ЛИТЕРАТУРНО – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЕЧЕР
ПЕВЕЦ СТРАНЫ УЙКОАЛЬ.
ЦЕЛЬ: ОБУЧАЮЩАЯ: почувствовать всё неповторимое разнообразие духовной жизни Г.Г.
Поротова, прикоснуться к быту коренных народов Камчатки, увидеть
мир зоркими глазами писателя.
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ: любовь к окружающему миру, почувствовать, как в поэтических стро-
ках оживают картины быта народов Камчатки.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Портрет Г.Г. Поротова;
2. «Картинная галерея»;
3. «Как прекрасен этот мир, посмотри…»;
4. Выставка книг;
5. «Камчатские мотивы»(выставка сувениров народных умельцев);
6. Музыка коренного населения Камчатки:
1.Родники;
2. Лирическая;
3. Ритмы бубна голосом (исполняет ансамбль «Мэнго»;
4. Танец «Бакию»;
5. Вокализ.
7.Видеозапись ансамбля «Фантазия» Дома Творчества, исполняющих танец «Утки.
ХОД ВЕЧЕРА:
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Ребята! Сегодня мы с вами встретились, чтобы полнее, глубже познакомиться творчеством Г.Г. Поротова, почувствовать всё неповторимое разнообразие его духовной жизни, увидеть мир зоркими глазами поэта, понять, как в поэтических строках оживают картины быта народов Камчатки. Но сначала…
Мы приглашаем вас на выставку «Камчатские мотивы», наш экскурсовод рас скажет об изделиях, экспонатах, представленных здесь.
Звучит музыка «Родники». На её фоне учитель читает стихотворение Г.Г. Поротова «Реки –
нити»: Реки – нити,
Упавшие в долы,
Бродят горы
По тундре голой.
Опять с поднебесья
Гляжу я на вас,
И кружит на лесом
Летучий баркас.
Я, сказкой влекомый,
Всё дальше от дома…
Долину прикрыла
Седая вуаль,
Но вижу,
Я вижу тебя,
Уйкоаль.
Уйкоаль – древнее название долины реки Камчатки, - это родимая сторона ко
рякского поэта Георгия Германовича Поротова.
1й ведущий:- Имя корякского поэта Георгия Германовича Поротова хорошо известно на Кам –
чатке. Его стихи звучат с эстрады, сопровождают народные танцы коряков, ис-
полняются участниками художественной самодеятельности в колхозных клубах
и Дворцах культуры. Это – поэт самобытного дарования.
1й чтец: - читает любое стихотворение Поротова.
2й ведущий: Родился Георгий Поротов 2 мая 1929 года в с. Елизово Камчатской области. Отец
его был крестьянином. В 1930 году семья Поротовых переехала в Мильково. Там
восьмилетним мальчиком Георгий пошёл учиться в неполную среднюю школу и
окончил семь классов в 1945 году.
Не имея возможности продолжить своё образование, он работал в колхозе на
подсобных работах, потом был учётчиком в МТС.
С 1953 по 1957 год Георгий Поротов учился в Хабаровской краевой культпро-
светшколе. К этому времени относятся его первые стихотворные опыты. Печа-
таться он начал с 1959 года, хотя в большинстве своём его стихи и песни стано -
вились известными прежде, чем они появлялись в печати. Участники художест-
венной самодеятельности делали их достоянием многих слушателей.
2й чтец: Я в сказку поверил,
В ней чудо увидел,
Я странствовать послан
Судьбой…
О, дикий мой север,
Великий мой идол,
Пленённый стою
Пред тобой!
(«Дикий мой Север…»)
2й ведущий: После окончания культпросветшколы Георгий Поротов назначается директо-
ром Корякского окружного Дома народного творчества в Палане, заведовал районным отделом культуры в Мильково. Потом работал в областном Доме народного творчества.
Но это совсем не значит, что Георгий Германович был кабинетным работни-
ком. Застать на месте его всегда было очень трудно. Поротов много ездил, собирал по крупицам материал, обрабатывал его, и из-под пера выходили отточенные,удивительно напевные стихи.
