СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литература. 5 класс. Контрольные работы, тесты, проверка техники чтения.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены различные сборники для проверки знаний и умений по литературе в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«проверка техники чтения»

Мониторинг уровня чтения учащихся 5-9 классов

Психологами давно доказано и подсчитано, что среди детей, которые укладываются в нормы техники чтения или читают  больше нормы,  учатся успешно более 54 %, а среди медленно читающих только 4%. Остальным не даёт успешно учиться плохая техника чтения.


Цели мониторинга

  1. Выявление уровня чтения (техника чтения и понимание прочитанного).

  2. Отслеживание динамики качества чтения.

  3. Выработка методических приёмов и методов, способствующих повышению уровня чтения.

  4. Выявление регрессирующих и стабильно плохо читающих детей.

  5. Оценка эффективности методик, направленных на повышение уровня и качества чтения.

  6. Выработка целесообразных методических подходов, направленных на самораскрытие личности учащихся, способствующих положительному отношению к чтению.

  7. Продумывание этапов и частоты текущего контроля по формированию и повышению уровня и качества чтения.



Задачи мониторинга



  • увеличивать объем слуховых и зрительных восприятий, а также угла зрения;

  • вырабатывать навык антиципации;

  • формировать устойчивость внимания;

  • предупреждать регрессии при чтении;

  • пополнять словарный запас;

  • развивать артикуляционный аппарат.

Оценка техники чтения


Основные показатели:

  • способ чтения (по буквам, по слогам, по словам отрывисто, по слогам плавно, целыми словами и т.д.);

  • темп чтения (количество слов для каждой возрастной группы);

  • правильность чтения.

За правильное принимается чтение без ошибок и с 1 ошибкой на норму слов в данной возрастной группе.


Оценка понимания прочитанного:

4 уровень – ученик самостоятельно придумывает название, выражающее главную мысль прочитанного текста,

3 уровень – ученик выбирает наиболее точное название текста из нескольких предложенных,

2 уровень - ученик правильно отвечает на все вопросы,

1 уровень - ученик передает понимание несловесными способами: рисунками, пантомимой.

0 уровень – ученик не понимает прочитанное или улавливает отдельные детали.


Оценка выразительности чтения.

Соответствие содержанию и настроению текста:

1)      логическое ударение,

2)      паузы,

3)      темп чтения

4)      сила и тембр голоса.

Шкала скоростей чтения взрослого человека

Скорость чтения

Количество знаков в минуту

Очень медленная

900

Медленная

1200

Средняя

1500

Выше средней

1800

Быстрая

3000

Очень быстрая

5000

Сверхбыстрая

10000 и более


3000 знаков - это примерно 500 слов. Такой темп позволяет прочесть за час около 100 книжных страниц среднего формата.


Уровни громкого чтения


нет неоправданных пауз

10 .

9.

Места неоправданных пауз

между предложениями

между синтагмами

8.

7.


между фонетическими

словами

между графическими словами

6.

5.

3.


между частями слова


между слогами и частями слова

4.


между слогами

3.

2.


между звуками и между слогами


между отдельными звуками

1..





Нормы техники чтения



Класс


Темп чтения вслух


Темп чтения про себя

1

30

-

2

50

-

3

80

100-110

4

110

120-140

5

120

140-170

6

120

170-210

7

130

210-250

8

140

250-270

9

150

270-300

10

160

300-330

11

160

310-330

Нормы техники чтения по Акишиной и Зайцеву

 

Акишина

Зайцев

5 кл.

104

114

6 кл.

114

128

7 кл.

128

150

8 кл.

150

150

9-11 кл.

150-160


Следует учитывать, что акцент делается не на скорость, а на продуктивность (техника+осмысленность). Нормой, при сохранении перечисленных параметров, для учащихся среднего звена считается 90/115 слов в минуту.

Нормы техники чтения учащихся коррекционных школ VIII вида


При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема:

1 класс (на конец года) – 10 слов;

2 класс – 15-20 слов;

3 класс – 25-30 слов;

4 класс – 35-40 слов;

5 класс – 45-60 слов;

6 класс – 70-80 слов;

8 класс и 9 класс – 90-100 слов.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

5 – 9 классы:

Оценка «5» ставится ученику, если он читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения, выделяет основную мысль произведения или частей рассказа с незначительной помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя (в 8-9 классах легкие тексты – самостоятельно); называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки, отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; допускает ошибки в делении текста на части в озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; допускает неточности в ответах на вопросы и при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам; допускает 3-4 ошибки при чтении; одну-две ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; три – четыре – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает части рассказа с помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно допускает искажение основного смысла произведения; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

Оценка «2» ставится ученику, если он читает по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз; не может выделять основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя; не делит текст на части; не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя; не знает наизусть частей текста .

Оценка «1» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении текста по слогам, допускает при чтении большое количество ошибок, искажающих смысл прочитанного, не понимает смысла произведения, искажает его основное содержание; не знает наизусть стихотворение.


класс

Правильность чтения

Сознательность чтения

Беглость чтения

Выразительность чтения

Объём текста

1

Отработка навыка (плавное, послоговое)



Формирование навыка выразительности речи

10-20 слов

2

Отработка навыка (плавное, послоговое)

Пересказ по вопросам, иллюстрациям


Формирование навыка выразительности речи

20-30 слов

3

Отработка навыка (чтение целими словами, трудные – по слогам

Чтение осознанное (усвоение содержания, ответы на вопросы, пересказ)


Совершенствование навыка выразительного чтения (орфоэпическое чтение коротких по структуре слов)

30-40 слов

4

Совершенствование навыка правильного чтения (целыми словами, плавное)

Чтение сознательное (пересказ)

Подготовка к беглости чтения

Совершенствование навыка выразительности чтения (соблюдение пауз, интонации)

40-50 слов

5

Совершенствование навыка правильного чтения (целыми словами)

Чтение сознательное (пересказ)

Подготовка к беглости чтения

Совершенствование навыка выразительности чтения

50-60 слов

6

Совершенствование навыка правильного чтения (целыми словами)

Чтение сознательное (пересказ)

Формирование беглости чтения (темп разговорной речи)

Совершенствование навыка выразительности чтения

60-70 слов

7

Совершенствование навыка правильного чтения (целыми словами)

Чтение сознательное

Беглое чтение

Совершенствование навыка выразительности чтения

70-80 слов

8

Навык правильного чтения словосочетанием

Чтение сознательное

Беглое чтение (словосочетаниями)

Навык выразительного чтения

80-100 слов

9

Навык правильного чтения словосочетанием

Чтение сознательное

Беглое чтение (словосочетаниями)

Навык выразительного чтения

100-120 слов

Нормы техники чтения в классах КРО

Класс

Количество слов

Оценка


5


90 – 100

100 и выше (1 – 2 ошибки) – «5»

85 – 99 слов (з – 4 ошибки) - «4»

70 – 84 слов – «3»


6


100 - 110

105 и выше – «5»

90 – 104 – «4»

85 – 94 – «3»


7


110 - 120

110 и выше – «5»

95 – 109 слова – «4»

85 – 94 слова – «3»


8


120 - 130

115 и выше – 25»

100 – 114 слов – «4»

90 – 99 слов – «3»


Примечание

В США введены следующие нормы скорости чтения с учетом усвоения содержания текста (не менее 70 процентов):

для школьников начальных классов - 80-158 слов в минуту,

средних классов- 175-204,

старших классов - 214-250,

для студентов- 250-280,

для высококвалифицированных чтецов - 340-620 слов в минуту.


