СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная викторина "Своя игра"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Данный игровой урок по литературе в форме популярной викторины «Своя игра»  рассчитан для учащихся 7 класса после изучения произведений современных русских писателей: Е Носова «Кукла», «Живое пламя»; Ю.Казакова «Тихое утро»;  Д.Лихачёва «Земля родная» -  как обобщающий.

      Здесь во вложенном файле можно найти мультимедийную презентацию и конспект урока.

Просмотр содержимого документа
«как работает презентация»

ЗУправляющая кнопка: домой 5Управляющая кнопка: сведения 9Управляющая кнопка: домой 5апустив презентацию, на втором слайде вы увидите таблицу с названием категорий и стоимостями вопросов. Нажав на одну из цифр в одной из категорий, вы увидите слайд с вопросом из этой категории соответствующей стоимости. Чтобы увидеть ответ на этот вопрос, надо нажать на значок , и вы окажетесь на слайде с ответом. Чтобы со слайда ответа попасть обратно на слайд с категориями, надо нажать
на значок . Также с любого слайда можно попасть на слайд с категориями, нажав на этот же значок

ЕУправляющая кнопка: далее 6сли, нажав на цифру на слайде с категориями, вы попали на слайд «кот в мешке», то сначала надо выбрать команду, которой этот вопрос передается, а потом нажать на значок , и вы увидите слайд с вопросом.

Если, выбрав стоимость категории, вы попали на слайд своя игра, то сначала надо провести торги и потом, нажав на фразу своя игра, перейти к вопросу.

Просмотр содержимого документа
«Литературная викторина по произведениям современных русских писателей»

Литературная викторина «Своя игра»

по произведениям современных русских писателей:
Е.И. Носова, Ю.П. Казакова, Д.С. Лихачёва


Данный игровой урок по литературе в форме популярной викторины «Своя игра» рассчитан для учащихся 7 класса после изучения произведений современных русских писателей: Е. Носова «Кукла», «Живое пламя»;
Ю. Казакова «Тихое утро»; Д. Лихачёва «Земля родная» – как обобщающий.

Тип урока: урок обобщения, систематизации и контроля знаний с применением игровых технологий.

Цель урока: в игровой форме повторить и обобщить знания, умения и навыки, полученные учащимися при изучении данных тем.

Задачи урока:

обучающие:

  • активизировать чтение учащихся;

  • вспомнить и закрепить знания о героях и основных событиях произведений

  • повысить уровень мотивации к изучаемому предмету

развивающие:

  • развивать логическое мышление;

  • способствовать развитию наблюдательности и внимательного отношения к деталям произведения;

  • развивать быстроту реакции, мыслительных операций, чувство локтя при коллективной работе.

  • создавать необходимые условия для развития эмоциональной сферы учащихся, содействовать развитию эмоционально-ценностного отношения к художественному произведению;

  • формировать навык работы с художественным текстом и навыки устного высказывания.


воспитывающие:

  • воспитание интереса к творчеству Е.И.Носова, Ю.П.Казакова, Д.С.Лихачёва;

  • использование содержания произведений как средства нравственного воспитания.

Форма урока: урок-игра.

Конкурсная форма построения урока позволяет в большей степени сконцентрировать и активизировать внимание учащихся, выступает в роли дополнительного стимула учебной деятельности.

Форма деятельности учащихся: групповая.

Время проведения: одинарный урок.

Технология: личностно-ориентированная, игровая.

Возраст учащихся: 7 класс.

Оборудование и материалы к уроку:

- компьютер;

- проектор;

- экран;

- презентация в программе Power Point.


Ход урока.

Добрый день, дорогие ребята!

Сегодня наш урок пройдёт по правилам телевизионной викторины «Своя игра». Для начала нам нужно поделиться на две команды. Проведём жеребьёвку.

Молодцы! Команды готовы к игре. Но давайте сначала познакомимся с правилами нашей игры.

Каждая команда должна выбрать капитана, придумать название и девиз.

Команда, которая первой поднимет табличку со своим названием, первой получит право ответа.

А теперь, пользуясь таблицей (см. презентацию), вы будете выбирать тему вопроса и его стоимость. Все вопросы поделены на 6 блоков. Каждый блок содержит 6 вопросов.

В случае верного ответа на счёт команды поступит количество баллов, соответствующее стоимости вопроса. Если же будет дан неправильный ответ, та же сумма снимется со счёта команды, и право ответа на этот вопрос переходит к другой команде. В игре вам встретятся следующие секторы:

«Кот в мешке»: в этом случае вопрос передаётся другой команде;

«Своя игра»: стоимость вопроса может быть увеличена в пределах всей суммы баллов, которой на данный момент располагает команда. Но соперники могут выкупить право ответа на этот вопрос, поставив на кон большее количество баллов. Право ответа на этот вопрос принадлежит только выигравшей торги команде. Если одна из команд идёт ва-банк, то есть ставит на кон всю имеющуюся на счету сумму баллов, другие участники могут перекупить вопрос только своим ва-банком, если сумма баллов у них больше. В этом случае при неправильном ответе на счету команды остаётся ноль баллов, а при правильном – сумма баллов удваивается.

Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

В конце урока объявляется команда-победительница.

Каждая команда выявляет лучших игроков.

Награждение (грамоты, медали).


Просмотр содержимого презентации
«литературная викторина Своя игра 2003»

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА  «СВОЯ ИГРА» По произведениям современных русских писателей (Е.И. Носов, Ю.П. Казаков, Д.С. Лихачев) Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ» пст. Якуньёль Осипова Екатерина Ивановна

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА «СВОЯ ИГРА»

По произведениям современных русских писателей

(Е.И. Носов, Ю.П. Казаков, Д.С. Лихачев)

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ» пст. Якуньёль

Осипова Екатерина Ивановна

«КУКЛА» 10 «ЖИВОЕ ПЛАМЯ» 10 20 «ТИХОЕ УТРО» 10 20 «ЗЕМЛЯ РОДНАЯ» 30 ЦИТАТЫ 30 40 20 10 20 40 30 10 ИЗ БИОГРАФИИ 50 20 30 10 40 50 60 20 30 40 50 60 40 30 50 60 40 60 50 60 50 60

«КУКЛА»

10

«ЖИВОЕ ПЛАМЯ»

10

20

«ТИХОЕ УТРО»

10

20

«ЗЕМЛЯ РОДНАЯ»

30

ЦИТАТЫ

30

40

20

10

20

40

30

10

ИЗ БИОГРАФИИ

50

20

30

10

40

50

60

20

30

40

50

60

40

30

50

60

40

60

50

60

50

60

10   «Кукла» Как постепенно изменилась жизнь на р. Сейме?

