СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная игра по роману И.А.Гончарова "Обломов".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная игра проводится как заключительный этап изучения романа И.А.Гончарова "Обломов".

Просмотр содержимого документа
«Литературная игра по роману И.А.Гончарова "Обломов".»

Литературная игра по роману И.А. Гончарова "Обломов"

Вступительное слово учителя.

ХОД ИГРЫ

I. Разминка

Условие конкурса. Каждой команде предлагается по 12 вопросов. На обдумывание 4 минуты. Каждый ответ – 3 балла.

1. Где жил Обломов в Петербурге? (В Гороховой улице, в одном из больших домов)

2. Сколько лет служил Обломов? (2 года).

3. В каком положении изображается Обломов на первых страницах романа? (“Лежанье у Ильи Ильича …было его нормальное состояние”)?

4. Кому из героев романа удалось поднять Обломова с дивана? (Андрею Штольцу)

5. Сколько лет прожил Обломов в Петербурге? (12)

6. Каковы символы образа Обломова? (халат, диван, туфли “длинные, мягкие и широкие”)

7. Куда Обломов, будучи на службе, отправил по ошибке письмо? (В Архангельск вместо Астрахани).

8. Сколько крепостных душ числилось за Обломовым? (350)

9. Какое слово, которым определил Обломов Захара, оскорбило последнего? (“ядовитый человек”)

10. Сколько лет Обломову? (32-33)

11. Какое растение стало символом любви Обломова? (ветка сирени)

12. Где Обломов закончил свой жизненный путь? (на Выборгской стороне)

 II. “ … пленительный и могучий волшебник слова”

(Продолжите текст)

Условие конкурса. Ведущий зачитывает фрагмент текста командам и предлагает поочередно закончить фразу как можно ближе к тексту оригинала. На обдумывание – 20 секунд. За правильный ответ – 10 баллов.

1 команда.

1.“…В эту минуту в комнате раздалось в одно время как будто ворчанье собаки и шипенье кошки, когда они собираются броситься друг на друга. Это… (загудели часы).

2. И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна.

Ребенок видит, что и отец, и мать, и старая тетка, и свита – все … (разбрелись по своим углам; а у кого не было его, тот шел на сеновал, другой в сад, третий искал прохлабы в сенях, а иной, прикрыв лицо платком от мух, засыпал там, где сморила его жара и повалил громоздкий обед.)



2 команда.

“Обломов не поленился, написал, что взять с собой и что оставить дома… Уже знакомые Обломова, иные с недоверчивостью, другие со смехом, а третьи с каким-то испугом, говорили: “ Едет; представьте, Обломов сдвинулся с места!” (Но Обломов не уехал ни через месяц, ни через три).

2. … первая и главная жизненная забота в Обломовке. (Забота о пище)

3 команда.

1. – Ты ли это, Илья? – упрекал он /Штольц/. – Ты отталкиваешь меня, и для нее, для этой женщины!.. Боже мой! – почти закричал он, как от внезапной боли. – Этот ребенок, что я сейчас видел…Илья, Илья! Беги отсюда, пойдем, пойдем скорее! Как ты пал! Эта женщина…что она тебе…

(– Жена! – покойно произнес Обломов.

Штольц окаменел.

- А этот ребенок – мой сын! Его зовут Андреем, в память о тебе! – досказал Обломов разом и покойно перевел дух, сложив с себя бремя откровенности.)

2. Нет, жизнь моя началась с …(погасания).

4 команда.

1. Грамотность вредна мужику: выучи его, (так он, пожалуй, и пахать не станет.)

2. …Ты нежен…голубь, ты прячешь голову под крыло – и ничего не хочешь больше, (ты готов всю жизнь проворковать под кровлей.)

 III. Дайте толкование словам

Условие конкурса. Команды получают карточки со словами, которым надо дать толкование. На обдумывание 30 секунд. Оценка – 3 балла.

1 команда.

1. Скаредное жильё (скупой, жадный).

2. Любить ростовщика, ханжу (человек, который даёт деньги в долг под большие проценты).

2 команда.

1. О, баловень, сибарит (человек, склонный к праздности).

2. Докучливое любопытство (надоедливое, навязчивое).

3 команда.

1. Господин, заросший весь бакенбардами, усами и эспаньолкой (коротка и узкая остроконечная бородка).

2. Диван, обитый полинялым голубым барканом в пятнах… (плотная шерстяная ткань для обивки мебели).

4 команда.

1. Что это сегодня за раут у меня? (большой званый вечер, приём).

2. Любить ростовщика, ханжу (лицемер, прикрывающийся показной добродетелью).

IV. Портретная галерея

Условие конкурса. Ведущий зачитывает фрагменты текста, где даны портретные характеристики героев романа. Команды должна определить, каким героям романа “Обломов” принадлежат эти характеристики. На обдумывание – 30 секунд. Оценка – 5 баллов.

1 команда.

1. …пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехой под мышкой, откуда торчал клок рубашки, в сером же жилете… с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами. (Слуга Захар)

2. Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у ней почти вовсе не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми полосами. Глаза серовато-простодушные, как и всё выражение лица; руки белые, но жёсткие, с выступившими наружу крупными узлами… (Агафья Матвеевна).

2 команда.

1…обрюзг не по летам…тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких, пухлых рук, мягких плеч казалась слишком изнеженным для мужчины (Обломов)

2. (Она) в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня…губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. (Ольга Ильинская)

3 команда.

