Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений
Фёдор Сологуб
Константин Бальмонт
Андрей Белый
Зинаида Гиппиус
Дмитрий Мережковский
Николай Гумилев
Анна Ахматова
Осип Мандельштам
Максимилиан Волошин
Игорь Северянин
Александр Блок
Владимир Маяковский
Сергей Есенин
Понятием «серебряный век» определяют культуру рубежа веков в целом, относя его ко всему русскому искусству: литературе, живописи, музыке,
философии, архитектуре.
Понятие «серебряный век» появилось позже, а современники использовали термин «модернизм» - ( modern ( фр.) – новый, современный).
символизм
акмеизм
МОДЕРНИЗМ
футуризм
имажинизм
Символизм –
литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мира через символы.
Ключевым понятием является символ (условное изображение чего-либо) – многозначное иносказание.
Поль Верлен, французский символист, утверждал:
«Музыка превыше всего».
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
1912 г.
Акмеизм (от греч. « акме » - цветение, вершина чего-либо) – литературное направление, связанное с символизмом. Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова.
Они выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя через значимый жест, движение, деталь.
Они воспевали прекрасную ясность , любовь и красоту.
В ЦАРСКОМ СЕЛЕ
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни...
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
1911
Имажинизм ( от фр. Image – образ) - течение в русской литературе.
Имажинисты пропагандировали победу образа (имажа) над смыслом.
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
1916г.
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пuээо пелись брови,
Лuэээй - пелся облик,
гзu-гзu-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
вне протяжения жило лицо.
Велимир Хлебников
Футуризм – передовое направление в европейском искусстве начала века. В своем манифесте «Пощечина общественному вкусу» футуристы провозгласили отказ от старой культуры, поиски новой формы выразительности:
слово-новшество, звукоподражания,
приемы плаката, лозунга, графический стих,
поиски новых ритмов, пауз, новых жанровых форм и многое другое.
А ВЫ МОГЛИ БЫ?
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
Я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
1913
- Символ.
- Звукопись.
- Жест, движение, деталь.
- Прекрасную ясность.
- Образ.
- Будущее.
- «Пощечина общественному вкусу»
Проанализируйте стихотворение и определите:
- К какому направлению модернизма относится?
- Кто его автор?
- Какая картина лучше всего иллюстрирует ваше стихотворение?
Подтвердите свой ответ доказательствами.
СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ
Вхожу я в темныe храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая - Ты. 25 октября 1902
Сжала руки под темной вуалью...
«Отчего ты сегодня бледна?»
- Оттого что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
1911
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.
В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих ветром сот.
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Всё ж кто выдумал твой гибкий стан и плечи
К светлой тайне приложил уста.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
ПОСЛУШАЙТЕ!
Ведь, если звезды зажигают
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
И, надрываясь,
в метелях полуденной пыли, врывается к Богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит
чтоб обязательно была звезда!
клянется
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
1914
Домашнее задание .
Подготовить сообщение «Богатство и разнообразие поисков, жанров и направлений русской литературы 20 века». Сообщение о жизни и творчестве Бунина.