10

«Кукла»

Как постепенно изменилась жизнь

на р. Сейме?

20  «Кукла» С какой целью автор так подробно рассказывает о реке, о рыбалке, о цветах и травах?

20

«Кукла»

С какой целью автор так подробно рассказывает о реке, о рыбалке, о цветах и травах?

30  «Кукла» В чем видит писатель беду и причину оскудения земли, обмеления реки?

30

«Кукла»

В чем видит писатель беду и причину оскудения земли, обмеления реки?

40  Сначала автор назвал рассказ «Акимыч», а затем выбрал другое название - «Кукла».  Как вы думаете, чем обусловлен этот выбор?

40

Сначала автор назвал рассказ «Акимыч»,

а затем выбрал другое название - «Кукла».

Как вы думаете, чем обусловлен этот выбор?

СВОЯ   ИГРА

СВОЯ ИГРА

50  «Кукла» Расскажите об Акимыче

50

«Кукла»

Расскажите об Акимыче

60  «Кукла»  Как, по-вашему, связаны события военного времени и отношение  людей к кукле, так возмутившее  Акимыча?

60

«Кукла»

Как, по-вашему, связаны события военного времени и отношение людей к кукле, так возмутившее Акимыча?

10  «Живое пламя» На что были похожи распустившиеся маки?

10

«Живое пламя»

На что были похожи

распустившиеся маки?

«Живое пламя» 20  Что значат слова тети Оли об отцветшем маке: «Да, сгорел… Короткая у него жизнь. Зато без оглядки , в полную силу прожита. И у людей так бывает…»?

«Живое пламя»

20

Что значат слова тети Оли об отцветшем маке:

«Да, сгорел… Короткая у него жизнь. Зато без оглядки , в полную силу прожита.

И у людей так бывает…»?

30  «Живое пламя»  Какими художественно-выразительными средствами показывает автор красоту маков в следующем отрывке: «А рядом на клумбе полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню»?

30

«Живое пламя»

Какими художественно-выразительными средствами показывает автор красоту маков в следующем отрывке: «А рядом на клумбе полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню»?

СВОЯ   ИГРА

СВОЯ ИГРА

40  «Живое пламя» Почему тетя Оля полюбила маки?

40

«Живое пламя»

Почему тетя Оля полюбила маки?

50  «Живое пламя» Символом чего становятся в рассказе цветущие маки?

50

«Живое пламя»

Символом чего становятся в рассказе цветущие маки?

60  «Живое пламя» Как вы определите смысл рассказа живое пламя?

60

«Живое пламя»

Как вы определите смысл рассказа живое пламя?

СВОЯ   ИГРА

СВОЯ ИГРА

10  «Тихое утро»  В любом произведении можно выделить эмоционально-образный ряд какого-либо описания. В начале рассказа мы читаем описание утра, в котором следующий эмоционально-образный ряд, связанный с темой сборов Яшки дорогу: «сонные», «смутно белеющая», туман «будто большое пухово е одеяло, «темными пятнами», «притаилось», «пелена тумана», «большого невидимого амбара» и т.д.  К акие ассоциации и мотивы у читателя вызывают эти образы?

10

«Тихое утро»

В любом произведении можно выделить эмоционально-образный ряд какого-либо описания. В начале рассказа мы читаем описание утра, в котором следующий эмоционально-образный ряд, связанный с темой сборов Яшки дорогу: «сонные», «смутно белеющая», туман «будто большое пухово е одеяло, «темными пятнами», «притаилось», «пелена тумана», «большого невидимого амбара» и т.д.

К акие ассоциации и мотивы у читателя вызывают эти образы?

20  «Тихое утро» Как в ё л себя Яшка по дороге на рыбалку?

20

«Тихое утро»

Как в ё л себя Яшка по дороге на рыбалку?

30  «Тихое утро» Расскажите о В олоде

30

«Тихое утро»

Расскажите о В олоде

40  Как ведут себя мальчики на рыбалке?

40

Как ведут себя мальчики на рыбалке?

50  «Тихое утро» Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет?

50

«Тихое утро»

Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет?

СВОЯ   ИГРА

СВОЯ ИГРА

60  «Тихое утро»  Проблема – это вопрос, поставленный автором на страницах своего произведения.  Проблематика – совокупность проблем, рассматриваемых в художественном произведении.  Какие проблемы затрагивает  Ю. Казаков в рассказе «Тихое утро»?

60

«Тихое утро»

Проблема – это вопрос, поставленный автором на страницах своего произведения.

Проблематика – совокупность проблем, рассматриваемых в художественном произведении.

Какие проблемы затрагивает Ю. Казаков в рассказе «Тихое утро»?

10  «Земля родная» Когда человек приобретает своих лучших друзей?

10

«Земля родная»

Когда человек приобретает своих лучших друзей?

20  «Земля родная»  Репутация – это приобретенная кем-либо или чем-либо общественная оценка, создавшееся общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках чего-либо.   Почему так важно беречь свою репутацию со школьной поры?

20

«Земля родная»

Репутация – это приобретенная кем-либо или чем-либо общественная оценка, создавшееся общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках чего-либо.

Почему так важно беречь свою репутацию со школьной поры?

СВОЯ   ИГРА

СВОЯ ИГРА

30  «Земля родная» Как молодость помогает человеку во взрослой жизни?

30

«Земля родная»

Как молодость помогает человеку во взрослой жизни?

40  Как Д.С. Лихачев определяет основную черту русской культуры?

40

Как Д.С. Лихачев определяет основную черту русской культуры?

50  «Земля родная» В чем, по мнению  Д.С. Лихачева, самая большая ценность народа?

50

«Земля родная»

В чем, по мнению Д.С. Лихачева, самая большая ценность народа?

