СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная композиция с использованием исторических материалов и привлечением художественных текстов, освещающих события Отечественной войны 1812 года «Гроза двенадцатого года…»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Война 1812 года страшная, и вместе с тем славная, страница русской истории. Она показала силу русского человека. К событиям тех лет и их участникам вот уже на протяжении двух столетий обращаются художники и историки, поэты и писатели.

 

Просмотр содержимого документа
«Литературная композиция с использованием исторических материалов и привлечением художественных текстов, освещающих события Отечественной войны 1812 года «Гроза двенадцатого года…»»

Литературная композиция с использованием исторических материалов и привлечением художественных текстов, освещающих события Отечественной войны 1812 года «Гроза двенадцатого года…»

Цели:

  • Воспитание уважения к великому прошлому России.

  • Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и развитие устной речи учащихся.

  • Освоение основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.

  • Овладение умениями чтения художественного произведения, грамотного использования русского литературного языка при создании собственного устного высказывания.

Виды деятельности:

  • Рецептивная: чтение стихотворения и его полноценное восприятие.

  • Репродуктивная: ответы на вопросы, наблюдение над речью рассказчика.

  • Продуктивная: выразительное чтение.

  • Поисковая: установление ассоциативных связей с иллюстрациями, сопоставление текста с иллюстрациями, комментирование художественного произведения.

Приобретаемые навыки:

  • Выразительно читать стихотворение.

  • Воспроизводить сюжет изученного произведения.

  • Видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление.

Роль учителя: направляющая

План:

1.Мобилизующий этап. Просмотр трейлера, который поможет ответить на вопрос о теме предстоящего разговора.

2.Актуализация опорных знаний и осознание их недостаточности. Беседа по уже известным произведениям, посвящённым Отечественной войне (Басня И.А.Крылова «Волк на псарне» и стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»)

3. Коммуникация. Знакомство с фактами из новых произведений.

4.Рефлексия.


Этап 1. Демонстрация трейлера.


Этап 2.

Ведущий. Война 1812 года страшная, и вместе с тем славная, страница русской истории. Она показала силу русского человека. К событиям тех лет и их участникам вот уже на протяжении двух столетий обращаются художники и историки, поэты и писатели.

Одним из первых описал встречу Кутузова и Наполеона Иван Андреевич Крылов. Сделал он это в свойственной ему аллегорической форме, представив Наполеона в образе Волка, а старого Кутузова – в образе Ловчего.

Ученик 1. Сообщение об истории создания басни.

Басня написана между 23 сентября (день приезда Лористона, посланца Наполеона, с предложением о мире в Тарутинский лагерь) и 6-м октября 1812 г. (Тарутинское сражение). Литературный источник установлен литературоведом С.А. Фомичевым: перевод рассказа "Охотник и волк" философа Синтипы, опубликованный в конце XVIII в. (переводчик Глеб Громов). Крылов собственной рукой переписал басню и отдал ее княгине Екатерине Ильиничне, жене Кутузова, которая отправила ее в своем письме мужу. Кутузов читал басню после сражения под Красным. Подчеркивая ум, мудрость Кутузова, Крылов опирался на общее мнение и устные рассказы современников. Кроме того, до баснописца доходили и собственные слова Кутузова о его способностях. Так, перед отъездом в армию один из родственников полководца спросил его: "Неужели вы, дядюшка, надеетесь разбить Наполеона?" Кутузов ответил: "Нет! А обмануть надеюсь". Почти теми же словами он выразился в Тарутинском лагере: "Разбить меня может Наполеон, а обмануть — никогда".

Ученик 2. Чтение басни наизусть.

Ведущий. Пройдёт 25 лет, и племянник одного из участников тех страшных событий напишет замечательное стихотворение. Он расскажет о кровопролитном сражении и подвиге русских солдат. Имя этого молодого человека навсегда войдёт в сокровищницу русской литературы.

Ученик 3. Из истории создания стихотворения. Показ фильма «Гимн Бородино».

М.Ю. Лермонтов принадлежал к поколению, детство и юность которого были овеяны героикой Отечественной войны 1812 г. Люди этого поколения с ранних лет привыкли встречаться с участниками войны, восторженно слушать их рассказы о борьбе за Москву, о Бородинском сражении, о взятии Парижа.

Навсегда запечатлелись в памяти ребенка рассказы гостей и родственников – участников Отечественной войны 1912 года. Мишель – так называли его дома – с восхищением слушал повествование о событиях недавней войны, ведь он родился в год её окончания.

Афанасий Столыпин – брат бабушки поэта, участник войны 1812 г., артиллерист-«бородинец». Он живо и образно поведал М.Ю.Лермонтову о ходе великой битвы. Еще в юношеском стихотворении «Поле Бородина» М.Ю.Лермонтов выразил восхищение подвигом русских воинов. Многие мотивы этого произведения были позднее переосмыслены и вошли в окончательный вариант «Бородино».

