ЛИТЕРАТУРНО- МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
«ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ».
Цели и задачи:
Обучающие:
Познакомить с историческими фактами времен Великой Отечественной войны, с жизнью людей в то время;
Отразить тесную взаимосвязь и многонаправленнсть исторических событий 1941-1945 г. в литературном и музыкальном творчестве эпохи Великой Отечественной войны, послевоенного и современного периодов развития России;
Заинтересовать творчеством писателей и поэтов военной поры и современного периода.
Развивающие:
Развивать монологическую речь учащихся;
Развивать умение выступать публично, умение выразительного чтения;
Развивать творческие способности учащихся;
Пробуждать эмоциональную отзывчивость, активизировать читательские чувства.
Воспитательные:
Развитие духовного мира старшеклассников;
Раскрытие творческих способностей учащихся
1-й чтец.
Родина - нежное слово:
Песни, леса и цветы...
Родина, снова и снова
В сердце ликующем ты
2-й чтец.
Родина славные даты
В памяти вечно хранит.
Родина - клятва солдата
И обелисков гранит.
1-й чтец.
Десятки лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Для одних война стала далеким воспоминанием, для других- историей. Сегодняшний вечер мы посвящаем памяти двадцати семи миллионам советских людей, павших на полях сражений, сожженных в крематориях концлагерей, замученных в застенках гестапо, погибших под бомбежками, и тем, кто дожил до светлого праздника - Дня Победы.
2-й чтец.
1941 год. Суровые, погруженные в ночной мрак города, пылающие поля пшеницы, измученные, запыленные голодные беженцы, вой фашистских самолетов в небе, длинные очереди за хлебом, толпы людей возле уличных репродукторов, из которых слышны тяжелые горькие слова; «После упорных боев нашими войсками оставлены Орел, Калинин, Харьков, Курск...»
4 1418 дней и ночей полыхали бои. 1418 дней и ночей вел советский народ освободительную войну. Долог и труден был путь к Победе!
В ходе Великой Отечественной войны Советскими Вооружёнными силами проведено 6 гигантских битв и около 40наступательных операций, которые заканчивались разгромом вражеских группировок и соединений.
1 чтец.
22 июня 1941 год. Вероломное нападение фашисткой Германии на Советский Союз. Начало ВОВ Советского народа против немецко- фашистских захватчиков. Героическая оборона Брестской крепости.
2-й чтец.
10 июля 1941 г. Начало Смоленского сражения. 30 августа - 8 сентября 1941 г. Ельнинская операция. Освобождение г. Ельня. 18 сентября 1941 г. Создание первых гвардейских частей Красной Армии. Рождение Советской Гвардии
24 октября 1941 г. Начало героической обороны Тулы.
1-й чтец.
С 30 сентября 1941 г. - 20 апреля 1942 г. Битва под Москвой.
2-й чтец.
10 июня 1941 – 9 августа 1944г. Битва за Ленинград.
17 июля 1942-2 февраля 1943 г. Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе войны.
1-й чтец.
25 июля 1942 - 9 октября 1943 г. Битва за Кавказ.
2-й чтец.
5 июля 1943 - 23 августа 1943 г. Курская битва. 12 июля 1943 г. Танковое сражение под Прохоровкой.
5 августа 1943 г. освобождение городов Орел и Белгород. Первый салют в Москве в честь этого события.
Август - декабрь 1943 г. Битва за Днепр. 6 ноября 1943 г. освобождение Киева.
24 декабря 1943 г. - 17 апреля 1944 г. наступательная операция и освобождение правобережной Украины.
1-й чтец.
23 июня 1944 - 29 августа 1944 г. Белорусская наступательная операция. 3 июля 1944 г. освобождение Минска.
2-й чтец.
5 августа 1941 - 14 апреля 1944 г. Героическая оборона и освобождение Одессы. 16 ноября 1941 - 11 апреля 1944 г. Героическая оборона и освобождение Керчи. 30 октября 1941 - 9 мая 1944 героическая оборона и освобождение Севастополя.
Октябрь 1941 - 29 октября 1944 г. Героическая оборона и освобождение советского Заполярья.
1-й чтец.
Середина июля 1944 г. Выход советских войск к западным границам СССР. Начало освобождения Европы от фашистской оккупации. Мы освободили Молдавию и Румынию, Болгарию и Югославию, Польшу и Австрию, Венгрию.
2-й чтец.
16 апреля 1945 - 8 мая 1945 г. Берлинская наступательная операция. 8 мая 1945 г. подписание Акта о безоговорочной капитуляции. 9 мая - День Победы.
Стихотворение «День Победы» .
Вчитываясь, вслушиваясь, всматриваясь в хронологию этого долгого победного пути, представляешь географические очертания России, Украины, Белоруссии, Кавказа, Балтики, видишь перед собою всю карту измученной истерзанной войной Европы.
1-й чтец.