60  «Земля родная» Что делает человека интеллигентным, образованным, культурным?

60

«Земля родная»

Что делает человека интеллигентным, образованным, культурным?

10  «Цитаты»    Из какого произведения отрывок:  «Картинные галереи должны стать пропагандистами этой широты. Будем верить нашим искусствоведам. Доверять им, даже если мы чего-то не понимаем .  Ценность замечательных художников в том, что они «разные», то ест ь способствуют развитию в нашей культуре её разнообразия»?

10

«Цитаты»

Из какого произведения отрывок:

«Картинные галереи должны стать пропагандистами этой широты. Будем верить нашим искусствоведам. Доверять им, даже если мы чего-то не понимаем .

Ценность замечательных художников в том, что они «разные», то ест ь способствуют развитию в нашей культуре её разнообразия»?

СВОЯ   ИГРА

СВОЯ ИГРА

20  «Цитаты»    Из какого произведения отрывок:  «В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда еще доцветают последние звездочки цикория и еще парят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже ост ё р и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности»?

20

«Цитаты»

Из какого произведения отрывок:

«В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда еще доцветают последние звездочки цикория и еще парят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже ост ё р и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности»?

30  «Цитаты»   Из какого произведения отрывок:  «Вблизи придорожных ив луг был усыпан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-з а ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков.»?

30

«Цитаты»

Из какого произведения отрывок:

«Вблизи придорожных ив луг был усыпан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-з а ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков.»?

40  «Цитаты»   Из какого произведения отрывок:  « Н еожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тети Оли. От свежевымытого пола тянуло прохладой. Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень»?

40

«Цитаты»

Из какого произведения отрывок:

« Н еожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тети Оли. От свежевымытого пола тянуло прохладой. Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень»?

50  «Цитаты»   Из какого произведения отрывок:  «Как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и взвизгивая от восторга! Что это так странно звякнуло там, сзади ? Кто это вдруг, будто ударяя раз за разом по натянутой тугой струне, ясно и мелодически прокричал в лугах? Где это было с ни м ? А может, и не было? Но почему же тогда так знакомо это ощущение восторга и счастья?»?

50

«Цитаты»

Из какого произведения отрывок:

«Как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и взвизгивая от восторга! Что это так странно звякнуло там, сзади ? Кто это вдруг, будто ударяя раз за разом по натянутой тугой струне, ясно и мелодически прокричал в лугах? Где это было с ни м ? А может, и не было? Но почему же тогда так знакомо это ощущение восторга и счастья?»?

60  «Цитаты»  Из какого произведения отрывок:  «Воздух нагрелся, и горизонт дрожал в его теплых струях. Издали, с полей, с другой стороны реки, вместе с порывами теплого ветра летели запахи сена и сладкого клевера. Запах и эти, смешиваясь с более дальними, но острыми запахами леса, и этот легкий теплый ветер были похожи на дыхание проснувшейся земли, радующейся новому светлому дню»?

60

«Цитаты»

Из какого произведения отрывок:

«Воздух нагрелся, и горизонт дрожал в его теплых струях. Издали, с полей, с другой стороны реки, вместе с порывами теплого ветра летели запахи сена и сладкого клевера. Запах и эти, смешиваясь с более дальними, но острыми запахами леса, и этот легкий теплый ветер были похожи на дыхание проснувшейся земли, радующейся новому светлому дню»?

10  «Из биографии» Кто из писателей родился в Курске, потом жил на Украине, а через два года вновь вернулся в свой родной город?

10

«Из биографии»

Кто из писателей родился в Курске, потом жил на Украине, а через два года вновь вернулся в свой родной город?

20  «Из биографии» Этот писатель ушел на войну после восьмого класса, воевал арт и ллеристом, а после ранения, вылечившись, вновь пошел в школу доучиваться, но уже в десятый класс.  Кто этот писатель?

20

«Из биографии»

Этот писатель ушел на войну после восьмого класса, воевал арт и ллеристом, а после ранения, вылечившись, вновь пошел в школу доучиваться, но уже в десятый класс.

Кто этот писатель?

30  «Из биографии» Кто из писателей родился в Москве на Арбате?

30

«Из биографии»

Кто из писателей родился в Москве на Арбате?

40  «Из биографии» Ю. Казаков, будучи студентом Литературного института, отправился в 1956 году в командировку на Русский Север.  Имя какого русского писателя вдохновило его на путешествие?

40

«Из биографии»

Ю. Казаков, будучи студентом Литературного института, отправился в 1956 году в командировку на Русский Север.

Имя какого русского писателя вдохновило его на путешествие?

50  «Из биографии» Этот писатель – коренной петербуржец, учился в Петроградском университете, занимался историей литературы Древней Руси.

50

«Из биографии»

Этот писатель – коренной петербуржец, учился в Петроградском университете, занимался историей литературы Древней Руси.

60  «Из биографии»  Этому писателю довелось много испытать на своем веку: в 1938 году был арестован, как и многие другие представители интеллигенции, также ему пришлось пережить трагическую гибель дочери, видного искусствоведа, он всю жизнь боролся с людским непониманием, с собственной болезнью. Кто это?

60

«Из биографии»

Этому писателю довелось много испытать на своем веку: в 1938 году был арестован, как и многие другие представители интеллигенции, также ему пришлось пережить трагическую гибель дочери, видного искусствоведа, он всю жизнь боролся с людским непониманием, с собственной болезнью.

Кто это?

Занесло, затянуло, заилило, забило песком последние сеймские омуты. Постепенно река обмелела, перестала быть красавицей, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестоким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос…

Занесло, затянуло, заилило, забило песком последние сеймские омуты. Постепенно река обмелела, перестала быть красавицей, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестоким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос…

Автор подробно рас с казывает о реке, рыбалке, цветах и травах, чтобы показать читателю богатство родной земли. Его ужасает оскудение природы, обмеление реки. Он называет одну из причин зарастания реки – «прет ерная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей»

Автор подробно рас с казывает о реке, рыбалке, цветах и травах, чтобы показать читателю богатство родной земли. Его ужасает оскудение природы, обмеление реки. Он называет одну из причин зарастания реки – «прет ерная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей»

Беду писатель видит в неразумном хозяйствовании человека на земле, в частности, в неумелом и избыточном использовании удобрений

Беду писатель видит в неразумном хозяйствовании человека на земле, в частности, в неумелом и избыточном использовании удобрений

Название рассказа «Акимыч» фокусировало бы наше внимание на образе перевозчика Акимыча. Если же мы читаем название «Кукла», то наше внимание перемещается на случай с куклой, описанный автором.