Звучит лирическая мелодия на её фоне читаются слова:
3й ведущий:…Олени бойко и беззвучно стучат копытцами. Твёрдый наст припорошило
налётом ночного снежка, и он гасил топот каравана. Мохнатые белые кусты сы-
пали на путников тяжёлый иней. В тундре нет дорог. Каждый выбирает её сам.
А караван торопился: до полуночи надо было добраться до стойбища оленеводче-
ской бригады. Кому охота третью ночь проводить на снегу, под холодными, низ-
ко нависшими звёздами. На снегу, когда один бок греется у костра, а другой про-
мерзает и примерзает к твёрдому снегу тундры.
Георгий ехал замыкающим. Он не приглядывался к дороге. Его олени не со-
бьются, когда впереди идёт ещё четыре нарты. И можно думать, думать без по-
мех, не отрываясь. А в тундре, в долгой дороге так хорошо думается.
В этот вечерний час Георгий услышал тихое пение. Он прислушался: не почудилось ли? В белом безмолвии, в тишине, которую не мог нарушить топот мно -
гочисленных оленей, негромко и ровно лилась мелодия, протяжная и бесконеч-
ная.
Пел Танав, старик, который ехал передовым.
Георгий развязал малахай, чтобы слышнее было. Удача сама шла в руки. Он
как раз и отправился в путешествие по тундре, чтоб собрать эти мелодии. Совсем
не думая о том, что его услышат, Георгий стал подтягивать. Старик замолчал. А
Георгий не заметил этого: мелодия, так подходившая к белой дороге, к синим те-
ням вечереющей тундры, захватила его. Он пробовал вставлять слова, чтоб мело-
дия стала песней: «В мохнатых кустах глохнет поступь оленя.
Ночёвка не скоро, чаёвка не скоро,
И несколько суток езды до селенья…
О-ой… Эге-гей… Дорога дальняя.»
Когда остановились чаевать, старик, поручив оленей молодым, подбежал к
последней нарте. Георгий поднялся, разминая застывшие и затёкшие ноги.
На душе у Георгия было радостно. Он входил в удивительный мир, к которому тянулся долго.
3й чтец: Вот она – тундра,
Пастушья сторонка:
От снега седая,
Под ветрами – звонкая!
В белом калении,
В северном пении
Новые слышу стихи я…
Спешите, олени,
Навстречу певучей стихии!
4й ведущий: На одном из подъёмов Георгий взглянул вперёд и застыл восхищённый, и да-
же, натянув алыки, остановил упряжку. Впереди, словно в воображении, то слива-
ясь, то вновь расходясь, плясали радужные мерцающие столбы. Это полыхало ве-
ликое северное сияние.
Георгий тысячу раз слышал о нём. Всю жизнь прожил на Камчатке, а северно-
го сияния не видел. Значит, вот он, настоящий Север, волнующий сердца бродяг-
путешественников. А он вот отправился за фольклором, что рождается под этим
небом в радужном сиянии. И конечно, предания, сказки, мелодии не могут быть
здесь не волшебными, не поэтическими, если вокруг – само волшебство и поэзия.
4й чтец: Опять кочевая палатка –
Простой и уютный мой кров.
В меня, видно, матерь Камчатка
Влила беспокойную кровь.
Живу, словно в сказке чудесной,
Не кончится ей никогда:
Здесь каждая сопка, как песня,
А реки - живая вода!
В распадах купается лето,
По сопкам кочует зима,
Здесь правит стихи у поэта
Царица-природа сама.
Пасётся олень под угором
Палатка стоит среди ив.
И льётся над диким простором
Старинный камчатский мотив.
5й ведущий: Тёплый меховой полог. Горячий чай. Люди, которые видят тебя впервые, но
уже считают другом. Морща лбы, перебивая друг друга, они вспоминают стари-
ну. И тут только успевай записывать. Это людям тундры посвящает Георгий По-
ротов удивительно прекрасное стихотворение «Кенакетой» ( «Помни» ).
