СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная гостиная

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

МАСТЕР-КЛАСС «МОЙ ПРЕДМЕТ – МОЕ ПРИЗВАНИЕ»

( «ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ»)

СЛАЙД_1__(«Лунная соната» Бетховена)

Мы зажигаем свечи лишь для вас,

Чтоб творчества пробил желанный час,

Чтоб вдохновенье к каждому пришло,

Чтобы дарить другим своё тепло….

         Символом нашей литературной гостиной неслучайно выбрана свеча. Как пламя свечи разгорается нежно и постепенно, так и талант разгорается ярче и ярче с каждым днем, с каждой минутой наших встреч.

         Уважаемые коллеги, я рада вновь видеть вас в моей гостиной. Я надеюсь, что сегодня вам здесь будет уютно и комфортно. Вы заметили? Стены нашей гостиной необычайно раздвинулись. Зал наполнился неповторимым светом не только от пламени свечей. Этот благодатный свет исходит от множества добрых глаз наших зрителей, наших коллег, наших учителей, которые изо дня в день приносят этот свет в класс и озаряют лица своих любимых, неповторимых мальчишек и девчонок.

         Я надеюсь, уважаемые коллеги, что вы тоже примете активное участие в нашей дискуссии. А тема сегодняшней встречи – «Мой предмет – мое призвание». Речь пойдет об уроках литературы и русского языка.

         Сегодня у нас в гостях люди разных возрастов, поколений, разных профессий, но объединенных одной любовью – любовью к литературе, искусству, к словесности.

         Я рада представить вам мою коллегу – учителя русского языка и литературы Петрову Людмилу Николаевну, учителя начальных классов Мифтахову Эльзу Габденуровну и её дочь, ученицу 9 класса - Гузель, заведующую детским садом «Солнышко» с.Ижевка Галкину Людмилу Николаевну, ученицу 7 класса Галиеву Кристину.

         Позвольте мне, как хозяйке гостиной начать нашу дискуссию.

         Итак, мы начинаем…

СЛАЙД_2___

         Педагогом можно быть только по призванию. Я уверена, что русский язык и литература – важнейшие предметы среди множества других школьных дисциплин. Согласитесь, что никакие знания невозможно приобрести без знаний языка, умения думать грамотно и хорошо говорить и писать в разных условиях общения. Не побоюсь сказать, что любой математик или физик прежде всего должен обладать языковой и духовной культурой.   И я часто размышляю над тем, какими же чертами должен обладать филолог?

Отличительная черта учителя математики – логичность.

Учитель географии обладает духом великого путешественника.

А вот учителя словесности, по моему мнению, отличает способность перевоплощаться. Умение быть на уроках режиссером театра, научным экспертом, капитаном дальнего плавания. Как воспринимают такие формы уроков наши ученики мы узнаем из их сочинений. Послушаем Кристину.

Кристина: Я хочу прочитать отрывок из сочинения на тему «Мой любимый предмет».

….На уроки литературы я иду с радостью. Иду и чувствую: сегодня будет что-то необыкновенное. Неожиданно для всех наш класс превращается в настоящий театр. Мы играем в спектакли, а Елена Васильевна наш главный режиссер.

Ни один урок не проходит у нас без минуток здоровья. Это интересно и  полезно. А ещё мы выходим в березовую аллею и на свежем воздухе делаем гимнастику. Мы узнали о том, что деревья лечат. Береза дает энергию, а осина забирает боль. Нужно только подойти к дереву, обхватить его руками и постоять несколько минут.

А вы знаете, что такое НОУ? Ученики, как настоящие ученые, ведут исследовательскую работу: анализируют, делают выводы.

А иногда Елена Васильевна превращает нас в художников. Мы рисуем свои чувства и чувства героев по стихам Есенина, Пушкина, Лермонтова.

Вы пробовали рисовать свое настроение, радость, грусть? Попробуйте – это здорово!

Спасибо. Кристина, а ты сможешь сегодня нарисовать свои чувства? – Да.

У тебя обязательно все получится.

А пока Кристина рисует я расскажу о её успехах.

Галиева К. впервые принимала участие в районной олимпиаде по литературе и заняла 3 место.

Я вижу и взрослые заразились желанием рисовать.

Уважаемый зал, подумайте, как бы вы изобразили свои сегодняшние впечатления.

А мы продолжаем нашу дискуссию.

Уйдя со школьного порога, мы навсегда уносим с собой воспоминания о любимом предмете, любимом учителе. Кто посвящает этому песню; кто-то создает фильм; кто-то ведет дневник.

А вот дневник Людмилы Николаевны это необычный дневник, это её поэтическая тетрадь.

- Людмила Николаевна, расскажите нам, как вы стали писать стихи, что, по вашему мнению, помогло Вам раскрыть этот талант.

СЛАЙД 3

Слово Галкиной Л.Н.

Писать стихи я стала еще в школе. А моей музой стала моя любимая учительница- Безделова Александра Порфирьевна- преподаватель русского языка и литературы Ижевской 8-летней школы.

Александра Порфирьевна была педагогом от бога, всей душой любящая свою работу, своих учеников и нашу родную сельскую школу.

Мне кажется порою, что однажды

Я от звонка веселого проснусь,

И в нашу старенькую школу

Я в белом фартуке вернусь.

Учительница с добрыми глазами

Улыбкой, излучающая свет,

Придет на первый наш экзамен

Помолодев на тридцать лет.

Напишет тему сочинения,

И встанет молча у окна…

О, сколько в ней любви, терпенья

Какая сила ей дана.

Найти для каждого внимание,

Услышать каждого, понять,

Заметить первые страданья,

Обиду горькую унять.

Суметь открыть талантов дверцы,

Порою шалости простить,

Через своё больное сердце

Все наши судьбы пропустить.

