Литературно – музыкальная гостиная «Я помню чудное мгновенье».
Слайд 1.
(Звучит музыка Шопена «Моя нежность», отрывок)
Ведущий 1:
Добрый день, дорогие друзья!
Ведущий 2:
Здравствуйте, уважаемые гости!
Ведущий 1:
Мы приглашаем вас на вечер русского романса.
Ведущий 2:
Русский романс… Любимый и забытый, популярный, томительный, рвущий душу, грустный и даже жестокий, волнующий, удивительный, никого не оставит равнодушным. Романс входит без стука к нам в душу, тревожит сердце.
Ведущий 1:
Он истомит и очарует,
Заставит верить и любить,
Где сердце заново тоскует,
И вечер дивный не забыть.
Ушли элегии и стансы,
Но их настанут времена
Напевом русского романса
Моя душа покорена…
Слайд 2. (Видеоролик, звучит романс «Не уходи», слова и музыка Николая Зубова).
Слайд 3.
Ведущий 3:
Удивительное это явление – романс. Услышишь его, и всё в тебе перевернётся, охватывая невыразимой нежностью, печалью, любовью. Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда желанна и приятна.
Ведущий 4:
Своим происхождением русский романс обязан русской песне и вначале мало, чем от нее отличался. Но особенно популярным романс стал с появлением семиструнной гитары, которая наиболее тонко передавала все переживания автора. Романс и семиструнная гитара стали единым целым.
Ведущий 1:
Музыкальное образование в России в начале 19 века считалось необходимым условием хорошего воспитания. Барышни, порой под собственный аккомпанемент, в больших и маленьких гостиных пели романсы.
Слайд 4.
(Видеоролик, звучит романс «Под лаской плюшевого пледа, слова М. Цветаевой, музыка А.Петрова).
Слайд 5.
Романс исполняли и под фортепьяно, в домашнем кругу в помещичьих и дворянских домах. Красивые и плавные мелодии, проникновенные слова романсов легко запоминались, так как были близки к знакомым народным мелодиям и насыщены их интонациями и оборотами.
Ведущий 2:
Пели романсы и на студенческих пирушках, пели юные гусары, словом, романс увлёк всех своей искренностью, очарованием, простотой и мелодической прелестью. Стихи любимых романсов вписывали в альбом – так называемые лирико-поэтические дневники, которые вели барышни и дамы в каждой семье.
Ведущий 3:
С момента появления в России, романс стал развиваться в двух направлениях – классическом и бытовом. Классическое направление основывалось на художественной литературе, а бытовое – на русской народной и городской песне. Примером бытового (городского) романса является романс «Степь да степь кругом».
Ведущий 4:
Примером классического романса считается романс «Утро туманное» на стихи замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Содержание его воспринимали как отражение любви Тургенева к Полине Виардо, одной из замечательных женщин 19 века, великой певице. Она пела почти во всех европейских столицах, но своей славой была обязана петербургским сезонам. В 1843 году состоялось их знакомство.
Ведущий 1:
Вспоминая об этом, Полина говорила: «Мне его представили, что это молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт». Их роман длился 40 лет, он покрыт каким-то «печальным туманом». В постоянных странствиях за певицей по Европе, И.С. Тургенев мечтал об отношениях тихих и прочных, об осёдлой семейной жизни. Но этому не суждено было сбыться. Тоской и горечью наполнен этот романс.
Слайд 6.
(Звучит романс «Утро туманное» (слова И.С.Тургенева, исполняет Дарина Зленко).
Ведущий 2:
Тема романсов одна – любовь; всё остальное: жизнь и смерть, вечность и время, судьба и её удары, вера и неверие, одиночество и разочарование – только в той мере, в какой связано с этой темой. Любовь – одно из самых возвышенных, благородных и прекрасных человеческих чувств. Она неповторима и вечна, как жизнь.
Ведущий 3:
Поэтами всех времён и народов написаны десятки сотен стихотворных строк, продиктованных чувством любви. Большинство из них переложены на музыку и стали известными романсами. Настоящей жемчужиной, соединившей гения поэта и композитора, является романс «Я помню чудное мгновенье». У этого романса удивительная история.
Слайд 7.
Ведущий 4:
Представьте себе Петербург, 1819 год. Один из шумных светских вечеров. А.С. Пушкин следил взглядом за очаровательной женщиной. Как будто тяжёлый груз давил её, а в огромных глазах затаённая грусть. Такой запомнилась поэту Анна Керн. Прошло 6 лет. А.С. Пушкин находился в ссылке в селе Михайловское. Как же велика была радость поэта, когда у Осиповых, друзей соседей по имению, он неожиданно встретил Анну Керн. Она остановилась проездом у своей родственницы, хозяйки усадьбы.
