Белочка пришла к нам в гости с волшебными орешками. Это не простые, а золотые орешки, в каждом из них есть вопрос для вас.
Сколько лет жил старик со старухой у самого синего моря?(30 лет и 3 года).
Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? («Дурачина ты, простофиля».)
Откуда эти строки?
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного?»
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Сколько раз закидывал старик невод? (Три раза.)
С чем приходил невод? (Первый раз - с тиной, второй раз - с травою морскою, третий раз - с золотой рыбкой.)
Какое наказание придумала злая царица молодой царевне? («Весть царевну в глушь лесную и, связав ее живую, под сосной оставить там на съедение волкам».)
Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его дома нет? («Кри-ку-ку. Царствуй лёжа на боку!»)
VIII. Раунд 2. Конкурс “Слова – архаизмы”
Да вот волшебные слова, а я их разгадать никак не могу, нужно перевести с устаревшего языка на современный.
(Команды получают конверты)
Задание:
Соедини слова-архаизмы из первого столбика со словами из второго столбика:
вороты | лоб |
очи | глаза |
перст | палец |
чело | ворота |
воитель | губы |
рыбарь | воин |
рать | рыбак |
уста | войско |
старче | старик |
IX. Конкурс капитанов. Шифровки.
Ведущий:
У меня есть два конверта. Посмотрим, что же в них. А в них новое задание. Здесь зашифрованы названия животных из сказок Пушкина. Настала очередь капитанов показать свои знания и умения.
Задание:
GJRРWFЫNZJБDSКLQАU – ( рыбка).
JRПWQRЕLJGТSZУFШGYОКUW – (петушок).
WQЛGFSJЕLJNБSЕRZДЬJ – (лебедь).
JHGFБHGЕSZLЛVYWКQАR – (белка).
Физкультминутка.
Пока капитаны выполняют свое задание, давайте проведем физкультминутку.
Встаньте, пожалуйста.
Изобразите волны на море.
А теперь покажите, как князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу.
Изобразите лебедь – гордая осанка, красивая шея, как лебедь превращается в царевну.
Теперь покажите, как царевна лебедь опрыскала Гвидона.
Изобразите, как Гвидон уменьшился до комара, полетел на корабль и в щель забился.
А теперь садитесь, расправьте плечи, продолжим работу.
Х. «Телеграммы»
- Ребята, сегодня мы получили необычные телеграммы. Кто бы мог их отправить?
- Итак, телеграммы для 1 команды
«Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу.
Есть же мне давай варёную полбу.» «Сказка о попе и о работнике его Балде»
«Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди всё царство наше,
Хоть весь мир, мне ровной нет
Так ли?» «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
«А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!...»» «Сказка о золотой рыбке»
«За такое одолжение, -
Говорит он в восхищении, -
Волю первую твою
Я исполню, как мою!» «Сказка о золотом петушке»
- А сейчас отвечает 2 команда
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонись рыбке…» «Сказка о рыбаке и рыбке»
«Да, такая есть девица.
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнёшь
Да за пояс не заткнёшь.» «Сказка о царе Салтане…»
«Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей…» «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
«Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца.» «Сказка о царе Салтане…»
XI «Зашифрованный герой»
- А сейчас вам предлагается расшифровать героев сказок А.С. Пушкина. Узнайте героя и назовите, из какой он сказки.
Д | Ч | Е | Р | А | Р | Г | П | У | Ш | З | В |
А | Д | О | Л | У | И | В | Е | Т | О | К | Е |
Л | П | Н | О | Р | Ц | И | Н | Б | Д | А | З |
Е | О | П | М | О | А | Д | О | А | Л | О | Д |
Б | Б | А | Б | А | Х | Ч | Е | Р | Н | Т | О |
Е | Д | Ь | А | Р | И | А | К | В | А | Е | Ч |
Чернавка, Дадон, Бабариха, Лебедь, поп, петушок, звездочёт, баба, Гвидон
XII «КРОССВОРД» и «СКАЗОЧНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ»
- Сейчас каждая команда делится на 2 группы. Одна группа работает с кроссвордом, а другая работает с объявлениями.