Таблицы мониторинга


Таблица 1

№п

Фамилия ученика

Показатели техники чтения

Уровень техники чтения

Уровень понимания прочитан-ного

Способ чтения

Кол-во и характер ошибок

Время чтения

Темп чтения



1








 

 

 

 

 

 

 

 










Таблица 2





Фамилия, имя

Беглость

(количество слов ученик прочитал в минуту)

Правильность

(кол-во ошибок)

Осознанность

(ставим + или – после заданного учителем вопроса)

Выразительность

(ставим + или -)

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года






















Таблица 3


Ф.И. уч-ся

Кол-во слов


Способ чтения

Выраз-сть

 

Пропуск, замена, искажение

Понимание

прочитанного



По слогам

По слогам и це-лыми словами

Целыми словами


букв

слов

окончаний

ударения

























Таблица 4

Класс

Колич.

уч-ся

Норма

чтения

Читают

без

ошибок

Выше

нормы

Ниже

нормы

«5»

«4»

«3»

«2»

%

обуч.

%

кач.















Резервы обучения чтению


1. Частота тренировочных упражнений.

Ежедневно, через определённые промежутки времени проводить небольшие по объёму упражнения. Домашняя тренировка должна проводиться тремя порциями по 10 мин.

2. Жужжащее чтение.

Все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью.

3. Ежеурочные пятиминутки чтения.

Любой урок (литература, музыка, рисование, математика) начинается с того, что дети открывают любую книгу и читают в течение 3-5 мин.

4. Чтение перед сном.

Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью. "Учи так, чтобы это было последним событием дня".

5. Режим щадящего чтения.

Ребёнок прочитывает одну-две строчки и после этого получает кратковременный отдых.

6. Развитие оперативной памяти и оперативного поля чтения.

Делается это с помощью зрительных диктантов. Набор из 5-6 предложений на уроке занимает 5-8 мин. времени. Один набор предложений применяют до тех пор, пока все дети не будут писать самостоятельно.

7. Три типа упражнений:

1) многократное чтение;

2) чтение в темпе скороговорки;

3) выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Все эти упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, т.е. читают одновременно все ученики, но вполголоса. При многократном чтении ориентир идёт на одинаковый промежуток времени, но не на одинаковый по объёму отрывок. Учитель предлагает начать чтение одновременно и продолжать в течение минуты. Ученики отмечают, до какого слова успели дочитать. Затем следует повторное чтение того же отрывка. Снова отмечают. Естественно, что во второй раз прочитано больше, что вызывает ещё и положительные эмоции.

Далее этот же текст читается в темпе скороговорки. Направлено на развитие артикуляционного аппарата. Выразительности здесь добиваться не следует. Не более 30 секунд, но чётко проговаривая окончания. Дети прочитывают знакомую часть текста в повышенном темпе и переходят на незнакомую часть. И незнакомый отрывок дети начинают читать в ускоренном темпе. Их возможностей ненадолго хватает, но если проводить это упражнение ежедневно, то чтение через 2-3 недели заметно улучшится.

8. Стимулирование учащихся в различных видах – самозамер скорости чтения, различные соревнования. Важно привести к положительным эмоциям, не вызывая отрицательных, и негативного отношения к чтению. Состязательность не должна применяться между сильным и слабым учеником.


Выполнение упражнений, направленных на:

  • развитие речевого аппарата;

  • расширение оперативного поля чтения;

  • развитие правильности, безошибочности восприятия текста;

  • развитие антиципации (смысловой догадки, предугадывание слов, предложений) на различных уровнях;

  • развитие скорости чтения при чтении вслух и молча;

  • развитие внимания и памяти в процессе восприятия;

  • преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста.

Тексты для мониторинга техники чтения

5 класс

В зверином саду

Всмотревшись, куда показывал Тихон, я увидел, что ветки смородинового куста колеблются. Их кто-то нагибал и через несколько секунд снова отпускал. Двигаясь на четвереньках, мы подползли ближе, затем выпрямились за густым кустом и стали наблюдать сквозь ветки.

Светло-рыжий небольшой медведь ел смородину. Он пригибал к себе когтями ветку, потом захватывал зубами ягодную кисть и сдёргивал с неё все ягоды одним лёгким рывком. Стержень кисти и даже зелёные ножки ягод – всё оставалось на ветке, в рот к медведю попадали только чистые ягоды. Делалось это быстро и ловко. Обобрав одну ветку, зверь принимался за следующую. Неспелые кисти медведь не трогал, а брал только самые тёмные.

Не соблюдая больше осторожности, мы вышли из-за куста. Медведь сразу же нас заметил, замер от неожиданности на две-три секунды, а потом побежал прочь, не разбирая дороги и не оглядываясь. (131 слово)

(Г. Успенский)


Воробей-часовой

Для воробьёв нет лучше места, чем песчаная дорожка в нашем садике.

Молодые воробышки беззаботно чирикают, купаются в песке, прыгают по дорожке, а старый воробей усядется на самую высокую ветку акации и зорко смотрит во все стороны. В это время прочие воробьи торопливо таскают гусениц и кормят своих детёнышей.

Воробей-сторож невозмутим. Он не бросится даже на самую жирную гусеницу, хотя бы она ползла по самой ближайшей ветке. Это самый примерный часовой.

Но зато его и слушаются все. Закричит он по-своему, и всё, что беззаботно скакало по дорожке, чирикало и прыгало, с шумом бросается в самую чащу кустов акации или сирени. В минуту всё смолкает. Только часовой сидит на вершине. Он закричал, но не пошевелился. Он увидел врага и следит за ним. (120 слов)

(М. Богданов)


Волшебная берёзка

Вчера вечером и ночью шёл тёплый, липкий снежок, облепил все голые ветки моей любимой берёзы в саду перед крыльцом, весь белый её ствол. А под утро ударил морозец.

Солнце взошло на чистом небе. Смотрю, моя берёзка стала волшебная: стоит вся, до самых тонких веточек, как глазурью облитая: сырой снежок замёрз — ожеледь. Сияет вся моя берёзка.

Прилетели долгохвостые синицы. Пушистые, тёплые, похожие на крошечные клубочки белой шерсти с воткнутой в каждый вязальной спицей. Сели на берёзку, крутятся на ветках,— чем бы позавтракать?

А коготки скользят, а клювиком не продолбить ледяной корки. Звенит берёзка, как хрустальная, тоненьким холодным звоном.

Улетели с жалобным писком синицы.

Солнце выше, выше, теплей — и растопило ожеледь. Все ветки и ствол волшебной берёзы заструились, и она стала как ледяной фонтан. Началась капель. Искрясь и переливаясь, побежали по веткам серебряные змейки.

Вернулись синицы. Не боясь замочить лапки, привесились к веткам. И вот им радость: больше не скользят коготки, угощает их вкусным завтраком оттаявшая берёза. (157 слов)

(В. Бианки)

Кто хозяин?

Большую чёрную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.

Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.

– Собака моя, – говорил Коля, – я первый увидел Жука и подобрал его!

– Нет, моя, – сердился Ваня, – я перевязывал ей лапу и таскал для неё вкусные кусочки!

Никто не хотел уступить. Мальчики сильно поссорились.

– Моя! Моя! – кричали оба.

Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:

– Спасайся!

Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.

– Чья собака? – сердито закричал он.

– Моя, – сказал Коля.

Ваня молчал. (151 слово)

(В. Осеева)


Гадюка

Вокруг нашего хутора, по оврагам и мокрым местам, водилось немало змей.

Я не говорю об ужах: к безвредному ужу у нас так привыкли, что змеей-то его не зовут. У него есть во рту небольшие острые зубы, он ловит мышей и даже птичек и, пожалуй, может прокусить кожу; но нет яду в этих зубах, и укус ужа совершенно безвреден.

...Но водились у нас не одни ужи, водилась и ядовитая змея, черная, большая, без тех желтых полосок, что видны у ужа около головы. Такую змею зовут у нас гадюкою.

...Я в детстве «много наслушался про гадюк и боялся их страшно, как будто чувствовал, что мне придется встретиться с опасной гадиной.

Косили у нас за садом, в сухой балке, где весной всякий год бежит ручей, а летом только сыровато и растет высокая, густая трава. Всякая косовица была для меня праздником, особенно как сгребут сено в копны. Тут, бывало, и станешь бегать по сенокосу, и со всего размаху кидаться в копны, и барахтаться в душистом сене, пока не прогонят бабы, чтобы не разбивал копен.