Название рассказа «Акимыч» фокусировало бы наше внимание на образе перевозчика Акимыча. Если же мы читаем название «Кукла», то наше внимание перемещается на случай с куклой, описанный автором.

Акимыч – участник войны, воевал с рассказчиком в одной и той же горбатовской армии, участвовал с рассказчиком в одних и тех же боевых операциях, брал одни и те же белорусские и польские города. Даже выбыл из войны в одном и том же месяце. Акимыча сильно контузило. Поэтому теперь, спустя десятилетия, разволновавшись, он утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и Акимыч, побледнев, умолкал, мучительно, вытаращенно глядя на собеседника и беспомощно вытянув губы трубочкой. Так длилось несколько минут, потом он шумно вздыхал, и холодный пот осыпал его измученное немотой и окаменелостью лицо.

Акимыч – участник войны, воевал с рассказчиком в одной и той же горбатовской армии, участвовал с рассказчиком в одних и тех же боевых операциях, брал одни и те же белорусские и польские города. Даже выбыл из войны в одном и том же месяце. Акимыча сильно контузило. Поэтому теперь, спустя десятилетия, разволновавшись, он утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и Акимыч, побледнев, умолкал, мучительно, вытаращенно глядя на собеседника и беспомощно вытянув губы трубочкой. Так длилось несколько минут, потом он шумно вздыхал, и холодный пот осыпал его измученное немотой и окаменелостью лицо.

Акимыч прошел войну, был тяжело ранен, видел много горя и слез. Отношение к растерзанной кукле кажется ему страшным: кукла создана по образу человека, и если сейчас кто-то растерзал куклу, то он будет способен надругаться и над человеком. Самое же страшное – это привычка к святотатству, равнодушие.

Акимыч прошел войну, был тяжело ранен, видел много горя и слез. Отношение к растерзанной кукле кажется ему страшным: кукла создана по образу человека, и если сейчас кто-то растерзал куклу, то он будет способен надругаться и над человеком. Самое же страшное – это привычка к святотатству, равнодушие.

На зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени

На зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени

Тетя Оля думала, что её сын прожил жизнь так же, как сгоревший мак: он жил мало, но очень ярко: «Алексей погиб, спикировав на своём крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика…»

Тетя Оля думала, что её сын прожил жизнь так же, как сгоревший мак: он жил мало, но очень ярко: «Алексей погиб, спикировав на своём крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика…»

Автор использует  метафоры (большой ковер маков, раскрывали свои огненные языки, живой огонь)  сравнения (лепестки, точно искры)  эпитеты (из влажной, полной жизненной силы земли, все новые и новые, туго свернутые бутоны)

Автор использует

метафоры (большой ковер маков, раскрывали свои огненные языки, живой огонь)

сравнения (лепестки, точно искры)

эпитеты (из влажной, полной жизненной силы земли, все новые и новые, туго свернутые бутоны)

Тетя Оля полюбила маки и стала сажать их на своей клумбе в память о своем погибшем сыне

Тетя Оля полюбила маки и стала сажать их на своей клумбе в память о своем погибшем сыне

Цветущий мак – символ человека, который отдал свою жизнь ради жизни других людей.

Цветущий мак – символ человека, который отдал свою жизнь ради жизни других людей.

Рассказ Е. Носова – о связи явлений жизни на Земле. Называя рассказ «Живое пламя», автор говорит, что погибшие на войне люди дали возможность жить другим людям.

Рассказ Е. Носова – о связи явлений жизни на Земле. Называя рассказ «Живое пламя», автор говорит, что погибшие на войне люди дали возможность жить другим людям.

Тема сборов Яшки на рыбалку связывается с мотивом возникающей неопределенности, угрозы.

Тема сборов Яшки на рыбалку связывается с мотивом возникающей неопределенности, угрозы.

Яшка вел себя как хозяин этих мест, понимал жизнь природы, различал звук полета чирков, пение дроздов, рассказывал об этих птицах Володе; рассказал, что громкий треск в поле означает звук трактора, что у них в реке водится всякая рыба.

Яшка вел себя как хозяин этих мест, понимал жизнь природы, различал звук полета чирков, пение дроздов, рассказывал об этих птицах Володе; рассказал, что громкий треск в поле означает звук трактора, что у них в реке водится всякая рыба.

Володя – москвич, ни разу раньше не рыбачивший, просит взять Яшку с собой. Он не знает , как принято вести себя в деревне, как ходят на рыбалку, поэтому терпит насмешки Яшки и принимает примирительный тон.

Володя – москвич, ни разу раньше не рыбачивший, просит взять Яшку с собой. Он не знает , как принято вести себя в деревне, как ходят на рыбалку, поэтому терпит насмешки Яшки и принимает примирительный тон.

Все изменения в настроении у Яшки теперь связаны с рыбалкой, он хочет показат ь себя настоящим знатоком рыбацкого дела. Когда Яшка упустил свою рыбу, ему немного было стыдно, но, как часто бывает, вину свою он склонен был приписать Володе. Володя же неуклюж, потерял равновесие и упал в воду

Все изменения в настроении у Яшки теперь связаны с рыбалкой, он хочет показат ь себя настоящим знатоком рыбацкого дела. Когда Яшка упустил свою рыбу, ему немного было стыдно, но, как часто бывает, вину свою он склонен был приписать Володе. Володя же неуклюж, потерял равновесие и упал в воду

Сначала страх, но потом, преодолев свой страх, Яшка прыгнул в в оду, затем ужас, что Володя его утопит, потом вновь желание его спасти.

Сначала страх, но потом, преодолев свой страх, Яшка прыгнул в в оду, затем ужас, что Володя его утопит, потом вновь желание его спасти.

Проблемы совести, долга, любви к ближнему, любви к природе и другие.

Проблемы совести, долга, любви к ближнему, любви к природе и другие.

Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его наилучших друзей – самых близких, самых нужных. Во взрослом состоянии приобрести друзей довольно трудно.

Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его наилучших друзей – самых близких, самых нужных. Во взрослом состоянии приобрести друзей довольно трудно.

В школьные годы закладываются основные качества характера человека, которые, как правило, редко изменяются во взрослом возрасте. Репутация, которая складывается вокруг имени в школьные годы, продолжает следовать за человеком и в дальнейшей жизни.

В школьные годы закладываются основные качества характера человека, которые, как правило, редко изменяются во взрослом возрасте. Репутация, которая складывается вокруг имени в школьные годы, продолжает следовать за человеком и в дальнейшей жизни.

В молодости формируется не только человек – формируется вся его жизнь, все его окружение. Если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и легче переносить радость. Радость, не разделенная с задушевными друзьями, - не радость.

В молодости формируется не только человек – формируется вся его жизнь, все его окружение. Если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и легче переносить радость. Радость, не разделенная с задушевными друзьями, - не радость.

Величайшая и ценнейшая черта русской культуры состоит в её мощи и доброте, которой всегда обладает мощное, по-настоящему мощное начало. Русская культура – открытая культура, культура добрая и смелая, все принимающая и все творчески осмысливающая. Русская культура интернациональна, узость и деспотизм не приемлемы для русской культуры.

Величайшая и ценнейшая черта русской культуры состоит в её мощи и доброте, которой всегда обладает мощное, по-настоящему мощное начало. Русская культура – открытая культура, культура добрая и смелая, все принимающая и все творчески осмысливающая. Русская культура интернациональна, узость и деспотизм не приемлемы для русской культуры.

Самая большая ценность народ а – его язык, язык , на котором он говорит, пишет и думает. Это означает, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают мысли, а именно мысли формируются языком

Самая большая ценность народ а – его язык, язык , на котором он говорит, пишет и думает. Это означает, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают мысли, а именно мысли формируются языком

Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Как человек говорит, так, следовательно , и думает. Чтобы быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, надо обращать внимание на свой язык. Язык человека – точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Как человек говорит, так, следовательно , и думает. Чтобы быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, надо обращать внимание на свой язык. Язык человека точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Д. Лихачев «Земля родная»

Д. Лихачев

«Земля родная»

Е. Носов «Кукла»

Е. Носов «Кукла»

Е. Носов «Кукла»

Е. Носов «Кукла»

Е. Носов «Живое пламя»

Е. Носов

«Живое пламя»

Ю. Казаков «Тихое утро»

Ю. Казаков «Тихое утро»

Ю. Казаков «Тихое утро»

Ю. Казаков «Тихое утро»

Е.И. Носов

Е.И. Носов

Е.И. Носов

Е.И. Носов

Ю. Казаков

Ю. Казаков

М.М. Пришвин, который бродил по Беломорью пятьдесят лет назад

М.М. Пришвин, который бродил по Беломорью пятьдесят лет назад

Д.С. Лихачев

Д.С. Лихачев

Д.С. Лихачев

Д.С. Лихачев

Просмотр содержимого презентации
«литературная викторина Своя игра 2007»

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА  «СВОЯ ИГРА» По произведениям современных русских писателей (Е.И. Носов, Ю.П. Казаков, Д.С. Лихачев) Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ» пст. Якуньёль Осипова Екатерина Ивановна

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА «СВОЯ ИГРА»

По произведениям современных русских писателей

(Е.И. Носов, Ю.П. Казаков, Д.С. Лихачев)

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ» пст. Якуньёль

Осипова Екатерина Ивановна

10   «Кукла» Как постепенно изменилась жизнь на р. Сейме?

10

«Кукла»

Как постепенно изменилась жизнь

на р. Сейме?

20  «Кукла» С какой целью автор так подробно рассказывает о реке, о рыбалке, о цветах и травах?

20

«Кукла»

С какой целью автор так подробно рассказывает о реке, о рыбалке, о цветах и травах?

30  «Кукла» В чем видит писатель беду и причину оскудения земли, обмеления реки?

30

«Кукла»

В чем видит писатель беду и причину оскудения земли, обмеления реки?

40  Сначала автор назвал рассказ «Акимыч», а затем выбрал другое название - «Кукла».  Как вы думаете, чем обусловлен этот выбор?

40

Сначала автор назвал рассказ «Акимыч»,

а затем выбрал другое название - «Кукла».

Как вы думаете, чем обусловлен этот выбор?

СВОЯ   ИГРА

СВОЯ ИГРА

50  «Кукла» Расскажите об Акимыче

50

«Кукла»

Расскажите об Акимыче

60  «Кукла» Как, по-вашему, связаны события военного времени и отношение людей к кукле, так возмутившее Акимыча?

60

«Кукла»

Как, по-вашему, связаны события военного времени и отношение людей к кукле, так возмутившее Акимыча?

10  «Живое пламя» На что были похожи распустившиеся маки?

10

«Живое пламя»

На что были похожи

распустившиеся маки?

«Живое пламя» 20  Что значат слова тети Оли об отцветшем маке: «Да, сгорел… Короткая у него жизнь. Зато без оглядки , в полную силу прожита. И у людей так бывает…»?

«Живое пламя»

20

Что значат слова тети Оли об отцветшем маке:

«Да, сгорел… Короткая у него жизнь. Зато без оглядки , в полную силу прожита.

И у людей так бывает…»?

30  «Живое пламя»  Какими художественно-выразительными средствами показывает автор красоту маков в следующем отрывке: «А рядом на клумбе полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню»?

30

«Живое пламя»

Какими художественно-выразительными средствами показывает автор красоту маков в следующем отрывке: «А рядом на клумбе полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню»?

СВОЯ   ИГРА

СВОЯ ИГРА

40  «Живое пламя» Почему тетя Оля полюбила маки?

40

«Живое пламя»

Почему тетя Оля полюбила маки?

50  «Живое пламя» Символом чего становятся в рассказе цветущие маки?

50

«Живое пламя»

Символом чего становятся в рассказе цветущие маки?

60  «Живое пламя» Как вы определите смысл рассказа живое пламя?

60

«Живое пламя»

Как вы определите смысл рассказа живое пламя?

