МКДОУ «Золотухинский детский сад комбинированного вида, второй категории»
Методическая разработка:
«Литературно - театрализованный салон, как эффективная форма работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении»
Подготовила: воспитатель,
Юшкова Елена Александровна
Золотухино, 2018г.
Мудрый, удивительный мир театра… С давних времен театр называли целителем души. Воспитание нравственных качеств является актуальным направлением в работе каждого педагога. Участие воспитанников в театрализованных действиях способствует развитию творческой направленности детей, дает возможность получить уникальные эмоции, знания, способности, обогащают личный опыт детей, прививают любовь к книге и театру, как особому виду искусства. Используя собственный опыт работы и рекомендации многих педагогов, мной, с большим удовольствием, был создан литературно - театрализованный салон, участниками которого являются дети совместно с родителями. Работа в литературно - театрализованном салоне реализовывалась в рамках требований ФГОС, так как осуществляла совместную деятельность педагогов, детей и родителей. У родителей, педагогов и детей появилось единое смысловое поле, где совместная деятельность выстраивается на взаимодополняющих действиях родителей и педагогов.
Заручившись одобрением и поддержкой родителей воспитанников, я решила прививать уроки нравственности и доброты посредством знакомства с творчеством В. Г. Сутеева. Создание богатого нравственного потенциала дошкольников через театрализованную деятельность стало основной целью нашего литературно - театрализованного салона. Неслучайно выбор пал на всем знакомые с детства произведения Владимира Сутеева. Главные герои в его рассказах и сказках - это животные. Они умеют разговаривать, переживать, совершать хорошие и плохие поступки. Произведения Сутеева отличаются простотой и доступностью для ребенка дошкольного возраста, но в то же время, носят глубокий нравственный потенциал. Успешная работа нашего литературно - театрализованного салона зависела от ряда требований. Прежде всего, я отобрала те произведения Владимира Сутеева, которые способствуют формированию нравственного мира ребенка, дают возможность расширять границы за пределами книжных страниц и иллюстраций автора, посредством театрализованной деятельности. Мной был создан перспективный план работы литературно - театрализованного салона на весь учебный год. Также я старалась совершать каждодневное введение театрализованных игр во все формы организации образовательного процесса. Я активно поддерживала интерес и инициативность детей на всех этапах подготовки и проведения театрализованных представлений. Было налажено плодотворное сотрудничество с родителями воспитанников, которые откликались на все просьбы, проявляли интерес и инициативу самостоятельно. В начале рождения нашего литературно - театрализованного салона были созданы необходимые условия для театрализованной деятельности. Совместными усилиями нам удалось изготовить две ширмы для показа спектаклей (большая и маленькая), были созданы куклы бибабо, также пальчиковый театр, пластилиновый театр, теневой театр, театр на морских камнях, подготовлены маски и костюмы для детей и взрослых. Работа в литературно - театрализованном салоне строится согласно последовательности и усложнения тем и сюжетов, рекомендованных перспективным планированием. Для деятельности в литературно - театрализованном салоне я использую пятницу, а также утренние и вечерние часы в любой день по желанию детей, включаю некоторые элементы театрализованной деятельности в непосредственную образовательную деятельность. Творческое развитие темы, как правило, начинается с прочтения произведения В. Г. Сутеева и рассматривания иллюстраций к нему, проведения беседы с воспитанниками и их родителями. Далее присутствующим предлагается импровизация - сложный, но интересный и любимый всеми процесс. Дети моей группы, выслушав сказку, очень часто просят проиграть ее, сами выбирают роль. Например, мы обыгрывали такие сказки, как «Яблоко», «Под грибом», «Мешок яблок», «Кораблик», «Кот - рыболов», «Палочка - выручалочка» и другие. Если получается, что на одну роль приходится два или несколько персонажей, мы их всех можем оставить. Это порой очень интересно. Встретил заяц в лесу под яблоней сразу трех волков и все они разные по характеру и поведению. Один волк хотел съесть зайца, другой - испугать страшным рычанием, третий - подружиться с ним ("Мешок яблок"). Именно так происходит создание новых диалогов, движений, жестов, мимики - это обогащает речь, воображение, делает сам процесс интересным и увлекательным. Так, развивая игру по готовому сюжету, мы с детьми и их родителями не только обыгрываем его в готовом виде, но и разбираем различные нравственные ситуации. Ведь в сказках В. Сутеева нет назидательности и моральных поучений, в них есть жизненный урок о нравственности. Театрализованные представления одних произведений Сутеева дают детям понимание о сострадании и безразличии («Мешок яблок»), другие - об участии и равнодушии («Под грибом»), третьи - учат различать трудолюбие и лень («Дядя Миша»), четвертые - отличать мудрость от глупости («Яблоко», «Кот - рыболов»). Играя роль того или иного сказочного персонажа, дети полностью вживаются в роль, и вместе с героями сказок решают сложные нравственные проблемы. Такая форма работы, на мой взгляд, является наиболее продуктивной и успешной в процессе воспитания нравственных качеств подрастающего поколения. Дети нашей группы ощущают поддержку своих родителей во время работы в литературно - театрализованном салоне и это дает положительные результаты. Воспитанники ощущают свой потенциал, понимают, что могут проявить себя в любом виде театрализованной деятельности, привыкают к мысли, что любое проявление творчества, найдет содействие со стороны взрослых и сверстников. Детям нравится выступать перед родителями и вместе с ними. А родители, в свою очередь, оказывают помощь в изготовлении костюмов, атрибутов, декораций к театрализованным постановкам. Благодаря этому, мы имеем возможность каждый месяц устраивать открытый просмотр театрализованного представления. Работа в литературно - театрализованном салоне обладает большим потенциалом, дающим возможность научиться урокам добра, сострадания. В результате совместной работы, дети получают навыки работы в коллективе, умение выслушивать других, выражать мысли в словах, законченных предложениях, повышается самооценка, творческие способности. Воспитанники получают возможность увидеть своих родителей в новом качестве, что повышает их авторитет и уважение детей. Вместе с родителями мы видим результаты совместной работы и будем продолжать развивать деятельность литературно - театрализованного салона.