2 4 2 2 3 3 Чтение текста сказки «Ослиная шкура». 1. Работа с текстом до чтения. Учитель записывает имя автора и заглавие сказки на доске. – Прочитайте имя автора. – Как называется сказка? – Сравните два словосочетания: ослиная шкура и Ослиная Шкура. – Каково значение каждого? (Шкура, принадлежащая ослу. Чьё-то прозвище.) – Кого так могли бы звать? – Перелистайте страницы, рассмотрите иллюстрации. Назовите героев сказки. Кого из них могли бы звать Ослиной Шкурой? Почему? 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение (вслух, комбинированное: дети и учитель). Комментарии по ходу чтения практически не требуются, при необходимости проводится словарная работа. После чтения каждой части можно её озаглавить (задание 2 в тетради, с. 31), задать вопросы на понимание. После чтения части 1: – Вы согласны, что королева была любящей женой и умной женщиной? (Королева хотела, чтобы король был счастлив и тогда, когда её не будет. Сделать его таким могла только женщина красивая и умная. Поэтому и последняя её просьба – это забота о муже.) После чтения части 2: – Каким вы увидели короля? (Теперь это уже не любящий человек, а настойчивый, жёсткий. В сказке не говорится, что он полюбил принцессу, он просто решил жениться, поддался на уговоры придворных, а чувства принцессы его не интересуют.) После чтения части 3: – Вас ничего не удивило в поведении принцессы? (Она не гордая: согласилась быть служанкой; выдержала насмешки – сильный характер; трудолюбива, всё умеет, не боится грязной работы – а ведь она принцесса!) – Вы нашли ответ на вопрос, почему девушку звали Ослиная Шкура? После чтения части 4: – Как вы думаете, почему у королевича была такая странная просьба? Что он хотел узнать, понять? После чтения части 5: – Случайно ли принцесса уронила в тесто колечко, как вы думаете? – Вам понравились король и королева? Чем они непохожи на обычных королев и королей? (Любят своего сына так, что даже согласны женить его на «самой последней служанке»…) После чтения части 6: – Вам эта «процедура» ничего не напоминает? (Похожий сюжетный ход в сказке Ш. Перро «Золушка», только с туфелькой.) После чтения части 7: – Что ещё узнаём о принцессе из этой, заключительной части? (Скромная, сама не говорит, что она принцесса, это делает её тётя волшебница; смущается от всеобщего внимания; она выходит замуж за королевича, потому что полюбила его: перечитываем две последние строчки.) 2. Выявление первичного восприятия. – Если сказка вам понравилась, объясните почему. 3. Обобщающая беседа. а) – Что указывает на то, что мы прочли волшебную сказку? (Дети перечисляют сказочные приметы.) б) – Почему принцесса не попросила свою тётку (волшебницу!) помочь обеспечить жизнь и почему волшебница Сирень сама этого не делает? в) – В сказке торжествует справедливость, и принцесса получает награду. Какую? (Выходит замуж за любимого человека, становится счастливой.) г) – Она заслужила эту награду? (Да, трудолюбием, скромностью, благородством, силой характера…) д) – Вспомните, в каких ещё сказках героини получают награду за эти качества. («Мороз Иванович» В. Одоевского, «Золушка» Ш. Перро.) Как вы думаете, случайно ли такое сходство? Получается, что разные авторы из разных стран думают одинаково? е) – Какие ещё мудрые мысли вы прочли «между строк» в сказке «Ослиная шкура»? (Справедливость обязательно восторжествует. Душевная красота, трудолюбие, благородство видны и под грязной ослиной шкурой…) 4. Повторное чтение понравившихся фрагментов по выбору детей. 3. Работа с текстом после чтения. 1. Повторное обращение к иллюстрациям. Задание: найти и прочитать соответствующие строчки. 2. Нахождение и запись ключевых слов (задание 3 в тетради, с. 31). король погоня пирог смерть королевы работница колечко воспитанница усердно примеривать женитесь на ней королевич кольцо впору три платья красавица волшебница шкура любимого осла болезнь свадьба уходи из дворца 3. Рассказ учителя о Ш. Перро (материал см. в сборнике «Детские писатели». – М.: Баласс, 2003).   – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? | 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. |