СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно-музыкальная композиция "И наша память-наша совесть"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Линейка памяти, посвященная 9 мая,  в форме литературно-музыкальной композиции с элементами театрализации.

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция "И наша память-наша совесть"»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2» г. Саратова




«И наша память – наша совесть…»


Сценарий литературно-музыкальной композиции с элементами театрализации для обучающихся 5-11 классов



Авторы:

Морозова Оксана Валериевна, заместитель директора по воспитательной работе;

Власова Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 10 «а» класса.




Действующие лица:

Ведущие

Девочка 1

Девочка 2

Мальчик 1

Мальчик 2

Память

Офицер

Фельдшер

Медсестра

Солдаты

Журавль


Техническое оснащение:

Мультмедийное оборудование.

Звучат военные фанфары.

Ведущий:

Наша память опять от зари до зари

Беспокойно листает страницы.

И альбом фотографий священной войны

Сохраняет солдатские лица…


На сцену выходят две девочки, в руках у них альбом с фотографиями военных лет. Девочки листают альбом, на экране демонстрируется документальный фильм «Солдатский альбом» (электронное приложение 1)


На фоне музыки ведущие читают стихи.

Ведущий 1:

Война закончилась. Но песней опалённой

Над каждым домом до сих пор она кружит.

И не забыли мы, что 27 миллионов

Ушли в бессмертие, чтоб нам с тобою жить.

Они исполнили солдатский долг суровый

И до конца остались Родине верны.

И мы в историю заглядываем снова,

Чтоб день сегодняшний измерить днём войны.

Ведущий 2:

Как можно об этом забыть?

О людях, которые пали

В сраженьях, чтоб мы могли жить.

Но есть и такие средь нас,

«Сверхлюди», «сверхчеловеки»,

Порой за них стыдно подчас

Пред памятью павших навеки!


На экране демонстрируется документальный фильм «Проблемы современной молодежи» (электронное приложение 2)


В конце фильма на сцену выходят два мальчика в спортивной одежде.


Сцена – разговор.

Мальчик 1: А чё это вы тут делаете?

Мальчик 2 вырывает альбом из рук девочек: Фу, старье какое?

И швыряет альбом на пол.

Девочка 1: Как вам не стыдно?

Девочка 2: Неужели не ценен для вас подвиг дедов и прадедов?

Девочка 1: Неужели вы забыли, сколько людей погибло на фронтах сражений?

Девочка 2: Неужели вы не помните, что такое война?


Звучит громкий взрыв, глаза слепит яркая вспышка.

На сцену выходит девочка, изображающая Память.


Память читает стихи на фоне композиции «Альбинони»:

Опять война,

Опять блокада...

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить».

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне.

Когда б могли вы оказаться,

Мальчишки нынешнего дня,

На поле боя в 41-ом,

Тогда б вы поняли меня.

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память — наша совесть.

Она,

Как сила, нам нужна...



Мальчики появляются в военной форме, на встречу им выходит офицер.

Офицер: Кто такие? Почему не в расположении части? Предъявите ваши документы?

Мальчик 1 (озираясь): А какой теперь год?

Офицер: Ты что контуженный? 1942.

Мальчик 1: Ни фига себе!

Мальчик 2: Чё, прикол?

Офицер: Разговорчики! Кругом! В часть шагом марш!


Мальчики нехотя бредут за сцену, офицер следует за ними.


На фоне документальных кадров о войне на сцену выходят три девочки и читают стихи, сопровождаемые живыми картинами .



Картина 1.

На сцену выползает с автоматом один из мальчиков, изображая, что он «стреляет»; поднимается на ноги, продолжая «стрелять»; изображает, что он ранен. Выбегает другой мальчик, подхватывает товарища, тащит его в другой конец сцены за кулисы.

Девочка 1:

Воздух наполнился громом, гуденьем….

Мир был изломан, был искажен…

Это казалось ошибкой, виденьем,

Страшным, чудовищным миражом…

Только виденье не проходило:

Следом за танками, у моста,

Пыльные парни в серых мундирах

Шли и стреляли от живота!

Дыбились шпалы!

Насыпь качалась!

Кроме пожара не видно ни зги!

Будто бы эта планета кончалась

Там, где сейчас наступали враги!

Будто ее становилось все меньше!

Ежась от близких разрывов гранат,-

черный, растерянный, онемевший,-

в жестком кювете лежал лейтенант.


