русская народная сказка «каша из топора»
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления с понятием «бытовая сказка»; способствовать развитию речи, навыков чтения, умения анализировать текст |
Тип урока | Решение частных задач (урок-диалог) |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: читать, выражая настроение произведения; характеризовать героев сказки; соотносить качества героев сказки с их поступками; называть русские народные сказки и их героев; получат возможность научиться: рассказывать сказку по иллюстрации, по плану; соотносить пословицу и сказочный текст, рисунок и сюжет сказки; придумывать свои собственные сказочные сюжеты; самостоятельно оценивать свои достижения. Метапредметные: познавательные: пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации; регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективный способ достижения результата; коммуникативные: аргументированно высказывают свою позицию; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера. Личностные: сравнивают поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливают поступки героев |
методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные ресурсы | 1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/formirovanie-universalnykh-uchebnykh-deistvii-na-urokakh-literaturnogo-cht 2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/formirovanie-uud-na-uroke-literaturnogo-chteniya-vo-2-klasse |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; опорная схема «Жанры произведений», карточки с вопросами «Как? Что? Где?»; шифрограмма «Смёткадорожебогатства», рисунки (избушка, теремок, дворец) для определения жанра произведения |
организационная структура (сценарий) урока
I. Организация начала урока.
– Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, а теперь подарите ваши улыбки учителю. Спасибо.
II. Актуализация знаний.
– Какую тему мы изучали на уроке литературного чтения? («Устное народное творчество».)
– Какие жанры относятся к устному народному творчеству? (Пословицы, песни, сказки, поговорки.)
III. Прогнозирование темы и жанра произведения, изучаемого на уроке.
На доске запись: Обман – это…
Задание: Прочитайте предложение на доске. Как вы понимаете его смысл? (Ребята высказывают своё мнение.)
Задание: Прочитайте название произведения, рассмотрите иллюстрацию к тексту, определите, к какому жанру относится данное произведение.
– Что удивило вас в названии сказки?
– В каком домике будут жить герои этой сказки? (В избушке.)
– Какие предметы на иллюстрации доказывают, что это бытовая сказка?
IV. Первичное восприятие произведения.
Сказку читает ученик.
Задание перед чтением: Что заинтересовало вас в этой сказке?
Учащиеся читают сказку про себя.
Задание перед чтением: Найдите слова, которые нуждаются в объяснении.
Словарная работа.
– Как вы понимаете значение слов: побывка, притомился, чулан, сдобрил, дорожный человек, вдоволь. (Если ученики затрудняются ответить, помогает учитель.)
V. Проблемный анализ произведения.
– Как вы считаете, старуха жадный человек или экономная хозяйка?
– Солдат положительный или отрицательный герой?
– Правильно ли он поступил, обманув старуху?
VI. Анализ художественных образов.
1. Работа по вариантам.
– Пересмотрите сказку и найдите, как по-разному называют:
I вариант: старуху (сирота, хозяйка).
II вариант: солдата (дорожный, служивый, добрый человек).
– Сколько раз повторяется в сказке слово «старуха»? Зачем автор это делает?
2. Характеристика главных героев.
– Дайте характеристику главным героям:
девочки – солдату;
мальчики – старухе.
– Используйте задание на с. 47 учебника.
VII. Стилистический анализ сказки.
– Как народ относится к своим героям?
– Какими словами он их описывает?
– Что в сказке фантастическое, а что действительно могло случиться в жизни?
VIII. Творческие задания.
– Перечитайте сказку ещё раз и придумайте свои вопросы по содержанию.
1-й ряд: С вопросом КАК?
– Как солдат начал варить кашу?
– Как солдату удалось выпросить соль?
– Как старуха следила за солдатом?
2-й ряд: С вопросом ЧТО?
– Что приметил солдат под лавкой?
– Что говорила старуха, когда ела кашу?
3-й ряд: С вопросом ГДЕ?
– Где остановился солдат?
– Где хранила старуха крупу?
– Чему учит эта сказка?
– Какова ее идея?
IX. Итоговый анализ урока. Рефлексия учебной деятельности.
– Прочитайте шифрограмму.

– Что вы прочитали? (Пословицу.)
– Объясните смысл этой пословицы.
– Можно ли солдата назвать обманщиком?
– Ответьте на задание, которое вы получили в начале урока. Что такое обман?
Варианты ответов:
1. Обман – это хитрость.
2. Обман – это неправда, чтобы добиться желаемого.
3. Обман – это жульничество.
4. Обман – это смекалка, фантазия.
– Найдите значение этого слова в словаре.
ОБМАН – ЗАБЛУЖДЕНИЕ.
ОБМАНУТЬ – ПОСТУПИТЬ НЕДОБРОСОВЕСТНО, НАРУШИТЬ ОБЕЩАНИЕ.
– Это положительная черта характера или отрицательная?
– Какое задание понравилось на уроке?
– Что показалось сложным?
– Оцените свою деятельность.
Домашнее задание.
Чтение сказки по ролям.