Вот как-то и в этот раз бегал я и кувыркался: баб не было, косари пошли далеко, и только наша черная большая собака Бровко лежала на копне и грызла кость.

Кувыркнулся я в одну копну, повернулся в ней раза два и вдруг вскочил с ужасом. Что-то холодное и скользкое махнуло меня по руке. Мысль о гадюке мелькнула в голове моей, и что же? Огромная гадюка, которую я обеспокоил, вылезла из сена и, подымаясь на хвост, готова была на меня кинуться.

Вместо того чтобы бежать, я стою как окаменелый, будто гадина зачаровала меня своими безвековыми, неморгающими глазами. Еще бы минута — и я погиб; но Бровко, как стрела, слетел с копны, кинулся на змею, и завязалась между ними смертельная борьба.

Собака рвала змею зубами, топтала лапами; змея кусала собаку и в морду, и в грудь, и в живот. Но через минуту только клочки гадюки лежали на земле, а Бровко кинулся бежать и исчез.

Тут только воротился ко мне голос; я стал кричать и плакать; прибежали косари и косами добили еще трепещущие куски змеи.

Но страннее всего, что Бровко с этого дня пропал и скитался неизвестно где. Только через две недели воротился он домой: худой, тощий, но здоровый. Отец говорил мне, что собаки знают траву, которою они лечатся от укуса гадюки.

(К. Ушинский.)


Трусиха

Валя была трусиха, она боялась мышей, лягушек, пауков, гусениц. Ее так и звали — трусиха.

Один раз ребята играли на улице, на большой куче песку. Мальчики строили крепость, а Валя и ее младший братишка Андрюша варили обед для кукол. Валю в войну играть не принимали — ведь она была трусиха, а Андрюша для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках.

Вдруг послышались крики:

— Лохмач с цепи сорвался!.. К нам бежит!..

Все обернулись.

— Лохмач! Лохмач!.. Берегитесь, ребята!..

Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и захлопнула за собой калитку. На куче песка остался только маленький Андрюша, на четвереньках ведь не уйдешь далеко. Он лежал в песочной крепости и ревел от страха, а грозный враг шел на приступ.

Валя выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, в другую — кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, стала у ворот крепости.

Огромный злющий пес несся через лужайку прямо на нее. Он казался коротким и очень широким. Он не лаял, а как-то всхрапывал при каждом прыжке. Вот уже совсем близко его оскаленная, клыкастая пасть. Валя бросила в собаку сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил:

— Пошел вон!

— Фьють! Фьють! Лохмач! Сюда! - это сторож бежал через улицу наперерез Лохмачу, Вале на выручку.

Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и вильнул хвостом. Сторож взял его за ошейник и увел. На улице стало тихо. Ребята медленно выползали из своих убежищ: один спускался с забора, другой вылезал из канавы... Все подошли к песочной крепости. Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками.

Зато Валя плакала навзрыд.

— Ты что? — спросили ребята. — Лохмач тебя укусил?

Нет, — отвечала она, — он не укусил... Просто я очень испугалась.

(М. Артюхова.)


Вол и Синичка

Ночью пруд покрылся тоненьким, хрупким ледком. На заре ледок заиграл радужным блеском. Ледок становился то алым, то розовым, то фиолетовым. Вот он загорелся, как огненное море. Показалось солнышко из-за горизонта, и ледок стал багровым.

На вербе сидела Синичка. Она любовалась игрой утренней зари на ледке. Синичка пела свою нехитрую песенку о хрупкой, нежной, тонкой красоте. Её песенка была радостная и немного грустная: вот поднимется солнышко, растопит ледок, исчезнет всё очарование.

– Я маленькая, мои коготки мягкие, как пушинки, но и мне нельзя садиться на это волшебное зеркало, – рассказывала Синичка миру. – Да, это зеркало, в котором отражается весь мир. Смотрите на эту красоту!

А на берегу в это время стоял Вол. Он слышал песню Синички и умилялся. Ему захотелось ближе посмотреть на красоту, о которой пела Синичка. Он подошёл к самой кромке льда, ледок затрещал, волшебное зеркало рассыпалось, со дна поднялась муть.

– Где же эта красота? – промычал Вол и, напившись воды, побрёл прочь. Никакой красоты Вол рассмотреть не смог. (157 слов)

В.А. Сухомлинский

 

Как ворона на крыше заблудилась

На печную трубу опустилась обыкновенная ворона, такая же, как и все другие вороны в марте: с забрызганным грязью хвостом и взъерошенным загривком. Зима заставила её позабыть о чувстве собственного достоинства, о туалете, и она правдой и неправдой с трудом добывала  хлеб свой насущный.

Кстати, сегодня ей повезло. В клюве она держала большой ломоть хлеба. Усевшись, она подозрительно осмотрелась: не видно ли поблизости ребятишек?  Потом она оглядела ближайшие заборы, деревья, крыши: там могли оказаться другие вороны.

Но неприятностей, кажется, не предвиделось. Итак, можно закусить!

Ворона положила ломоть на край трубы, наступила на него обеими лапами и принялась долбить. И вот после очередного удара клювом из-под лап выскочил большой ком мякиша и покатился по скату крыши. Хлеб не упал на землю, ещё на полпути он зацепился у ребристого шва, какие соединяют кровельные листы. 

Доклевав остатки, ворона решила съесть упавший кусок. Но это оказалось нелёгкой задачей. Крыша была довольно крута. Лапы заскользили по железу, она поехала вниз, тормозя растопыренным хвостом.

Путешествие таким способом ей не понравилось, она взлетела и села на жёлоб. Отсюда ворона попробовала снова достать хлеб. Помогая себе крыльями, она, наконец, добралась до середины ската. Но что такое? Хлеб исчез! Оглянулась назад, посмотрела вверх – крыша пуста!  (196 слов)

(Е.И. Носов)

Лесной доктор

Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. То была, как нам говорили, заготовка дров из сухостойного леса для стеклянного завода.

Мы побоялись за наше дерево, поспешили на звук пилы, но было уже поздно: наша осина лежала, и вокруг её пня было множество пустых еловых шишек. Это всё дятел отшелушил за долгую зиму, собирал, носил на эту осинку, закладывал между двумя суками своей мастерской и долбил. Около пня, на срезанной нашей осине, два паренька отдыхали. Эти два паренька только и занимались тем, что пилили лес.

– Эх вы, проказники! – сказали мы и указали им на срезанную осинку. – Вам велено резать сухостойные деревья, а вы что сделали?

– Дятел дырки наделал, – ответили ребята. – Мы поглядели и, конечно, спилили. Всё равно пропадёт.

Стали всем вместе осматривать дерево. Оно было совсем свежее, и только на небольшом пространстве, не более метра в длину, внутри ствола прошёл червяк. Дятел, очевидно, выслушал осину, как доктор: выстукал её своим клювом, понял пустоту, оставляемую червём, и приступил к операции извлечения червя. И второй раз, и третий, и четвёртый… Нетолстый ствол осины походил на свирель с клапанами. Семь дырок сделал «хирург» и только на восьмой захватил червяка, вытащил и спас осину.

Мы вырезали этот кусок как замечательный экспонат для музея.

– Видите, – сказали мы ребятам, – дятел – это лесной доктор, он спас осину, и она бы жила и жила, а вы её срезали. (230 слов)

(М.М. Пришвин)


Голубой зверёк

Вот по снегу мягкими, неслышными прыжками подбежал к осине тёмный длинный зверёк. Остановился, понюхал, поднял кверху острую мордочку. Верхняя губа приподнялась, — мелькнули острые, хищные зубы.

Это куница — убийца всех мелких лесных зверей. И вот она, чуть шурша когтями, бежит уже вверх по осине.

Вверху из дупла высунулась усатая круглая головка. Через миг голубой зверёк уже бежал по суку и легко прыгнул на ветку соседней сосны.