А если мы взглянем в книгу фронтовых биографий наших ветеранов, то первое, что бросится в глаза,- это география сражений: Северно-Кавказский фронт, Украинский, Белорусский. Война их разбросала, дорогих наших ветеранов, а мир соединил. Они живут сегодня в нашем городе, праздники собирают их вместе. Все ужасы, все страхи войны они приняли на себя. В нашем зале сегодня присутствует ветеран ВОВ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
И для вас сегодня наши громкие аплодисменты, цветы, выражения благодарности и признательности. В нашей праздничной программе есть песня……………………………………………………………………………………………………………………………………Я думаю, что вы с удовольствием послушаете ее.
2-й чтец.
В эти праздничные дни мы сердечно поздравляем вас, желаем добра, счастья и, самое главное,- здоровья. А нашим музыкальным подарком для вас …………………………………………………………………………………………………
1-й ведущий.
Война прошла через каждую семью, через человеческие судьбы, четко разделив время на «довоенное» и «военное», разделив всех советских людей на «фронт» и «тыл».
2-й ведущий.
И только в Белоруссии и Украине долгое время был один лишь «фронт».
Звучит музыкальная композиция «Адажио» из цикла «Классика мировой музыки». На сцену выходят девочки со свечами в руках.
1-й ведущий.
В память сотен белорусских деревень, уничтоженных вместе с населением немецко-фашистскими оккупантами в 1941-1944 гг., в 58 км. северо-восточнее Минска, на месте сожжённой фашистами деревни Хатынь, воздвигнут мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс.
На экран выводится первый слайд «Крупный обзор памятника». Все слайды соответствуют читаемому тексту.
2-й ведущий.
Трагедия произошла 22 марта 1943 года. Гитлеровские войска в этот день окружили Хатынь, согнали всех жителей в сарай, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Зловещее пламя взметнулось в небо.
В дыму задыхались и плакали дети. Под напором обезумевших от ужаса людей рухнули двери сарая. Фашистские автоматчики открыли огонь. Погибло 149 человек, из них 75 детей. Из огненного кошмара ранеными, но живыми вышли лишь двое детей и деревенский кузнец Иосиф Каменский - единственный взрослый свидетель хатынской трагедии. Обгоревший и израненный, он пришёл в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Среди трупов односельчан он нашёл своего израненного сына, который скончался у него на руках.
На экран выводится второй слайд с обгоревшим человеком, держащим ребёнка на руках.
1-й ведущий.
В 1966 году решено было на месте деревни Хатынь создать мемориальный комплекс. Его композиционным центром является шестиметровая бронзовая скульптура Непокорённого Человека, который несёт замученного гитлеровцами ребёнка.
На экран выводится третий слайд «Мемориальный комплекс».
2-й ведущий.
Хатынский набат - звон 26 колоколов - тревожно, гневно, обличающе рассказывает миру о погибших белорусских деревнях. 186 из них, включая Хатынь, остались не восстановленными. Они мертвы. Эта земля, обильно полита кровью отцов и матерей, братьев и сестёр. В специальных урнах покоится их прах в Хатынском мемориале, на Кладбище деревень. А рядом с кладбищем стоит символическое Дерево жизни с перечнем 433 белорусских деревень, переживших трагедию Хатыни, но возродившихся из пепла после войны.
1-й ведущий.
Над могильным холмом возвышается беломраморный «Венец Памяти» - последний путь обречённых на муки и смерть. Здесь лежат останки безвинно погибших. На памятнике написано.
На экран выводится шестой слайд «Огонь».
2-й ведущий.
Люди, помните: любили мы жизнь и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!
Юноша.
Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал,
Злой и упрямый, по грудь в земле,
Насмерть солдат стоял.
Девушка.
Сто пикировщиков выли над ним
В небе, как огненный змей,
Он не покинул окопа, храним
Верностью русской своей.
Юноша.
Танк на него надвигался, рыча.
Мукой и смертью грозил.
Он, затаившись в канаве, сплеча
Танки гранатой разил.
Девушка.
Война. Жестокая война
Не первый месяц длится.
Жизнь, как струна, напряжена -
В опасности столица...
В местах отдельных перешли
Фашисты в наступленье,
Велись жестокие бои
На Невском направленье...
Юноша.
Обрушился огонь орудий,
И целых три часа подряд
Не разговаривали люди
И били пули невпопад.
И, навсегда оглохнув, птицы,
Бесшумные, спешили прочь.
За ними вслед, сверкнув зарницей,
На запад отступала ночь.
Громада огненного вала
Шла всем стихиям вопреки,
Дубы с корнями вырывала,
Колола скалы на куски.
1-й ведущий.
Но навстречу этому огненному валу встали и вчерашние школьники. Девочки и мальчики бесстрашно и гордо шагнули в зарево войны, в грохот канонады. Это удивительное поколение в трагическом сорок первом стало поколением добровольцев.
Роберт Рождественский. «Баллада о зенитчицах».
1-й ведущий.
