2 часа в неделю; за год – 70 часов.
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки |
І четверть |
I. | Введение | 1 | |
1 | Книга и её роль в духовной жизни человека и общества | 1 | |
II. | Устное народное творчество | 6 | |
2. | Русский фольклор. Малые жанры. Детский фольклор | 1 | |
3. | Сказка как особый жанр фольклора. | | |
4. | «Царевна-лягушка» - сказка о мудрости и красоте | 1 | |
5. | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания | 1 | |
6. | Сказка о животных «Журавль и цапля». | 1 | |
7. | Бытовая сказка «Солдатская шинель» | | |
8. | Развитие речи Сочинение собственной сказки | 1 | |
III. | Из древнерусской литературы | 1 | |
9. | «Повесть временных лет» как литературный памятник.«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» | 1 | |
IV. | Из литературы XVIII века | 1 | |
10. | М.В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру…» | 1 | |
V. | Из литературы XIX века | 26 | |
11. | Русские басни. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра | 1 | |
12. | И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Волк на псарне», «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом» | 1 | |
13. | В. А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» | 1 | |
14. | В. А. Жуковский. Баллада «Кубок» | 1 | |
15. | Контрольная тестовая работа | | |
16. | А. С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны | 1 | |
17. | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок | 1 | |
ІІ четверть |
18. | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | 1 | |
19. | Противостояние добрых и злых сил в сказке «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | 1 | |
20. | А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка | | |
21. | А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка | 1 | |
22. | Литература родного края В. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | 1 | |
23. | М.Ю. Лермонтов.«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения | 1 | |
24. | Н. В. Гоголь.Сюжет повести«Заколдованное место» | | |
25. | Н. А. Некрасов Поэтический образ русской женщины (отрывок из поэмы «Мороз, красный нос») | 1 | |
26. | Н. А. Некрасов Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» | 1 | |
27. | И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму»- повествование о жизни в эпоху крепостного права | 1 | |
28. | Герасим и его окружение | 1 | |
29. | Герасим и Муму. Счастливый год | 1 | |
30. | Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие | 1 | |
31. | Авторская позиция и способы её выражения в рассказе «Муму». Подготовка к сочинению | 1 | |
32. | Контрольное сочинение | | |
33. | Природа и человек в стихотворениях А. А. Фета | 1 | |
ІІІ четверть |
34. | Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. | 1 | |
35. | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. | 1 | |
36. | Странная дружба Жилина и Дины.Краткость и выразительность языка рассказа. | 1 | |
37. | А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» | 1 | |
38. | Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе. | 1 | |
VI. | Из русской литературы ХХ века | 17 | |
39. | И. А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе | 1 | |
40. | В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе».Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. | 1 | |
41 | Вася и его отец. | 1 | |
42. | Путь Васи к правде и добру. | 1 | |
43. | Контрольное сочинение | 1 | |
44. | С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэзия как искренний, задушевный рассказ о своей жизни, о любви, о радостях и горестях, переживаниях, мечтах | 1 | |
45. | П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». | 1 | |
46. | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя | 1 | |
47. | К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб» | 1 | |
48. | К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении | 1 | |
49. | С. Я. Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» | 1 | |
50. | Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». | 1 | |
51. | А. П. Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита» | 1 | |
52. | Контрольная тестовая работа | 1 | |
53. | Внеклассное чтение | 1 | |
IV четверть |
54. | В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои. | 1 | |
55. | Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945) | 1 | |
56. | Русские поэты XX века о Родине и родной природе | 1 | |
57. | С. Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». | 1 | |
58. | Юмор в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». | 1 | |
VII. | Из зарубежной литературы | 9 | |
59. | Р. Л. Стивенсон. Баллада «Вересковый мёд» | 1 | |
60. | Д. Дефо. Слово о писателе. Отображение в истории Робинзона Крузо пути человечества к цивилизации | 1 | |
61. | Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа | 1 | |
62. | Х.-К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке | 1 | |
63. | Кай и Герда. Внешняя и внутренняя красота главных героев сказки | 1 | |
64. | Авторская оценка героев произведения«Снежная королева» | 1 | |
65. | Развитие речи Добро и зло в сказке Г. X. Андерсена «Снежная королева». | 1 | |
66. | Марк Твен.Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Автобиографический характер повести. Светлый и радостный мир детства в произведении. | 1 | |
67. | Изобретательность и предприимчивость Тома Сойера. Мастерство раскрытия характеров детей. | 1 | |
68. | Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. | 1 | |
69. | Внеклассное чтение Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и мышиный король» | 1 | |
70 | Итоговый урок | 1 | |
2 часа в неделю; за год – 70 часов.