Стихотворение «Бородино» М.Ю.Лермонтова посвящено Бородинскому сражению и написано в год двадцать пятой годовщины этой битвы. Перед нами диалог бывалого солдата и молодого человека, которому горько осознавать, что Москва все же была отдана французам и сожжена. Спрашивая о Бородинском сражении, он хочет узнать, чем же знаменателен этот день, о котором « недаром помнит вся Россия». Рассказ солдата-артиллериста о битве проникнут гордостью за русских людей – они названы богатырями – и за свою страну, оставшейся непобежденной.

Ученик 4. Чтение стихотворения «Бородино».



Этап 3.


Ведущий. Нам трудно себе представить, что творилось тогда на Бородинском поле. Каждый квадратный сантиметр той земли был полит человеческой кровью.

Наполеон, начиная поход против России, надеялся на быструю и лёгкую победу.

Ученик 5. «Наполеон готовился к войне тщательно. Огромное, небывалое в истории количество людей двинулось на Россию. Двенадцать европейских стран участвовали в этом походе. Триста тысяч солдат у Ковно, семьдесят восемь тысяч у Гродно и тридцать четыре тысячи на Буге. Полторы тысячи орудий.

- Я иду на Москву, - сказал Наполеон в Варшаве, - и в одно или два сражения всё будет окончено. Император Александр будет на коленях просить мира. Я сожгу Тулу с её оружейным заводом и обезоружу эту страну.

Исход компании считался предрешённым. Русская армия была почти в три раза меньше.

Наполеон готовил то, что он сам и его приближённые называли «большим ударом». Молниеносный маневр, прыжок, неожиданный удар превосходными силами – и, наконец, мир в завоёванной столице.

Впрочем, в этой особенной войне допускалось, что поход несколько затянется. Но вряд ли сможет Россия долго сопротивляться…»

Л. Рубенштейн «Дорога победы»:

Роман. – М., 1954. – С. 349-351.

Ведущий. Надеждам французского императора не суждено было сбыться. Разве мог он себе представить, с каким мужеством и с какой отвагой будут сражаться русские!

Ученик 6. «Подвиг генерала Раевского» В.Степанов

Металась битвы злая ярость,

Как вихрь, на запад и восток…

В единый грохот всё сливалось,

Сплеталось всё в один клубок.


И, заглушая грохот зверский,

В сплошном клокочущем огне

Вдруг крикнул генерал Раевский:

- Сынки! Орлы мои! Ко мне!


И эхом отозвались дали,

И, ничего не говоря,

К отцу поспешно подбежали

Два сына, два богатыря.

От слов, взволнованных и резких,

Солдаты замерли на миг.

- В атаку! –

И отряд Раевских

Пошёл на недругов своих.

И все бойцы, блестя штыками,

За ними ринулись вперёд,

Как за орлами – вожаками

Орлята в дерзостный полёт


Ученик 7. Историческая справка о генерале Раевском и его сыновьях.


Ведущий. Л.Н.Толстой на страницах своего романа «Война и мир» рассказывает о необыкновенном патриотическом подъёме, который захлестнул всю Россию. Юная Наташа Ростова приказала сбросить домашние вещи с подвод и отдать их в распоряжение раненых. Её младший брат, пятнадцатилетний Петя Ростов, убегает из дома в действующую армию. Он хочет быть полезным, он боится пропустить самое главное. Мальчик погибает в первом своём бою…

Крестьяне объединялись в партизанские отряды. Вооружившись вилами и топорами, они шли бить французов.

Ученик 8. Партизан Герасим Курин
(Отрывок из исторической хроники Н.Задонского «Денис Давыдов»).

«Когда войска маршала Нея заняли Богородск и шайки мародеров рассыпались по уезду, отбирая у населения хлеб, скот и фураж, крестьянин села Павлова Рохтинской волости Герасим Курин собрал мирской сход и призвал всех крестьян защищаться против «нехристей». Мир единодушно поддержал Герасима, и тут же из двухсот человек составилась боевая партизанская дружина. Командиром избрали Курина; он славился как человек смелый, грамотный, умный. Старики, женщины и дети ушли в леса, а партизаны открыли действия против неприятеля. Так как во всех стычках с французами Герасим Курин почти всегда оказывался победителем, весть о нем разнеслась по всем окрестным деревням и селам, откуда сотнями повалили к нему добровольцы. Скоро Герасим Курин располагал уже целым войском: у него было пять тысяч восемьсот партизан... Вооружение состояло из отнятых у неприятеля ружей... и сабель, а также из самодельных пик.
Встревоженный действиями партизан маршал Ней послал большую карательную экспедицию в составе двух эскадронов гусар и нескольких подразделений пехоты. Курин решил встретить неприятеля, дать ему «генеральное сражение».

