СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЧКА по творчеству А.С.Пушкина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-мероприятие по творчеству А.С.Пушкина. Материал по сказкам автора.

Просмотр содержимого документа
«ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЧКА по творчеству А.С.Пушкина»

Литературная страничка

по творчеству А.С.Пушкина

Составитель:

Матвеева Ирина Васильевна


(решение кроссворда)

Ребята, какое слово получилось в выделенном столбце?

Ученик. Пушкин.

– Правильно. Сегодня мы будем говорить об Александре Сергеевиче Пушкине, (показывается портрет).

Великий русский поэт А. С. Пушкин родился в Москве два века назад. С раннего детства он был окружен заботой и вниманием родителей. Но особенно заботилась о нем его няня – простая крестьянка, мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий, она “окала”. Маленький Саша очень любил свою няню и называл ее ласково матушкой.

– А кто из вас знает, как звали няню?

Ученик. Арина Родионовна.

Когда Александр Сергеевич был еще совсем маленьким ребенком, родители между собой говорили только по-французски и маленького Сашу к этому языку приучали. Даже учителя-француза ему наняли. А все же Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнет она сказки рассказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки, которые вы все знаете. Назовите их.

Ученик. “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане…”, “Сказка о попе и о работнике его Балде”, “Сказка о золотом петушке”.

III. Литературный турнир.

Сегодня мы проведем литературный турнир по сказкам А. С. Пушкина.

Класс делится на две команды (по рядам).

Первая команда будет называться “Золотая рыбка”, вторая – “Золотой петушок” (на доске эмблемы каждой команды).

Разминка. (Команды отвечают по очереди.)

1. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года).

2. Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его царства нет? (“Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!”.)

3. Какими словами бранила старуха своего старика в “Сказке о рыбаке и рыбке”? (“Дурачина ты, простофиля”.)

4. Откуда эти строки?

“Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме Бога одного?”

(“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.)

5. Сколько раз закидывал старик невод? (Три раза.)

6. С чем приходил невод? (Первый раз – с тиной, второй раз – с травою морскою, третий раз – с золотой рыбкой.)

7. О каком времени года идет речь в начале “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”. (О зиме.)

8. Какое приданое приготовил царь-отец царевне в “Сказке о мертвой царевне”? (Семь торговых городов да 140 теремов.)

9. Какое наказание придумала злая царица молодой царевне? (“Весть царевну в глушь лесную и, связав ее живую, под сосной оставить там на съедение волкам”.)

10. Чем угрожала злая царица Чернавке? (Рогаткой.)


Задание 1.

Вспомните и скажите, сколько просьб старика выполнила рыбка?

(4: корыто, дом, дворянка, царица.)


Задание 2.

Узнайте, кто это?

“В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузли шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки”.

(Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”.)



Задание 3.

Угадайте, что в черном ящике. О каком фрукте идет речь, и из какой он сказки?

“Соку спелого полно

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь...”

(Яблоко. “Сказка о мертвой царевне”).


Задание 4. “Сказочные объявления”.

Учитель.  У меня в руках конверт, в нем первый выпуск газеты “Волшебные известия”, который полностью посвящен публикациям сказочных объявлений.

– Кто мог дать такое объявление?

1) Предлагаю свои услуги:

работаю за 7-х. Могу:

– запрягать лошадь;

– топить печь;

– закупать продукты на рынке;

– печь яйца, варить кашу;

– нянчить детей.

Мой адрес...

(Балда. “Сказка о none...)

2) На работу в лесопункт требуются:

– повар;

– конюх;

– плотник.

Выплачиваются премиальные и вознаграждение по итогам работы за год.

Мой адрес...

(Поп. “Сказка о none...”.)

3) Торговая фирма “Пальмира” предлагает импортные товары:

– соболя, черно-белые лисицы;

– чистое серебро;

– злато.

И все это по доступным ценам! “Пальмира” ждет Вас!

Адрес фирмы...

(“Сказка о царе Салтане...”.)

4) Тем, кто интересуется жилплощадью! Сдаю на лето свою горницу за умеренную плату. В горнице имеется:

– кругом лавки, крытые коврами;

– под святыми стол дубовый;

– печь с лежанкой изразцовой.

Мой адрес...

(“Сказка о мертвой царевне”.)

5) Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие болезни, как:

– укусы правого и левого глаза;

– волдыри на носу.

Начало ближайших занятий...

(“Сказка о царе Салтане...”.)

6) Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить?

Наш адрес... Обращаться к ...