Как быстро годы школьные промчались,

Оставив в жизни добрый след,

Давно мы с детством распрощались

И школы старенькой уж нет.

Вернуться в детство больше не мечтаю,

Ведь мне уже за 50,

Но я как прежде ощущаю,

Учительницы добрый взгляд.

Спасибо.

- Не секрет, что каждый учитель видит в своих учениках будущих филологов, писателей, журналистов.

Людмила Николаевна, вы согласны со мной?

Выступление Петровой Л.Н.

СЛАЙД 4

Да, мне хочется, чтобы некоторые мои ученики выбрали эти профессии. Я стараюсь раскрыть в них талант писателя, журналиста, помогает мне в этом кружковая работа.

СЛАЙД 5 Вот уже 3 года я являюсь руководителем кружка «Юный корреспондент», который открывает для меня дополнительные возможности влиять на сознание школьников, устанавливать с ними духовную близость. Я чувствую ответственность в деле воспитания свободного, ответственного, нравственного здорового человека! Моим девизом стали слова, сказанные В.О.Кольцовым: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь».

И я вижу, что мои труды ненапрасны. Редактор школьной газеты «Ижевский ручеек» Мифтахова Г. стала победителем в районной олимпиаде по литературе.- Спасибо.

Гузель, расскажи нам, что помогает тебе осуществить свою мечту?

Выступление Мифтаховой Г.

СЛАЙД 6

Мечтая о профессии журналиста, я с удовольствием стала посещать кружок «Юный корреспондент». Знания, полученные на уроках русского языка и литературы, помогают мне проявить творчество, фантазию, умение грамотно излагать свои мысли. Я учусь редактировать тексты, правильно оформлять статьи для газеты и каждый раз я испытываю большую радость, когда держу в руках новый номер газеты.  Я уверена, что мой кружок поможет мне достичь своей цели: поступить в институт и стать журналистом. - Спасибо.

- Гузель, это очень хорошо, что ты умеешь работать с текстом. Согласись, это нелегкая работа. Я хочу тебе предложить опорные схемы и таблицы. Они тебе обязательно помогут. Использование схем избавит тебя от необходимости вспоминать орфографические, пунктуационные, стилистические правила. Это сэкономит твое время. Для удобства схемы можно сгруппировать по разделам языкознания: орфографии, фонетике, морфологии, стилистике. Мы с Людмилой Николаевной можем быть твоими консультантами.

- Л.Н., как вы относитесь к этой идее? – Методика, по которой вы работаете, мне очень интересна. Я готова изучить ваш опыт работы и применить на своих уроках.

Неменее интересен опыт работы Мифтаховой Э.Г. по формированию у детей творческих способностей на уроках русского языка и чтения. С 1 класса она прививает детям любовь к этим предметам.

Э.Г., как вам это удается?

Выступление Мифтаховой Э.Г.

Воспитать любовь к книге, приобщать человека к чтению с раннего детства – задача сложная. Если литература – храм, то чтение – дорога к нему. Эту дорогу мы начинаем прокладывать с 1 класса. Искусство и литература развивают фантазию, воображение и способность к творчеству. Творческие работы своих учеников мы отправляем в периодическую печать. СЛАЙД 7 Вот некоторые из них: работа Мифтаховой Гузель «Мой прадедушка» напечатана в журнале «Миша» за 2005г., работы Валеевой А. «Моя тихая родина» и Киреева А. «С чего начинается Родина» напечатаны в журнале «Миша» за 2006г.

А теперь я обращаюсь к залу.

СЛАЙД 8

 Сегодня я рада видеть в нашем зале самых замечательных филологов Менделеевского района. Это О.Н.Красильникова, А.В.Орлова, И.В.Зиганшина, Ю.Т. Садыкова и другие.

Юлдуз Табриковна, что бы вы пожелали своим коллегам….

Ольга Николаевна, какими бы вы хотели видеть своих учеников после окончания школы….

- Кристина расскажи нам о своем рисунке. - Я нарисовала бабочку, потому что ощущаю себя маленькой бабочкой в красивом саду, а этот сад – все вы.

- Людмила Николаевна, а что означает ваш рисунок? – Я нарисовала восход солнца над морем и парящую чайку в лучах. Солнце – это чувство радости, чайка – это полет творческой мысли, а море – это мир познания.

- Людмила Николаевна, теперь вы расскажите о своем рисунке. – Я нарисовала березку. Её веточки – это мои чувства такие же тонкие и нежные ко всем вам.

- Эльза Габденуровна, а что означает ваш рисунок? – Я нарисовала яркий цветок. Это мое восхищение всеми вами.

Я нарисовала птицу. Мне бы хотелось сравнить всех вас, дорогие учителя, с птицей Феникс, которая сжигает себя дотла, а потом рождается заново и с новыми силами начинает свой новый день.

- Анна Валентиновна однажды во время встречи в нашей гостиной  выразила свои впечатления стихами. Вы помните их…. Я напомню:

Спасибо всем, кто здесь собрался,

Кто юность нежную решился ворошить.

Кто детства уголок свой покидать не собирался

И для других его решился возродить.

Ведь знают все: без праведника

Земля не может устоять!

Вы раньше всех сумели это осознать.

- А как бы сегодня вы выразили свои чувства и какие у вас будут пожелания в адрес нашей «Литературной гостиной»? …….

Закончить нашу сегодняшнюю встречу мне хочется словами:

Мы сегодня огонь разжигали

Не в лесу и не в поле – в душе,

Чтоб сердца наши ярко пылали,

Успевая повсюду, везде.

Мы услышали музыку сердца

Струны творчества зазвучали,

Приоткрылась духовная дверца,

Мы душою богаче стали.