Рабочая программа Литературное чтение. 1 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I
Пояснительная записка
- Цели и задачи курса
- Общая характеристика предмета
- Построение учебного процесса
- Место предмета в учебном плане
Раздел II
Планируемые результаты обучения и система оценивания
- Личностные, метапредметные и предметные результаты
Раздел III
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Раздел IV
Содержание учебного предмета
-Тематическое планирование, виды и формы учебной деятельности
Раздел V Внеурочные формы учебной деятельности
Раздел I
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии со ст.14 п.5 ст.15п.1 ст.32 п.6,7 Закона РФ «Об образовании», с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом Примерной основной образовательной программы начального общего образования
Для разработки программы были использованы следующие материалы:
- Основная образовательная программа МАОУ «СОШ №32, города Улан-Удэ»;
- Планируемые результаты начального общего образования
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
-Устав МАОУ СОЩ №32
-Учебный план МАОУ СОШ №32 на 2017-2018 учебный год
- Авторская программа «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой - УМК «Школа России»
В данной рабочей программе сохранена концепция авторской программы.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
Данный курс формирует у учащихся читательскую компетентность.
ЦЕЛИ
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4ч. внеделю, 10 учебных недель), во 2—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Раздел II
Планируемые результаты обучения и система оценивания
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения курса:
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
-формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной ин-формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс-ливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто-ятельно краткую аннотацию;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
В результате изучения курса выпускник:
- получит возможностьпознакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков российской и советской детской литературы о природе, истории России, о судьбах людей, осмыслить этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнётся формирование системы духовно-нравственных ценностей;
- начнёт понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений, получит возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами.
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
-определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
- доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
- писать отзыв о прочитанной книге;
- работать с тематическим каталогом;
-работать с детской периодикой.
- творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
- создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
- работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
- способам написания изложения
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
-определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
В 1 классе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:
- навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);
- умение выразительно читать и пересказывать текст;
- учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
Кроме техники чтения, контролируется и собственно читательская деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т. п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть и с листа. Текущий контроль осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением, целесообразно использовать и тестовые задания.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки выбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (предлоги считать). Для проверки понимания текста после чтения учитель задает вопросы. Проверка навыка чтения про себя проводится фронтально или группами.
Темп чтения
классы | Обязательный уровень | Возможный уровень |
1ч | 2ч | Зч | 4ч | 1ч | 2ч | Зч | 4ч |
1 класс | - | 10-15 | 15-20 | 20-30 | - | 20-25 | 25-30 | 30-35 |
2 класс | 40сл | 50 | 55 | 60 | 55 | 60 | 65 | 70 |
3 класс | 65 | 70 | 75 | 80 | 75 | 80 | 85 | 90 |
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Пересказ
Требования к пересказу:
1. Способность пересказывать содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану)
2. Правильно отвечать на вопрос
3. Способность подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО в 1 классе оценивание результатов изучения предмета происходит без отметок. Используется система уровневого оценивания, соответствующего каждому ученику (высокий, средний, ниже среднего и низкий) при контрольно-измерительных работах.
Раздел III
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Сборник рабочих программ «Школа России» 1 - 4 класс. М.: «Просвещение», 2016.
Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1,2/(сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская) -2-е изд. - М: «Просвещение»,2016.
Климанова Л. Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 1 класс.- М.:ВАКО, 2016. - 384 с.
Словари по русскому языку.
Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей.
Лoгинoвa О. Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс. / О. Б. Лoгинoвa, С. Г. Якoвлeвa; пoд peд. О.Б. Лoгинoвoй. 2-e изд. - M.: Пpoсвeщeниe, 2016.
Итоговая комплексная работа.
Интернет-ресурсы
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc. 1september.ru/urok
4. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http:// www.km-school.ru
Раздел IV
Содержание учебного предмета
-Тематическое планирование, виды и формы учебной деятельности
(см. КТП Литературное чтение. 1класс.)
Раздел V Внеурочные формы учебной деятельности
Из 40 часов предусмотренных программой на изучение литературного в 1 классе на внеурочные формы выделено 20% - 8 часов
Цель:
-- создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого – педагогические условия для всестороннего развития личности ребенка на основе общечеловеческих нравственных ценностей.
-- развитие и поддержание интереса к предмету ; развитие творческих возможностей каждого ребёнка, развитие инициативы ученика;
Педагогические задачи
Предоставить учащимся возможность выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях;
Формирование познавательных интересов и инициативы младших школьников, интеллектуальное развитие и совершенствование личности.
Формирование учебной самостоятельности (умения учиться) младших школьников..
Внеурочная деятельность работает на метапредметный результат.
Метапредметные результаты
. Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.
. Опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера.
. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
. Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных Интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
. Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении. готовность конструктивно их разрешать.
Основные формы внеурочной работы по литературному чтению: литературные гостиные, киноуроки, конкурсы, олимпиады, инсценирование, творческие мастерские, игры, публичное представление предметных достижений.