СВОЯ   ИГРА

СВОЯ ИГРА

10  «Тихое утро»  В любом произведении можно выделить эмоционально-образный ряд какого-либо описания. В начале рассказа мы читаем описание утра, в котором следующий эмоционально-образный ряд, связанный с темой сборов Яшки дорогу: «сонные», «смутно белеющая», туман «будто большое пухово е одеяло, «темными пятнами», «притаилось», «пелена тумана», «большого невидимого амбара» и т.д.  К акие ассоциации и мотивы у читателя вызывают эти образы?

10

«Тихое утро»

В любом произведении можно выделить эмоционально-образный ряд какого-либо описания. В начале рассказа мы читаем описание утра, в котором следующий эмоционально-образный ряд, связанный с темой сборов Яшки дорогу: «сонные», «смутно белеющая», туман «будто большое пухово е одеяло, «темными пятнами», «притаилось», «пелена тумана», «большого невидимого амбара» и т.д.

К акие ассоциации и мотивы у читателя вызывают эти образы?

20  «Тихое утро» Как в ё л себя Яшка по дороге на рыбалку?

20

«Тихое утро»

Как в ё л себя Яшка по дороге на рыбалку?

30  «Тихое утро» Расскажите о Володе

30

«Тихое утро»

Расскажите о Володе

40  Как ведут себя мальчики на рыбалке?

40

Как ведут себя мальчики на рыбалке?

50  «Тихое утро» Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет?

50

«Тихое утро»

Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет?

СВОЯ   ИГРА

СВОЯ ИГРА

60  «Тихое утро»  Проблема – это вопрос, поставленный автором на страницах своего произведения.  Проблематика – совокупность проблем, рассматриваемых в художественном произведении.  Какие проблемы затрагивает Ю. Казаков в рассказе «Тихое утро»?

60

«Тихое утро»

Проблема – это вопрос, поставленный автором на страницах своего произведения.

Проблематика – совокупность проблем, рассматриваемых в художественном произведении.

Какие проблемы затрагивает Ю. Казаков в рассказе «Тихое утро»?

10  «Земля родная» Когда человек приобретает своих лучших друзей?

10

«Земля родная»

Когда человек приобретает своих лучших друзей?

20  «Земля родная»   Репутация – это приобретенная кем-либо или чем-либо общественная оценка, создавшееся общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках чего-либо.  Почему так важно беречь свою репутацию со школьной поры?

20

«Земля родная»

Репутация – это приобретенная кем-либо или чем-либо общественная оценка, создавшееся общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках чего-либо.

Почему так важно беречь свою репутацию со школьной поры?

СВОЯ   ИГРА

СВОЯ ИГРА

30  «Земля родная» Как молодость помогает человеку во взрослой жизни?

30

«Земля родная»

Как молодость помогает человеку во взрослой жизни?

40  Как  Д.С. Лихачев определяет основную черту русской культуры?

40

Как Д.С. Лихачев определяет основную черту русской культуры?

50  «Земля родная» В чем, по мнению  Д.С. Лихачева, самая большая ценность народа?

50

«Земля родная»

В чем, по мнению Д.С. Лихачева, самая большая ценность народа?

60  «Земля родная» Что делает человека интеллигентным, образованным, культурным?

60

«Земля родная»

Что делает человека интеллигентным, образованным, культурным?

10  «Цитаты»    Из какого произведения отрывок:  «Картинные галереи должны стать пропагандистами этой широты. Будем верить нашим искусствоведам. Доверять им, даже если мы чего-то не понимаем .  Ценность замечательных художников в том, что они «разные», то ест ь способствуют развитию в нашей культуре её разнообразия»?

10

«Цитаты»

Из какого произведения отрывок:

«Картинные галереи должны стать пропагандистами этой широты. Будем верить нашим искусствоведам. Доверять им, даже если мы чего-то не понимаем .

Ценность замечательных художников в том, что они «разные», то ест ь способствуют развитию в нашей культуре её разнообразия»?

СВОЯ   ИГРА

СВОЯ ИГРА

20  «Цитаты»  Из какого произведения отрывок: «В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда еще доцветают последние звездочки цикория и еще парят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже ост ё р и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности»?

20

«Цитаты»

Из какого произведения отрывок: «В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда еще доцветают последние звездочки цикория и еще парят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже ост ё р и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности»?

30  «Цитаты»   Из какого произведения отрывок:  «Вблизи придорожных ив луг был усыпан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-з а ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков.»?

30

«Цитаты»

Из какого произведения отрывок:

«Вблизи придорожных ив луг был усыпан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-з а ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков.»?

40  «Цитаты»   Из какого произведения отрывок:  « Н еожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тети Оли. От свежевымытого пола тянуло прохладой. Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень»?

40

«Цитаты»

Из какого произведения отрывок:

« Н еожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тети Оли. От свежевымытого пола тянуло прохладой. Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень»?

50  «Цитаты»   Из какого произведения отрывок:  «Как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и взвизгивая от восторга! Что это так странно звякнуло там, сзади ? Кто это вдруг, будто ударяя раз за разом по натянутой тугой струне, ясно и мелодически прокричал в лугах? Где это было с ни м ? А может, и не было? Но почему же тогда так знакомо это ощущение восторга и счастья?»?

50

«Цитаты»

Из какого произведения отрывок:

«Как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и взвизгивая от восторга! Что это так странно звякнуло там, сзади ? Кто это вдруг, будто ударяя раз за разом по натянутой тугой струне, ясно и мелодически прокричал в лугах? Где это было с ни м ? А может, и не было? Но почему же тогда так знакомо это ощущение восторга и счастья?»?

60  «Цитаты»  Из какого произведения отрывок:  «Воздух нагрелся, и горизонт дрожал в его теплых струях. Издали, с полей, с другой стороны реки, вместе с порывами теплого ветра летели запахи сена и сладкого клевера. Запах и эти, смешиваясь с более дальними, но острыми запахами леса, и этот легкий теплый ветер были похожи на дыхание проснувшейся земли, радующейся новому светлому дню»?

