Урок литературного чтения
Тема: Н. Н. Носов «Карасик». Характеристика героев.
Задачи: 1. Продолжить знакомство с творчеством Н. Н. Носова.
2. Формирование сознательного читателя, читательских умений и навыков.
3. Учить детей задумываться о прочитанном; сопереживать героям рассказа; оценивать их поступки и поведение; учить понимать главную мысль произведения, его идею.
4. Развивать наблюдательность, логическое мышление, связную речь, умение анализировать.
5. Воспитывать доброе отношение ко всему живому, честность, правдивость.
6. Приобщать учащихся к чтению детской художественной литературы.
Оборудование: карточки с заданиями для детей, у детей: учебники.
Ход урока
1. Орг. момент.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
2. Проверка домашнего задания
3.Актуализация знаний.
Умк ОБИЖАЕТ ЛИ ВОВА ЖИВОТНЫХ?
Спросили мы об этом у них
самих и вот что услышали...
«Обижает, ещё как!..
Вовка — мой давнишний враг.
Как пристанет — не отстанет:
То за хвост меня потянет,
То трепать меня начнёт...»
Так пожаловался кот.
«А в меня бросает комья,
Щепки, палки — всякий хлам.
Не дружу с озорником я!»
Так петух ответил нам.
«А меня не обижает,
И гулять мне не мешает,
И обходит стороной,
Если встретится со мной...
Уважать меня привык!»
Так сказал… (могучий бык).
Александр Шибаев
Посмотрите внимательно на доску и догадайтесь, из каких произведений они взяты?
Карасик, огурцы, фантазеры
- Что объединяет эти произведения? ( Один автор).
- Кто автор этих произведений? ( Н.Носов).
- Кто является главными героями рассказов ?
- Что вы знаете о писателе? ( 2 –3 ответа)
Справка: Николай Николаевич Носов родился в Киеве в семье киноактера. Первые свои литературные произведения он написал в тридцатилетнем возрасте. В рассказах Носова много неожиданных комических ситуаций. А главные герои ребята - фантазеры, непоседы, выдумщики, которым часто достается за их затеи. Но оказывается, Носов был не только писателем, но и режиссёром и занимался постановкой фильмов и мультфильмов.
4.Сообщение темы
- Сегодня на уроке мы продолжим работу над рассказом Н. Носова, который называется «Карасик» (на экране: название произведения, а внизу карасик)
Где мы можем найти информацию о карасях? В научной или художественной литературе?
- Карась — рыбы из семейства карповых, водится в пресных водоемах и озерах. В озерах нашей области водятся два вида карасей — серебристый и золотистый карась.
Физкультминутка для глаз
- Как плавал карасик,покажите.
Как он резвился ваквариуме, выпускал воздух, нырял.
- А как ему стало в банке, покажите
(тесно, негде развернуться)
Мы устали все чуть - чуть.
Предлагаю отдохнуть.
Отдыхайте наши уши
Тишину мы будем слушать.
И глаза мы закрываем,
И они пусть отдыхают.
В тишине представить море,
Свежий ветер на просторе.
За волной плывет волна,
А в округе тишина.
7. Анализ рассказа. Характеристика героев.
- Назовите героев рассказа:
(Ребята называют героев рассказа, на экране появляются картинки: Виталик, Мурзик, Серёжа, карасик)
- Расскажите, как карасик попал к Виталику?
- Каким был карасик? (серебристый, красивый, хороший, маленький)
- Как к нему относился Виталик сначала?(интересовался, кормил, менял воду, заботился)
- Изменилось ли его отношение к рыбке потом? - Почему? (привык, забывал кормить, обменял) Как это характеризует Виталика?
- Сразу ли согласился Виталик на обмен? (Ответы ребят)
Было ли Виталику жалко отдавать рыбку? Прочитайте эпизоды из рассказа.
- А почему Виталик боялся сознаться в том, что он обменял карасика на свисток?
- Какие чувства он испытывал? (растерянность, задумался, волновался, боялся, переживал)
- За кого переживал Виталик? (За карасика, за Мурзика)
- А больше всего он переживал за … СЕБЯ. Почему? (Боялся, что мама его накажет, …)
- Почему мама подумала, что карасика съел Мурзик?
- А что любил Мурзик делать?
- И мама боялась, что… Что он съест карасика.
- А почему за обедом Виталик сидел грустный и ничего не хотел есть? (Он расстроился, что мама наругает Мурзика.)
- Как Виталик относился к Мурзику?
- Почему мальчик все-таки сознался? (Он сознался, потому что боялся за Мурзика.)
- Легко ли ему было это сделать? (Нет. Ему не хватило смелости.)
- Что изменилось после его признания? (Он сразу стал веселым.)
- А можно было бы этого избежать? Как? (Если бы Виталик сразу сказал маме …ПРАВДУ!)
- Что такое, правда? солнышко
- В словаре Ожегова правда — это справедливость, честность, правое дело, правильный образ действий и мыслей)
Для чего нужна, ПРАВДА?
Какая тема рассказа? Какая главная мысль рассказа?
– Найдите в тексте предложение, которое может быть ответом на вопрос. (Слова мамы: «Это только трусы боятся говорить правду»)
8. Работа в группах «Грамконструктор»
Посмторите на доску
Лучше сладкая чем правда ложь горькая.
Тайное всё явью становится.
Мы ответе в приручили кого за тех.
9. Итог урока
7. Графический диктант по содержанию
– 1. Мама подарила Виталику аквариум с золотистым карасиком? (Серебристым)
+ 2. Кот Мурзик любил смотреть на рыбку?
+ 3. Виталик променял карасика на милиционерский свисток?
+ 4. Виталик боялся признаться маме, что променял карасика на свисток?
+ 5. Мурзик упирался лапками и не хотел лезть в отдушину?
– 6. За обедом Виталик сидел и ел с аппетитом? (Не хотел ничего есть)
+ 7. Когда мама вышла, Виталик сунул в карман котлету и понёс её Мурзику?
+ 8. На душе было как-то нехорошо, потому что он обманул маму?
– 9. Мурзик вернулся домой, и мама хотела его пожалеть? (Наказать)
+ 10. Виталик признался маме, что променял рыбку на свисток?
Проверка по эталону . Анализ результатов.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
– + + + + – + + – +
- Почему рассказ называется «Карасик», а не «Мурзик» или «Виталик»?
- Какие полезные уроки вы извлекли из этого рассказа?
- Что на уроке было наиболее интересным?
10. Домашнее задание
- Спасибо за урок! Вы работали очень хорошо! Молодцы! Нарисовать рисунок к рассказу