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки |
І четверть |
I | Введение | 1 | |
1 | Литература как художественное отражение жизни. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития учащихся | 1 | |
II | Устное народное творчество | 2 | |
2 | Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни | 1 | |
3 | Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость | 1 | |
III | Древнерусская литература | 1 | |
4 | Русская летопись. «Повесть временных лет» - историческая энциклопедия. «Сказание о белгородском киселе» | 1 | |
IV | Произведения русских писателей XVIII века | 3 | |
5. | Русские басни. И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Аллегория и мораль в басне. Особенности языка XVIII века | 1 | |
6. | И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна | 1 | |
7. | И.А. Крылов. «Осел и соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории. Конкурс инсценированной басни | 1 | |
V | Произведения русских писателей XIX века | 21 | |
8. | А. С. Пушкин. Слово о поэте. Дружба в жизни поэта. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину» | 1 | |
9. | Стихотворение А. С. Пушкина «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта | 1 | |
10. | Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» - гимн родной природе | 1 | |
11. | Роман А. С. Пушкина «Дубровский». История создания. Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский: столкновение своенравных характеров | 1 | |
12. | Образ благородного «разбойника» в романе А. С. Пушкина «Дубровский» | 1 | |
13. | Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой | 1 | |
14. | Сюжет и композиция романа «Дубровский» | 1 | |
15. | «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»: книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием | | |
16. | Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка» | | |
17. | Контрольное сочинение | | |
ІІ четверть |
18. | М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника | 1 | |
19. | Восточное сказание М. Ю. Лермонтова «Три пальмы». Мотивы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Листок», «Утёс» | 1 | |
20. | И. С. Тургенев. Литературный портрет писателя.Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» | 1 | |
21. | Портреты и рассказы мальчиков в произведении И. С. Тургенева «Бежин луг» | 1 | |
22. | Роль картин природы в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» | 1 | |
23. | Контрольное сочинение | 1 | |
24. | Передача сложных состояний природы, отражающих внутренний мир поэта, в стих-ях Ф. И. Тютчева «Листья», «Неохотно и несмело…» | | |
25. | Жизнеутверждающее начало в лирике А.А. Фета. | 1 | |
26. | Н. А. Некрасов. «Железная дорога» - «гимн строительной, массовой, творческой народной работе» | 1 | |
27. | Н. С. Лесков. «Левша». Изображение русского характера | | |
28. | «Там, где стоит «левша», надо читать «русский над» (Н,Лесков). Народ и власть в сказе | | |
29. | Особенности языка сказа Н.Лескова «Левша» | | |
30. | Развитие речи Письменный ответ на проблемный вопрос | 1 | |
31. | А. П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Смешное и грустное в рассказе | 1 | |
32. | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я.П. Полонский, Е.А. Баратынский, А.К. Толстой | 1 | |
33. | Литература родного края | 1 | |
ІІІ четверть |
VI | Произведения русских писателей XX века | 19 | |
34. | А. И. Куприн. Слово о писателе. «Чудесный доктор». Признаки святочного рассказа в произведении Куприна | 1 | |
35. | А. И. Куприн. «Чудесный доктор». Художественный мир и герои произведения. | 1 | |
36. | А. С. Грин. Слово о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни | 1 | |
37. | Душевная чистота главных героев в повести А. С. Грина «Алые паруса» | 1 | |
38. | Отношение автора к героям повести А. С. Грина «Алые паруса» | 1 | |
39. | Язык, стиль, символика названия произведения А. С. Грина | 1 | |
40. | А. А. Платонов. Слово о писателе.«Неизвестный цветок» Прекрасное вокруг нас | 1 | |
41. | «Ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова | 1 | |
42. | Стихи русских поэтов о ВОВ. Слово о поэтах-фронтовиках | 1 | |
43. | В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы | 1 | |
44. | Яркость и самобытность героев рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе | 1 | |
45. | Отражение трудностей военного времени в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» | 1 | |
46. | Душевная щедрость учительницы в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» | 1 | |
47. | Нравственная проблематика рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» | 1 | |
48. | Развитие речи Подготовка к написанию классного сочинения | 1 | |
49. | Сочинение по произведениям В. Астафьева и В. Распутина | 1 | |
50. | В. М. Шукшин. Слово о писателе. «Срезал», «Критики» Особенности героев Шукшина | 1 | |
51. | Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла» | 1 | |
52. | Контрольная тестовая работа | 1 | |
53. | Родная природа в русской поэзии 20 века. А. А. Блок, С. А. Есенин, А. А. Ахматова | 1 | |
54. | Н. Рубцов «Звезда полей». Тема Родины в поэзии Рубцова | 1 | |
IV четверть |
VII | Из зарубежной литературы | 14 | |
55. | Мифы Древней Греции. «Подвиги Геракла», «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе | 1 | |
56. | Геродот. Слово о писателе-историке. «Легенда об Арионе» | 1 | |
57. | «Илиада» и «Одиссея» Гомера как героические эпические поэмы. | 1 | |
58. | «Илиада». Эпическое изображение событий Троянской войны. Воплощение в образе Ахилла античного идеала воина- героя. | 1 | |
59. | Поэтика «Илиада» и «Одиссея» | | |
60. | Тема «Одиссеи». Храбрость, сметливость Одиссея | 1 | |
61. | М. Сервантес Сааведра. Пародия на рыцарские романы. «Дон Кихот» | 1 | |
62. | «Дон Кихот»»: нравственный смысл романа. | 1 | |
63. | Мастерство М. Сервантеса – романиста. «Дон Кихот» | 1 | |
64. | Ф. Шиллер. Рыцарская баллада «Перчатка» | 1 | |
65. | П. Мериме «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества в новелле | 1 | |
66. | А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча | 1 | |
67. | Вечные истины в сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | 1 | |
68. | Символическое значение образа маленького принца | 1 | |
69. | Контрольная тестовая работа | 1 | |
70. | Внеклассное чтение М.Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна» | 1 | |
2 часа в неделю; за год – 70 часов.
