СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение. А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Открытый урок во 2 классе.

Вид урока:    Урок- панорама 

Тип урока:   Систематизация и конкретизации знаний

Тема урока:   А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель урока:  Развитие умения анализировать текст литературной  поэтической сказки.

Задачи урока:

Обучающие:

  1. Учить анализировать поэтический язык сказки, ее жанровую и композиционную особенность.
  2. Формировать умение характеризовать персонажей произведения.

Развивающие:

  1. Развивать речь, память, фантазию, воображение, творческие способности       учащихся.
  2. Расширять литературоведческий кругозор.

Воспитательные:

1.  Воспитывать любовь к сказкам, русскому языку, интерес к творчеству А.С.Пушкина; прививать интерес к чтению.

2.  Формировать умение вести дискуссию, доказывать свое мнение; вырабатывать умение работать в группах

3.  Воспитывать негативное отношение к корысти, хитрости, жадности.

  

Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин»

Конспект урока по литературному чтению во 2лассе.

Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Цель урока: Развитие умения анализировать текст литературной поэтической сказки.

Задачи урока:

Обучающие:

  1. Учить анализировать поэтический язык сказки, ее жанровую и композиционную особенность.

  2. Формировать умение характеризовать персонажей произведения.

Развивающие:

  1. Развивать речь, память, фантазию, воображение, творческие способности учащихся.

  2. Расширять литературоведческий кругозор.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к сказкам, русскому языку, интерес к творчеству А.С.Пушкина; прививать интерес к чтению.

2. Формировать умение вести дискуссию, доказывать свое мнение; вырабатывать умение работать в группах

3. Воспитывать негативное отношение к корысти, хитрости, жадности.

Тип урока: Систематизация и конкретизации знаний

Вид урока: Урок- панорама

Технологии, используемые на уроке:

● Информационно-коммуникационные технологии.

● здоровьесберегающие технологии.

● личностно-ориентированные технологии.

● элементы технологии проблемного обучения.


Оборудование:

* компьютер;

* экран;

* проектор;

* мультимедийная презентация;

* портреты А.С.Пушкина (художники: В.А.Серов, В.А.Тропинин, О.А.Кипренский, С.Г.Чириков)

* аудиозапись М.Глинки «Руслан и Людмила».

* книги со сказкой А.С.Пушкина (по количеству учащихся)

* словари: Толковый словарь. В.И.Даль; Словарь русского языка С.И.Ожегов; Школьный словарь устаревших слов русского языка. Р.П.Рогожникова, Т.С.Карская; Школьный толковый словарь русского языка. А.А.Семенюк, М.А.Матюшина.

* помощницы-подсказки для групп (инструкция, «собери» кадры)



Структура урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка ранее усвоенных знаний.

1. Сообщение учащихся.

2.Мини-викторина.

III. Сообщение темы и цели урока.

IV. Восприятие и осмысление полученных знаний.

V. Музыкально - динамическая пауза.

VI. Практическая работа (по группам)

VII. Систематизация знаний.

Отчет о работе.

VIII. Итог урока.

Рефлексия.

IX. Домашнее задание.




Ход урока:


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

  1. Организацион-ный момент.


Ребята, вы, конечно же, любите сказки. Сегодня мы будем погружаться в поэтический язык волшебных сказок.


(Столы в классе расположены в 5-х зонах)

В работе принимают участие группы, которые были сформированы заранее)


  1. Проверка ранее усвоенных знаний

  1. Сообщение

































  1. Мини-викторина «Сказки Пушкина»

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

- Кому принадлежат эти строки?

Ребята, продолжим знакомство с произведениями нашего великого поэта и прозаика.

(слайд №1)

Вспомним биографические данные.


(слайды №2,3,4,5,6,7)





















Учитель задает вопросы, которые сопровождаются изображением на экране.

- Какой герой занимался такой необычной работой?

Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить,

Да конец ее в море мочить.

(слайд 11)

- Какая сказка начинается словами:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.

(слайд 12)

- Какой герой издавал такой воинственный клич?

Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку.

(слайд 13)

- В какой сказке А.С.Пушкина герой обращался к ветру, солнцу, месяцу?