Даже сейчас, спустя десятки лет, не удалось залечить всех ран, причинённых войной. Трудно осознать, что творили фашисты в лагерях смерти.
2-й ведущий.
11 апреля 1945 года записано в книгу истории как Международный день освобождения узников в концлагерей. Вспомним о тех, кто был замучен в застенках.
1-й ведущий.
Когда освобождали концлагеря, то солдаты увидели огромные тюки с женскими волосами. Гитлеровцы снимали их с голов своих жертв перед уничтожением.
2-й ведущий.
Среди заключенных в лагерях были и дети. Они напоминали подбитых птенцов. В глазах испуг. Маленькие старички.
1-й ведущий.
Их заставляли работать по 15-20 часов - на лямках возить груженные разным грузом повозки. Часто приходилось возить трупы. А когда выбивались из сил, их раздевали догола и обливали холодной водой, били палками.
2-й ведущий.
В Польше в городе Лодзь есть памятник: огромное разорванное материнское сердце. В годы войны в одном из мрачных кварталов этого города устроили детский концлагерь. Тут малышей готовили для отправки в лагеря уничтожения общего типа, в частности в Освенцим; Не все дети задушены в газовых камерах, многие погибли от болезней, голода и побоев.
1-й ведущий.
Наверное, не только материнское сердце - само небо разрывалось над этим предместьем... Что есть у матерей дороже их детей?
2-й ведущий.
Но необязательно ехать в Польшу, чтобы узнать, как фашистские палачи уничтожали детей.
1-й ведущий.
Кавказ. Прекрасный тихий уголок Теберда. Эти места называют второй Швейцарией: белеют стволы берёз, со всех сторон высокие горы, покрытые шапкой вечных снегов. Здесь находился санаторий для детей. Когда немцы подошли к Теберде, работники санатория поняли, что детей необходимо эвакуировать. Но всех детей вывезти не удалось.
2-й ведущий.
Тем, кто остался в Теберде, досталось горя еще больше. Гитлеровцы забрали ключи от склада и установили рацион: три картофелины. Бывало, беспомощные дети ползали по траве, пытаясь разыскать что-то съедобное.
1-й ведущий.
11 ноября 1942 года кровавое гестапо согнало 287 жителей к Лысой горе, где им приказали стать на колени у края свежей ямы. Грудных и малолетних детей женщины держали на руках. Их расстреливали три с половиной часа. После того, как огромный ров засыпали, земля еще долго шевелилась.
2-й ведущий.
22 декабря 1942 года газом были уничтожены 54 ребенка детского санатория.
(Муса Джалиль. «Варварство»)
1-й ведущий.
Уничтожено 214 детей в городе Ейск.
2-й ведущий.
В Латвии гитлеровцы уничтожили 35476 детей.
1-й ведущий.
В концлагерях было уничтожено 2,5 миллиона детей.
2-й ведущий.
Что есть у нас, матерей, дороже наших детей? Что есть дороже у любого народа? У любой матери, у любого отца? А кто сосчитает, сколько детей убила война, которая убивает дважды. Убивает тех, кто родился. И убивает тех, кто мог бы, кто должен был прийти в этот мир.
1-й ведущий.
Те, кто уходил на фронт, не хотели войны. Они сажали цветы, возводили новые города, растили детей, строили красивый, светлый дом на земле. А пришлось воевать.
2-й ведущий.
Пришлось замерзать, умирать, воскресать с одним желанием- победить. Но на войне люди не только воевали, они вспоминали дом, писали письма, продолжали любить.
В.Лившиц. «Баллада о черством куске хлеба» .
2-й ведущий.
На войне каждый совершал подвиги, и никто не думал об этом. Сами ветераны говорят о жестоких боях просто и скромно, но Родина знает о героизме своих сыновей и дочерей и помнит о них. И мы сегодня вновь уважаемый…………………………………………………………………………………
с удовольствием дарим еще один музыкальный подарок………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
1-й ведущий.
Незримым мостом между теми, кто ушел воевать и кто остался ждать, были солдатские письма. Сколько их было написано мелкими и размашистыми почерками, трогательных и строгих, горьких и добрых!
К.Симонов. « Жди меня» .
2-й ведущий.
Дети и война- понятия несовместимые. Они, в чьи сны и мечты ворвалась война, должны были расстаться с детством.
1-й ведущий.
Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, в глубоком тылу и на переднем крае.
К.Симонов. « Майор привез мальчишку на лафете» .
2-й ведущий.
Прошло уже 65 лет со дня Победы. Наша страна давно залечила раны войны. Заколосились хлеба на истерзанной фашистами земле, ожили леса. Из руин поднялись светлые города. Уже не одно поколение родилось и выросло в мирное время.
1-й ведущий.
День Победы –это радостный и горький праздник. Да он и не может быть иным. В эти дни с особой благодарностью мы вспоминаем погибших и поздравляем всех ветеранов, кто дожил до этого светлого дня. 9 мая- это великий день ПАМЯТИ.
Р.Рождественский. « Реквием».