(Царице-мачехе из “Сказки о мертвой цapeвнe”.)

7) Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. Адрес ...

(“Сказка о золотом петушке”.)

8) Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое? Или квартиру на новый дом?

Обращаться к ...

(Золотой рыбке из “Сказки о рыбаке и рыбке”.)


Задание 5.

На доске расположены листы, вырезанные в виде яблок. С обратной стороны записаны вопросы. Вы подходите по очереди, берете по одному яблоку, читаете вопрос вслух и отвечаете на него.

– Какие чудесные дары получил от царевны-лебедя князь Гвидон? (Чудесный город, белку с золотыми орехами, 33 богатыря с дядькой Черномором, и сама она согласилась стать его женой.)

– С каких слов начинается “Сказка о попе...”? (Жил-был поп, толоконный лоб.)

– Последнее желание сварливой старухи? (Стать владычицей морскою.)

– С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу? (Свет мой зеркальце! Скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?)

– Верный страж царя Дадона? (Петушок.)

– Кем хотела стать старуха? (Столбовой дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою.)

– В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (В комара, муху, шмеля.)

– Изделия из золотых скорлупок, которые пускались в ход по свету. (Монеты.)

– Каким ремеслом занимались старик со старухой, живя в своей землянке? (Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу.)

– Чем потчевали старуху бояре да дворяне в царских палатах? (Заморскими винами, печатными пряниками...)


V. Подведение итогов.

Подсчитывание жетонов. Определение команды-победителя. Награждение.





ЗАМЫСЛОВАТЫЕ ВОПРОСЫ О КНИГАХ

(можно задавать болельщикам)


Росли четыре березы, на каждой березе по 4 больших ветки, на каждой большой ветке по 4 маленьких ветки, на каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок?

(Ни одного, на березах яблоки не растут.)


Что надо сделать, чтобы 4 парня остались в одном сапоге?

(Снять с каждого по сапогу.)


Почему человек назад оглядывается?

(На затылке нет глаз.)


До какого места заяц бежит в лес?

(До середины, а от середины он уже бежит из леса.)


Какой самый короткий месяц в году?

(Май – всего 3 буквы.)


Под чем заяц лежит?

(Под своими ушами.)


Что останется в коробке, если вынуть спички?

(Дно.)


Что в горшок кидают перед тем, как варят в нем еду?

(Взгляд, смотрят, чистый ли он.)


Отчего кошка бегает?

(Не умеет летать.)


Где вода стоит столбом?

(В бутылке.)


Почему шляпу носят?

(Потому что она сама не ходит.)


Почему собака бегает?

(По земле.)


Почему птицы летают?

(По воздуху.)


Зачем во рту язык?

(За зубами.)


Почему поезд ездит?

(По рельсам.)


Почему идешь на кровать, когда захочешь спать?

(По полу.)


Когда лошадь покупают, какая она бывает?

(Мокрая.)


Какой ключ не бьет и не открывает?

(Музыкальный.)


Какую цепь нельзя поднять?

(Горную.)


Что нужно для обеда?

(Ложка.)


Из какой посуды не едят?

(Из пустой.)


Тебе на то место не сесть, на которое сяду я. Почему?

(Оно будет занято.)


Может ли дождь идти два дня подряд?

(Не может, потому что ночь разделяет дни.)


Что будет с вороной, которой седьмой год минет?

(Пойдет восьмой.)


Что сделается с красным платком, если его опустить в воду на 5 минут?

(Намокнет.)


Когда черной кошке легче всего пробраться в дом?

(Когда дверь открыта.)


Как можно прочесть слово “загадка”?

(Только слева направо.)


Как сорвать ветку, чтобы птицу не спугнуть?

(Подождать, пока она улетит.)


Три теленка. Сколько будет ног?

(Сколько теленка не три, у него будет 4 ноги.)


Бежало сорок волков, сколько у них ушей, хвостов?

(Ни одного – у шеи хвоста нет.)


Какой песок в Волге?

(Сырой, мокрый.)


Что посреди Волги стоит?

(Буква Л.)


Что у цапли впереди?

(Буква Ц.)


В каком слове, состоящем из пяти букв, пять “О”?

(О-пять.)


Когда полы бывают тремя местоимениями?

(Когда они вы-мы-ты.)



КНИЖНЫЕ КОНКУРСЫ



КОНКУРС ЗАГАДОК


Дремлют два предлога около порога,

Потому-то тишь и не пискнет мышь. (К-от.)

В игре победу принесут,

Или ютятся на носу. (Очки.)