Картина 2.

На сцену выносят на носилках раненого бойца. Следом выходят фельдшер и медсестра, которые оказывают помощь раненому солдату. Фельдшер и медсестра перевязали раненого, его уносят на носилках за кулисы. Фельдшер обнимает молоденькую медсестру, гладит ее по голове.

Девочка 2:

Глаза бойца слезами налиты,

Лежит он, напружиненный и белый,

А я должна приросшие бинты

С него сорвать одним движеньем смелым.

Одним движеньем - так учили нас.

Одним движеньем - только в этом жалость...

Но встретившись со взглядом страшных глаз,

Я на движенье это не решалась.

На бинт я щедро перекись лила,

Стараясь отмочить его без боли.

А фельдшерица становилась зла

И повторяла: "Горе мне с тобою!

Так с каждым церемониться - беда.

Да и ему лишь прибавляешь муки".

Но раненые метили всегда

Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,

Когда их можно снять почти без боли.

Я это поняла, поймешь и ты...

Как жалко, что науке доброты

Нельзя по книжкам научиться в школе!


Картина 3.

На сцену выходит солдат в накинутой на плечи шинели, садится на пенек под березой и пишет письмо. На строчках

Тебя вспоминаю, такую родную,

Такую хорошую - слов даже нет!

выходит мать солдата и протягивает к нему руки, хочет дотянуться, чтобы погладить его по голове.


Чтец-мальчик:

Мама! Тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновний привет,

Тебя вспоминаю, такую родную,

Такую хорошую - слов даже нет!


Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,

Немного лентяя и вечно не в срок

Бегущего утром с портфелем под мышкой,

Свистя беззаботно, на первый урок.



Мы были беспечными, глупыми были,

Мы все, что имели, не очень ценили,

А поняли, может, лишь тут, на войне:

Приятели, книжки и школьные споры -

Все - сказка, все в дымке, как снежные горы...

Пусть так, возвратимся - оценим вдвойне!


За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру.

И пусть между нами сейчас километры -

Ты здесь, ты со мною, родная моя!

Звучит громкий взрыв, глаза слепит яркая вспышка.

На сцену выходит девочка, изображающая Память.


Память:

Я зарастаю памятью,

Как лесом зарастает пустошь.

И птицы - память по утрам поют,

И ветер - память по ночам гудит,

Деревья - память целый день лепечут.

И там, в глубокой памяти моей,

(выходят мальчики)

Те мальчики живыми остаются.

Им суждено в свой век вернуться,

Поняв и испытав все тяготы войны.

Теперь в их в памяти такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит...

Шумит, не умолкая, память-дождь,

И память-снег летит и пасть не может.


Мальчики отвечают Памяти:

Мы теперь осознали, что такое

война!

Это вовсе не дымное поле сраженья,

Это даже не смерть и отвага. Она

В каждой капле находит свое

выраженье.

Это - изо дня в день лишь блиндажный

песок

Да слепящие вспышки ночного

обстрела;

Это - боль головная, что ломит висок;

Это - юность солдат, что в окопах истлела;

Это - грозных, разбитых дорог колеи;

Бесприютные звезды окопных ночевок;

Это - кровью омытые письма твои,

Что написаны криво на ложе винтовок;

Это - в жизни короткой последний

рассвет

Над изрытой землей. И лишь как

завершенье-

Под разрывы снарядов, при вспышках

ракет.

Беззаветная гибель на поле сраженья.


Память и мальчики уходят со сцены.

Демонстрируется фильм «Память. Маятник времени» (электронное приложение 3)

На сцену выходит девочка, исполняющая танец «Журавли».

В конце композиции «Журавли» выносят Вечный огонь, выходит Память, преклоняет колени перед Вечным огнем и читает стихи:


Помните! Через века,

Через года – помните!

О тех,

Кто уже не придет

Никогда,- помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны.

Горькие стоны.

Памяти павших

Будьте достойны!

Вечно достойны!

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами.

Жизнью просторной,

Каждой секундой,

Каждым дыханьем

Будьте достойны!

(встает, снимает платок)

Люди!

Покуда сердца стучаться, -

Помните!

Какою

Ценою завоевано счастье, -

Пожалуйста, помните!



Ведущий объявляет минуту молчания.


Вручение цветов ветеранам и детям войны, труженикам тыла, присутствующим на празднике.