5й чтец: Чтоб дружбы нашей пламя
Не погасло вдруг,
Песенку дарю, на память
Я тебе, мой друг.
Кенакетой, кенакетой…
Будешь ты в краях нездешних,
В дальней стороне,
Вспомнишь звуки этой песни,
Вспомнишь обо мне.
Кенакетой, кенакетой…
Оживёт перед тобой
Край корякский мой
С чудной, дикой красотою,
С долгою зимой.
Кенакетой, кенакетой…
1й ведущий: Идут годы. Георгий добросовестно записывал сказки, песни, предания, изучал
танцы. Он объехал всю тундру. И не было в корякском национальном округе ни
одного интересного человека, с которым бы не повстречался директор Дома народ-
ного творчества.
Он мучительно искал, как соединить услышанные песни, сказки и предания в та-
кой сплав, чтобы всё это ожило, засверкало, взволновало сердце зрителя, слушате-
ля, читателя, чтоб всё это богатство, россеяное в памяти людей, обрело жизнь на
сцене и на бумаге, стало достоянием многих.
Первая попытка окончилась провалом. Он написал стихотворение «Утки», вы
брал мелодию, обработал её. Составил схему танца, вобрав в неё элементы не-
скольких танцев, которые исполняли пастухи в оленеводческих бригадах.
Вроде что-то получилось. Девушки-старшеклассницы из Паланской школы разу-
чили этих «Уток». И вот однажды в середине зимы В Дом творчества пригласили
стариков. Что они скажут? Какой приговор вынесут? Девушки старались как мог-
ли. И вроде выходило неплохо. Но старики дружно покачали головами:
«Не наше» – и весь сказ. А почему «не наше», не сказали: сам думай.
И снова поездки. И снова мучительные раздумья на национальных праздниках. В иных сёлах начали обижаться.
альный .
Прошёл год. И вот - опять подарок судьбы. Подарок или результат поисков?
Впрочем, не всё ли равно. Главное – Георгий Германович , кажется, нашёл то, что
искал.
Это произошло в Анапке, в селе на Северо-восточном побережье Камчатки.
Жители села праздновали приход зимы. Коряки с утра появились на улицах в
расшитых бисером праздничных кухлянках и малахаях. Здравствуй «хололо»! Ге-
оргий Германович направился на берег. Ещё издали услышал, как там ухал бубен.
6. Звучат ритмы бубна голосом.
Подошли. В кругу медленно кружится седая женщина, повторяя по десятку раз одни и те же движения: взмахи руками, раскачивание туловища из стороны в сторону.
А ведь для сцены это не годится. На сцене танец должен быть энергичным. Но как это сделать? Ведь танец именно такой, медленный, складывался веками. По- пробуй, урежь его, что получится.
Издалека из двухлетней давности донеслось до него: «не наше». Этих слов Георгию Германовичу, видимо не забыть никогда. Он стоял, прислонившись к стене, и уж намеривался уйти: всё это он видел десятки раз. Но судьба готовила ему пода-
рок. В круг вышла стройная длинноволосая девушка. И зрители примолкли, лишь в
тишине кто-то проговорил: «- Пусть Шура спляшет.» Девушка подняла полусогну-
тые руки над головой, изогнулась, и поэт увидел, что это – юная нерка. Вот она,
беспечная, нежится на солнце, резвится с подружками. Но чу… опасность… Где-то
поблизости охотник… Нерка вздрагивает. Пытается скрыться. Но до спасительной
воды ещё далеко. Ей не успеть. Пуля удачливого охотника настигает её. Всё ниже
склоняет голову нерка, всё медленней танец её жизни. Но всё громче ухает бубен
счастливца-охотника. Нерка – это его сытая зима.
2й ведущий: Взрыв одобрения. Девушка и парень покидают круг. Георгий Германович не за-
метил, сколько минут продолжался танец. Это танец почти готов для сцены. Надо
лишь к однообразному бубну ввести другие инструменты, дать мелодию, написать
к ней слова…
И снова собрались старики в Доме творчества. И снова Георгий Германович
предложил им посмотреть и послушать «Уток». В танце всё осталось прежним. Но
в мелодию был введён характерный корякский рефрен «Ахам-хама-хама».