Вам известно или нет,

Есть на свете такой цвет –

Если ноту уберете,

В лес сосновый попадете. (Бор-до.)

Хорошая погода!

Ее мы ждем полгода.

Две точки зачеркни

И воду зачерпни. (Вёдро-ведро.)

Всего две ноты и предлог

Построить я на даче смог. (До-ми-к.)

Смотрю: змея, союз, предлог –

И я от страха занемог. (Уж-а-с.)

На опушке, у пригорка

Кто живет в глубокой норке?

Осторожный, быстроглазый,

Он разбойник и пролаза.

Ходит по лесу зверек,

Как зовут его? (Хорек.)

В капусту он забрался

Осеннею порой.

Рогатый и лохматый

И с длинной бородой. (Козел.)

Жить привык он с нами вместе.

Приласкай – затянет песню.

А обидишь – обдерет,

Что за зверь усатый? (Кот.)

Он и весел, и не злобен,

Этот милый чудачок.

С ним хозяин, мальчик Робин,

И приятель – Пятачок.

Для него прогулки – праздник,

И на мед особый нюх,

Это плюшевый проказник

Медвежонок … (Винни-Пух).

Он на вокзале есть всегда,

К нему подходят поезда.

Двойное “Р” содержит он

И называется … (перрон).



Блицконкурс МУЗЕЙ ЗАБЫТЫХ ВЕЩЕЙ


Задание командам: назвать произведение, его автора и героя, которому принадлежат эти вещи, а также прочитать строчку произведения, где идет речь об этих вещах.


Телефон – “У меня зазвонил телефон…”

Чуковский.


Мыло – “Да здравствует мыло душистое”

Чуковский. “Мойдодыр”.


Блюдце – “А за ними блюдца”.

Чуковский. “Федорино горе”.


Термометр – 10 дней не пьет, не спит,

10 ночей подряд

Он лечит несчастных зверят,

И ставит, и ставит им градусники”

Чуковский. “Айболит”.


Перчатки – “Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки”

С. Маршак. “Вот какой рассеянный…”


Зеркальце – “Свет мой, зеркальце, скажи…”

А. С. Пушкин. “Сказка о мертвой царевне…”


СТИХИ О КНИГАХ

* * *

Я всех людей, что трудятся над книгой,

Люблю, и уважаю, и ценю.

А книги – у меня уже их много –

На книжной полке бережно храню.

Покамест книгой сделается книга,

Огромный путь она пройти должна.

И сколько знаний требуется разных,

Труда, забот, чтоб родилась она!

Пока бумагу сделают, ребята,

Положится большой, тяжелый труд.

Писатель на бумаге пишет книгу,

Потом ее в редакцию несут.

За книгой этой – сколько дней рабочих,

Ночей бессонных, помыслов живых…

Писателям я очень благодарен,

За труд упорный уважаю их.

Вот рукопись готова. И редактор

Прочтет ее. Потом отдаст в печать.

За каждое словечко в этой книге

Перед народом надо отвечать!

Проворная печатная машина

И день, и ночь печатает листы…

Но ведь листы еще не книга,

Ее такой читать не станешь ты!

Ее подклеить нужно и обрезать.

В хороший переплет переплести.

Упаковать, на поезде отправить

И по всему Союзу развезти.

И станет жить в народе книга эта,

Беседуя с читателем своим.

Люби ее! Читать давай другим!

К. Мухаммади


Как бы жили мы без книги

Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы б не знали ничего.

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если б не было бы книг?

Если б все исчезло разом,

Что писалось для детей.

От волшебных добрых сказок

До веселых новостей?..

Ты хотел развеять сказку,

На вопрос найти ответ,

Протянул за книгой руку,

А ее на полке нет!

Нет твоей любимой книжки –

“Чипполино”, например,

И сбежал, как от мальчишки,

Робинзон и Гулливер.

Нет, нельзя себе представить,

Чтоб такой момент возник

И тебя могли оставить

Все герои детских книг.

От бесстрашного Гавроша

До Тимура и до Кроша –

Сколько их, друзей ребят,

Тех, кто нам добра хотят!

Книге смелой, книге честной,

Пусть немного в них страниц,

В целом мире, как известно,

Нет и не было границ!

Ей открыты все дороги,

И на всех материках

Говорит она на многих

Самых разных языках.

И она в любые страны

Через все века пройдет,

Как великие романы

“Тихий Дон” и “Дон Кихот”.

Слава нашей книге детской,

Переплывшей все моря!

И особенно советской,

Начиная с букваря.

С. Лихачев