Литературная гостиная
Тема «Друзья мои, прекрасен наш союз»
Оборудование:
сборники стихов А. С. Пушкина
театральный реквизит
ЦОРы (презентация, импровизированная иллюстрированная выставка «Служенье муз не терпит суеты», автор преподаватель)
Цель:
Расширение знаний студентов об открытии Царскосельского лицея, воспитанниках блистательного первого набора, о значении лицея в жизни и творчестве А. С. Пушкина;
Совершенствование участниками мероприятия выразительного чтения стихов и прозы с элементами инсценирования;
Стимулирование интереса студентов к дальнейшему творческому сотрудничеству и желания пережить при этом положительные эмоции.
Приемы совместной деятельности - коллективное чтение полюбившихся отрывков из стихов великого поэта, индивидуальное выразительное чтение стихов поэта лицейского периода, инсценирование стихотворений поэта, написанных в лицейские годы,
диалоговое взаимодействие участников мероприятия.
Ход заседания
Слайд 1. . Октябрь уж наступил…
Эмоциональный настрой участников.
Чтение учителем стихотворений об осени.
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,
Журча, еще бежит за мельницу ручей…
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно,
Как нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет…
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
«Осень», 1833
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день, как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
19 октября 1825 г
Слово учителя. В своем творчестве А. С. Пушкин часто обращался к любимому времени года – осени. Это о ней поэт сказал: «Как это объяснить? Мне нравится она…», «И с каждой осенью я расцветаю вновь». Поэт словно словесно нарисовал сегодняшний осенний день, который в его судьбе оставил неизгладимый след.
А что же за дата 19 октября? А в каком году это было? (Короткий диалог с участниками)
Возможно, открытие лицея осенью добавило чувств к этому времени года..
Слайд 2. Пушкин. Лицейские годы
Слово учителя. И неслучайно наша литературная гостиная посвящена не только Дню открытия Царскосельского лицея, лицейским годам воспитанников первого пушкинского набора, их успехам и проказам, что в дальнейшем отразилось в творчестве великого поэта, оставило неизгладимый след в его жизни. Нашу гостиную сопровождает небольшая импровизированная выставка из личной коллекции учителя.
Мы постараемся поговорить и о том, чем жили лицеисты, как проводили время, что чувствовали и как дружили. Волнения оставим позади, хотя волновались порой и лицеисты и не только на экзаменах. Атмосферу того времени мы попытались воссоздать элементами костюмов, бальным нарядом прекрасных девушек.
Итак, в гости к Александру Пушкину и его друзьям.
Слово учителя. Всю свою сознательную жизнь поэт мысленно обращался к тому времени, когда 30 мальчишек разного возраста от 10 до 15 лет, выдержав нелегкие испытания, заручившись серьезной протекцией со стороны известных людей России, стали первыми лицеистами Царскосельского лицея. Много поэтических строк посвятил друзьям, которые за шесть лет, проведенных безвыездно, стали одной семьей.
Чтение стихотворения А. С. Пушкина студентом
«В начале жизни школу помню я»
Слайд 3. Здание Царскосельского лицея
Слово учителя. К перекличке лицеистов первого выпуска приготовиться!
(Перекличка лицеистов учащимися группы КС - 117)
В 1811 году первыми воспитанниками Лицея стали:
Бакунин, Александр Павлович (1799—1862)
.Броглио, Сильверий Францевич (1799 — между 1822 и 1825 г.)
Вольховский, Владимир Дмитриевич (1798—1841)
Горчаков, Александр Михайлович (1798—1883)
Гревениц, Павел Фёдорович (1798—1847)
Гурьев, Константин Васильевич (1800—1833), исключен из Лицея в 1813 году.