Ведущий 1:
Каждый вечер Александр Сергеевич слушал пение Керн, и с каждым разом росло увлечение поэта. Наступил последний день. Анна Петровна уезжала в Псков к мужу. А.С. Пушкин приехал проводить её и подарил недавно напечатанную вторую главу романа «Евгений Онегин». Когда Анна раскрыла ещё не разрезанные страницы подаренной книги, оттуда выпал небольшой листок со стихами «Я помню чудное мгновение», посвящёнными ей.
Ведущий 2:
Спустя почти 20 лет на одной из семейных вечеринок у своей сестры великий русский композитор Михаил Иванович Глинка познакомился с Екатериной, дочерью Анны Петровны Керн. Она пела. Он слушал её голос, следил за движениями рук, и что-то необычно светлое, ещё не осознанное, рождалось в душе. А вскоре у Екатерины Керн появились ноты романса Глинки на слова А.С. Пушкина. И опять они зазвучали признанием в любви.
Слайд 8.
(Звучит романс в записи «Я помню чудное мгновенье» (стихи А.С.Пушкина, музыка М.И. Глинки, исполняет Дубакина Галина Ивановна).
Слайд 9.
Ведущий 3:
Настоящий романс очень исповедален. Три, четыре куплета – и вся жизнь с ее чувствами, страстями и разочарованиями вдруг встает перед нами. Всего 8 строчек в стихотворении А.С. Пушкина «Я вас любил», но за ними скрывается драма неразделенной любви.
Ведущий 4:
В 1828 году А.С. Пушкин влюбился в 20-тилетнюю Анну Оленину. Возвышенная, идеальная, поэтическая любовь поэта к красавице доходит до официального сватовства. Но поэту отказывают в виду его неблагонадежности и неустойчивого материального положения. Аннете Олениной посвящены стихи «Ты и вы», «Ее глаза», «Предчувствие» и «Я вас любил». Положенное на музыку Александром Даргомыжским это стихотворение стало одним из самых исповедальных русских романсов.
Слайд 10. (Звучит романс «Я вас любил» в исполнении Зарины Искаковой).
Слайд 11. Ведущий 1:
Романс – драматический монолог, который исполняется от первого лица, и позволяет автору выразить все чувства и размышления, переполняющие его. Он может быть своеобразной исповедью, раскрывающей душу героя. Необычна судьба многих известных романсов. Они были созданы в самые светлые мгновения жизни поэтов и композиторов.
Ведущий 2:
1823 год. Мюнхен. Русская дипломатическая миссия. Именно здесь познакомился 20-летний дипломат и поэт Фёдор Иванович Тютчев с графиней Амалией Лерхенфельд, внебрачной дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма 3. За год знакомства юная графиня настолько очаровала Ф.И. Тютчева, что молодой дипломат решил на ней жениться. Но русский дворянин показался не слишком выгодной партией для родителей Амалии, и предпочтение было отдано сослуживцу Ф.И. Тютчева, секретарю посольства барону Крюденеру. Но ни Амалия, ни Ф.И. Тютчев не забыли своей юной привязанности и пронесли её через всю жизнь. С годами они встречались всё реже и реже.
Ведущий 3:
Одна из встреч произошла в 1870 году, когда поэт написал своё стихотворение-признание «Я встретил вас». Положенное на музыку, оно стало популярным романсом. Последняя встреча произошла в 1873 году, когда у постели, где лежал разбитый параличом поэт, появилась Амалия. Лицо Ф.И. Тютчева просветлело, на глазах появились слёзы. Он долго смотрел на неё, не произнося от волнения ни слова.
Слайд 12.
(Мелодекламация «Я встретил вас» (стихи Ф.И. Тютчева, музыка неизвестного автора, исполняет Нехаева Влада).
Слайд 13.
Ведущий 4:
Толчком для написания стихов о любви и разлуке всегда являются романтические встречи. И среди них - встреча Алексея Константиновича Толстого и Софьи Андреевны Миллер. Эта красивая и романтическая встреча подарила строки замечательного стихотворения «Средь шумного бала», написанного в 1851 году.
Ведущий 1:
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты,
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
Ведущий 2:
Поэт, романист, драматург А.К. Толстой писал своей жене Софье из Дрездена: «Вот я здесь опять, и мне тяжело на сердце, когда вижу эту улицу, эту гостиницу и эту комнату, без тебя. Я только что приехал, и в три часа утра я не могу лечь, не сказав тебе то, что говорю уже двадцать лет, что я не могу жить без тебя, что ты мое единственное сокровище на земле, я плачу над этим письмом, как плакал двадцать лет тому назад...».