Но ветка качнулась, — куница заметила. Она стрелой перелетела на качавшуюся ещё ветку и понеслась догонять зверька.

Нет никого в лесу проворней куницы. От неё не уйти даже белке.

С дерева на дерево неслись они, как две птицы среди густых веток.

И вот на миг голубой зверёк остановился: лес прервался пропастью. Но он прыгнул прямо в воздух и полетел, — медленно, плавно полетел над пропастью.

Это была летяга — летучая белка: у неё между передними и задними лапками натянулась кожа, которая парашютиком держала её в воздухе. Летяга повернула хвост и спустилась на ёлку по ту сторону пропасти.

Куница щёлкнула зубами со злости и стала спускаться с дерева. Голубой зверёк ускользнул. (161 слово)

(В. Бианки)


 

6 класс


Степан

Однажды чёрный кот Степан расположился, как всегда, на крыльце и, не торопясь, умывался. Он лизал растопыренную пятерню, потом, зажмурившись, тёр изо всей силы обслюненной лапой у себя за ухом.

Внезапно Степан почувствовал чей-то пристальный взгляд. Он оглянулся и замер с лапой, заложенной за ухо. Маленький рыжий пёс стоял рядом. Дрожа от любопытства, пёс ткнулся мокрым носом к Степану. Степан изловчился и ударил Фунтика по вывернутому уху.

Война была объявлена, с тех пор жизнь для Степана потеряла всякую прелесть. Нечего было надеяться на то, чтобы тереться мордой о косяки или валяться на солнце. Ходить приходилось с опаской, на цыпочках, оглядываться и выбирать какое-нибудь дерево или забор, чтобы вовремя удрать. Он любил обходить сад, гоняться за воробьями, ловить жёлтых бабочек и точить когти на сгнившей скамье.

Вообще в жизни Степана были разные неприятности. Но никогда ему ещё не приходилось унижаться из-за кривоногой собаки. (141 слово)

(К.Г. Паустовский)


Скворец

Земля обсохла, душистые берёзовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет божий разных червячков, гусениц, слизней, жучков и личинок! Скворец никогда весною не ищет своей пищи ни в воздухе на лету, ни на дереве. Его корм всюду: на земле и в земле. Знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В триста раз больше собственного веса!

Интересно глядеть, когда он, идя между грядок или вдоль дорожки, охотится за своей добычей. Походка его очень быстра и чуть-чуть неуклюжа. Внезапно он останавливается, поворачивается в одну сторону, в другую, склоняет голову то налево, то направо. Быстро клюнет и побежит дальше. Чёрная спинка его отливает на солнце металлическим зелёным или фиолетовым цветом, грудь в белых крапинках. И столько в нём во время этого промысла чего-то делового, суетливого и забавного, что смотришь на него подолгу и невольно улыбаешься. (148 слов)

(А.И. Куприн)


Жизнь под снегом

Всю-то долгую зиму глядишь на засыпанную снегом землю да невольно и раздумаешься: что там под ним, под этим холодным сухим морем снега? Осталось ли там хоть что-нибудь живое?

Наши корреспонденты выкопали в лесу, на полянах и в поле глубокие— до самой земли — колодцы в снегу.

То, что мы увидали там, превзошло все наши ожидания. Там показались зелёные розетки каких-то листочков и молодые острые росточки, пробивающиеся из сухих дернинок, и зелёные стебельки разных трав, придавленные к промёрзлой земле тяжёлым снегом, но живые. Подумайте только — живые!

Оказывается, живут на дне мёртвого снежного моря, зеленеют себе и земляника, и одуванчик, и кашка, и кошачьи лапки, и асколка, и дубровка, и щавель, и множество ещё разных растений! А на нежной, сочной зелени травки-мокрицы даже крошечные бутоны.

В стенах снежных колодцев наших лескоров были обнаружены круглые дырочки. Это перерезанные лопатами ходы-переходы малых зверюшек, отлично умеющих добыть себе еду в снежном море. Мыши и полёвки грызут под снегом вкусные и питательные корешки, и хищные землеройки, ласки, горностаи охотятся тут зимой за этими грызунами да и за птицами, ночующими в снегу. (177 слов)

(В. Бианки)


О дельфинах

У всех народов, живущих близ морских побережий, с незапамятных времён существовало множество легенд и преданий о необычайной сообразительности дельфинов, об их общительности и дружелюбии, о необъяснимом, но несомненном интересе и симпатии этих животных к людям, особенно к детям.

А в одной старинной книге записана чудесная история дружбы дельфина с греческим мальчиком. Каждое утро дельфин отвозил своего маленького приятеля в школу, находившуюся на другом берегу залива, а вечером доставлял обратно.

Все эти рассказы долгое время считали легендами. А ведь многое в них самая настоящая правда.

Учёные убедились, что дельфины необычайно легко поддаются приручению и тренировке. С поразительной быстротой обучаются они всевозможным цирковым трюкам: с увлечением играют в мяч, подбрасывая его над головой и гоняя по всей поверхности бассейна, возят с собой лодки с пассажирами. (122 слова)

(И. Орловская)


Карлуха

Карлуха – воронёнок. Живёт он во дворе и делает тут всё, что захочет. А больше всего он хочет прятать. Высмотрит местечко укромное, положит и сверху травой прикроет. И опять пошагает ещё что-нибудь прятать.

Раз он пуговицу прятал. Сунул её в прегустую траву, где ромашки росли, колокольчики, колоски разные. Стал пуговицу травой прикрывать. Пригнул колосок, а колосок распрямился. Раззадорился воронёнок, стал ромашки, колокольчики сгибать, а они поднимаются.

Растерялся Карлуха. Так пуговицу любая сорока может украсть. А сороки уже близко: расхрабрились, расшумелись, тарахтят, прямо как спички в коробке. Скорей запихнул Карлуха пуговицу под кирпич, щепочку принёс, заткнул дырочку, камешек привалил, лапкой прижал и для верности ещё сам сверху на кирпич сел. (109 слов)
(По Н. Сладкову.)


Разделите так, как делили работу

Старый учитель жил один. Ученики и ученицы его давно выросли, но не забывали своего бывшего учителя.
Однажды к нему пришли два мальчика и сказали:
- Наши матери прислали нас помочь вам в хозяйстве.
Учитель поблагодарил и попросил мальчиков наполнить водой пустую кадку. Она стояла в саду. Около неё на скамье были сложены лейки и вёдра, а на дереве висело игрушечное ведёрко – из него в жаркие дни учитель пил воду.
Один мальчик выбрал прочное железное ведро, другой снял с дерева игрушечное ведёрко и побежал за товарищем.
Много раз мальчики ходили к колодцу и возвращались назад. Учитель смотрел на них из окна. Один часто останавливался, ставил на землю тяжёлое ведро и вытирал со лба пот. Другой бегал легко, расплёскивая воду из игрушечного ведёрка.
Когда кадка была наполнена, учитель позвал мальчиков, поблагодарил их, потом поставил на стол большой глиняный кувшин, доверху наполненный мёдом, а рядом с ним гранёный стакан тоже с мёдом.
- Отнесите эти подарки своим матерям, - сказал учитель. Но ни один из мальчиков не протянул руки.
- Мы не можем разделить это, - смущённо сказали они.
- Разделите так, как делили работу, - спокойно сказал учитель. (179 слов)
(В. Осеева.)

Цапля весну принесла

У старого болота, кочковатого да замшелого, жила цапля-птица серебряная. Говорила цапля старому болоту:

-Вся птица на крыло поднимается, на юг собирается. И мне лететь настала пора. Не горюй ты без меня. Я на юг слетаю, тёплую весну поищу и к тебе её принесу.

Нагулялась цапля в тёплых странах и приуныла. Не мил ей стал юг, даже заморские лягушки надоели. И полетела цапля домой. Летит, торопится. А где весна ходит-бродит не знает. Вот в дали знакомые горы показались. Смотрит цапля – снег на вершинах.

