Тема урока: С.
Mayленов. О степь моя!
Цели: познакомить учащихся с учебником «Литературное чтение», учить детей правильно, осознанно читать прозаические и стихотворные произведения, понимать глубину содержания произведения. Познакомиться со стихотворением С. Mayленова. «О степь моя!»
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Беседа о произведениях, прочитанных летом.
Знакомство с учебником.
– Произведения каких писателей вы читали летом?
– О чем узнали из них?
– Что вас особенно заинтересовало, привлекло ваше внимание?
– Принесли ли вы на сегодняшний урок книги, которые понравились вам больше всего?
Учащиеся, которые принесли книги, показывают их классу и кратко рассказывают, о чем книга.
– А теперь внимательно рассмотрите учебник, по которому в течение года мы с вами будем знакомиться с новыми рассказами, сказками, стихами, баснями, узнаем новые имена писателей и поэтов.
Ученики в парах рассматривают учебник.
– Что вас заинтересовало больше всего?
– Что показалось особенно удивительным?
– Что было непонятным?
– Что бы хотели прочитать уже сейчас?
Беседуя с учащимися, учитель обращает внимание детей на построение учебника (учебник состоит из двух частей; произведения в каждой части объединены по разделам, стихотворные произведения составляют поэтические родники), на фамилии авторов учебника. Особое внимание обращается на бережное отношение к учебнику.
Физкультминутка
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями? (шагают)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо кружиться в танце? (кружатся)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо быть казахстанцем? (выставляют большие пальцы) Хорошо!
III. Работа с разделом «Родные просторы».
1. Беседа о родных просторах Казахстана.
Рассматривание иллюстрации (с. 3).
- Ребята, вы сказали, что хорошо быть казахстанцем.
А кого можно назвать казахстанцем? (Ответы детей).
- Казахстанцы – это мы, потому что мы живем в Казахстане.
- А как по-другому мы можем назвать Казахстан? (родиной)
- А почему мы Казахстан зовём Родиной?
Родина — место, где мы родились, где живем. Это дома, леса, поля, которые окружают нас. У каждого человека своя маленькая Родина. А Республика Казахстан — это общая Родина для всех, кто живет на этой земле. Человек не может жить без родины.
Подготовленные учащиеся читают стихи о Родине.
Біздің дала, бай дала,
Алтын астық айнала,
Астық - дала сәулеті,
Астық - Отан сәулеті.
Отан - туған еліміз
Отан - тұрған жеріміз,
Отан - ортақ үйіміз,
Көңілді ән-күйіміз.
Поезжай за моря – океаны,
Надо всею землёй пролети.
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас не найти!
Глубоки наши светлые воды,
Широка и привольна земля,
И гремят, не смолкая заводы,
И шумят, расцветая поля
Спросите где это, и я вам отвечу!
Краткой, но убедительной речью:
"Осы маған ұлы Отан,
Қасиеттi жер - Қазақстан!"
О, Казахстан, Республика моя –
Любимая, какое это счастье,
Что ты, родная – Родина моя,
И в солнечные дни и дни ненастья.
От Южного Урала до Алтая,
Где расцветает в яблонях земля.
Лежит страна от солнца золотая,
То – Казахстан, то – Родина моя
2. Робота со стихотворением «О степь моя!»
Читает учитель или хорошо читающие дети, поскольку в тексте встречаются слова, достаточно трудные для детского восприятия.
Дастархан* - надо посмотреть в словаре стр 170
Ответы на вопросы (с. 4).
О чем говорит поэт в первых четырех строках стихотворения? (О гостепреимстве)
3. Инсценировка.
- Сейчас мы разделимся на группы, и каждая группа подготовит инсценировку.
Рассказывают, что давным-давно, когда было еще совсем мало людей на свете, жил старец, который придумал диких верблюдов, коров, лошадей, овец и стал первым скотоводом в казахских степях. Было у него три сына – верные и надежные помощники отцу в любом деле. Когда пришло время умирать, призвал он к себе сыновей и сказал: «Оставляю вам все, что нажил своим трудом и умом. Разделите мой скот на четыре равные части, возьмите себе каждый по стаду и продолжайте с успехом дело отца. Живите дружно и учите добру свое потомство».
Поклонились ему сыновья, поблагодарили за дар, но прежде, чем выйти из юрты, обратились с вопросом: «Не ослышались ли мы, родитель наш, и верно ли понят твой наказ?»
Нас трое, а ты распорядился разделить скот на 4 части, кому же ты оставляешь 4 часть?»
Четвертую часть своего скота я оставляю вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию или по нужде явился в ваше жилище, найдет у вас приют, ласку, обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что ест и пьет он свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля».
Миновали века, и многое переменилось с тех пор, но во все времена, годы и дни крепок степной обычай – гостеприимство! Кто бы ни зашел средь дня или ночи в жилище казаха, каждого ждет привет и почет, мирный отдых и щедрые хлебосольства.
По традиции любого гостя полагается дружелюбно встретить, пригласить в дом, угостить, не спрашивая ни о чем. Казахская мудрость гласит: «Не напоив гостя чаем, не спрашивай о деле».
IV. Итог урока.
– Чему научились на сегодняшнем уроке?
Домашнее задание: припомнить народные песни, по возможности подготовить их исполнение (для выполнения этого задания учащиеся могут объединиться в группы).