Календарно-урочное планирование по курсу «__Литературное чтение __1 класс»
на 2017 – 2018 учебный год
Курс рассчитан на _40___ ч, из них внеурочно - _8__ч
№ | Да- та | Тема | Форма учебной деятельности | Деятельность детей | Электронно-образовательная среда |
Жили-былибуквы (7 ч) | |
1 | | В. Данько «Загадочные буквы» И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А» | | Прогнозировать содержание раздела. Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказыватьо книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Выбирать книгу по заданному параметру. Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт. Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рассказ. Находить в стихах слова с созвучным окончанием. Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь. Использовать приём звукописи при изображении различных героев. Читать стихи наизусть. Участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца. Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя) | 1.Электронное приложение к учебнику Литературное чтение 2 класс изд. Просвещение 2.Интерактивный тренажёр «Читаем быстро» 3. Сборник диафильмов «Русские народные сказки» Сборник диафильмов «Писатели детям» 4. Эл. пособие «Портреты писателей» 5. СD Сборник мультфильмов «Русские народные сказки» 6. СD «Сказки Пушкина» 7. СD Произведения Носова 8. Сборник презентаций по разделу «Устное народное творчество» 9. Сборник презентаций по разделу «Русские писатели» 10. Клипы «Времена года» 11. Интерактивный тренажёр «Работа с текстом» 12. Сборник презентаций «Литературные викторины, КВН» 13 http://skazvikt.ucoz.ru/ publ/31-1-0-444 14 http://www.myshared. ru/ 15 .Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/ 16Единая Коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ |
2 | | С. Чёрный «Живая азбука» Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет». | |
3 | | Г.Сапгир «Про медведя» М.Бородицкая «Разговор с пчелой» | |
6 | | С.Маршак «Автобус номер двадцать шесть» | Театрализация отрывков произведения |
7 | | Проверим себя и оценим свои достижения | |
Сказки, загадки, небылицы (8 ч) |
8 | | Русская народная сказка «Курочка Ряба».Е.Чарушин «Теремок». | | Прогнозировать содержание раздела. Подбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела; рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждать прочитанное. Выбирать нужную книгу по заданным параметрам. Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении — читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение. Анализировать представленный в учебнике картинный план. Соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Рассказывать сказку на основе картинного плана. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти. Сравнивать народную и литературную сказку. Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам. Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание. Проверять чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно оценивать свои достижения | |
9 | | Русская народная сказка «Рукавичка» | | |
10 | | Загадки. Песенки | Конкурс на лучшую загадку. Введение в проект «Сборник загадок» | |
11 | | Небылицы. Потешки | | |
12 | | Английские народные песенки. | | |
13 | | А.С.Пушкин Сказки | | |
14 | | Мои любимые сказки | Викторина |
15 | | Проверим себя и оценим свои достижения | | |
Апрель, апрель. 3венит капель! (5 ч) | |
16 | | А.Майков «Весна», С.Маршак «Апрель» | | Прогнозировать содержание раздела. Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений. Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему; на разные темы. Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумывать свои сравнения. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки. Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения. | |
17 | | И.Токмакова «Ручей» | | |
18 | | Е.Трутнева «Когда это бывает?» | | |
19 | | Проект: «Сборник загадок». | Проект. Защита проекта. | |
20 | | Проверим себя и оценим свои достижения | | |
21 | | Конкурс стихов | Конкурс |
И в шутку и всерьёз (7 ч) | | |
22 | | И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Г. Кружков «РРРЫ», | | Прогнозировать содержание раздела. Подбирать книги к выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книгах с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Воспринимать на слух художественное произведение. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом. Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг. Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста. Определять настроение автора. Объяснять смысл названия произведения. Придумывать свои заголовки. Находить слова, которые отражают характер героя. Передавать при чтении настроение стихотворения. Читать по ролям, отражая характер героя произведения. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Сравнивать произведения на одну и ту же тему; находить сходства и различия. Оценивать свои достижения | |
23 | | Н.Артюхова «Саша – дразнилка» | | |
24 | | О. Дриз, О.Григорьев Весёлые стихи | | |
25 | | И. Токмакова «Разговор Лютика и Жука», И Пивоварова «Кулинаки-пулинаки» | | |
26 | | К.Чуковский «Телефон» | | |
27 | | Игра «Мы из сказок дедушки Чуковского» | Игра |
28 | | Проверим себя и оценим свои достижения | | |
Я и мои друзья (6 ч) | | |
29 | | Ю. Ермолаев «Лучший друг» | | Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем. Читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанном. Обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения. Определять тему произведения и главную мысль. Соотносить содержание произведения с пословицами. Составлять план рассказа. Сравнивать рассказы и стихотворения. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом. Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; находить нужную информацию в соответствии с заданием; представлять найденную информацию группе | |
30 | | Е.Благина «Подарок», В.Орлов «Кто первый?» | | |
31 | | Р.Сеф «Совет», В.Берестов «В магазине игрушек» | | |
32 | | А. Барто «Вот так защитник», С. Маршак «Хороший день» | | |
33 | | Проверим себя и оценим свои достижения | | |
34 | | Проект: «Моя семья», «Мой друг» | Проект. Художественный и словесный портрет. | |
О братьях наших меньших (5 ч) | | |
35 | | С.Михалков «Трезор» | | Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу. Читать произведение с выражением. Сравнивать художественный и научно-популярный текст. Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя). Называть особенности сказок — несказок; придумывать свои собственные сказки — несказки; находить сказки — несказки, в книгах. Характеризовать героя художественного текста на основе поступков. Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | |
36 | | В.Осеева «Собака яростно лаяла», И.Токмакова «Купите собаку» | | |
37 | | В.Берестов «Лягушата» | | |
38 | | Н.Сладков «Лисица и ёж» | | |
39 | | Проверим себя и оценим свои достижения | | |
40 | | Праздник читателя | Праздник |