"Ладно, -подумала она,- если там ещё зима, то я хоть пролечу над родными местами".

А вниз посмотрела - ручьи бегут, травка на кочках зелёным ёжиком проклёвывается."Ишь ты!- обрадовалась цапля. Значит, и правда я весну несу!"

Над Амуром пролетела - смотрит, льдины плывут, и в прогалинах весеннее солнце отражается."Вот так я!"-обрадовалась цапля и закричала лесам и лугам, озёрам и сопкам:

-Эге-гей! Летит цапля-птица серебряная! Весну с собой несёт!

Вот и старое болото показалось, где и прабабка цаплина, и бабка, и сама цапля выросли. Опустилась цапля на кочку и говорит старому болоту:

-Здравствуй, дедушка болото! Это я весну тебе принесла!

-Спасибо!- тихо шепчет болото. -Низкий поклон тебе, цапля.

Недаром болото было старое. Оно-то знало, что не цапля весну принесла, а весна за собой цаплю позвала.

(Э. Кирпиченко)


Голубые лягушки

Прошёл месяц, снег совсем почти стаял и все канавки в лесу разлились в целые ручьи. В них громко кричали лягушки.

Раз мальчик подошёл к канаве. Лягушки сразу замолчали и попрыгали в воду.

Но он стоял неподвижно. Тогда лягушки начали вылезать из воды. Вылезли и запели.

Их пение нельзя было назвать очень красивым. Есть лягушки, которые звонко квакают; другие крякают вроде уток. А эти только громко урчали, хрипели.

Мальчик взглянул на них и ахнул от удивления: лягушки были голубые!

До этого ему приходилось видеть много лягушек. Но все они были обыкновенного лягушачьего цвета. Он даже держал одну зелёную дома, в большой банке из-под варенья. Когда она квакала, то надувала у себя на шее два больших пузыря.

А эти только горлышки раздували, и горлышки у них тоже были красивого светло-голубого цвета.

Он живо поймал трёх лягушек, посадил их в кепку и побежал домой.

Дома были гости. Мальчик вбежал в комнату и закричал:

— Смотрите, голубые лягушки!

Он вытряхнул из кепки всех трёх лягушек прямо на стол.

Раздался громкий хохот.

Мальчик глянул на лягушек и раскрыл рот от удивления: все три его лягушки были не голубые, а обыкновенного лягушачьего цвета.

Но отец мальчика сказал:

— Нечего смеяться над мальчишкой: он ловил лягушек в то время, когда они урчали. Это обыкновенные травяные лягушки. Но когда их освещает весеннее солнце и они поют, они очень хорошеют: становятся нежно-голубого цвета.

Не всякий это видел.

(В. Бианки)



7 класс


Август

Август. И на Севере очень часто стоит плохая погода. Но и в плохую погоду, и в солнце я выхожу рано утром из дому и иду в лес. Там я охочусь и собираю грибы или просто перехожу с поляны на поляну и смотрю на белые ромашки, которых здесь множество. Мало ли что можно делать в лесу!

Можно сесть на берег озера и сидеть неподвижно. Прилетят утки, опустятся на воду совсем рядом. Сначала они будут сидеть, прямо вытянув шеи, потом начнут нырять, плескаться, сплываться и расплываться. Я слежу за ними одними глазами, не поворачивая головы.

Потом выйдет солнце из-за туч, прорвётся через листья над моей головой и запустит золотые дрожащие пальцы глубоко в воду. Тогда становятся видными длинные ржавые стебли кувшинок. Возле стеблей показываются большие рыбы. Они застывают в солнечном луче, не шевеля ни одним плавником, будто греются или спят. И мне очень странно следить за ними. Глядя на них, сам цепенеешь и воспринимаешь всё, как сквозь сон.

Мало ли что можно делать в лесу! Можно просто лежать, слушать гул сосен и думать… (171 слово)

(Ю. Казаков)


Предвестники грозы

Туча надвигалась грозно. Вскоре медленно прокатился отдалённый гул.

Всё притихло, как будто ожидало чего-то небывалого. Куда девались эти птицы, которые так резво порхали и пели при солнышке? Где насекомые, что так разнообразно жужжали в траве? Всё спряталось и безмолвствовало, и бездушные предметы, казалось, разделяли зловещее предчувствие.

Деревья перестали покачиваться и задевать друг друга сучьями; они выпрямились, только изредка наклонялись верхушками между собою, как будто взаимно предупреждая себя шёпотом о близкой опасности. Туча уже обложила горизонт и образовала какой-то свинцовый, непроницаемый свод. В деревне все старались убраться вовремя по домам.

Наступила минута всеобщего торжественного молчания.

Вот в лесу, как передовой вестник, пронёсся свежий ветерок, повеял прохладой в лицо путнику, прошумел по листьям, захлопнул мимоходом ворота и, вскрутя пыль на улице, затих в кустах.

Грянул гром и, заглушая людской шум, торжественно, царственно прокатился в воздухе. (137 слов)

(И.А. Гончаров)


Ночная тишина

Была светлая ночь. Луна, более полная и яркая, чем накануне, только что скрылась за тучкой, нашедшей на неё с северо-запада. Порой она показывалась на мгновение, и тогда казалось, будто облако стоит на месте, а месяц бежит сквозь него в другом направлении. В коротком сиянии звёзд на небе, в чистом морозном воздухе и в беззвучном движении воды в полынье – всюду царило невозмутимое спокойствие. Река казалась широкой белой аллеей, обсаженной по сторонам высокими старыми елями и уходящей в глубь леса.

В нашей палатке было темно, из чего я заключил, что там уже все спали. От притухших костров кверху вздымались дымки тонкими струйками, пахло гарью.

Я осмотрелся и прислушался, но кругом царило полное безмолвие. Такая тишина кажется подозрительной. По ту сторону реки стоял безмолвный лес, озарённый луной. Как-то даже не верилось, что в природе может быть так тихо. Словно весь мир погрузился в глубокий сон. (143 слова)

(В. Арсеньев)


Зима

Безбрежна, как море, снежная ширь полей. Миллионы крохотных радуг играют на ней солнечным утром; золотые, зелёные, голубоватые искры вспыхивают на снегу. До чего хорошо такое бриллиантовое утро! До чего же хороша наша снежная, пышная, величавая русская зима!

Пой, метелица, пой! Летите, снежинки! Пышным ковром устилайте землю!

Под тёплой снежной шубой не замёрзнут посеянные в землю семена; весной талая вода досыта напоит землю – богатый уродится урожай.

Но и зимой жизнь не замирает в лесу. Посмотри: сколько чёрточек, ямок, отпечатков звериных лап на снегу! Научись читать книгу следов. И тогда тебе станут понятны все лесные события; ты узнаешь, где обедала белка, куда пробежал на лыжах заяц-беляк.

Как это так «на лыжах»? а вот как – послушай. К зиме на лапах у зайца вырастает такая густая и длинная шерсть, что лапа становится пушистой, становится больше, шире, чем была летом, и заяц бегает, как на лыжах, не проваливаясь в снег. (146 слов)

(Н. Надеждина)


Одуванчики

Утром на полях одуванчики словно живое золото. В пять-шесть утра просыпается сонная трава. Раскрытыми золотыми чашечками глаз одуванчики обводят солнечный горизонт. Ревниво поворачивают жёлтые головки к пылкому солнцу.

Цветут одуванчики раньше черёмухи, сирени и акации. Словно ждут гроз цветы и от побудки грома стряхивают сон.

Одуванчик – самый распространённый обильный пыльценос и медонос в дикой флоре нашей страны. Век цвета одуванчика – месяц, а в дождливое лето ещё дольше. Осень – вторая весна одуванчиков. В октябре и даже ноябре в охоте с гончими за зайцами иногда находили одуванчики в цвету.

Белыми фонариками светлеют в траве пуховые шарики отцветших одуванчиков. Их топчут, уничтожают, а они всё растут и растут. Быстрее всех трав размножается этот самый семенистый цветонос.

