СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение "Карасик"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению "Карасик". Характеристика героев

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение "Карасик"»

Урок литературного чтения

Тема: Н. Н. Носов «Карасик». Характеристика героев.

Задачи: 1. Продолжить знакомство с творчеством Н. Н. Носова.

2. Формирование сознательного читателя, читательских умений и навыков.

3. Учить детей задумываться о прочитанном; сопереживать героям рассказа; оценивать их поступки и поведение; учить понимать главную мысль произведения, его идею.

4.     Развивать наблюдательность, логическое мышление, связную речь, умение анализировать.

5.     Воспитывать доброе отношение ко всему живому, честность, правдивость.

6.     Приобщать учащихся к чтению детской художественной литературы.

 Оборудование: карточки с заданиями для детей, у детей: учебники.

  Ход урока

1. Орг. момент.

Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу! 

2. Проверка домашнего задания

3.Актуализация знаний.

Умк ОБИЖАЕТ ЛИ ВОВА ЖИВОТНЫХ?

Спросили мы об этом у них 
самих и вот что услышали...

«Обижает, ещё как!.. 
Вовка — мой давнишний враг. 
Как пристанет — не отстанет: 
То за хвост меня потянет, 
То трепать меня начнёт...»
Так пожаловался кот.

«А в меня бросает комья, 
Щепки, палки — всякий хлам. 
Не дружу с озорником я!»
Так петух ответил нам.

«А меня не обижает, 
И гулять мне не мешает, 
И обходит стороной, 
Если встретится со мной... 
Уважать меня привык!»
Так сказал… (могучий бык).

           Александр Шибаев

Посмотрите внимательно на доску и догадайтесь, из каких произведений они взяты?

Карасик, огурцы, фантазеры

- Что объединяет эти произведения? ( Один автор).

- Кто автор этих произведений? ( Н.Носов).

- Кто является главными героями рассказов ?

- Что вы знаете о писателе? ( 2 –3 ответа)

Справка: Николай Николаевич Носов родился в Киеве в семье киноактера. Первые свои литературные произведения он написал в тридцатилетнем возрасте. В рассказах Носова много неожиданных комических ситуаций. А главные герои ребята - фантазеры, непоседы, выдумщики, которым часто достается за их затеи. Но оказывается, Носов был не только писателем, но и режиссёром и занимался постановкой фильмов и мультфильмов.

4.Сообщение темы

-        Сегодня на уроке мы продолжим работу над рассказом Н. Носова, который называется «Карасик» (на экране: название произведения, а внизу карасик)

Где мы можем найти  информацию о карасях? В научной или художественной литературе?

-        Карась — рыбы из семейства карповых, водится в пресных водоемах и озерах. В озерах нашей области водятся два вида карасей — серебристый и золотистый карась. 

Физкультминутка для глаз

- Как плавал карасик,покажите.

Как он резвился ваквариуме, выпускал воздух, нырял.

- А как ему стало в банке, покажите

(тесно, негде развернуться)

 Мы устали все чуть - чуть.

 Предлагаю отдохнуть.

Отдыхайте наши уши

 Тишину мы будем слушать.

 И глаза мы закрываем,

И они пусть отдыхают.

 В тишине представить море,

Свежий ветер на просторе.

За волной плывет волна,

А в округе тишина.

7. Анализ рассказа. Характеристика героев.

-        Назовите героев рассказа:

(Ребята называют героев рассказа, на экране появляются картинки: Виталик, Мурзик, Серёжа, карасик)

-        Расскажите, как карасик попал к Виталику?

- Каким был карасик? (серебристый, красивый, хороший, маленький)

-        Как к нему относился Виталик сначала?(интересовался, кормил, менял воду, заботился) 

-        Изменилось ли его отношение к рыбке потом? - Почему? (привык, забывал кормить, обменял) Как это характеризует Виталика?

- Сразу ли согласился Виталик на обмен? (Ответы ребят)

Было ли Виталику жалко отдавать рыбку? Прочитайте эпизоды из рассказа.

-        А почему Виталик боялся сознаться в том, что он обменял карасика на свисток?

-        Какие чувства он испытывал? (растерянность, задумался, волновался, боялся, переживал)

- За кого переживал Виталик? (За карасика, за Мурзика)

-        А больше всего он переживал за … СЕБЯ. Почему? (Боялся, что мама его накажет, …)

-        Почему мама подумала, что карасика съел Мурзик?

-        А что любил Мурзик делать?

-        И мама боялась, что… Что он съест карасика.

-        А почему за обедом Виталик сидел грустный и ничего не хотел есть? (Он расстроился, что мама наругает Мурзика.)

-        Как Виталик относился к Мурзику?

-        Почему мальчик все-таки сознался? (Он сознался, потому что боялся за Мурзика.)

-        Легко ли ему было это сделать? (Нет. Ему не хватило смелости.)

-        Что изменилось после его признания? (Он сразу стал веселым.)

-        А можно было бы этого избежать? Как? (Если бы Виталик сразу сказал маме …ПРАВДУ!)

-        Что такое, правда? солнышко

- В словаре Ожегова правда — это справедливость, честность, правое дело, правильный образ действий и мыслей)

Для чего нужна, ПРАВДА?

Какая тема рассказа? Какая главная мысль рассказа?
– Найдите в тексте предложение, которое может быть ответом на вопрос. (Слова мамы: «Это только трусы боятся говорить правду»)

8. Работа в группах «Грамконструктор»

Посмторите на доску

Лучше сладкая чем правда ложь горькая.

Тайное всё явью становится.

Мы ответе в приручили кого за тех.

 9. Итог урока

 7. Графический диктант  по содержанию

– 1. Мама подарила Виталику аквариум с золотистым карасиком? (Серебристым)
+ 2. Кот Мурзик любил смотреть на рыбку?
+ 3. Виталик променял карасика на милиционерский свисток?
+ 4. Виталик боялся признаться маме, что променял карасика на свисток?
+ 5. Мурзик упирался лапками и не хотел лезть в отдушину?
– 6. За обедом Виталик сидел и ел с аппетитом? (Не хотел ничего есть)
+ 7. Когда мама вышла, Виталик сунул в карман котлету и понёс её Мурзику?
+ 8. На душе было как-то нехорошо, потому что он обманул маму?
– 9. Мурзик вернулся домой, и мама хотела его пожалеть? (Наказать)
+ 10. Виталик признался маме, что променял рыбку на свисток?

Проверка по эталону . Анализ результатов.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
– + + + + – + + – +

- Почему рассказ называется «Карасик», а не «Мурзик» или «Виталик»?

-        Какие полезные уроки вы извлекли из этого рассказа?

-        Что на уроке было наиболее интересным?

10. Домашнее задание

-        Спасибо за урок! Вы работали очень хорошо! Молодцы! Нарисовать рисунок к рассказу