Данзас, Константин Карлович (1801—1870)
Дельвиг, Антон Антонович (1798—1831)
Есаков, Семён Семёнович (1798—1831)
Илличевский, Алексей Демьянович (1798—1837)
Комовский, Сергей Дмитриевич (1798—1880)
Корнилов, Александр Алексеевич (1801—1856)
Корсаков, Николай Александрович (1800—1820)
Корф, Модест Андреевич (1800—1876)
Костенский, Константин Дмитриевич (1797—1830)
Кюхельбекер, Вильгельм Карлович (1797—1846)
Ломоносов, Сергей Григорьевич (1799—1857)
Малиновский, Иван Васильевич (1796—1873)
Мартынов, Аркадий Иванович (1801—1850)
Маслов, Дмитрий Николаевич (1799—1856)
Матюшкин, Фёдор Фёдорович (1799—1872)
Мясоедов, Павел Николаевич (1799—1868)
Пушкин, Александр Сергеевич (1799—1837)
Пущин, Иван Иванович (1798—1859)
Ржевский, Николай Григорьевич (1800—1817)
Саврасов, Пётр Фёдорович (1799—1830)
Стевен, Фёдор Христианович (1797—1851)
Тырков, Александр Дмитриевич (1799—1843)
Юдин, Павел Михайлович (1798—1852)
Яковлев, Михаил Лукьянович (1798—1868)
Чтение студенткой группы ЗЧС 117 отрывка из стихотворения «Вы помните, когда возник Лицей?»
Слово учителя. Целью нового учебного заведения было «образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной». Именно Лицеем назвал новую школу автор проекта М. М. Сперанский, советник императора Александра I. В это время государь находился под влиянием просветительских идей. Позднее это время А. С. Пушкин назвал «дней Александровых прекрасное начало». Сперанский считал, что выпускники должны обладать широтой знаний, умением мыслить и любить Россию и трудиться для ее блага.
У лицея был свой герб, все продумано в нем было до мелочей. Каждая деталь была символична.
Слайд 4. Герб лицея
Рассказ студента группы КС-117 О гербе лицея
Слово учителя. А кому же было поручено воспитание юношей?
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым, и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
О первом директоре хотелось бы сказать особенно.
Слайд 5. Портрет В. Ф. Малиновского
Рассказ студента группы КС-117 О первом директоре В. Ф. Малиновском.
Слово учителя. С большим трепетом шли юноши на занятия к А. П. Куницыну, адъюнкту, профессору нравственных наук. Это его слова произвели на юношей неизгладимое впечатление и на всех присутствующих на церемонии открытия лицея, где присутствовал и император Александр I, и М. М. Сперанский.
Слайд 6.. Портрет А. П. Куницына
Отрывок из стихотворения «Куницыну – дань сердца и ума» Студент группы КС-117
Рассказ студента группы ЗЧС -117 Об А. П. Куницыне.
Слово учителя. Учащимся привили любовь к чтению. Неслучайно позднее великий русский поэт скажет: «Чтение – вот лучшее учение». Поэтому перед занятиями по русской словесности лицеисты часто, ожидая профессора Н. Ф. Кошанского, который читал и латинскую словесность, лицеисты читали книги.
Рассказ студента группы ЗЧС-117 0 Н. Ф. Кошанском
Слово учителя. Существовали в лицее и театральные традиции.
Рассказ студентки группы ЗЧС-117 - О театральных традициях
Слово учителя. Лицеисты волновались во время спектаклей. Волнуются и наши учащиеся. Они помогут нам представить, как проходили занятия профессора Н. Ф. Кошанского. Он был человеком близоруким, поэтому издали не мог рассмотреть, чем занимались лицеисты.
Эпизод с занятия по российской словесности– группа ЗЧС-137
Инсценировка. На уроке словесности.
Участники:
Кошанский Николай Фёдорович
Кюхельбекер
Вольховский
Дельвиг
Малиновский
Ильичевский
Пушин
Пушкин
Кошанский (бросая на кафедру лист со своими записями). Итак, господа, повторяю, что ничто столько не отличает человека от прочих животных, как сила ума и дар слова. (Садится)
(Кюхельбекер и Вольховский читают книгу
(Дельвиг и Малиновский дремлют)
(Ильичевский рисует)
(Пушкин и Пущин перешёптываются и смотрят по сторонам)
Никто ничего не писал
Кошанский. Теперь, господа, будем пробовать перья. Опишите мне, пожалуйста, розу стихами.
Шум в классе. Кошанский читает у Ильичевского. Цветок прекрасен, коим днесь украшен. Прекрасен – украшен. Тяжеловато, мой друг. Повторение схожих звуков в одной строке не способствует украшению стиха. Днесь – слово старое. А, впрочем, продолжайте! - Пущин, что же вы?
Пущин (встает). У меня ничего, господин, профессор!
