2 4 2 2 3 4 1. Работа с произведением Е. Велтистова «Приключения Электроника». 1. Работа с текстом до чтения. 1) Выполнение задания в тетради (урок 4, I.1, II.2). (Т) Задание I.1. Авторская точка зрения заключена в последних двух строчках. 2) Обсуждение названия части 3. 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Самостоятельное чтение текста (гл. I, ч. 3) учащимися вслух. Учитель и дети совместно ведут диалог с автором. Учитель использует также приём комментированного чтения. Ночь. Со всего неба смотрят в окно звёзды. Луна спряталась за дом. У школы горит фонарь. – Ты хочешь спать? – Я никогда не сплю. – А что ты будешь делать? – Я буду читать. Давай мне книги. – Какие ты хочешь? Приключения? Про смешное? (Наверное, это любимые книги Сыроежкина.) – Давай всякие, – говорит Электроник. – И стихи давай. Стихи читать полезно. В каждой букве стихов полтора бита. – Каких таких бита? – удивляется Серёжка. – Бит – единица информации. В разговорной речи одна буква – это один бит. В стихах – полтора бита. Но это условное название. Можешь называть их как хочешь, хоть догами. (Вы поняли, что имел в виду Электроник? Да, в стихах «умещается» больше информации, например, за счёт подтекста.) – Вот тебе целый миллион догов, – говорит Серёжка, доставая с полки книги. – Сейчас я зажгу тебе лампу. А аккумуляторы тебе надо заряжать? – Я пришёл к выводу, что утром было очень сильное напряжение тока, поэтому я так быстро бежал. – А какое у тебя напряжение? – Сто десять вольт. – Ну, дело пустяковое. Сейчас я возьму трансформатор от холодильника, и будет как раз сто десять вольт. (С каким школьным предметом, скорее всего, дружит Сергей?) Серёжка тихонько принёс из коридора трансформатор и табуретку, взял со стола лампу и устроил друга в шкафу. Разделся, скользнул под одеяло, стал смотреть на светлую щель, разрезавшую шкаф сверху до низу. Он лежал, смотрел на золотую полоску, и ему очень хотелось встать, заглянуть в шкаф (Почему, вам понятно?) и ещё раз убедиться, не сон ли всё это. Но он слышал тихий шелест страниц, комариное гудение трансформатора, видел два белых провода, змеившихся из шкафа к розеткам, и улыбался в темноте... (Серёже очень хорошо, потому что Электроник рядом с ним.) Вдруг закружилась перед его глазами огненная карусель, подпрыгнули голубые шарики, заискрилась золотом лучистая звезда... И Серёжка уснул. ...Он вскочил, услышав щелчок замка, – это ушли родители. Распахнул дверцу шкафа и радостно засмеялся: Электроник дочитывал толстый том. (Вскочил, распахнул, радостно засмеялся... потому что...) – Доброе утро! – сказал Серёжка. – Есть миллион догов? Электроник поднял голову: – Доброе утро. Пятьсот тысяч сто шестьдесят битов. – Ну и поумнел ты! – уважительно сказал Серёжка. – Сейчас я умоюсь, и мы будем смотреть коллекции. (Интересно, что коллекционирует Сергей?) На столе в кухне лежала записка: «Серёжа! Холодильник сломался. Продукты на окне. Обедай в столовой. Мы придём вовремя. Мама, папа». – Холодильник заработал, – пропел Серёжка, ставя на место трансформатор. – А обедать не хочу! Он вытащил из стола и шкафа свои ценности (Не просто коллекции – ценности!), уселся прямо на пол рядом с Электроником. Они рассматривали и обсуждали космические марки разных стран, перебрали коллекцию значков, сыграли в лото и в «Путешествие по Марсу», смотрели картинки в старых журналах, разгадывали головоломки. Серёжка то и дело хохотал, хлопал друга по плечу. Электроник выигрывал во всём, а головоломки он распутывал, едва к ним притронувшись. – Хочешь, я тебе всё подарю? – предложил Сыроежкин. (Почему Сергею так важно что-то подарить Электронику?) – Зачем? – спокойно возразил Электроник. – Я больше ничего не хочу глотать. – Ну, тогда это будет нашим. Твоё и моё. Да?.. Ой! – Сергей