СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение 3 класс Урок №2 Тема урока: С. Mayленов. О степь моя!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить учащихся с учебником «Литературное чтение», учить детей правильно, осознанно читать прозаические и стихотворные произведения, понимать глубину содержания произведения. Познакомиться со стихотворением С. Mayленова. «О степь моя!»

 

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение 3 класс Урок №2 Тема урока: С. Mayленов. О степь моя!»

Тема урока: С. Mayленов. О степь моя!


Цели: познакомить учащихся с учебником «Литературное чтение», учить детей правильно, осознанно читать прозаические и стихотворные произведения, понимать глубину содержания произведения. Познакомиться со стихотворением С. Mayленова. «О степь моя!»


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Беседа о произведениях, прочитанных летом.

Знакомство с учебником.

– Произведения каких писателей вы читали летом?

– О чем узнали из них?

– Что вас особенно заинтересовало, привлекло ваше внимание?

– Принесли ли вы на сегодняшний урок книги, которые понравились вам больше всего?

Учащиеся, которые принесли книги, показывают их классу и кратко рассказывают, о чем книга.

– А теперь внимательно рассмотрите учебник, по которому в течение года мы с вами будем знакомиться с новыми рассказами, сказками, стихами, баснями, узнаем новые имена писателей и поэтов.

Ученики в парах рассматривают учебник.

– Что вас заинтересовало больше всего?

– Что показалось особенно удивительным?

– Что было непонятным?

– Что бы хотели прочитать уже сейчас?

Беседуя с учащимися, учитель обращает внимание детей на построение учебника (учебник состоит из двух частей; произведения в каждой части объединены по разделам, стихотворные произведения составляют поэтические родники), на фамилии авторов учебника. Особое внимание обращается на бережное отношение к учебнику.


Физкультминутка

Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо идти с друзьями? (шагают) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 

Хорошо кружиться в танце? (кружатся) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо быть казахстанцем? (выставляют большие пальцы) Хорошо! 


III. Работа с разделом «Родные просторы».

1. Беседа о родных просторах Казахстана.

Рассматривание иллюстрации (с. 3).

- Ребята, вы сказали, что хорошо быть казахстанцем.
А кого можно назвать казахстанцем? (Ответы детей). 
- Казахстанцы – это мы, потому что мы живем в Казахстане. 
- А как по-другому мы можем назвать Казахстан? (родиной) 
- А почему мы Казахстан зовём Родиной?
Родина — место, где мы родились, где живем. Это дома, леса, поля, которые окружают нас. У каждого человека своя маленькая Родина. А Республика Казахстан — это общая Родина для всех, кто живет на этой земле. Человек не может жить без родины. 
Подготовленные учащиеся читают стихи о Родине.
Біздің дала, бай дала, 
Алтын астық айнала, 
Астық - дала сәулеті, 
Астық - Отан сәулеті. 

Отан - туған еліміз 
Отан - тұрған жеріміз, 
Отан - ортақ үйіміз, 
Көңілді ән-күйіміз. 

Поезжай за моря – океаны, 
Надо всею землёй пролети. 
Есть на свете различные страны, 
Но такой, как у нас не найти! 
Глубоки наши светлые воды, 
Широка и привольна земля, 
И гремят, не смолкая заводы, 
И шумят, расцветая поля

Спросите где это, и я вам отвечу! 
Краткой, но убедительной речью: 
"Осы маған ұлы Отан, 
Қасиеттi жер - Қазақстан!"

О, Казахстан, Республика моя – 
Любимая, какое это счастье, 
Что ты, родная – Родина моя, 
И в солнечные дни и дни ненастья. 

От Южного Урала до Алтая, 
Где расцветает в яблонях земля. 
Лежит страна от солнца золотая, 
То – Казахстан, то – Родина моя 

2. Робота со стихотворением «О степь моя!»

Читает учитель или хорошо читающие дети, поскольку в тексте встречаются слова, достаточно трудные для детского восприятия.

Дастархан* - надо посмотреть в словаре стр 170

Ответы на вопросы (с. 4).

О чем говорит поэт в первых четырех строках стихотворения? (О гостепреимстве)

3. Инсценировка.

- Сейчас мы разделимся на группы, и каждая группа подготовит инсценировку.

Рассказывают, что давным-давно, когда было еще совсем мало людей на свете, жил старец, который придумал диких верблюдов, коров, лошадей, овец и стал первым скотоводом в казахских степях. Было у него три сына – верные и надежные помощники отцу в любом деле. Когда пришло время умирать, призвал он к себе сыновей и сказал: «Оставляю вам все, что нажил своим трудом и умом. Разделите мой скот на четыре равные части, возьмите себе каждый по стаду и продолжайте с успехом дело отца. Живите дружно и учите добру свое потомство».

Поклонились ему сыновья, поблагодарили за дар, но прежде, чем выйти из юрты, обратились с вопросом: «Не ослышались ли мы, родитель наш, и верно ли понят твой наказ?» 
Нас трое, а ты распорядился разделить скот на 4 части, кому же ты оставляешь 4 часть?» 
Четвертую часть своего скота я оставляю вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию или по нужде явился в ваше жилище, найдет у вас приют, ласку, обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что ест и пьет он свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля».

Миновали века, и многое переменилось с тех пор, но во все времена, годы и дни крепок степной обычай – гостеприимство! Кто бы ни зашел средь дня или ночи в жилище казаха, каждого ждет привет и почет, мирный отдых и щедрые хлебосольства. 
По традиции любого гостя полагается дружелюбно встретить, пригласить в дом, угостить, не спрашивая ни о чем. Казахская мудрость гласит: «Не напоив гостя чаем, не спрашивай о деле». 


IV. Итог урока.

– Чему научились на сегодняшнем уроке?

Домашнее задание: припомнить народные песни, по возможности подготовить их исполнение (для выполнения этого задания учащиеся могут объединиться в группы).