(слайд 14)

- В какой сказке собеседницей героя была…рыбка?

(слайд 15)

Мы с вами вспомнили творчество А.С.Пушкина.

(слайд 16)

Ответы детей.






Сообщение учащегося с вопросами по биографии поэта.

- Когда родился А.С.Пушкин?

- Какую дату и когда мы будем отмечать в этом году?

- Кто из семьи Пушкиных оказал большое влияние на становление поэта?

- В каком учебном заведении учился Саша Пушкин?

- Есть ли в нашем городе места связанные с именем А.С.Пушкина?

(сопровождается слайдами презентации)


Учащиеся отвечают на вопросы ученика







Работая в группах, учащиеся отвечают на вопросы викторины.


















Ответы учащихся.





















Ответы учеников.

III.Сообщение темы и цели урока








IV.Восприятие и осмысление полученных знаний.




Беседа по содержанию


Сегодня мы продол-

жим знакомство с этой сказкой. Услышим замечательные строчки, нас очарует неповторимый язык пушкинских строк.


Вы знакомы с содержанием сказки. Я хочу вам напомнить начало сказки.

Чтение учителем начала сказки.

Назовите главных героев сказки.

- Почему в названии сказки не упоминается старуха?

- А.С.Пушкин называет её старухой. Почему старуха, а не старушка?

- Какой откуп обещала дать за себя золотая рыбка?

- Почему старик не взял откупа?










Дети слушают чтение учителем.





Ответы детей.


V. Музыкально-динамическая пауза

«Слушаем музыку»

М.Глинка.

Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

Нам предстоит серьезная работа.

Предлагаю выполнить небольшой комплекс упражнений, который поможет нам справиться с мыслительной работой.

Учащиеся выполняют небольшой комплекс упражнений, который демонстрирует учитель, соблюдая характер музыкального произведения.

VI.Практическая

работа

(по группам)

Много нового можно увидеть в знакомом произведении. Нашу дальнейшую работу мы проведем, изучая сказку с разных сторон. В этом нам поможет ваша групповая работа.

Мы разделились с вами на группы и сейчас вам предстоит самостоятельная практическая работа.









Учитель помогает выработать четкий план ответа.







Учитель прослеживает ход работы, исправляет при необходимости недочеты.
















Каждая группа получает задание.











1группа. Научные консультанты.

Отвечают на вопросы устно, заполняют таблицу.

Почему это произведение Пушкин назвал сказкой? К какому виду сказок она относится?

(Приложение № 1)

Дают характеристику героев своими словами и строчками произведения.

2 группа. Консультанты.

(Работа со словом в сказке)

Учащиеся находят в сказке историзмы, устаревшие слова. Работают со словарями.

Находят эпитеты.

Формулирует ответ. Выбирает отвечающих.


3группа.

Монтажеры-акустики.

По детским рисункам-иллюстрациям, которые были заранее приготовлены, монтируют диафильм, следуя логике повествования. «Озвучивают» кадры выразительным чтением детей, которые составляют диафильм и выразительно читают отрывки.

(Приложение № 2)


4 группа. Специалисты по волшебству

1.Числа в сказке.

2. Волшебные предметы, помощники.


5 группа. Художники.

Наблюдение за постепенным изменением море.

Словесное рисование, используя строки из сказки (море слегка разыгралось, помутилось синее море, не спокойно синее море, почернело синее море, на море черная буря).

Почему так происходило?


VII.Систематизация знаний

Отчет о работе.



Учитель выслушивает выступления учащихся, по мере необходимости направляет, помогает в формулировке выводов и ответов наводящими вопросами или прибегая к помощи учащихся выступающей группы.

Отчеты учащихся о проделанной работе

1 группа:

1. Жанр произведения А.С.Пушкина. Характерные особенности сказок.

2.Характеристика героев сказки.

2 группа:

1.Зачитывают статьи словаря.

2.Комментируют ответы, приводя строки из сказки.

3 группа.

1.На доске располагают «диафильм».

2.Выразительно читают отрывки- подписи под кадрами диафильма.

4 группа.

1.Предлагают ответ и комментируют правильность своего выбора.