Пух одуванчика в воздухе, красный клевер в цвету, полный лист дубов – это уже достоверное лето! (129 слов)

(Д. Зуев.)


Загадочный певец

Тихо в горах Чукотки весною. Лес молчит, мох молчит, сопки молчат. Дремлет тундра, пригретая солнцем. Лишь изредка закричит в тишине кукушка да затрещит на лету кедровка, и опять всё смолкнет.

Только звенят до позднего вечера в чистой прозрачной тишине какие-то непонятные, однотонные, но очень милые звуки. Идут они как будто снизу от мхов, точно там играет кто-то на жалейке, точно стучит кто-то ложкой по стеклянным колбочкам. А то вдруг покажется, будто завела где-то на болоте свою весеннюю песенку лягушка. Но я знаю, что здесь, на вечной мерзлоте, не могут жить лягушки. Здесь нет ни змей, ни ящериц, ни тритонов. И я долго допытываюсь, что это за чудесная музыка разносится над тундрой?

Это поют особой породы кулики. Сразу после прилёта они токуют только на заре, в короткие полярные сумерки. А позднее, когда наседка высиживает птенцов, чтобы им нескучно было сидеть на гнёздах, возле них заботливо и трогательно поют самцы. (157 сл)

(К. Любицкая)


Запасливый зверёк

Впервые я увидел бурундучка в тайге. Маленький, юркий пушистый комочек скатился с дерева, испуганно повёл мордочкой, направил на меня бусинки круглых кротких глаз и смело пошёл к открытой банке консервов, возле которой лежал недоеденный кусок булки.

- Это же бурундучок! – шепнул мне товарищ.

Ещё раз взглянув на нас и убедившись в нашем миролюбии, зверёк опустил свой острый носик в открытую банку, на дне которой было несколько кусочков сайры, энергично пошевелил тонкими, как детский волом, усиками. Поднял мордочку, брезгливо морщась, обнажил острые зубки и прыгнул в сторону булки.

Хлебный дух её пришёлся зверьку по вкусу. С наслаждением несколько секунд вдыхал он булочный аромат, и вдруг быстро-быстро на щеках забегали пушистые сумочки. Они раздавались вширь с каждым движением, словно зверёк надувал их, дразня и посмеиваясь над нами.

-Запасливый хозяин! – сказал я.

И в этот миг бурундук прыгнул к дереву, расправил свои коготки и радужной молнией мелькнул по стволу. Не прошло и десяти минут, как остатки нашей провизии перекочевали в тайники бурундучьих хоромов. (160 слов)

(Г. Делюкин)



8 класс


Воробьиное «бюро погоды»

Зима на юге Казахстана в том году была очень тёплая. Земля только слегка промёрзла. Наконец выпал снег, но морозов не было. Полевые воробьи давно перекочевали к жилым постройкам и смешались с домовыми в общие стайки.

Однажды утром зоолог заповедника увидел в окно лаборатории, как воробей летел под крышу с пером в клюве. В этот день он ещё видел несколько воробьёв с пухом в клювах. На следующий день много воробьёв собирали пух и перья около курятника и таскали их под крыши.

Старик сторож сгребал снег со всего двора на крышу подвала, где хранился картофель.

- Смотри, дед, кажется, воробьи начинают гнёзда вить. Зимы, видно, не будет! – сказал зоолог сторожу.

- Мороз ударит большой, воробьи ночлеги утепляют под крышами, - ответил старик молодому учёному.

Однако на следующий день было по-прежнему тепло. Но вечером по радио передали экстренное сообщение о наступлении сильного похолодания. Утром солнце поднялось из-за гор в морозной дымке, и ударили сильные морозы.

За трое суток до этого воробьиное «бюро погоды» забило тревогу! (158 слов)

(М. Зверев)


Ильинский омут

Я много видел просторов под любыми широтами, но такой богатой дали, как на Ильинском омуте, больше не видел и никогда, должно быть, не увижу…

На первом плане зеленел и пестрел цветами сухой луг – суходол. Среди густой травы поднимались то тут, то там высокие и узкие, как факелы, цветы конского щавеля. У них был цвет густого красного вина. Внизу, за суходолом, виднелась пойма реки, вся в зарослях бледно-розовой тАволги. На уже отцвела, и над глухими тёмными омутами кружились груды её сухих лепестков.

На втором плане, за рекой, стояли, как шары серо-зелёного дыма, вековые ивы и ракиты. Их обливал зной…

Дальше подымались к высокому горизонту леса. Они казались отсюда совершенно непроходимыми, похожими на горы свежей травы, наваленной великанами.

Леса где-то расступались. В этих разрывах открывались поля ржи, гречихи и пшеницы. Они лежали разноцветными платками, плавно поднимались к последнему пределу земли, теряясь во мгле – постоянной спутнице отдалённых пространств.

Каждый раз, собираясь в дальние поездки, я обязательно приходил на Ильинский омут. Я просто не мог уехать, не попрощавшись с ним…

Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. (172 слова)

(К.Г. Паустовский)


Воспитание характера

Вмешаться в драку и защитить слабого – что это? По-моему, это проявление храбрости.

Выступить на собрании перед всеми и признать: «Я поступил скверно», - по-моему, это значит проявить мужество.

Сидеть над трудными уроками, хотя глаза уже лезут на лоб от усталости и от злости на самого себя, и не вставать до тех пор, пока не добьёшься соего, - что это, как не проявление силы воли… может быть, всё это выглядит не героически, но именно так, думается мне, и воспитывается характер.

Иногда меня просят: «Расскажите, как вы ползли с отмороженными ногами и как это у вас хватило упорства сесть за руль самолёта».

А меня так и подмывает сказать в ответ, а не лучше ли, я расскажу вам о суффиксах? Да, да, о суффиксах, над которыми я бился до одурения.

Когда после войны я начал учиться в академии, обнаружилось, что я основательно забыл кое-что из того, что проходили в школе. Особенно плохо обстояло дело с грамматикой. И сколько пота я пролил, прежде чем одолел её!

Конечно, это вещи разные – сидеть над учебниками и вести в бой самолёты. Но иной раз уж очень похожи качества, которые требуются для того, чтобы хорошо сделать эти непохожие друг на друга дела.

Да, очень часто жизнь, на первый взгляд лёгкая и безмятежная жизнь, устраивает человеку серьёзную проверку, и никто, кроме него самого, об этом даже и не подозревает.

Честь и слава тому, кто, не ожидая благодарности, не гоняясь за похвалами, выбирает трудный и благородный путь.

(А. Маресьев)


Было это приблизительно около полудня знойного и тихого июньского дня.
В глубоком молчании сидели мы с братом на заборе, под тенью густого серебристого
тополя, и держали в руках удочки, крючки которых были опущены в огромную бадью
с загнившей водой. О назначении жизни в то время мы не имели ещё даже отдалённого
понятия, и, вероятно, по этой причине, вот уже около недели любимым нашим занятием было – сидеть на заборе, над бадьёй, с опущенными в неё крючками из простых медных булавок и ждать, что вот-вот, по особой к нам милости судьбы, в этой бадье и на эти
удочки клюет у нас «настоящая», живая рыба.

Правда, уголок двора, где помещалась эта волшебная бадья, и сам по себе, даже и без живой рыбы, представлял много привлекательного и заманчивого. Среди садов, огородов, сараев, двориков, домов и флигелей, составлявших совокупность близко известного нам места, этот уголок вырезался как-то так удобно, что никому и ни на что не был нужен; поэтому мы чувствовали себя полными его обладателями, и никто не нарушал здесь нашего одиночества.

Середину этого пространства, ограниченного с двух сторон палисадником и деревьями сада, а с двух других пустыми стенами сараев, оставлявшими узкий проход, занимала большая мусорная куча. На вершине мусорной кучи валялся старый-престарый кузов какого-то фантастического экипажа, каких давно уже не бывало в действительности, то есть в каретниках, на дворах и на улицах. (220 слов)

(В.Г.Короленко.)


