3
Открытый урок литературы в 7б классе
Тема: Сатира, юмор, гротеск, гипербола в произведениях М. Е. Салтыкова – Щедрина.
Форма работы: литературная гостиная по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина
Тип: комбинированный урок.
Цель: в форме литературной гостиной развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы; развивать образное восприятие, творческое мышление, терминологический аппарат.
Задачи:
А) тренировать логическое мышление
Б) формировать умение анализировать текстовый и языковой материал
В) развивать языковое чутьё и литературный вкус
Г) развивать творческие способности учащихся
Д) формировать умение работать как индивидуально, так и в малой группе
Ход урока
1.Оргмомент: определение понятий и формулирование целей и задач. (3-4 мин)
Репортаж (франц. reportage, от англ. report — сообщать), информационный жанр журналистики, оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор.
РЕЦЕНЗИЯ — один из распространенных критических жанров — критический разбор произведения — литературно-художественного, научного, публицистического характера и т. п., дающий информацию об этом произведении и оценку его.
Литературная гостиная заимствована из салонной жизни Петербурга 19 столетия и отнесена к формам художественно-творческой ориентации.
Литературная гостиная —гибкая форма работы, предполагающая: свободное общение на литературном материале; наличие гостей, творческих людей, читателей-критиков, журналистов; “живой” диалог “на равных”.
Литературная гостиная – это та форма, которая располагает к задушевному общению. Именно она позволяет раздвинуть рамки времени, помочь стать участниками далеких или недавних событий. Во время этих мероприятий играют роли и писателей (поэтов), и их современников. Это в свою очередь помогает не просто лучше узнать культуру разных времен и народов, но и глубже почувствовать ее, пополнить свой словарный запас, понять, уловить связь времен.
Сказка, один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.
Сатира - дело людей пытливых и мужественных. В том, что почти всем вокруг кажется еще разумным, она усматривает вызов здравому смыслу. В привычном и обыденном различает диковинное и безобразное. В укоренившемся зовет разглядеть отступления от норм человеческого общежития.
Эзопов язык — аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли. Это язык нарочито затемненный, полный недомолвок. Обычно он используется писателями, лишенными возможности высказывать мысли прямо.
2.Актуализация опорных знаний (тренировка логического мышления):
А) Расположить в логической последовательности тезисы карточки (3-4 мин)
Общая характеристика книги Салтыкова-Щедрина
1.Книга Салтыкова-Щедрина "Сказки" включает тридцать два произведения. Сказки обычно определяют как итог его сатирического творчества.
2.Салтыков-Щедрин затронул в этих маленьких произведениях множество социальных, политических, идеологических и моральных проблем.
3. Он широко представил и глубоко осветил жизнь русского общества второй половины XIX в., воспроизвел всю его социальную анатомию, коснулся всех основных классов и группировок.
4.Произведения щедринского сказочного цикла объединяются некоторыми общими идеями и темами.
5.Эти общие идеи и темы, проникая друг в друга, придают определенное единство всему циклу и позволяют рассматривать его как произведение целостное, охватываемое общей идейно-художественной концепцией.
Б) составление кластера «Зеркало щедринских сказок» (2-3 мин)
В художественном зеркале "Сказок" представлены:
1) сатира на правительственные верхи самодержавия и эксплуататоров;
2) сатира на поведение разных слоев интеллигенции;
3) положение народных масс;
4) моральные проблемы и проблемы революционного мировоззрения.
3.Работа с текстом
А)-работа в парах- анализ: по фрагменту сказки определить её название и проблему.
(богатырь)
Пошла слава про Богатыря по всей земле. И свои, и чужие, и други, и супостаты не надивятся на него: свои боятся вообще потому, что ежели не бояться, то каким же образом жить? А, сверх того, и надежда есть: беспременно Богатырь для того в дупло залег, чтоб еще больше во сне сил набраться: "Вот ужо проснется наш Богатырь и нас перед всем миром воспрославит". Чужие, в свой черед, опасаются: "Слышь, мол, какой стон по земле пошел - никак, в "оной" земле Богатырь родился! Как бы он нам звону не задал, когда проснется!"
И все ходят кругом на цыпочках и шепотом повторяют: "Спи, Богатырь, спи!"
(верный Трезор )
На первый раз, однако ж, решились ограничиться приисканием Трезорке подручного. Задача была нелегкая; тем не менее, после значительных хлопот, успели-таки отыскать у Калужских ворот некоего Арапку, репутация которого установилась уже довольно прочно.