…Только заалеет зорька на востоке
Раздаются крики уток
На речной протоке:
-Ахама-хама-хама…
И случилось невероятное. Старики начали подниматься с мест и вслед за Поро-
товым включаться в танец.(Георгий на этот раз не приглашал девушек, решил
исполнить «Уток» сам.)
Старики танцевали, изображая уток, и подпевали Поротову:
Подползает Ое к жирным уткам близко,
Прямо в стаю целит,
Но молчит ружьишко.
Ахам-хама-хама.
Ик-ик-ик…
Запыхавшиеся танцоры рассаживались по местам, одобрительно качали головами, переговаривались: «- Это наше…»
7. Просмотр танца «Утки» в исполнении ансамбля «Фантазия» Дома творчества.
3й ведущий: В тот же вечер, когда жена и дочери улеглись спать, Георгий Германович засел за новую песню. И через несколько дней появилась «Чыгейтинуп» – песчаная соп-
ка. Герой этой песни был тот же, что и в «Утках» – незадачливый Ое, весёлый Ое.
Черты его встречались то в одной, то в другой сказке. Правда назывался этот чело-
век везде по разному. Но всюду он был бедняком, неудачником, подшучивающим
над немилостями судьбы. Эти немилости, щедро сыпавшиеся на его голову, не
могли сломить весёлого духа. Может, только завидное душевное здоровье и помог-
ло бедняку ходить по земле.
А что если сделать образ Ое собирательным, развить его? Один за другим появ-
ляются стихи «Неудачник Ое», «Ое не охотник», «На медведя», «Ое попал в беду».
Ое – хвастунишка , ему легче солгать, чем сказать правду. Но для того, чтобы
прикрыть свою бедность. Кто же будет уважать человека, если у него нет своих со-
бачек, нет хоть плохонького ружьишка.
Чтецы читают стихотворения из цикла об Ое:
«На медведя», «Ое попал в беду», «Не верят», «Спор», «Нерпы и Ая», «Ая», «У
высокой горы», «Новая жизнь», «Ое едет на учёбу», «Письмо брату», «Вернулся
Ое», «Бакию», «Ликбез», «Ое учит Аю», «У Ое свадьба».
4й ведущий: Поэт привёл Ое в наши дни. При советской власти Ое приобрёл авторитет, на-
стоящий, как у всех серьёзных людей. Он вступает в колхоз. Встречает любовь
свою – Аю. Едет учиться. Возвращается.
1й чтец: Пускай на улице пурга
Гуляет забиякою,
Сыграй нам, бабушка Урга,
Старинный танец «Бакию».
Вернулся Ое – весельчак
В родимый край Корякию.
А коли этак, коли так,
Давайте спляшем «Бакию».
Звучит танец «Бакию».
Свой поэтический цикл «Ое» Г.Г. Поротов называл повестью в стихах. Действи-
тельно, в ряде существенных моментов он соответствует этому жанру. В «Ое» По-
ротов охватывает очень важный период в жизни тунлры. Главный герой его – не
просто неудачник, т.е. человек, которому почему-то без конца не везёт. Источник
неудач коренится не в природном характере Ое. Самой дореволюционной действи-
тельностью, отстранявшей трудящиеся массы от участия в жизни страны, он был
поставлен в рабское, нищенское существование. Ое хочет позвать на рыбалку сосе-
да, но у него старый невод и дырявый бот. Ое собрался на охоту, но нет патронов…
Словом, знакомый сюжет. Этот сюжет можно было бы изложить в форме бытовой
повести, как это сделал Кецай Кеккетын. Но Поротов придаёт ему неожиданный
поворот: похождения Ое представлены в юмористическом свете. В повести смех
раздаётся не только тогда, когда герой попадает в очередную нелепую ситуацию,
с юмором поэт прощается с прошлым. При всей выдуманности сюжета, включаю-
щего песни и припевки по мотивам камчатского фольклора, стихотворная повесть
«Ое» в основе своей создана на реальном фактическом материале.
