СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературный вечер

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

литературный вечер посвященный А.П. Чехову

Просмотр содержимого документа
«Литературный вечер»

Коммунальное государственное учреждение «Мичуринский комплекс

«школа-ясли-детский сад» отдела образования района Бәйтерек»





(1860 - 1904)





План мерорприятия «В человеке всё должно быть прекрасно…»

по проекту «Читающая школа» в рамках дорожной карты развития школьных библиотек организаций образования на 2021 – 2025 годы





















В рамках дорожной карты развития школьных библиотек организаций образования на 2021 – 2025 годы

План мероприятий по проекту «Читающая школа», «Школа, жаждущая чтения» по повышению грамотности чтения учащихся управления образования ЗКО.

Цель проекта: повышение грамотности чтения и интереса обучающихся к чтению;

Задачи проекта:

  • повышение уровня учебной культуры и учебной активности обучающихся через взаимодействие социальное партнерство;

  • разработка плана мероприятий по огранизации читательской активности школьников и пропаганде семейного чтения с учетом читательских предпочтений учащихся во внеурочной деятельности;

  • привлечение родителей к мероприятиям для реализации школьного проекта;

  • разработка сборника методичсеких материалов по привлечению детей к обучению.

Основное направление проекта осуществляется: организация сетевого взаимодействия «Школа-учитель-ребенок-семья».

Цель:

знакомство с личностью А.П. Чехова, этапами его биографии, приобщение учащихся к литературному наследию великого писателя.



Задачи:

- формировать интерес к творчеству А.П. Чехова;

- повышение мотивации обучающихся к чтению и изучению творческого наследия

писателей;















Здравствуйте, уважаемые гости, уважаемые коллеги и ребята! Все вы, конечно, знаете, что в нашей республике по указу президента в рамках дорожной карты развития школьных библиотек организаций образования период 2021 – 2025 посвящается проекту «Читающая школа». И в связи с этим в нашей школе проводятся мероприятия посвященные повышения грамотности чтения и интереса обучающихся к чтению.

А наша сегодняшняя встреча посвящена русскому писателю - А.П. Чехову. Определение Л.Н. Толстого – « Чехов – это Пушкин в прозе» – помогает осознать место писателя в мировой литературе.Устремленность Чехова к перу была поразительной. Его рассказы, повести, пьесы – не только свидетельство уникального таланта; в его творчестве, мне кажется, ощущается некий свет тайны его личности. Чтобы понять Чехова-человека, взгляните на портрет А.П. Чехова. Искренний, смелый взгляд, устремленный на мир. Именно бесстрашный, ибо смело и бесстрашно рассказывал он о людях, обо всем, что видел вокруг. Это был человек, который открыл для себя и предложил людям особый образ жизни и мышления. Это был настоящий человек и художник слова. Антон Павлович был человеком, который напоминал в своё время, да и теперь напоминает, что «в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Просмотр видео

Ведущий (Виктория) «Мещанская уездная бедность семьи, молчаливая…мать и строгий отец, заставлявший сыновей по ночам петь в церковном хоре, требовавший, чтобы они сидели по очереди в качестве «хозяйского ока» в лавке».


Ведущий (Алина). «Чаще всего страдал Антон…отец заметил его исполнительность и чаще других засаживал его за прилавок, когда самому нужно было отлучиться». Лавка Павла Егоровича – это особенный мир. Чем здесь только не торговали! Чаем, помадой, перочинными ножами, касторовым маслом, фитилями для ламп и самими лампами, лекарственными травами и снадобьями, дорогим прованским маслом и духами "Эсс-Букет", маслинами, мраморной бумагой для оклейки книг, керосином, макаронами и многим другим вперемешку.


Ведущий (Владимир). Ох, уж эта коммерция! В папашиной лавке Антон Чехов вынужден был проводить по несколько часов в день, следить за торговлей, разыгрывать из себя хозяина. Занятие это он ненавидел. Еще бы, зимой в лавке холодно, летом - нестерпимо жарко. Нужно было постоянно что-то записывать в большую и толстую конторскую книгу. А так хотелось поскорее сделать уроки и убежать на улицу играть с ребятишками...


Ведущий (Римма): Кроме сидения в лавке, у детей Чехова была еще обязанность – петь в церковном хоре. Антоша, который был еще в первом классе гимназии, должен был петь альтом. Но слух у него был неважный, голос жиденький, он часто болел, кашлял, и петь в хоре было ему очень трудно. А Павел Егорович был строг и особенно требователен, когда дело касалось хора. Немало горьких слез пролил мальчик, немало здоровья унесли у него эти спевки, которые иногда затягивались далеко за полночь.