Кошанский. Напрасно, мой друг. я не жду от вас сочинений, равных по таланту стихам Державина. Но умение излагать свои мысли начинается именно с сочинений. Впрочем, никого неволить не стану. Пушкин, а что у вас?
Пушкин рассеянно. Пока ничего.
Перо Пушкина скрипело. Левая рука все так же свисало вдоль туловища. Пушкин не утруждать себя лишними движениями. Пущин (встает). У меня ничего, господин, профессор!
Кошанский. Напрасно, мой друг. я не жду от вас сочинений, равных по таланту стихам Державина. Но умение излагать свои мысли начинается именно с сочинений. Впрочем, никого неволить не стану. Пушкин, а что у вас?
Пушкин рассеянно. Пока ничего.
Перо Пушкина скрипело. Левая рука все так же свисало вдоль туловища. Пушкин не утруждать себя лишними движениями. Пушкин. Вот, господин профессор.
Кошанский. О, как скоро. Читайте, прошу вас !
Пушкин. Где наша роза? Друзья мои! Увяла роза, Дитя зари! Не говори: Так вянет младость… Не говори: Вот жизни радость. Цветку скажи: Прости. Жалею, И на лилею Нам укажи!
Кошанский. (задумавшись, поднес к глазам лорнет). Прелестно, мой друг, не по вашему возрасту прелестно, хотя и напоминает некоторые создания лёгкой французской поэзии. Впрочем, к разбору сочинения вашего вернемся на следующей лекции. (
Звонок) Не отделано, но любопытно!
Слайд 7. Лицеисты
Выразительное чтение отрывка из стихотворения «19 октября 1825 года » «Служенье муз не терпит суеты» – студентка группы ЗЧС-117
Слово учителя
Был преподаватель словесности, который проработал всего полтора года. Это А. И. Галич.
Рассказ студентки группы ЗЧС-117
Слово учителя.
В лицее было все по-новому: отменялись телесные наказания, воспитанники и молодые преподаватели жили одной большой семьей, уважительное отношение существовало между старшими и младшими. Но, как и у нынешних учащихся, почти у каждого из лицеистов были прозвища. Какие прозвища лицеистов первого выпуска вы помните?
Короткая беседа с участниками
Выразительное чтение студенткой группы ЗЧС-117 отрывка из романа «Евгений Онегин». 1829 г. первоначальный текст
« В те дни, когда в садах лицея…»
Слово учителя.
Лицеисты могли разыгрывать друг друга, щекотать даже во время занятий, писать друг на друга шутливые стихи, иногда приводившие к дуэлям. Они даже увлекались жизнью «вольных студентов. И это увлечение охватило весь лицей.
Рассказ студента группы КС-117 О гогель-могеле
Слайды 8, 9, 10 11, 12 портреты лицеистов первого выпуска
Слово учителя.
У 15- летнего Пушкина есть стихотворение «Пирующие студенты» 1814 г.отрывки из которого прочтут учащиеся группы ЗЧС-137
Филимонов –Дельвигу Однажды Дельвиг не был готов к латыни, спрятался под кафедру и заснул
Бегеев – Горчакову
Изотов – Пущину
Бегеев - Малиновскому
Гулиев – Корсакову
Паденко - Яковлеву
Слово учителя.
Заканчивалась первая ступень обучения. На 9 января был назначен публичный экзамен по русской словесности. Впрочем, все экзамены было решено сделать публичными. Все были очень взволнованны. Этот экзамен стал первым поэтическим триумфом юного Пушкина. Наивысшей похвалой были слова Г.Р. Державина, который в разговоре с С. Т. Аксаковым: «Скоро явится свету второй Державин, который еще в лицее перещеголял всех русских писателей».
Слайд 14. Пушкин на лицейском экзамене
Выразительное чтение отрывка из стихотворения студентом группы Кс-117 «Воспоминания в Царском Селе»
Слайд 15. Портрет Е. А. Энгельгардта
За время учебы лицеистов первого выпуска было два директора. Вторым директором был Е. А. Энгельгардт.
Рассказ студента группы ЗЧС-117
Слово учителя
Многие из лицеистов писали стихи. Но уже в 1815 году А. Дельвиг понимает, что Пушкин пошел дальше других.
Пушкин! Он и в лесах не укроется;
Лира выдаст его громким пением.