Я не стану описывать, как Арапка первый признал авторитет Трезорки и беспрекословно ему подчинился, как оба они подружились, как Трезорку, с течением времени, окончательно перевели на кухню и как, несмотря на это, он бегал к Арапке и бескорыстно обучал его приемам подлинного купеческого пса... Скажу только одно: ни досуг, ни обилие сладких кусков, ни близость Кутьки не заставили Трезорку позабыть те вдохновенные минуты, которые он проводил, сидючи на цепи и дрожа от холода в длинные зимние ночи.
(дикий помещик)
Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой. Сократил он их так, что некуда носа высунуть: куда ни глянут - все нельзя, да не позволено, да не ваше! Скотинка на водопой выйдет - помещик кричит: "Моя вода!", курица за околицу выбредет - помещик кричит: "Моя земля!" И земля, и вода, и воздух - все его стало! Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести. Вот и взмолились крестьяне всем миром к господу богу:
- Господи! легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!
(баран- непомнящий)
И в первое время по приезде его на место баран действительно зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Ни о чем он не рассуждал, ничем не интересовался, даже не понимал, куда и зачем его привезли, а просто-напросто жил да поживал. Что же касается до вопроса о том, что такое баран и какие его права и обязанности, то баран не только никаких пропаганд по этому предмету не распространял, но едва ли даже подозревал, что подобные вопросы могут бараньи головы волновать. Но это-то именно и помогало ему выполнять баранье дело настолько пунктуально и добросовестно, что Иван Созонтыч и сам нарадоваться на него не мог, и соседей любоваться водил: "Смотрите!"
И вдруг этот сон... Что это был за сон, баран решительно не мог сообразить. Он чувствовал только, что в существование его вторглось нечто необычное.
(орёл-меценат)
Дальше - больше. Стал я прислушиваться и приглядываться. Вижу: что-то тут неблагополучно. Во-первых, совсем не затем орел мышей ловит, чтоб их прощать. Во-вторых, ежели и допустить, что орел "простил" мышь, то, право, было бы гораздо лучше, если б он совсем ей не интересовался. И, в-третьих, наконец, будь он хоть орел, хоть архиорел, все-таки он - птица. До такой степени птица, что сравнение с ним и для городового может быть лестно только по недоразумению.
(самоотверженный заяц)
Слушал эти слова осужденный, и сердце его на части разрывалося. За что? чем заслужил он свою горькую участь? Жил он открыто, революций не пущал, с оружием в руках не выходил, бежал по своей надобности - неужто ж за это смерть? Смерть! подумайте, слово-то ведь какое! И не ему одному смерть, а и ей, серенькой заиньке, которая тем только и виновата, что его, косого, всем сердцем полюбила! Так бы он к ней и полетел, взял бы ее, серенькую заиньку, передними лапками за ушки, и все бы миловал да по головке бы гладил.
- Бежим! - говорил между тем посланец. Услыхавши это слово, осужденный на минуту словно преобразился. Совсем уж в комок собрался и уши на спину заложил. Вот-вот прянет - и след простыл. Не следовало ему в эту минуту на волчье логово смотреть, а он посмотрел. И закатилось заячье сердце.
(вяленая вобла)
Воблу поймали, вычистили внутренности (только молоки для приплоду оставили) и вывесили на веревочке на солнце: пускай провялится. Повисела вобла денек-другой, а на третий у ней и кожа на брюхе сморщилась, и голова подсохла, и мозг, какой в голове был, выветрился, дряблый сделался.
И стала вобла жить да поживать [я знаю, что в натуре этого не бывает, но так как из сказки слова не выкинешь, то, видно, быть этому делу так (прим.авт.)].
- Как это хорошо, - говорила вяленая вобла, - что со мной эту процедуру проделали! Теперь у меня ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести - ничего такого не будет! Все у меня лишнее выветрили, вычистили и вывялили, и буду я свою линию полегоньку да потихоньку вести!
Б) выделить способы создания характера и назвать героя в каждом из фрагментов (заполнение таблицы)
-описание внешности
-описание поступков
-речь персонажа
-внутренний монолог
-оценка другими персонажами
-прямая авторская оценка
4. Тренировка умения строить самостоятельное монологическое высказывание (предоставляется слово исполнителям ролей: режиссёрам, журналистам, литературным критикам, восторженным читателям)
А) выступление 2 восторженных читателей: в течение минуты формулируется впечатление от сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина
Б) выступление 2 литературных критиков: в течение минуты формулируется рецензия
В) выступление 2 журналистов: в течение минуты озвучивается импровизированный репортаж
Г) выступление 2 режиссёров: в течение минуты формулируется фабула инсценировки сказов в общем или какого-либо произведения в частности.
5.Подведение итогов по формуле
«мы увидели…
мы услышали…
мы узнали…
мы научились…»
6.Домашнее задание: составить словесный портрет одного из героев щедринских сказок, заполнить таблицу цитат.