Ведущий (Егор). Детей в семье было шестеро: Александр, Николай, Иван, Михаил, Антон и Мария. Раннее детство в большой семье Чеховых, вероятно, было для Антона самым радостным и беззаботным временем. И, хотя отец был строг, грозил, что на улице гулять нельзя, дескать, сапоги истопчите, а с дворовыми детишками общаться тоже нельзя, мало ли чему они научить могут, Антоша со старшими братьями Сашей и Колей и младшим Ванечкой всегда находили, чем заняться. У братьев Чеховых была своя голубятня, они играли в бабки и в мяч, а дома шумно возились, рискуя попасть под отцовские розги.

И вот среди нас есть ребята которые с интересом читали его произведения. Предоставляем слово нашим читателям, биографию писателя кто хорошо знает? (ребята рассказывают)


Тест по теме: «Жизнь и творчество А. П. Чехова»

1.А.П.Чехов родился:

а) в Москве;

б) в Петербурге;

в) в Таганроге.


2.В семье Чеховых:

а) было двое детей;

б) было много детей;

в) Антон был единственным ребенком.


3.Отец Чехова был:

а) очень богатым человеком;

б) крупным коммерсантом;

в) мелким торговцем.


4.Когда Павел Егорович разорился, семья уезжает:

а) в Петербург;

б) в Москву;

в) в Киев.


5.Антон Чехов:

а) едет с семьей;

б) остается в Таганроге;

в) отправляется учиться заграницу.


6.Антон Чехов:

а) прекрасно обеспечен материально;

б) работает, чтобы прокормить себя и закончить гимназию;

в) бросает гимназию, чтобы работать.


7.Осенью 1879 года Антон Чехов едет в Москву и поступает:

а) в Медицинский институт ;

б) в Литературный институт;

в) в Московский университет на медицинский факультет.


8.Антон Павлович Чехов начинает писать короткие юмористические рассказы:

а) когда заканчивает учебу в высшем учебном заведении;

б) во время учебы ;

в) после окончания гимназии.


9.Антон Павлович подписывается:

а) своим именем ;

б) именем своего брата;

в) псевдонимом.


10.Рассказы Чехова:

а) очень серьезные и грустные;

б) юмористические;

в) романтические.


11.Чехов написал следующие рассказы:

а) «Смерть чиновника»;

б) «Кавказский пленник»;

в) «Капитанская дочка»;


г) «Хамелеон»;

д) «Толстый и тонкий».


12.К началу 90-х годов:

а) Чехов был совсем неизвестен как писатель;

б) Чехов работал только врачом;

в) Чехов был известен всей читающей России.


13.Чехов в это время:

а) был очень богат и здоров;

б) был беден и болен;

в) был вполне обеспечен материально.


14.Весной 1890-го года Чехов решил поехать:

а) за границу;

б) на Сахалин;

в) в Петербург.


15.Во время поездки Чехов:

а) много работал;

б) лечился в санатории;

в) отдыхал и развлекался.


Ответы:

В – родился в Таганроге

Б – было 7 детей

В – имел бакалейную лавку

Б – в 1876г. уехали в Москву

Б – остаётся доучиваться в гимназии

Б – занимался репетиторством

В – медицинский факультет Московского университета

Б – во время учёбы в гимназии

В – Антоша Чехонте

Б – юмористические

А, Г, Д – «Кавказский пленник» и «Капитанская дочка» написал А.С.Пушкин

В – к концу 80 – х он был известным писателем и успешным врачом

В – занимался благотворительностью, помогал больницам

Б – на Сахалин

А – занимался переписью населения и литературной деятельностью

Прожив сорок четыре года и оставив миру более двухсот произведений прозы и драматургии, Чехов успевал ещё выращивать сады, строить школы, работать врачом во время холерной эпидемии, принимать – в период жизни в Мелихово – ежегодно до тысячи больных крестьян (разумеется, бесплатно), участвовать в создании больниц, библиотек, устраивать на лечение больных учителей, он сумел провести своими силами на Сахалине всеобщую перепись и привлечь внимание всей России к бесчеловечным порядкам на «каторжном острове»… Этот перечень можно продолжать и продолжать.