Каждый год, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как бы нам хотелось. Зима у нас длинная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.

Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати. Он часто приходил к нам в деревню и приносил то кошелки белых грибов, то бруснику, а то прибегал просто так – погостить у нас, послушать разговоры и почитать журнал «Вокруг света».

Однажды Ваня принес маленькую, выкопанную с корнем березу.

–Это вам, – сказал он и покраснел. – Подарок. Посадите ее в деревянную кадку и поставьте в теплой комнате – она всю зиму будет зеленая.

–Зачем ты ее выкопал, чудак? – спросил Рувим.

–Вы же говорили, что вам жалко лета, – ответил Ваня. – Дед меня и научил. Вот и будет вам на холодную зиму память о лете.

Мы принесли из сарая ящик, насыпали его доверху землей и пересадили в него маленькую березу. Ящик поставили в самой светлой комнате у окна, и через день опустившиеся ветки березы поднялись, вся она повеселела, и даже листья у нее шумели, когда ветер врывался в комнату.

В саду уже поселилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными и живыми.

Как-то ночью пришел первый заморозок. Я проснулся около пяти часов утра, оделся и вышел в сад. Ветра не было, но в саду все падали и падали листья. Береза за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу.

Комнатная теплота не спасла березу. Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих подруг, осыпавшихся в холодных лесах, рощах.

Все мы были огорчены. Последняя память о лете исчезла. Знакомый лесничий усмехнулся, когда мы рассказали ему о своей попытке спасти зеленую листву на березе.

–Это закон, – сказал он.– Закон природы. Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья, они бы погибали от многих вещей – от тяжести снега и от зимней стужи, от жажды и от того, что к осени в листве накапливается много вредных для дерева солей.

Березу мы высадили в сад, под забор, а ее желтые листья собрали и засушили между страниц «Вокруг света».

Этим закончилась наша попытка сохранить зимой память о лете.

(К.Паустовский)


Мне случалось встречать Константина Георгиевича Паустовского. И тогда он всегда вспоминал Женю. Женю Разикова, который был хорошим товарищем в походе и оказался смелым солдатом на войне. Женя Разиков погиб на фронте - погиб, выручая товарищей.

Но тогда до войны ещё было далеко - целых пять лет. Мы сидели у костра, и Женя читал Багрицкого. А потом мы спросили флагмана - Константина Георгиевича Паустовского, любит ли он Багрицкого. Мы его спрашивали про стихи Багрицкого, а он стал рассказывать о самом Багрицком. Оказывается, что он его хорошо знал и даже был с ним дружен. Я не всё запомнил, что он рассказывал нам тогда про Багрицкого. И я расскажу только про то, чего не могу спутать с прочитанным позднее.

Не могу спутать, потому что сразу вслед за этим наш флагман устроил нам экзамен. Этого экзамена мы не выдержали. А те экзамены, на которых проваливаешься, помнишь гораздо дольше, чем те, на которых всё проходит благополучно.

Наш флагман сказал, что Багрицкий не любил, когда в стихах говорят «птицы», или «деревья», или «травы». Поэт и писатель каждое дерево, каждую птицу должны узнавать в лицо и знать по имени. Вот тут-то и был устроен нам экзамен. И оказалось, что мы не знали, как называются растения с малиновыми соцветиями у берега заводи, где был наш бивак. И никто не знал, что стрелолист называется стрелолистом. Мы не различали по виду и не знали по имени ни дикую рябинку - пижму, ни окопник, ни крестовник. И даже опасное растение - ядовитый вех -был нам неизвестен. Почти все деревья были для нас, городских ребят, просто деревьями, все кусты - просто кустами, все цветы - просто цветами. А их было сотни разных.

Научиться узнавать растения и помнить их имена было трудно. Сколько же нужно учиться этому! Однажды наш флагман услышал от местного рыбака название кустарника, который рос на берегу около омута, - «свидина». И записал его.

Выходит, что есть вещи, которые нужно узнавать всю жизнь. Лес и реку. Поле и луг. 3емлю и небо. Облака на небе днём и звёзды на небе ночью тоже имеют свои лица и свои имена. И их тоже нужно знать. Особенно тому, кто собирается писать. (35)Тому, кто не собирается, тоже.

(По С. Львову)


Посадить в землю зёрнышко и вырастить из него что-нибудь: ржаной колос, метёлку овса, стебель льна с голубыми цветочками – прекрасно уже само по себе. Кроме того, это связано с постоянным ощущением погоды, с постоянным контактом с землёй, с природой. Ожидание дождя и радость от того, что он пошёл, капeль, зaморозки, движение туч, оттенки вечерней зари, поведение животных и трав, роса на траве и дождевые пузыри на лужах – всё это не любование природой, а жизнь.

В современном журнале читаем: «Если человек длительное время находится в автомобиле или в самолёте, у него появляется сонливость, вялость, теряется аппетит, снижается работоспособность. Почему это происходит? Результаты опытов, проведённых над животными и людьми, позволяют сделать вывод о том, что на самочувствие и настроение оказывает влияние величина электрического поля. В кабинах автомобилей и салонах самолётов напряжённость электрического поля заметно меньше, чем в окружающем пространстве.

Проведение опытов над людьми вообще-то считается безнравственным. Но что поделаешь, если люди добровольно засадили себя в разнообразные металлические клетки и отключили от земли, от её единых электрических и прочих сил. Синтетической одеждой и обувью, резиновыми колёсами и асфальтом, всевозможными пластиками человек всё больше изолирует себя от земного шара, искусственно отключаясь не только от общего земного электричества, но и от многих не изученных нами сил, излучаемых деревьями и травой, дождями и радугой, сосновой хвоей и плывущими облаками, дремлющим бором и утренней росой, речным туманом и молнией. Да и просто мягкой и доброй почвой.

Однако эта физическая изоляция покажется мелочью, если вспомнить о той чудовищной психологической, духовной изоляции, которая существует теперь между Человеком и Землёй. Конечно, стараемся, тщимся, выращиваем на балконе цветочек или пёрышко лука, держим в квартире какое-нибудь растение, обзаводимся дачным клочком земли, летом, во время отпуска, в воскресенье выбираемся в лес, на речку. Но это не серьёзные отношения с землёй. А это вроде как детская игра в дочки-матери вместо подлинной любви, подлинного рождения детей.

И подумать только, что мой дед и даже мой отец ещё находились в прямом и непосредственном контакте с землёй, который человеку предназначен и необходим.
(По В. Солоухину)


9 класс


Многочисленная публика собралась слушать оригинального музыканта. Он был слеп, но молва передавала чудеса о его музыкальном таланте и о его личной судьбе. Говорили, будто в детстве он был похищен из зажиточной семьи бандой слепцов, с которыми бродил, пока известный профессор не обратил внимания на его замечательный музыкальный талант. Другие передавали, что он сам ушёл из семьи к нищим из каких-то романтических побуждений. Как бы то ни было, зал был набит битком. Свободных мест не было.

В зале настала глубокая тишина, когда на эстраде появился молодой человек с красивыми большими глазами и бледным лицом. Никто не признал бы его слепым, если б эти глаза не были так неподвижны и если б его не вела молодая дама, как говорили, жена музыканта.

–Не мудрено, что он производит такое потрясающее впечатление, – говорил в толпе какой-то человек своему соседу. –У него, по-моему, замечательно драматическая наружность.

Действительно, и это бледное лицо с выражением вдумчивого внимания, и неподвижные глаза, и вся его фигура располагали к чему-то особенному, непривычному.

Живое чувство родной природы, чуткая оригинальная связь с непосредственными источниками народной мелодии сказывались в импровизации, которая лилась из-под рук слепого музыканта. Богатая красками, гибкая и певучая, она бежала звонкой струёй, то поднимаясь торжественным гимном, то разливаясь задушевным грустным напевом. Казалось по временам: то буря гулко гремит в небесах, раскатываясь в бесконечном просторе, то лишь степной ветер звенит в траве, на кургане, навевая смутные грёзы о минувшем.