2.Приводят приметы волшебства из произведения.

5 группа.

1.Дают словесные картины еще одного героя сказки – моря.

2.Формулируют вывод о смене картин синего моря.


VIII.Подведение итогов

Рефлексия

Понравился ли вам урок?

– Что больше понравилось?

– Довольны ли вы своей работой на уроке?

– Кого из ребят вы хотели бы похвалить?


Ответы учащихся.

IX.Домашнее задание.

Выучить понравив-шийся отрывок.




Приложение № 1.


Литературный жанр Сказка






СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН.


Подсказки:

  1. Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных сил.

  2. Сказка – это научно-фантастическое произведение.

  3. Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные.

Признаки сказок.

Что такое сказка?




Подсказки:

Классификация сказок

1.по авторству;

Народные

Литературные




2.по видовым особенностям.

волшебные





е

богатырские

о животных

бытовые









е





Подсказка:

Характерные особенности сказок:

- зачин;

-постоянные эпитеты;

- повторы;

- концовка.


Характеристика героев сказки.





Удачи в работе.



Приложение № 2.

  1. Составьте диафильм в логической последовательности.

  1. «Озвучьте» кадры.

Благодарю за работу.

Просмотр содержимого презентации
«А.С.Пушкин»

Урок литературного чтения    «АЛЕКСАДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН» Автор: учитель начальных классов ГБОУ гимназии № 1 г. О . Новокуйбышевск Самарской области Склярова Наталья Анатольевна

Урок литературного чтения «АЛЕКСАДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН»

Автор: учитель начальных классов

ГБОУ гимназии № 1 г. О . Новокуйбышевск Самарской области

Склярова Наталья Анатольевна

Д е т с т в о Надежда Осиповна Пушкина, урожденная Ганнибал, мать поэта  Сергей Львович Пушкин,  отец поэта  Н.А.Склярова Сказки А.С.Пушкина.

Д е т с т в о

Надежда Осиповна Пушкина, урожденная Ганнибал, мать поэта

Сергей Львович Пушкин,

отец поэта

Н.А.Склярова Сказки А.С.Пушкина.

Д е т с т в о (1799-1811)  А.С.Пушкин родился 6 июня 1799 года в г.Москве.  В раннем детстве был большим увальнем и дикарем. Кудрявый малыш со смуглым личиком, с живыми с искорками глазами.  В 7 лет – это мальчик с пылким нравом, хорошей памятью, наблюдательный.  Начал сочинять стихи на французском языке. В детстве писал пьесы и сам играл для сестры. Был обидчивым и ранимым мальчиком.  Н.А.Склярова Сказки А.С.Пушкина.

Д е т с т в о (1799-1811)

А.С.Пушкин родился 6 июня 1799 года в г.Москве.

В раннем детстве был большим увальнем и дикарем. Кудрявый малыш со смуглым личиком, с живыми с искорками глазами.

В 7 лет – это мальчик с пылким нравом, хорошей памятью, наблюдательный.

Начал сочинять стихи на французском языке. В детстве писал пьесы и сам играл для сестры. Был обидчивым и ранимым мальчиком.

Н.А.Склярова Сказки А.С.Пушкина.

Д е т с т в о Ибрагим Ганнибал, Предок А.С.Пушкина Арина Родионовна, крепостная крестьянка, няня Мария Алексеевна Ганнибал, бабушка  Н.А.Склярова Сказки А.С.Пушкина.

Д е т с т в о

Ибрагим Ганнибал,

Предок А.С.Пушкина

Арина Родионовна, крепостная крестьянка, няня

Мария Алексеевна Ганнибал, бабушка

Н.А.Склярова Сказки А.С.Пушкина.

Лицей (1811-1817) Царкосельский лицей.  19 октября 1811 года стал лицеистом в престижном дворянском высшем государственном учреждении Царского села.  Н.А.Склярова Сказки А.С.Пушкина.

Лицей (1811-1817)

Царкосельский лицей.

19 октября 1811 года стал лицеистом в престижном дворянском высшем государственном учреждении Царского села.

Н.А.Склярова Сказки А.С.Пушкина.