Ранним пасмурным утром, отслужив молебен, партизаны вышли навстречу французам. Тысячу человек пехотинцев, под начальством своего помощника крестьянина Стулова, Курин оставил в засаде у села Малежи, а конных партизан спрятал в Юдинском овражке, недалеко от села Павлова.
В полдень показалась французская кавалерия, а следом за ней — пехота. Партизаны, расположившиеся в небольших окопах, встретили противника дружным ружейным огнем. В это время откуда-то сбоку выскочили конные партизаны. Гусары погнались за ними и, разгоряченные преследованием, не заметили, как очутились у засады. Партизанская пехота ударила с флангов, а конный отряд — с тыла. Основные силы во главе с Куриным дрались с неприятельской пехотой. Бой был жестокий. Партизаны держались стойко, не отступали ни на шаг. Герасим Курин, управлявший боем, убил трех французов. Стулов заколол пятерых. Наконец неприятель не выдержал, побежал. Однако спастись удалось лишь нескольким гусарам.
Узнав о результатах этого боя, Кутузов вызвал к себе Герасима, при всех обнял, наградил Георгиевским крестом».


Ведущий. Французской армии был нанесён сокрушительный удар… Наполеон отступал. Прибывая в каждый новый пункт, он узнавал, что Кутузов нависает над его левым флангом и угрожает отрезать ему путь. Это заставляло Наполеона двигаться ещё быстрее. Французская армия катилась, как мячик, пущенный по склону горы. Но как ни спешил Наполеон, ему не удавалось вырваться из движущейся кутузовской «подковы», которая сжимала противника стальными тисками, отрезая его начисто от продовольствия и истребляя его армию по частям…

Наполеон шёл по дороге, усеянной трупами людей и лошадей. Большие плакучие ивы стояли в белом инее. В стороне от дороги, где от павших коней поднимался ещё лёгкий парок, немедленно накапливались кучки солдат, которые лихорадочно рубили тесаками ещё живых животных. Они запасались кониной, потому что есть уже было нечего.

Чем ближе к Смоленску, тем больше трупов. Снег начал зловеще поскрипывать под ногами отступающих. Бегства ещё не было, но Наполеон предвидел панику, когда армия узнает, что в Смоленске отдыха не будет….

Ученик 9. «Сказание о 1812 годе» А. Майков.

Ветер гонит от востока

С воем снежные метели…

Дикой песнью злая вьюга

Заливается в пустыне…

По безлюдному простору

Без ночлега, без привала,

Точно сонм теней проходят

Славной армии остатки,

Егеря и гренадёры,

Кто окутан дамской шалью,

Кто церковною завесой,-

То в сугробах снежных вязнут,

То скользят, вразброд взбираясь

На подъём оледенелый…

Где пройдут – по всей дороге

Пушки брошены, лафеты;

Снег заносит трупы коней,

И людей, и колымаги, нагружённые добычей

Из святых московских храмов…

Ученик 10. А русская армия неотступно преследовала французов. Грозная туча русского войска подвигалась к столице Франции. Один за другим проваливались задуманные Наполеоном планы её защиты. И 17 марта в утреннем тумане открылись русскому авангарду опушённые первой нежной зеленью сады за каменными оградами, домики, церкви и мощёные дороги предместий.

- Дожили и мы до праздничка! Придётся нонче дядюшке Парижу расплачиваться за матушку Москву, - говорили солдаты, ожидая приказа об атаке.

…Утром 19 – го состоялось торжественное вступление победителей в столицу Франции. Толпы парижан вышли посмотреть на парад на Елисейских полях.

«Так вот каковы они, победители «непобедимого» …думали французы, вглядываясь в шедших мимо русских героев.

Твёрдо и мерно звучал солдатский шаг по камням парижской мостовой. То т самый молодецкий шаг, которым прошли они от Тарутино до Монмартра.

«Да, мы те самые русские, которые сожгли свою столицу, чтобы не отдать её вам…», - говорили мужественные и обветренные лица…

Ведущий. Интерес к участникам и событиям той войны был необыкновенно силён. Спустя 100 лет известная русская поэтесса вновь обратиться к теме Отечественной войны 1812 года. Марина Цветаева напишет стихотворение, посвящённое генералам 1812 года.

Звучит песня на стихи М.Цветаевой.

Ведущий. В конце 20 века Булат Окуджава споёт песню, написанную им самим. Она называется «Кавалергарда век недолог». И ставить точку на этом нельзя. Потому что пока жива человеческая память, события той поры будут тревожить и волновать. А имена участников, овеянные вечной славой, будут снова и снова возникать на страницах романов и повестей, в стихах и на картинах, в спектаклях и кинофильмах.

Звучит песня Б.Окуджавы «Кавалергарда век недолог».


Этап 4.

Рефлексия

Уходя, ребята берут с собой звезду синего или красного цвета. (Красного – если считают, что время провели с пользой, узнали что-то новое, было интересно слушать рассказы своих одноклассников; синюю – если было скучно, время потрачено впустую). Дома на лучах звезды они напишут названия произведений, из которых прозвучали отрывки или имена реальных участников событий войны 1812 года.

В «сундучок» (коробка с небольшим отверстием) желающие принять участие в следующем мероприятии бросают свой пригласительный билет, на котором написана его фамилия.