«Кроссворд»
По вертикали:
1. Слушай: платить обязались черти
Мне … до самой смерти. (Оброк)
2. А … над морем опять шумит,
Да чертям верёвкой грозит. (Балда)
3. Раз он в море закинул … ,
Пришёл … с одною тиной. (Невод)
4. Ветер по морю гуляет
И … подгоняет. (Кораблик)
5. Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
Все равны как на подбор,
С ними дядька … . (Черномор)
11. И соседи присмирели,
Воевать уже не смели,
Таково им царь Дадон
Дал … со всех сторон. (Отпор)
12. И послушалась … ,
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько. (Волна)
13. Пристают к заставе гости,
… Гвидон зовёт их в гости. (Князьь)
По горизонтали:
4. И жених сыскался ей
… Елисей. (Королевич)
6. Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: … вам уж будет. (Изба)
7. Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая … . (Нора)
8. … песенки поёт,
Да орешки всё грызёт. (Белка)
9. Сказка - ложь, да в ней … ,
Добрым молодцам урок. (Намёк)
10. Ах ты, мерзкое … ,
Это врёшь ты мне назло! (Стекло)
13. Глядь: опять перед ними землянка,
А перед нею разбитое … . (Корыто)
14. Ей в приданое дано
Было … одно. (Зеркальце)
«Сказочные объявления»
Как-то в сказочной газете я встретила такие объявления.
- Кто мог дать их?
1) Предлагаю свои услуги: работаю за 7-х. Могу:
- запрягать лошадь;
- топить печь;
- закупать продукты на рынке;
- печь яйца, варить кашу;
- нянчить детей.
Мой адрес … .
(Балда. «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
2) На работу в лесопункт требуются:
- повар;
- конюх;
- плотник.
Выплачиваются премиальные и вознаграждение по итогам работы за год.
Мой адрес … .
(Поп. «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
3) Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары:
- соболя, чёрно-белые лисицы;
- чистое серебро;
- злато.
И всё это по доступным ценам! «Пальмира» ждёт Вас!
Адрес фирмы … .
(Корабельщики. «Сказка о царе Салтане»)
4) Тем, кто интересуется жилплощадью! Сдаю на лето свою горницу за умеренную плату. В горнице имеется:
- кругом лавки, крытые коврами;
- под святыми стол дубовый;
- печь с лежанкой изразцовой.
Мой адрес … .
(«Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях»)
5) Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие болезни, как:
- укусы правого и левого глаза;
- волдыри на носу.
Начало ближайших занятий … .
(«Сказка о царе Салтане»)
6) Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить?
Наш адрес … . Обращаться к … .
(Царица-мачеха из «Сказки о
мёртвой царевне и 7 богатырях»)
7) Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. Адрес … .
(«Сказка о золотом петушке»)
8) Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое? Или квартиру на новый дом?
Обращаться к … .
(Золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке»)
XIII. Подведение итогов. Награждение команд.
А теперь предоставляем слово жюри.
Учитель:
Вот и закончились наши конкурсы. Вы показали прекрасное знание сказок А.С.Пушкина.
В конце нашего турнира мне хочется открыть вам, ребята, маленький секрет. Сказки, которые мы с вами сегодня вспоминали, были написаны А. С. Пушкиным для взрослых в пору творческого расцвета поэта, одновременно с самыми глубокими и серьёзными произведениями, а значит, и содержание сказок столь же глубоко и серьёзно.
Ребята, что нового вы открыли для себя сегодня?
Что Вам больше всего запомнилось?
О чем сказки Пушкина?
Это сказки о богатых и бедных, в них высмеивается лень и жадность.
А что побеждает?
Добро.
Надеюсь, что вам захочется ещё раз перечитать сказки А. С. Пушкина, быть похожими на положительных героев. а когда станете взрослыми, будете перечитывать эти сказки своим детям, каждый раз открывать для себя что-то новое. Ведь сказки Пушкина – это наука о жизни, которую он передал нам и на которой выросло не одно поколение. Спасибо всем!
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
Читайте Пушкина друзья!
Вот вам подсказка!
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!