Лицей  В гимназии А.С.Пушкин серьезно увлекся поэзией. Его произведения вызывали восхищение у товарищей А.А.Дельвига,В.К.Кюхель-бекера, И.И.Пущина; у знаменитых литераторов В.А.Жуковского, К.Н. Батюшкова, Н.М.Карамзина,  Г.Р. Державина  Н.А.Склярова Сказки А.С.Пушкина.

Лицей

В гимназии А.С.Пушкин серьезно увлекся поэзией. Его произведения вызывали восхищение у товарищей А.А.Дельвига,В.К.Кюхель-бекера, И.И.Пущина;

у знаменитых литераторов В.А.Жуковского,

К.Н. Батюшкова, Н.М.Карамзина,

Г.Р. Державина

Н.А.Склярова Сказки А.С.Пушкина.

г. Новокуйбышевск, городской парк    Н.А.Склярова Сказки А.С.Пушкина.

г. Новокуйбышевск, городской парк

Н.А.Склярова Сказки А.С.Пушкина.

г. Новокуйбышевск,  Библиотечный переулок дом № 1  Центральная городская библиотека  им. А.С.Пушкина  Н.А.Склярова Сказки А.С.Пушкина.

г. Новокуйбышевск, Библиотечный переулок дом № 1 Центральная городская библиотека им. А.С.Пушкина

Н.А.Склярова Сказки А.С.Пушкина.

« Дела давно минувших дней, Преданья старины  глубокой…» « Руслан и Людмила»  Поэма  Н.А.Склярова Сказки А.С.Пушкина.

« Дела давно минувших дней,

Преданья старины

глубокой…»

« Руслан и Людмила» Поэма

Н.А.Склярова Сказки А.С.Пушкина.

Вспомним сказки  Н.А.Склярова Сказки А.С.Пушкина.

Вспомним сказки

Н.А.Склярова Сказки А.С.Пушкина.

Пошел, сел у берега моря;  Там он стал веревку крутить, Да конец ее в море мочить.    Щелчок для продолжения  Н.А.Склярова Сказки А.С.Пушкина.

Пошел, сел у берега моря; Там он стал веревку крутить,

Да конец ее в море мочить.

Щелчок для продолжения

Н.А.Склярова Сказки А.С.Пушкина.

Три девицы под окном  Пряли поздно вечерком.  «Кабы я была царица, —  Говорит одна девица, —  То на весь крещеный мир  Приготовила б я пир.     Щелчок для продолжения  Н.А.Склярова Сказки А.С.Пушкина.

Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещеный мир Приготовила б я пир.

Щелчок для продолжения

Н.А.Склярова Сказки А.С.Пушкина.

Кири-ку-ку!  Царствуй, лежа на боку. Ответ на вопрос выходит по щелчку. Управляющая кнопка – возврат на слайд с номинациями  Н.А.Склярова Сказки А.С.Пушкина.

Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку.

Ответ на вопрос выходит по щелчку. Управляющая кнопка – возврат на слайд с номинациями

Н.А.Склярова Сказки А.С.Пушкина.

В какой сказке А.С.Пушкина герой обращался к ветру, солнцу, месяцу? Ответ на вопрос выходит по щелчку. Управляющая кнопка – возврат на слайд с номинациями  Н.А.Склярова Сказки А.С.Пушкина.

В какой сказке А.С.Пушкина герой обращался к ветру, солнцу, месяцу?

Ответ на вопрос выходит по щелчку. Управляющая кнопка – возврат на слайд с номинациями

Н.А.Склярова Сказки А.С.Пушкина.

В какой сказке собеседницей героя была…рыбка ? Ответ на вопрос выходит по щелчку. Управляющая кнопка – возврат на слайд с номинациями  Н.А.Склярова Сказки А.С.Пушкина.

В какой сказке собеседницей героя была…рыбка ?

Ответ на вопрос выходит по щелчку. Управляющая кнопка – возврат на слайд с номинациями

Н.А.Склярова Сказки А.С.Пушкина.

Н.А.Склярова Сказки А.С.Пушкина.

Н.А.Склярова Сказки А.С.Пушкина.