Конкурс 1. Определите произведение А.П.Чехова по аудио (ребята слушают аудио и определяют)


конкурс 4. Исключите лишний персонаж

- Порфирий, Михаил, Семён (Порфирий и Михаил - персонажи рассказа “Толстый и тонкий”)

- Луиза, Нафанаил, Пантелей (Луиза и Нафанаил - персонажи рассказа “Толстый и тонкий”)

- Ярмонкин, Козьмодемьянский, Курятин (Ярмонкин и Козьмодемьянский - персонажи рассказа “Жалобная книга”)

- Курятин, Вонмигласов, Смирнов (Курятин и Вонмигласов - персонажи рассказа “Хирургия”)

- Григорьев, Акинфов и Пятигоров (Григорьев и Акинфов - персонажи рассказа “Злоумышленник”)

- Смирнов, Хохотов, Хрюкин (Смирнов и Хохотов - персонажи рассказа “Пересолил”)

К данным произведениям что вы можете добавить? (слушаем рассказ учеников)

Синквейн со словом Чехов

А.П.Чехов

(2 прилагательных)

(3 глагола)

Фраза со именем писателя

Синоним


Пример:

Чехов

умный талантливый

воспитывает, учит, мыслит

Мне нравятся произведения Чехова

Талант


Подошёл к концу наш урок, посвящённый теме: «В человеке всё должно быть прекрасно…» (по страницам жизни А.П.Чехова). Но с доктором Чеховым мы увидимся ещё много раз, всегда открывая что-то новое в его жизни и творчестве. Наш сегодняшний разговор не должен остаться незамеченным, потому что сегодня мы открыли Чехова, глубоко переживающего за судьбы людей, страны. Чехов, как писатель, как человек, как творческая личность, актуален, ибо вся его жизнь – это вечная борьба за человека в человеке и нежелание быть рабом, каторжником собственной жизни

Я вам желаю, чтобы каждый из вас стал таким человеком, каким хотел видеть своего читателя Чехов.





Ведущий (Виктория) «Мещанская уездная бедность семьи, молчаливая…мать и строгий отец, заставлявший сыновей по ночам петь в церковном хоре, требовавший, чтобы они сидели по очереди в качестве «хозяйского ока» в лавке».














Ведущий (Алина). «Чаще всего страдал Антон…отец заметил его исполнительность и чаще других засаживал его за прилавок, когда самому нужно было отлучиться». Лавка Павла Егоровича – это особенный мир. Чем здесь только не торговали! Чаем, помадой, перочинными ножами, касторовым маслом, фитилями для ламп и самими лампами, лекарственными травами и снадобьями, дорогим прованским маслом и духами "Эсс-Букет", маслинами, мраморной бумагой для оклейки книг, керосином, макаронами и многим другим вперемешку.












Ведущий (Владимир). Ох, уж эта коммерция! В папашиной лавке Антон Чехов вынужден был проводить по несколько часов в день, следить за торговлей, разыгрывать из себя хозяина. Занятие это он ненавидел. Еще бы, зимой в лавке холодно, летом - нестерпимо жарко. Нужно было постоянно что-то записывать в большую и толстую конторскую книгу. А так хотелось поскорее сделать уроки и убежать на улицу играть с ребятишками...










Ведущий (Римма): Кроме сидения в лавке, у детей Чехова была еще обязанность – петь в церковном хоре. Антоша, который был еще в первом классе гимназии, должен был петь альтом. Но слух у него был неважный, голос жиденький, он часто болел, кашлял, и петь в хоре было ему очень трудно. А Павел Егорович был строг и особенно требователен, когда дело касалось хора. Немало горьких слез пролил мальчик, немало здоровья унесли у него эти спевки, которые иногда затягивались далеко за полночь.













Ведущий (Егор). Детей в семье было шестеро: Александр, Николай, Иван, Михаил, Антон и Мария. Раннее детство в большой семье Чеховых, вероятно, было для Антона самым радостным и беззаботным временем. И, хотя отец был строг, грозил, что на улице гулять нельзя, дескать, сапоги истопчите, а с дворовыми детишками общаться тоже нельзя, мало ли чему они научить могут, Антоша со старшими братьями Сашей и Колей и младшим Ванечкой всегда находили, чем заняться. У братьев Чеховых была своя голубятня, они играли в бабки и в мяч, а дома шумно возились, рискуя попасть под отцовские розги.

























Конкурс 1. Определите произведение А.П.Чехова по фрагменту текста


- Надумал, ваше превосходительство! - закричал он радостно, не своим голосом, влетая в кабинет к генералу. - Надумал, дай бог здоровья доктору! Овсов! Овсов фамилия акцизного! Овсов, ваше превосходительство!


- От мысли, что ему всю ночь придётся сидеть в тёмном лесу на холоде и слышать только волков, эхо да фырканье тощей кобылки, землемера стало коробить вдоль спины, словно холодным терпугом.

- Климушка! - закричал он. - Голубчик! Где ты, Климушка?