Примечательно, что сцены, отражающие советский период, - учёбу Ое в Ленинграде и затем его удачную женитьбу, Поротов вводит невымышленное лицо – Кецая Кеккетына. На свадьбе земляки обращаются к нему с просьбой:
2й чтец: А сейчас давайте к чаю,
Просим, гости – пастухи.
Слово мы дадим Кецаю,
Пусть прочтёт свои стихи
Просим!
Он в углу сидит с тетрадкой,
Что-то пишет без конца
Может, пишет про Камчатку,
Может пишет про отца?
Просим!
1й ведущий: Между приглашением выступить и словом Кецая Г.Г. Поротов помещает пес-
ню «Полени». В ней говорится о дружбе, о красоте корякского края, которую нель-
зя забыть, о старинном обычае жителей тундры – дарить друзьям песню.
Г.Г. Поротов нашёл свою тему: он писал о тех и для тех, с кем рядом жил в род-
ном краю. С самого раннего детства песни и предания камчатской стороны, услы-
шанные от деда, бабки, взрослых, настроили его душу на поэтический лад. Повезло
ему с учителем, старшим самым большим другом и советчиком. Этого человека
звали Иннокентием Плотниковым. Он писал стихи и музыку о Камчатке. Уходя на
войну, оставил учитель маленькому Георгию свою мандолину и подарил толстую
тетрадь.
Дружба была на равных. Она грела солдата и сердце сельского мальчика. Иннокентий присылал с фронта песни, сложенные между боями. Георгий уносил их в школу, там разучивал с ребятами. А его, Георгия, первые стихи, наивные,но от
всего сердца, прославлявшие Родину и её бойцов, Иннокентий читал товарищам в
землянках, и те просили передать Георгию солдатское спасибо.
А однажды письмо вернулось. Иннокентий Плотников погиб на Курской дуге,так и не успев раздарить людям жар своего поэтического мира.
И Г.Г. Поротов почувствовал, что он обязан писать, как бы продолжить дело своего учителя. Писать для тех и о тех, кто после войны, увешанный сияющими наградами, спешил домой.
Чтецы: Исполняют стихотворения: «Жил весёлый парнишка в долине», «Участнику
Сталинградской, Курской, Корсунь-Шевченковской битв», «А. Мерлину», «Гоша-
Связист», «Целую святую землицу», «Кочевой учитель».
Музыка вокализ.
2й ведущий: Г.Г. Поротов был человеком большим, добрым и балалайка в его крепких
крестьянских руках казалась маленькой, почти игрушечной. Он улыбался, улыба-
лась и балалайка, блеснув лаком на солнце. Он умел исполнять всё – от народной
песни до произведений классических. Его балалайке аплодировали концертные за-
лы, Дома культуры, клубы, тундра.
Когда балалайка отдыхала у тугого стеллажа, на котором стоят книги по искус-
ству, фольклору, стихотворные сборники, то становилась свидетелем, как её владе-
лец превращался в поэта.Вот он размеренно ходит в тёплых носках и что-то шепчет
про себя, вот он у стола, и кроткий карандаш, затерявшийся в ладони, так и прыга-
ет по бумаге – рождается поэма. Он часто работал до утра, чтобы потом, перечитав
записи, оставить от них несколько строк. По характеру человек простой, внима-
тельный и заботливый, в литературе, в творчестве Георгий Германович был очень
строг и принципиален. Тех кто смотрел на литературное творчество поверхностно,
как на побочный вид заработка или пристижное дело, Поротов ненавидел открыто,
а то и просто презирал. Таким творцам он говорил: «- Ты не писатель!».
Нередко подобный собеседник не соглашался с резким мнением Поротова и начинал доказывать свою правоту. Тогда Георгий Германович басом, чуть-чуть ше-
пелявя, раскинув по столу свои большие и мощные руки, говорил: «Я бывший куз-
нец, молотобоец – рука у меня тяжёлая…»
К своему творчеству Георгий Германович относился жёстко. Бывало, сидит часами, днями над маленьким стихотворением, На столе, на полу – горы черновико.Вдруг рассердится, скомкает, побросает всё в урну.