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки |
І четверть |
I | Введение | 1 | |
1 | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | 1 | |
II | Устное народное творчество | 7 | |
2 | Предания как поэтическая автобиография народа. | 1 | |
3 | Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа. | 1 | |
4 | Киевский цикл былин. Былина «Илья Муромец и Соловей – Разбойник». | 1 | |
5. | Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. | 1 | |
6. | «Калевала». Карело-финский мифологический эпос. | 1 | |
7. | «Песнь о Роланде»- героический эпос эпохи средневековья. | | |
8. | Пословицы и поговорки. | 1 | |
III. | Из древнерусской литературы | 1 | |
9 | Нравственные заветы Древней Руси.. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». | 1 | |
IV. | Из русской литературы XVIII века | 2 | |
10. | М. В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество | 1 | |
11. | Г. Р. Державин – поэт и гражданин. Своеобразие поэзииГ. Р. Державина. | 1 | |
V. | Из русской литературы XIX века | 24 | |
12. | А. С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Медный всадник» | 1 | |
13. | «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Тема судьбы в балладе. | 1 | |
14. | «Борис Годунов»: сцена вЧудовом монастыре. Образ летописца Пимена. | 1 | |
15. | Проза А. С. Пушкина. «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке. Дуня и Минский. | 1 | |
16. | Художественное совершенство и человечность повести А. С. Пушкина. | 1 | |
17. | Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Обвал». | 1 | |
18. | Контрольное сочинение. | 1 | |
ІІ четверть |
19. | М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | 1 | |
20. | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. | 1 | |
21. | М..Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», «Ангел». | 1 | |
22. | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. | 1 | |
23. | Изображение вольного мира Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба». Патриотический пафос произведения. | 1 | |
24. | Тарас Бульба и его сыновья. | 1 | |
25. | Героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли | | |
26. | Особенности гоголевской прозы. | | |
27. | Развитие речи Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | 1 | |
28. | Контрольное сочинение | | |
29 | И. С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных | 1 | |
30. | И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла | 1 | |
31. | Н. А. Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины | 1 | |
32. | «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа | 1 | |
33. | Литература родного края | 1 | |
ІІІ четверть |
34. | А. К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» | 1 | |
35. | М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Страшная сила сатиры | 1 | |
36. | Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых | 1 | |
37. | Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства и поступки | 1 | |
38. | А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. | 1 | |
39. | А.П. Чехов. Средства создания комического в рассказе «Злоумышленник». | 1 | |
40. | Художественные особенности рассказов А. П. Чехова | 1 | |
VI. | Из русской литературы ХХ века | 22 | |
41. | И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Цифры» | 1 | |
42. | М.А. Горький. Слово о писателе. «Детство» (избранные главы). Автобиографический характер повести | 1 | |
43. | Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. | 1 | |
44. | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев. | 1 | |
45. | Вера в творческие силы народавпроизведении М.А. Горького | 1 | |
46. | Анализ эпизода из повести М.А. Горького «Детство». | 1 | |
47. | «Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды | 1 | |
48. | Развитие речи Устный ответ на проблемный вопрос | 1 | |
49. | Л.Н. Андреев. Слово о писателе. Рассказ «Кусака» | 1 | |
50. | Контрольная тестовая работа | 1 | |
51. | В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | 1 | |
52. | В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир | 1 | |
IV четверть |
53. | А.П. Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Юшка». | 1 | |
54. | Внешняя и внутренняя красота человека в рассказе А. П. Платонова «Юшка» | 1 | |
55. | А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Своеобразие языка прозы А.Платонова | 1 | |
56. | Поэзия Б.Л. Пастернака и А.Т. Твардовского. Час мужества. А.А. Ахматова «Мужество», Е.М. Винокуров «Москвичи» | 1 | |
57. | Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. Рассказ «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа | 1 | |
58. | Е.И. Носов. Слово о писателе. Рассказ «Кукла» | 1 | |
59. | Е.И. Носов. Рассказ «Живое пламя». Нравственные проблемы рассказов Носова | 1 | |
60. | Ю.П. Казаков. Слово о писателе. Рассказ «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки | 1 | |
61. | Д.С. Лихачёв. Слово о писателе, учёном, гражданине. «Земля родная» (избранные главы из книги) как духовное напутствие молодёжи. | 1 | |
62. | Контрольная тестовая работа | 1 | |
63. | М.М. Зощенко. «Беда» | 1 | |
64. | «Тихая моя Родина…» (стихотворения о родной природе поэтов ХХ века) | 1 | |
65. | Песни на слова русских поэтов XX века. | 1 | |
VII. | Из зарубежной литературы | 4 | |
66. | Роберт Бёрнс «Честная бедность». Дж. Байрон«Ты кончил жизни путь, герой!..» | 1 | |
67. | Японские трёхстишия. Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. | 1 | |
68. | О. Генри. Слово о писателе. Рассказ «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви | 1 | |
69. | Р.Д.Брэдбери. «Каникулы» - мечта о победе добра | 1 | |
70. | Внеклассное чтение. Детективная литература. | 1 | |