- Клим стегнул по лошадёнке. Телега задрожала. Клим стегнул ещё раз, и телега покачнулась. После четвёртого удара, когда телега тронулась с места, землемер закрыл уши воротником и задумался. Дорога и Клим ему не казались уже такими опасными.


- Ты думаешь, мужик, легко зуб рвать? Возьмись-ка! Это не то, что на колокольню полез да в колокола отбарабанил (дразнит). “Не умеешь, не умеешь!” Скажи, какой указчик нашёлся. Ишь ты… Господину Египетскому, Александру Ивановичу, рвал, да и тот ничего, никаких слов… Человек почище тебя, а не хватал руками… Садись! Садись, тебе говорю!


- А после того, как его из акцизных уволили, в Саратове у тёщи живёт. Теперь только зубами и кормится. Ежели у которого человека заболит зуб, то и идут к нему, помогает… Тамошних саратовских на дому у себя пользует, а ежели которые из других городов, то по телеграфу.


- Я буду тебе табак тереть, -продолжал он,- богу молиться, а если что, то секи меня как сидорову козу. А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить али заместо Федьки в подпаски пойду. Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна.


- Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта-чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую держат?! Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально - не дыши!


- Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое… ну, да бог с ним! Жена уроки музыки даёт, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары. По рублю за штуку продаю. Если кто берёт десять штук и более, тому, понимаешь, уступка…

























Конкурс 4. Исключите лишний персонаж

- Порфирий, Михаил, Семён (Порфирий и Михаил - персонажи рассказа “Толстый и тонкий”)

- Луиза, Нафанаил, Пантелей (Луиза и Нафанаил - персонажи рассказа “Толстый и тонкий”)


Конкурс 4. Исключите лишний персонаж

- Ярмонкин, Козьмодемьянский, Курятин (Ярмонкин и Козьмодемьянский - персонажи рассказа “Жалобная книга”)

- Курятин, Вонмигласов, Смирнов (Курятин и Вонмигласов - персонажи рассказа “Хирургия”)


Конкурс 4. Исключите лишний персонаж

- Григорьев, Акинфов и Пятигоров (Григорьев и Акинфов - персонажи рассказа “Злоумышленник”)

- Смирнов, Хохотов, Хрюкин (Смирнов и Хохотов - персонажи рассказа “Пересолил”)


















Тест по теме: «Жизнь и творчество А. П. Чехова»

1.А.П.Чехов родился:

а) в Москве;

б) в Петербурге;

в) в Таганроге.


2.В семье Чеховых:

а) было двое детей;

б) было много детей;

в) Антон был единственным ребенком.


3.Отец Чехова был:

а) очень богатым человеком;

б) крупным коммерсантом;

в) мелким торговцем.


4.Когда Павел Егорович разорился, семья уезжает:

а) в Петербург;

б) в Москву;

в) в Киев.


5.Антон Чехов:

а) едет с семьей;

б) остается в Таганроге;

в) отправляется учиться заграницу.



















Тест по теме: «Жизнь и творчество А. П. Чехова»

1.Антон Чехов:

а) прекрасно обеспечен материально;

б) работает, чтобы прокормить себя и закончить гимназию;

в) бросает гимназию, чтобы работать.


2.Осенью 1879 года Антон Чехов едет в Москву и поступает:

а) в Медицинский институт ;

б) в Литературный институт;

в) в Московский университет на медицинский факультет.


3.Антон Павлович Чехов начинает писать короткие юмористические

рассказы:

а) когда заканчивает учебу в высшем учебном заведении;

б) во время учебы ;

в) после окончания гимназии.


4. Антон Павлович подписывается:

а) своим именем ;

б) именем своего брата;

в) псевдонимом.


5.Рассказы Чехова:

а) очень серьезные и грустные;

б) юмористические;

в) романтические.


















Тест по теме: «Жизнь и творчество А. П. Чехова»

1.Чехов написал следующие рассказы:

а) «Смерть чиновника»;

б) «Кавказский пленник»;

в) «Капитанская дочка»;


г) «Хамелеон»;

д) «Толстый и тонкий».


2.К началу 90-х годов:

а) Чехов был совсем неизвестен как писатель;

б) Чехов работал только врачом;

в) Чехов был известен всей читающей России.


3.Чехов в это время:

а) был очень богат и здоров;

б) был беден и болен;

в) был вполне обеспечен материально.


4.Весной 1890-го года Чехов решил поехать:

а) за границу;

б) на Сахалин;

в) в Петербург.


5.Во время поездки Чехов:

а) много работал;

б) лечился в санатории;

в) отдыхал и развлекался.