Любимым жанром в лицейские годы было послание. Писали послание многие. Сегодня прозвучат послания А. С. Пушкина
Слайд 16. Портрет И. И. Пущина
К Пущину. Студент группы ЗЧС-117
К другу стихотворцу отрывок студентка группы ЗЧС-117
Слово учителя
Это было время, когда в душе молодых людей зарождались первые чувства. Благородные порывы рождали яркие стихи.
Инсценирование стихотворений А. С. Пушкина
Слеза Семенов – Зайцев
Она Шкребов - Мусин
Учитель. На нашей выставке есть книга автора П. К. Губера под названием «Донжуанский список А. С. Пушкина». И этот список был начат еще в лицее. О лицейской любви поэта наш следующий рассказ.
Рассказ студента группы ЗЧС-117 о донжуанском списке поэта и Е. Бакуниной.
Слайд 17. Портрет Е. Бакуниной
Чтение стихотворения «Бакуниной» - студент группы ЗЧС-117
Слово учителя. Пушкин – это поэт на все времена. В его стихах звучит не только мудрость, но и желание поделиться темы душевными порывами, которые пережил и прочувствовал поэт. Хотя стихотворение о любви написано гораздо позже после окончание лицея, оно словно живительный родник поит нашу память прекрасными строками. Когда в минуты признания не хватает нужных слов, обращайтесь к Пушкину!
«Признание»– инсценирование стихотворения студентами группы ЗЧС-117
Слово учителя. Приближался выпуск. Впереди была свобода, но сердца были наполнены грустью расставания с теми, с кем 6 лет делили радость и грусть и стали друзьями на всю жизнь.
Чтение стихотворения «Разлука» студентом группы ЗЧС-117
Слово учителя. В последние дни каждый хотел уединиться, словно прощаясь теми уголками Царского Села, которые стали родными. И расставаясь, они могли бы прочитать вместе строки из стихотворения «К Чаадаеву»
«Пока свободою горим» – КС-217 группа читает вслух хором
Слово учителя. Первым поэтом был признан Пушкин, но гимн к выпуску был написан все же А. Дельвигом. Сейчас мы услышим знаменитые стихи.
«Гимн» –выразительное чтение студент группы КС-117
Слово учителя
Годы учения пролетели. Но и были не зря. Многие из них прославили лицей и Россию:
Генерал-майором стал В. Вольховский – суворочка,
Контр-адмиралом– Ф. Матюшкин
Полковником гвардии – Семен Есаков,
Декабристами – И. Пущин, В. Кюхельбекер
Полковниками – Петр Саврасов., Александр Корнилов, И. Малиновский.
Посланником - Сергей Ломоносов
Директором типографии – Михаил Яковлев
Управляющий Главного архива министерства иностранных дел – Павел Юдин
Представитель дипломатической миссии в Италии, умер от чахоткт в 20 лет - Николай Корсаков
Председателем департамента законов Государственного Совета – граф Модест Корф
Выбортским гражданским губернатором – Федор Стевен
Помощником статс-секретаря Государственного совета – Сергей Комовский
Тайным советником и сенатором – Александр Бакунин.
Министром иностранных дел, государственный канцлер , гражданский чин 1 класса – А. М.. Горчаков
Действительным тайным советником – Дмитрий Маслов
Коллежским асессором – Константин Костенский
Поэт ом - А. Дельвиг
Первым поэтом России – А. С. Пушкин
Секундантом А. С. Пушкина – К. Данзас, этим он испортил себе военную карьеру и мог быть казнен.
Выпущенным в армию из лицея умер в 1817 году от нервической горячки Николай Ржевский .
Отставным штаб-ротмистром – Александр Тырков.
Лицей остался в сердце каждого из воспитанников первого выпуска. Сергей Комовский привел в восторг выпускников, когда в честь 25-летия лицея специально сшил себе лицейский мундир и пришел в нем на встречу. И 19 октября стало днем встречи с юностью и дорогими сердцу друзьями. А. С. Пушкин этой дате посвятил несколько поэтических жемчужин. Но. пожалуй, самым ярким стало стихотворение. Написано стихотворение «19 октября 1825 года», когда поэт находился в ссылке и не смог быть на встрече, зато в стихотворении он поговорил с каждым из лицейских друзей. Глубок смысла его риторический вопрос: «Кому ж из нас под старость день Лицея торжествовать придется одному?» Пройдут годы, и в 1882 на встречу первого выпуска придет только один – канцлер князь А. М. Горчаков. Но это будет потом.