60

«Цитаты»

Из какого произведения отрывок:

«Воздух нагрелся, и горизонт дрожал в его теплых струях. Издали, с полей, с другой стороны реки, вместе с порывами теплого ветра летели запахи сена и сладкого клевера. Запах и эти, смешиваясь с более дальними, но острыми запахами леса, и этот легкий теплый ветер были похожи на дыхание проснувшейся земли, радующейся новому светлому дню»?

10  «Из биографии» Кто из писателей родился в Курске, потом жил на Украине, а через два года вновь вернулся в свой родной город?

10

«Из биографии»

Кто из писателей родился в Курске, потом жил на Украине, а через два года вновь вернулся в свой родной город?

20  «Из биографии» Этот писатель ушел на войну после восьмого класса, воевал арт и ллеристом, а после ранения, вылечившись, вновь пошел в школу доучиваться, но уже в десятый класс.  Кто этот писатель?

20

«Из биографии»

Этот писатель ушел на войну после восьмого класса, воевал арт и ллеристом, а после ранения, вылечившись, вновь пошел в школу доучиваться, но уже в десятый класс.

Кто этот писатель?

30  «Из биографии» Кто из писателей родился в Москве на  Арбате?

30

«Из биографии»

Кто из писателей родился в Москве на Арбате?

40  «Из биографии» Ю. Казаков, будучи студентом Литературного института, отправился в 1956 году в командировку на Русский Север.  Имя какого русского писателя вдохновило его на путешествие?

40

«Из биографии»

Ю. Казаков, будучи студентом Литературного института, отправился в 1956 году в командировку на Русский Север.

Имя какого русского писателя вдохновило его на путешествие?

50  «Из биографии» Этот писатель – коренной петербуржец, учился в Петроградском университете, занимался историей литературы Древней Руси.

50

«Из биографии»

Этот писатель – коренной петербуржец, учился в Петроградском университете, занимался историей литературы Древней Руси.

60  «Из биографии»  Этому писателю довелось много испытать на своем веку: в 1938 году был арестован, как и многие другие представители интеллигенции, также ему пришлось пережить трагическую гибель дочери, видного искусствоведа, он всю жизнь боролся с людским непониманием, с собственной болезнью. Кто это?

60

«Из биографии»

Этому писателю довелось много испытать на своем веку: в 1938 году был арестован, как и многие другие представители интеллигенции, также ему пришлось пережить трагическую гибель дочери, видного искусствоведа, он всю жизнь боролся с людским непониманием, с собственной болезнью.

Кто это?

Занесло, затянуло, заилило, забило песком последние сеймские омуты. Постепенно река обмелела, перестала быть красавицей, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестоким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос…

Занесло, затянуло, заилило, забило песком последние сеймские омуты. Постепенно река обмелела, перестала быть красавицей, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестоким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос…

Автор подробно рас с казывает о реке, рыбалке, цветах и травах, чтобы показать читателю богатство родной земли. Его ужасает оскудение природы, обмеление реки. Он называет одну из причин зарастания реки – «прет ерная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей»

Автор подробно рас с казывает о реке, рыбалке, цветах и травах, чтобы показать читателю богатство родной земли. Его ужасает оскудение природы, обмеление реки. Он называет одну из причин зарастания реки – «прет ерная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей»

Беду писатель видит в неразумном хозяйствовании человека на земле, в частности, в неумелом и избыточном использовании удобрений

Беду писатель видит в неразумном хозяйствовании человека на земле, в частности, в неумелом и избыточном использовании удобрений

Название рассказа «Акимыч» фокусировало бы наше внимание на образе перевозчика Акимыча. Если же мы читаем название «Кукла», то наше внимание перемещается на случай с куклой, описанный автором.

Название рассказа «Акимыч» фокусировало бы наше внимание на образе перевозчика Акимыча. Если же мы читаем название «Кукла», то наше внимание перемещается на случай с куклой, описанный автором.

Акимыч – участник войны, воевал с рассказчиком в одной и той же горбатовской армии, участвовал с рассказчиком в одних и тех же боевых операциях, брал одни и те же белорусские и польские города. Даже выбыл из войны в одном и том же месяце. Акимыча сильно контузило. Поэтому теперь, спустя десятилетия, разволновавшись, он утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и Акимыч, побледнев, умолкал, мучительно, вытаращенно глядя на собеседника и беспомощно вытянув губы трубочкой. Так длилось несколько минут, потом он шумно вздыхал, и холодный пот осыпал его измученное немотой и окаменелостью лицо.

Акимыч – участник войны, воевал с рассказчиком в одной и той же горбатовской армии, участвовал с рассказчиком в одних и тех же боевых операциях, брал одни и те же белорусские и польские города. Даже выбыл из войны в одном и том же месяце. Акимыча сильно контузило. Поэтому теперь, спустя десятилетия, разволновавшись, он утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и Акимыч, побледнев, умолкал, мучительно, вытаращенно глядя на собеседника и беспомощно вытянув губы трубочкой. Так длилось несколько минут, потом он шумно вздыхал, и холодный пот осыпал его измученное немотой и окаменелостью лицо.

Акимыч прошел войну, был тяжело ранен, видел много горя и слез. Отношение к растерзанной кукле кажется ему страшным: кукла создана по образу человека, и если сейчас кто-то растерзал куклу, то он будет способен надругаться и над человеком. Самое же страшное – это привычка к святотатству, равнодушие.

Акимыч прошел войну, был тяжело ранен, видел много горя и слез. Отношение к растерзанной кукле кажется ему страшным: кукла создана по образу человека, и если сейчас кто-то растерзал куклу, то он будет способен надругаться и над человеком. Самое же страшное – это привычка к святотатству, равнодушие.

На зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени

На зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени

Тетя Оля думала, что её сын прожил жизнь так же, как сгоревший мак: он жил мало, но очень ярко: «Алексей погиб, спикировав на своём крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика…»

Тетя Оля думала, что её сын прожил жизнь так же, как сгоревший мак: он жил мало, но очень ярко: «Алексей погиб, спикировав на своём крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика…»

Автор использует  метафоры (большой ковер маков, раскрывали свои огненные языки, живой огонь)  сравнения (лепестки, точно искры)  эпитеты (из влажной, полной жизненной силы земли, все новые и новые, туго свернутые бутоны)

Автор использует

метафоры (большой ковер маков, раскрывали свои огненные языки, живой огонь)

сравнения (лепестки, точно искры)

эпитеты (из влажной, полной жизненной силы земли, все новые и новые, туго свернутые бутоны)

Тетя Оля полюбила маки и стала сажать их на своей клумбе в память о своем погибшем сыне

Тетя Оля полюбила маки и стала сажать их на своей клумбе в память о своем погибшем сыне

Цветущий мак – символ человека, который отдал свою жизнь ради жизни других людей.