вскочил, взглянул на часы. – Двадцать минут до урока! Он схватил учебник, лихорадочно забормотал: – Квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов. Квадрат гипотенузы... квадрат катетов... – Это теорема Пифагора, – сказал Электроник. – Она очень простая. – Простая-то простая, а у меня в журнале вопрос. И я не учил. Электроник взял бумагу и карандаш и мгновенно нарисовал чертёж. – Вот доказательство Евклида. Есть ещё доказательства методом разложения, сложения, вычитания... Сыроежкин смотрел на друга, как на чародея. – Здорово! – выдохнул он в восхищении. – Мне бы так... Но Сыроежкину пара обеспечена. – Что такое пара? – заинтересовался Электроник. – Ну пара... это двойка... или плохо. – Плохо, – повторил Электроник. – Понятно. Я читал в одной книге: из любого положения есть выход. Это авторитетное и проверенное высказывание. – Выход? – Сергей задумался. – Выход есть... – Он прямо взглянул в глаза Электронику и покраснел. – А ты не можешь пойти вместо меня? (Вы поняли, почему Сергей покраснел?) – Я могу, – бесстрастно сказал Электроник. (Бесстрастно – то есть ... не выражая никаких эмоций, спокойно, равнодушно.) Глаза у Серёжки заблестели. – Давай так, – он облизнул пересохшие вдруг губы. – Сегодня ты будешь Сергей Сыроежкин, а я – Электроник. Смотри! – Серёжка подвёл друга к зеркалу. – Вот ты и я. Слева – я, справа – ты. Теперь я перейду на другую сторону. Смотри внимательно. Ничего не изменилось! Опять справа – ты, а слева – я. Точно? – Точно! – подтвердил Электроник. – Сегодня я – Сергей Сыроежкин. – Чур-чура, это наша тайна, – предупредил Серёжка. – Понимаешь, тайна! Никому, хоть умри, ни слова. (Почему Сергею важно сохранить в тайне этот договор?) Поклянись самым святым! – Чем? – спросил Электроник. – Ну самым важным. Что для тебя самое важное? Электроник подумал. – Чтоб я не сломался, – промолвил он. – Так и скажи: «Чтоб я сломался, если выдам эту тайну!» Электроник хрипло повторил клятву. – Слушай внимательно! – сказал Сергей. – Ты берёшь портфель и идёшь в школу. Вон она – во дворе. Ты идёшь в седьмой класс «Б» – на первом этаже первая комната налево. Как войдёшь, садишься за вторую парту. Там сижу я, а передо мной Макар Гусев, такой здоровый верзила. Он пристаёт и дразнится, но ты плюнь на него. (То есть отношения с Макаром Гусевым у Сергея... (дети договаривают). И что Сергей предлагает Электронику? – Не обращать внимания.) Дальше всё идёт как по маслу. На первом уроке ты рисуешь, на втором отвечаешь теорему Пифагора, а третий урок – география. Ты знаешь что-нибудь из географии? – Я знаю все океаны, моря, реки, горы, города... – Отлично! Ты запомнил? Электроник повторил задание. Он запомнил всё превосходно. Серёжка моментально собрал портфель и выглянул на всякий случай на площадку: нет ли Макара Гусева? Сверху донёсся топот. Это бежал по лестнице Профессор – Вовка Корольков. – Привет! – крикнул он. – Ты ещё не читал «Программиста-оптимиста»? Там написано, что ты чемпион мира по бегу! (Это шутка или всерьёз?) Сыроежкин пожал плечами: – Подумаешь, чемпион! Вы ещё не то обо мне узнаете! Он вернулся в квартиру и сказал Электронику: – Помнишь эстраду в парке, где мы вчера спаслись от погони? Ты найдёшь её? После уроков приходи туда. 2) Выполнение задания в «Тетради по литературному чтению» (II.3). 3. Работа с текстом после чтения. 1) Беседа после чтения: – Вы согласны, что встреча с Электроником стала для Сергея настоящим событием? Найдите доказательства в тексте 3-й части. – Так что же знает, умеет, может Электроник? – Как вы думаете, а Сергей ему чем-то интересен? А вам? 2) – О чём мечтает Сыроежкин, отправляя вместо себя в школу Электроника? Письменный ответ на вопрос в тетради (задание III.4, 5).   – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? |