Ночью его жена, Надежда Алексеевна, бережно, до клочка соберёт черновики, зная, что завтра Поротов их хватится. И Георгий Германович, получал все свои
черновые варианты стихов, обнаруживал в них «изюминки», «зёрнышки» своего
хлеба.
Работая самоотверженно годами дома, в четырёх стенах, он всегда жаждал общения с товарищами, друзьями, которых у него было много.
Георгий Германович не любил похвалы, высоких слов, разговоров о своих творческих удачах и неудачах, о своей известности. Единственное, что он мог принять охотно от друзей, - это просьбу прочитать что-нибудь из своих стихов. Он любил читать стихи про гамулов.
3й чтец: Безропотным жёнам
Оставив посулы:
С дарами прийти с Океана.
В глубокую полночь
Осилки-гамулы
Выходят из жерла вулкна.
3й ведущий: Какая точная и глубоко народная строка: «Безропотным жёнам»… Ведь именно
безропотны жёны коряков и ительменов в любых ситуациях: трудно ли им, горе ли
у них. А сколько раз на ботах, на шлюпках, А зимой по льду уходили в море наши
отцы и далёкие предки за дарами моря и океана! И «безропотные» жёны ждали до-
мой мужей, отцов-кормильцев, хотя нередко знали, что муж, может быть, никогда
уже не вернётся домой.
4й чтец: Степной походкой
Идут исполины,
У всех талисман на удачу,
И в долгие ночи
Костёр на вершине
Им будет призывно маячить.
Ведущий: А сам Георгий Германович? Сколько раз он уходил в поездки, в издательства,
на репетиции, на премьеры своих пьес и книжек.
Был он человек простой, как все люди большого таланта, был честен во всём, от-
крыт. В нём удачно сочетались все начала духовно здорового человека: русская
удаль, размах, грубоватая задушевность и ительменская обидчивость, вспыльчи-
вость, неторопливость: горячая любовь к детям, друзьям, стремление породниться
и сдружиться. И все эти нравственные качества пронизывали доброта, щедрость,
бескорыстие. Он никогда ни в чём не мелочился, обладал редкостной работоспо-
собностью и, как любой северянин, был волевым, настойчивым, бурным в своих
стремлениях.
А когда Георгий Германович отдыхал, то был размашист, как его гамулы:
Пируют гамулы,
Пылает костёр…
Собственно, он был похож на героев своих произведений. Это и понятно: он сам как личность был живым воплощением двух народов, и его творчество, его литературное детище своим корневищем, происхождением, характером и духом ушло
глубоко в здоровую почву народную. В стихотворении Поротова «Ое учит Аю»:
5й чтец: Тебя зовут
По имени Ая
«А» – в имени
Буква первая.
Повтори мне,
Буква какая?
- «Б».
– Нет.
. – «А», наверное?..
Улыбается Ая,
Не даст рассердится.
Ох, озорная
Сидит ученица!
1й ведущий: Представьте себе Георгия Германовича вместо Ое в этом стихотворении: боль-
шой, простоватый, открытый, привыкший всё мерить в людях весомо и вниматель-
но-снисходительный. Это Ое – Поротов говорит: «Не даст рассердиться. Ох, озор-
ная сидит ученица!»
Учитель: Поротов – именно гамул в литературе своего народа, так он жил в гуще людей,
их интересами, кипучей жизнью современников. А огнедышащий вулкан – это сама
жизнь его народа, и именно в это вулкане жил и продолжает жить гаму – Поротов.
Поэтому будет правомерно сказать о Поротове как о человеке, писателе, поэте,
композиторе, драматурге, фольклористе его же стихами:
Весёлый Шевелуч
Играет огнём,
Долину шевелит
И ночью и днём.
Игра великана.
Раскатистый гул!
Я в жерло вулкана
Перо обмакнул.
Тем более, что долина реки Камчатки – это его родимая сторона. И Шевелуч ка-
чал его в колыбели со дня появления его на свет.
8