Когда он смолк, гром рукоплесканий охваченной восторгом толпы наполнил громадный зал. Слепой сидел с опущенною головой, прислушиваясь к этому грохоту. Но вот он опять поднял руки и ударил по клавишам – многолюдный зал мгновенно притих.

В эту минуту вошёл старик, внимательно оглядел толпу, охваченную одним чувством, направившую на слепого горящие взгляды. Он слушал и ждал: больше, чем кто-нибудь другой в этой толпе, понимал он живую драму этих звуков.

Ему казалось, что эта могучая, свободно льющаяся из души музыканта импровизация вдруг оборвётся тревожным, болезненным вопросом, который откроет новую рану в душе слепого. Но звуки росли, крепли, становились всё более и более властными, захватывали сердце замиравшей толпы.

И вдруг сердце старика упало. Из-под рук музыканта опять, как и прежде, вырвался стон. Вырвался, прозвенел и замер. Но это уже были не одни стоны личного горя, не одно слепое страдание. На глазах старика появились слёзы. Слёзы были и на глазах его соседей.

–Он прозрел, да, это правда, – он прозрел, – думал старик. – Вместо эгоистического страдания он носит в душе ощущение жизни.

Среди яркой и оживлённой мелодии, счастливой и свободной, как степной ветер, и, как он, беззаботной, среди пёстрого и широкого гула жизни, среди то грустного, то величавого напева народной песни всё чаще, всё настойчивее и сильнее прорывалась какая-то за душу хватающая нота.

Казалось, будто удар разразился над толпою, и каждое сердце дрожало, как будто он касался его своими быстро бегающими руками. Он давно уже смолк, но толпа хранила гробовое молчание.

Старик всё ниже опускал голову. Он сделал своё дело, он недаром прожил на свете, ему говорили об этом полные силы властные звуки, стоявшие в зале, царившие над толпой…

(По В. Короленко)


Мальчики и девочки в свои семнадцать лет сейчас почти всегда выглядят как взрослые «дяди» и «тёти», а чуть копни глубже - часто ну такая неподготовленность к взрослой жизни: безответственность (неумение и нежелание отвечать за свои поступки), пассивность, чёрствость, бездушие... Но откуда всё это вдруг берётся? Да и берётся ли вдруг?

Часто приходится слышать: современная молодёжь горя не видела... И это ставится чуть ли не в упрёк. А разве только при виде горя люди становятся добрее? Разве не радом с прекрасными бабушками, дедушками, мамами, папами, не рядом с прекрасными близкими людьми вырастают эти носители чёрствости, бездушия, у которых доброта есть где-то внутри и у которых она часто в зачаточном состоянии? Будет ли она со временем развиваться? И не пытались ли родные своими делами отгородиться от подростка, как бы говоря: вот тебе всё, что необходимо, вот одежда, обувь, еда, вот тебе деньги, - только будь таким, каким мы хотим тебя видеть, и не причиняй нам хлопот...

Разве может возвысить человека такое «добро» - сначала отправить учиться своё чадо в «престижную» школу, «престижный» вуз, а отдыхать только на «престижный» курорт, а потом напоминать об этом при каждом удобном и неудобном случае? Вот, мол, бери, пользуйся, но помни... Вряд ли такое «добро» сделает добрее. Скорее будет наоборот.

И ещё. Дети получают в школах, «престижных» и обычных, необходимые знания: по математике, физике, литературе -много всего. Детей учат музыке, рисованию. Дети занимаются спортом - их учат быть сильными, красивыми. А вот доброте, сочувствию (умению вместе чувствовать, сопереживать), такту, ответственности, наконец, могут научить только близкие люди. Не формально близкие, а те, кому веришь безоговорочно, кто понимает тебя, кто не только хочет видеть тебя настоящим Человеком, но и растит в тебе этого Человека.

...Однажды мой сын спросил у одного из своих друзей, почему его мама не попыталась устроить свою личную жизнь. Тот чуть ли не возмущённо ответил: «Но у неё есть я!..» Он принимал как должное то, что его молодая, красивая, добрая мама не имеет права ни на какую больше жизнь, кроме заботы о нём, тревоги за него. Сейчас, спустя десять лет, друг сына уже женат, у него своя семья, своя, отдельная от матери, жизнь. Он получил от близкого человека всё, что ему было нужно. Но оправдана ли была та материнская жертва? Он никогда об этом не задумывался. Его этому не научили.

Страшно, когда человек остаётся в душевном одиночестве. Почему-то, когда нет веры в кого-то одного, когда нет близкого умного друга, постепенно теряешь веру в остальных людей. Подростку, который остаётся в одиночестве, ещё тяжелее. Может быть, он не будет злым, жестоким. Но и добрым он не будет.

(По А. Лиханову)


Когда в Савинковской средней школе читали пьесу Чехова «Вишнёвый сад» и упоминали про старого слугу Фирса, то в классе поднимался весёлый шум, сыпались шутки, и учителя, хорошо понимавшие причину этого оживления, хотя и требовали тишины, но тоже не могли скрыть улыбку.

Дело в том, что пришкольным участком, состоящим кстати, в основном из вишнёвых кустов, заведовал пожилой учитель труда, Алексей Дмитриевич Фирсов. Алексей Дмитриевич, как и чеховский персонаж, плохо слышал, часто отвечал невпопад, путал имена и даты, порой заговаривался, и всем, даже коллегам, казался нечаянно уцелевшим обломком какой-то древней эпохи.

Он жил в деревянном домике, примыкавшим к пришкольному саду, днём в этом саду без устали работал, а ночами караулил его от воришек. Школьники не любили сельский труд, больше вредили, чем помогали старому учителю: землю не перекапывали, а ковыряли лопатой, вместо сорняков выкапывали культурные растения, попросишь их полить огурцы и капусту - они начнут брызгаться и с воплями носиться по всему саду, ломая кусты и вытаптывая грядки. Когда Алексей Дмитриевич, чуть не плача от обиды, ругаясь на чём свет стоит, гнал бездельников, те бежали жаловаться директору школы на сварливый нрав старика, который не ставит положенную отработку.

Ночами тоже не было покоя. В мае воровали рассаду из теплиц, потом продавали её в городе, в июне таскали клубнику, а в конце июля поспевала вишня, начиналось сущее бедствие: ночные воры, если хватало роста дотянуться до вожделенных ягод, просто ломали ветки

Алексей Дмитриевич чуть ли не на коленях просил директоров школы повлиять на учеников, примерно наказать воришек.

- Алексей Дмитриевич, давайте я сейчас всё брошу, сяду с берданкой вашу вишню караулить. В конце концов, это ведь ваша работа! - измученный постоянными жалобами старика, огрызался директор.

- Ну ладно, если бы это был мой сад! Это же школьное добро. Ведь сейчас всё разворуют, переломают, зимой, кроме свёклы, есть нечего будет.

- Ну, уж вы хватили...- смеялся директор школы.- С голоду у нас пока ни один ученик не умер.

Старика не стало шесть лет назад. Сидел в ночном дозоре на скамейке, уснул и больше не проснулся. Той же зимой, оставшись без заботливого хозяина, вымерзли почти все яблони и груши, весной упала сгнившая ограда, травой заросли грядки, сломав хлипкую дверь, кто-то вынес из сарайчика лопаты и грабли, и после этого, к общей радости всех нерадивых детей, сельхозработы в школе отменили...

Как медленно и неизбежно таяла память об учителе, так же медленно и неизбежно исчезал школьный сад. Лишь к августу уцелевший вишнёвый куст, полузадушенный жгучей крапивой, обугленный нещадным летним солнцем, собрав последние силы, давал несколько красных ягод. Тогда кто-то из прохожих обязательно вспоминал про чудесный сад, про старого учителя и в конце, непонятно кому адресуя ускоряющее слово, горестно кряхтел: «Ведь погубили, паразиты...»

(По Е.А. Лаптеву)