1.Он весь составлен из костей,мускулов и нервов, как кровная английская лошадь.Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза немного зеленоватые, но выразительные (Андрей Штольц).

2. Он в кругу своих знакомых играл роль большой сторожевой собаки, которая лает на всех, не дает никому пошевелиться, но которая в то же время непременно схватит на лету кусок мяса, откуда и куда бы он не летел. (Тарантьев Михей Андреевич, земляк Обломова).



4 команда.

1. …человек неопределённых лет, с неопределенной физиономией… Его многие называли Иваном Ивановичем, другие – Иваном Васильевичем, третьи – Иваном Михайловичем… (Алексеев)

2. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности… (Обломов)

 V. “Никто так не заставляет жить своих героев …отдельной, собственной жизнью” /Мережковский Д.С./

Условия конкурса. Ведущий зачитывает реплику. Команды поочередно пытаются угадать, кому принадлежат эти высказывания, в какой ситуации. На обдумывание – 10 секунд. Каждый правильный ответ – 5 баллов.

1 команда.

1. Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни. (Штольц) (3 балла)

2. Да, кум, пока не перевелись олухи на Руси, что подписывают бумаги не читая, нашему брату можно жить. (Мухоярову, брату Агафьи Матвеевны) (5 баллов)

2 команда.

1. Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умён, нежен, благороден… и гибнешь. Что сгубило тебя? Нет имени этому злу? (Ольга Ильинская при расставании с Обломовым).(5 баллов)

2. …все заражаются друг от друга какой-нибудь мучительной заботой, тоской, болезненно чего-то ищут. И добро бы истины, блага себе и другим – нет, они бледнеют от успеха товарища. (Обломов в споре со Штольцом о жизни света).(3 балла)

3 команда.

1. Свет, общество! …Чего там искать? Интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается всё это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое…Вот они … снуют каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку? Войдешь в залу и не налюбуешься, как симметрично рассажены гости, как смирно и глубокомысленно сидят – за картами. (Обломов в споре со Штольцом о необходимости бывать в свете). (3 балла)

2…честное, верное сердце! Это его природное золото; он невредимо пронёс его сквозь жизнь. Он падал от толчков, охлаждался…, потеряв силу жить,но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечёт на фальшивый путь… (Андрей Штольц об Обломове в разговоре с Ольгой Ильинской после смерти Обломова).(5 баллов)

4 команда.

1. Ступай, откуда пришел. И приходи опять с переводом, вместо одной, двух глав, а матери выучи роль из французской комедии, что она задала: без этого не показывайся! (отец Штольца)

2. Счастье! Счастье! Как ты хрупко! Как ненадежно! Покрывало, венок, любовь, любовь! А деньги где? А жить чем? И тебя надо купить, любовь, чистое, законное благо! (Обломов)



VI. Блиц-турнир

Условие конкурса. Участвуют все команды одновременно. За 1-2 минуты участники должны ответить на максимальное число вопросов. Если команды затрудняются с ответом, надо произнести слово “Дальше”.

За правильный ответ – 1 балл.

  1. Название деревни, где жил Штольц (Верхлёво).

  2. Только одна из глав романа озаглавлена. Как? (Сон Обломова)

  3. Фамилия первого гостя Обломова, светского фата. (Волков)

  4. Фамилия второго гостя Обломова, чиновника, дослужившегося до начальника отделения (Судьбинский)

  5. Фамилия гостя-литератора (Пенкин)

  6. О какой жизненной проблеме пытался рассказать Обломов своим гостям? (О необходимости съезжать с квартиры, о письме старосты с деревни)

  7. Гость Обломова, его земляк (Тарантьев Михей Андреевич).

  8. Как звали слугу Обломова? (Захар)

  9. Кто из гостей Обломова позаимствовал у него рубашку и жилет и не возвращал 5 месяцев? (Тарантьев)

  10. Сколько времени длятся события, описанные в первой части романа? (1 день)

  11. К какому литературному направлению следует отнести роман “Обломов” (реализм)

  12. Действие романа “Обломов” происходит в … (Петербурге)

  13. К какому сословию принадлежал Обломов? (Дворянин)

  14. Каков возраст Обломова в начале романа? (32-33)

  15. Как звали сына Обломова? (Андрей)

  16. Как звали жену Обломова? (Агафья Матвеевна)

  17. Назовите имя и отчество Обломова. (Илья Ильич)

  18. Что называет автор причиной смерти Обломова? (обломовщина)

  19. Куда приглашали гости Обломова на первое мая (Екатеригоф)

  20. Какой романс в исполнении Ольги Ильинской нравился Обломову (Casta Diva “Непорочная богиня”)

  21. Кто помог Обломову избавиться от долгов, которые ему обманом навязали? (А. Штольц)

  22. Кто навязал Обломову долги? (Тарантьев)

  23. От кого узнал Обломов, что Ольга вышла замуж? (от Штольца)

  24. Были ли у Обломова дети? (сын Андрей)



VII. Найдите соответствия между романом «Обломов» и поэмой Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

VIII. Конкурс ораторов (представители команд готовят речь-осуждение или оправдание Обломова)


Конкурсы

10а

10б

10в

10г

I.Разминка






II.Продолжите текст






III.Дайте толкование словам






IV.Портретная галерея






V.Кому принадлежат эти высказывания





VI.Блиц-турнир






VII.Найдите соответствия между романом «Обломов» и поэмой Н.В.Гоголя «Мёртвые души».





VIII.Конкурс ораторов (речь-осуждение или оправдание Обломова)





Баллы