Цветущий мак – символ человека, который отдал свою жизнь ради жизни других людей.

Рассказ Е. Носова – о связи явлений жизни на Земле. Называя рассказ «Живое пламя», автор говорит, что погибшие на войне люди дали возможность жить другим людям.

Рассказ Е. Носова – о связи явлений жизни на Земле. Называя рассказ «Живое пламя», автор говорит, что погибшие на войне люди дали возможность жить другим людям.

Тема сборов Яшки на рыбалку связывается с мотивом возникающей неопределенности, угрозы.

Тема сборов Яшки на рыбалку связывается с мотивом возникающей неопределенности, угрозы.

Яшка вел себя как хозяин этих мест, понимал жизнь природы, различал звук полета чирков, пение дроздов, рассказывал об этих птицах Володе; рассказал, что громкий треск в поле означает звук трактора, что у них в реке водится всякая рыба.

Яшка вел себя как хозяин этих мест, понимал жизнь природы, различал звук полета чирков, пение дроздов, рассказывал об этих птицах Володе; рассказал, что громкий треск в поле означает звук трактора, что у них в реке водится всякая рыба.

Володя – москвич, ни разу раньше не рыбачивший, просит взять Яшку с собой. Он не знает , как принято вести себя в деревне, как ходят на рыбалку, поэтому терпит насмешки Яшки и принимает примирительный тон.

Володя – москвич, ни разу раньше не рыбачивший, просит взять Яшку с собой. Он не знает , как принято вести себя в деревне, как ходят на рыбалку, поэтому терпит насмешки Яшки и принимает примирительный тон.

Все изменения в настроении у Яшки теперь связаны с рыбалкой, он хочет показат ь себя настоящим знатоком рыбацкого дела. Когда Яшка упустил свою рыбу, ему немного было стыдно, но, как часто бывает, вину свою он склонен был приписать Володе. Володя же неуклюж, потерял равновесие и упал в воду

Все изменения в настроении у Яшки теперь связаны с рыбалкой, он хочет показат ь себя настоящим знатоком рыбацкого дела. Когда Яшка упустил свою рыбу, ему немного было стыдно, но, как часто бывает, вину свою он склонен был приписать Володе. Володя же неуклюж, потерял равновесие и упал в воду

Сначала страх, но потом, преодолев свой страх, Яшка прыгнул в в оду, затем ужас, что Володя его утопит, потом вновь желание его спасти.

Сначала страх, но потом, преодолев свой страх, Яшка прыгнул в в оду, затем ужас, что Володя его утопит, потом вновь желание его спасти.

Проблемы совести, долга, любви к ближнему, любви к природе и другие.

Проблемы совести, долга, любви к ближнему, любви к природе и другие.

Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его наилучших друзей – самых близких, самых нужных. Во взрослом состоянии приобрести друзей довольно трудно.

Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его наилучших друзей – самых близких, самых нужных. Во взрослом состоянии приобрести друзей довольно трудно.

В школьные годы закладываются основные качества характера человека, которые, как правило, редко изменяются во взрослом возрасте. Репутация, которая складывается вокруг имени в школьные годы, продолжает следовать за человеком и в дальнейшей жизни.

В школьные годы закладываются основные качества характера человека, которые, как правило, редко изменяются во взрослом возрасте. Репутация, которая складывается вокруг имени в школьные годы, продолжает следовать за человеком и в дальнейшей жизни.

В молодости формируется не только человек – формируется вся его жизнь, все его окружение. Если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и легче переносить радость. Радость, не разделенная с задушевными друзьями, - не радость.

В молодости формируется не только человек – формируется вся его жизнь, все его окружение. Если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и легче переносить радость. Радость, не разделенная с задушевными друзьями, - не радость.

Величайшая и ценнейшая черта русской культуры состоит в её мощи и доброте, которой всегда обладает мощное, по-настоящему мощное начало. Русская культура – открытая культура, культура добрая и смелая, все принимающая и все творчески осмысливающая. Русская культура интернациональна, узость и деспотизм не приемлемы для русской культуры.

Величайшая и ценнейшая черта русской культуры состоит в её мощи и доброте, которой всегда обладает мощное, по-настоящему мощное начало. Русская культура – открытая культура, культура добрая и смелая, все принимающая и все творчески осмысливающая. Русская культура интернациональна, узость и деспотизм не приемлемы для русской культуры.

Самая большая ценность народ а – его язык, язык , на котором он говорит, пишет и думает. Это означает, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают мысли, а именно мысли формируются языком

Самая большая ценность народ а – его язык, язык , на котором он говорит, пишет и думает. Это означает, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают мысли, а именно мысли формируются языком

Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Как человек говорит, так, следовательно , и думает. Чтобы быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, надо обращать внимание на свой язык. Язык человека – точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Как человек говорит, так, следовательно , и думает. Чтобы быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, надо обращать внимание на свой язык. Язык человека точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Д. Лихачев «Земля родная»

Д. Лихачев

«Земля родная»

Е. Носов «Кукла»

Е. Носов «Кукла»

Е. Носов «Кукла»

Е. Носов «Кукла»

Е. Носов «Живое пламя»

Е. Носов

«Живое пламя»

Ю. Казаков «Тихое утро»

Ю. Казаков «Тихое утро»

Ю. Казаков «Тихое утро»

Ю. Казаков «Тихое утро»

Е.И. Носов

Е.И. Носов

Е.И. Носов

Е.И. Носов

Ю. Казаков

Ю. Казаков

М.М. Пришвин, который бродил по Беломорью пятьдесят лет назад

М.М. Пришвин, который бродил по Беломорью пятьдесят лет назад

Д.С. Лихачев

Д.С. Лихачев

Д.С. Лихачев

Д.С. Лихачев