А сегодня нашу встречу мы закончим известными строками из этого стихотворения «19 октября 1825 года»
Друзья мои, прекрасен наш союз (всю строфу)- группа ЗЧС-137
Слайд А.С. Пушкин
Итоги встречи. Выступление участников и их оценка происходящего.
Выступление гостей.
Подведение итогов официальной части.
Викторина
Назовите день открытия лицея
Сколько воспитанников было принято в лицей, а сколько окончило?
Что было изображено на гербе лицея?
Кто окончил лицей с золотой медалью?
За что Вильгельм Кюхельбекер вызвал на дуэль А . Пушкина?
Чем заряжались пистолеты для дуэли у лицеистов?
Какое стихотворение А. Пушкина было первым напечатано, в каком журнале и под каким псевдонимом?
За что могли лицеисты попасть в черную тетрадь?
Какое стихотворение читал на лицейском экзамене А. С. Пушкин и кто присутствовал на экзамене?
Какой художник изобразил этот эпизод из жизни лицея и А. С. Пушкина?
Почему лицеистов первого выпуска называли «чугунниками»?
Назовите фамилию первого директора лицея
Назовите фамилию второго директора
В кого был влюблен юный Пушкин в лицее?
Какие прозвища были у Пушкина в лицее ? Какое для него было самым обидным?
Кто написал гимн на выпуск из лицея?
ЛИТЕРАТУРА:
Викторина «Царскосельский пушкинский лицей [Текст] // Русский язык (Первое сентября). – 1999.№4. - С.16
Друзья Пушкина. Переписка; Воспоминания; Дневники. В 2-х . Т.1 [Текст] /Сост. биографические очерки и прим. В. В. Кунина. М.: Правда, 1985. 640 с.
Волохонскаая Т. П. «Нам разный путь судьбой назначен строгой…»[Текст ]/Т. П. Волохонская. – СПб., 2012, - 208 с.
Ельцова В. С. Две бабушки поэта [Текст]/ В. С. Ельцова //Русский язык (Первое сентября). – 2004. №21. – С. 4-7
Зажурило В. К. «Люблю тебя, Петра творенье…». Пушкинские места Ленинграда. [Текст] / В. К. Зажурило, Л. И. Кузьмина, Г. И. Назарова – Л.: Лениздат, 1989. С. 43-49
Императорский лицей [Текст] – Санкт-Петербург: Издательство «Альфа-Колор»: 36 с.
Карамзин. Пушкин. Гоголь. Аксаковы. Достоевский: Биогр. Очерки. [Текст] / Сост. общ.ред. и послесл. Н. Ф. Болдырева. – Челябинск: «Урал», 1994. С. 97-170
Литературно-монографическая экспозиция «А. С. Пушкин. Жизнь и творчество» [Текст ] - ООО «Издательство Александра Зимина», 2009, 32 с.
Михайлова М. Б. Царскосельский лицей и традиции русского просвещения. [Текст] / М. Б. Михайлова. – Спб.: С.- Петербургское философское общество, 2006. – 256 с.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка, [Тест] / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. – М.: ООО «Издательство «Мир и образование»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство Оникс», 2012. – 736 с.
Пущин И. И. Записки о Пушкине. Письма. [Текст] / И. И. Пущин; (сост., вступ. ст. и коммент.С. Д. Селивановой). – Красноярск: Кн. изд-во, 1981. – 160 с.
Смольников И. Ф. Годы и версты Пушкина [Текст] / И. Ф. Смольников. – Спб.: «Лицей», 1999. – 256 с.
Томашевский Б. В. Пушкин. [Текст] /Б. В. Томашевский – Т. 1. Лицей; Петербург. – М.: Худож. лит., 1990. – 367 с.
Царскосельский лицей [Текст]– Санкт-Петербург: 1991
Чепелевская Татьяна. Пушкинский уголок[Текст] / Татьяна Чепелевская // АБВГД / - 1999. № 5-6. С. 3-7
Чепелевская Татьяна. Пушкинский уголок. Медали в честь А. С. Пушкина. [Текст] / Татьяна Чепелевская // АБВГД / - 1999. № 7. С. 28-29