СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение 2 класс. Сказка о рыбаке и рыбке. Работа над образом моря – как одного из героев сказки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработки уроков по учебнику «Литературное чтение. 2 класс» Авторы: Л.Ф.Климанова и др. Тема: «Сказка о рыбаке и рыбке»

УРОК 3

Тема: Работа над образом моря – как одного из героев сказки.

Задачи урока:

 

  • проследить поступательное движение сюжета в сочетании с повторяющимися моментами, характерное для сказки;
  • проследить смену эмоциональной окраски повторов;
  • обсудить нравственный вывод сказки;
  • развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного, выразительного и осознанного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение 2 класс. Сказка о рыбаке и рыбке. Работа над образом моря – как одного из героев сказки.»

 

УРОК 3.
Тема: Работа над образом моря – как одного из героев сказки.

Задачи урока:

  • проследить поступательное движение сюжета в сочетании с повторяющимися моментами, характерное для сказки;

  • проследить смену эмоциональной окраски повторов;

  • обсудить нравственный вывод сказки;

  • развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного, выразительного и осознанного чтения.

 Оборудование:

  • на доске портрет А. С. Пушкина;

  • детские рисунки «море»;

  • выставка книг со сказками А. С. Пушкина;

  • экран, компьютер.

Ход урока.

1. Организационный момент. 

2. Основная часть.

- «Сказка о рыбаке и рыбке» не просто повествует о жизни старика и его встрече с волшебной рыбкой. В ней заложен глубокий смысл. В конце урока вы должны мне ответить на вопрос: Чему каждого из вас научила сказка?
А) Работа по содержанию (найти и зачитать ответы из текста). 
- На уроке мы определим ещё одно действующее лицо в сказке. 
- Что просила старуха в первый раз? (Корыто). 
- Прочитайте как А.С. Пушкин описывает море, к которому пришел старик (Море слегка разыгралось). Чтение сопровождается иллюстрацией моря на экране.
- Что во второй раз захотелось старухе? 
- Как изменилось море? Найдите (Помутилося синее море). Чтение сопровождается иллюстрацией моря на экране.
- Но красоту свою природную не изменило, осталось синим.
- Какими словами обращается старик к рыбке?
«Смилуйся, государыня рыбка».
- Как отзывается старик о своей старухе в первый раз, во второй раз?
«Разбранила меня моя старуха…»
« Избу просит сварливая баба…»
Б) Чтение по ролям отрывка из сказки. 
- Не успокоилась старуха. Чего ей теперь хочется? (Зачитать из текста).
«Не хочу быть черной крестьянкой
Хочу быть столбовою дворянкой…»
«Неспокойно встретило море старика в третий раз, знать, ведало, что речь пойдет о том, что оно не приемлет, с чем согласиться не может. Необходимое в хозяйстве корыто, которое и в самом деле развалилось или изба вместо обветшавшей землянки – это одно, но столбовой дворянкой старухе становиться негоже».
- И море дает старику об этом знак. 
- Кем захотела теперь быть старуха? (Вольною царицей).
- Как старик пытался усовестить, урезонить свою старуху? Найдите и прочитайте в тексте .
- Как встретило старика море? (Почернело синее море). Чтение сопровождается иллюстрацией моря на экране.
- Все беспокойнее становится море, но сама золотая рыбка, с неизменным радушием встречая старика, успокаивает:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! Будет старуха царицей!»
- И вот старуха уже хочет быть вольною царицей. Описание самой царицы нет. Она просто «сидит царицей» - уселась на трон в роли царицы. 
- Что увидел старик на море в последний раз, когда старуха пожелала стать владычицей морскою, а сама Золотая рыбка была бы у нее на посылках? (Черную бурю). Чтение сопровождается иллюстрацией моря на экране.
- Спокойное синее море превратилось в грозную стихию, от которой не будет пощады никому.
- Сдержанная спокойная рыбка в последний раз:
Ничего не сказала,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
- Почему? (Потому что милость небезгранична). 
- Ушла. Тем самым она положила конец желанию и стремлению старухи властвовать не только на земле, но и на море. 
- Я возвращаюсь к вопросу, который задала в начале урока.
- Назовите еще одно действующее «лицо» в этой сказке. (Море).
- Чему научила вас сказка А.С.Пушкина? (Ответы, рассуждения детей).
Спасибо за активное участие на уроке.
Проходят года. Но время не властно над памятью поэта. Во многих городах Росси поставлены памятники великому поэту (На экране памятники А.С. Пушкину).

3. Домашнее задание: Представьте себя художниками-оформителями и оформите обложку для книги «Сказка о рыбаке и рыбке».