Ведущий 3:
Двадцать лет назад А.К. Толстой увидел ее впервые «средь шумного бала, случайно...». История их отношений – это борьба за то, чтобы стать самими собой в любви, в жизни. «Кровь застывает в сердце, – писал он, – что я могу тебя потерять – я говорю себе: как ужасно глупо расставаться. Думая о тебе, я в твоем образе не вижу ни одной тени: все вокруг лишь свет и счастье...». Они расставались часто, его письма к ней – история двух сердец, постепенно соединившихся настолько, что можно говорить об одном человеческом сердце, об одном человеческом существе.
Ведущий 4:
Музыку к этому стихотворению «Средь шумного бала» написал П.И. Чайковский в 1878 году, через три года после смерти А.К. Толстого. Музыка этого романса столь чистая, нежная и целомудренная, как и стихи.
Слайд 14.
(Видеоролик, звучит романс «Средь шумного бала»).
Слайд 15.
Ведущий 1:
Стихотворение А.А. Фета «Сияла ночь» появилось благодаря двум женщинам: Татьяне Андреевне Берс, младшей сестре Софьи Андреевны Толстой, и Марии Петровне Боткиной, жене А.А. Фета. История его создания описана в мемуарах Т.А. Кузьминской (Берс) «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне».
Ведущий 2:
Вот ее сокращенный вариант:
«В одно из майских воскресений собралось довольно много гостей, среди которых были А.А. Фет с женой. Как сейчас помню, я пела цыганский романс «Скажи зачем». Эта чудная, большая зала, с большими открытыми окнами в сад, освещенный полной луной, располагала к пению. Марья Петровна подходила ко многим из нас и говорила: «Вы увидите, что этот вечер не пройдет даром, голубчик А.А. Фет что-нибудь да напишет в эту ночь».
Ведущий 3:
«На другое утро, когда мы все сидели за чайным круглым столом, вошел А.А. Фет и за ним Марья Петровна с сияющей улыбкой. Афанасий Афанасьевич подошел и положил около моей чашки исписанный листок бумаги: «Это вам в память вчерашнего эдемского вечера».
Слайд 16.
(Звучит романс «Сияла ночь» в исполнении Хрипушиной Галины Юрьевны).
Слайд 17.
Ведущий 4:
На создание прекрасных романсов Петра Петровича Булахова, автора около ста романсов, популярных и в свое время, и сегодня, вдохновляла его гражданская жена Елизавета Павловна, на которой полностью лежали заботы о семье, так как Петр Петрович тяжело болел и был прикован к инвалидной коляске. Романс Петра Петровича Булахова «Не пробуждай воспоминаний минувших дней» на слова Дениса Давыдова, поэта, героя Отечественной войны 1812 года, украшает кинофильм «Эскадрон гусар летучих».
Слайд 18.
(Видеоролик, звучит романс «Не пробуждай воспоминаний минувших дней»).
Ведущий 1:
Старинному русскому романсу досталась судьба золушки — судьба бедной, гонимой, но доброй красавицы. Более века ему пришлось ждать своего звездного часа. Превращение в принцессу наступило лишь в 60-е годы 20-го столетия. Только в последние десятилетия романс беспрепятственно зазвучал в концертных залах страны, умножая своих поклонников и оживляя в их сердцах ту мягкость и душевность, которые были исконно присущи русскому человеку.
Ведущий 2:
Особенную популярность приобрели романсы, звучавшие в кинофильмах, как старые, так и новые, специально написанные для кино. Например, романс из к/ф «Жестокий романс», написанные в жанре бытового романса. Послушайте романс из этого фильма «А напоследок я скажу», написанный композитором Андреем Петровым.
Слайд 19. (Видеоролик романса «А напоследок я скажу»).
Слайд 20.
Ведущий 3:
Не забывайте строк романсов,
Они о многом скажут вам,
Их пели под фортепиано
И под гитару просто так.
Их разнесло по свету ветром,
Но в наши годы, в наши дни,
Для радости и грусти светлой,
Друзьями к нам придут они!
Ведущий 4:
О, русский романс, восхищаюсь тобой.
За то, что красив ты и светел.
За то, что на все, что случилось с судьбой
Ты просто и ясно ответил.
За то, что умна твоя старая грусть.
И я перед нею немею.
За то, что я знаю тебя наизусть…
И лучше сказать не сумею.
(Звучит музыка Шопена «Моя нежность»).
9