СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературный клуб "ТРИ СВЕЧИ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помочь учащимся глубже познать внутренний мир писателя - гуманиста. Показать своевременность звучания мыслей Достоевского о России и ее будущем. Привлечь учащихся к обсуждению идей великого писателя.

Просмотр содержимого документа
«Литературный клуб "ТРИ СВЕЧИ»

Литературный клуб "ТРИ СВЕЧИ

В гостях у великого писателя - гуманиста. Поразмышляем о будущем России.
Цель: Помочь учащимся глубже познать внутренний мир писателя - гуманиста. Показать своевременность звучания мыслей Достоевского о России и ее будущем. Привлечь учащихся к обсуждению идей великого писателя.

Эпиграфы:
Я не знаю, как все это
будет, но это сбудется.
Сад будет!
Ф.М. Достоевский

Мы верим, что Бог
над нами может,
Что Русь жива
и умереть не может.
(из стихотворения Ф.М. Достоевского).

Оформление. Гостиная Достоевского. В центре круглый стол. На нем книги, чернильный прибор, два подсвечника.
Первый ведущий. В нашей стране и во всем мире хорошо известно имя великого русского писателя Ф.М. Достоевского. Около 30-ти лет прожил он в Петербурге. Здесь создавалась большая часть его произведений, в том числе романы "Записки из мертвого дома", "Униженные и оскорбленные", "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы".
Второй ведущий. Многие места в Петербурге связаны с именем великого писателя. Среди них - дом в центре города на углу Кузнечного переулка, где "В 1846 году и с 1878 года по день смерти 9 февраля 1881 года жил Ф.М. Достоевский. Здесь им был написан роман "Братья Карамазовы". (Диапозитив с изображением дома Достоевского)
Первый ведущий. Мы приглашаем Вас посетить этот дом. Перенесемся в Петербург XIX века. И прежде, чем войдем в дом, приглядимся к переулку и улицам, которые окружают дом.
Второй ведущий. Это старый район города в 40-х г. XVIII века был отдан под Дворцовую слободу. Заселили его придворные мастера и служители. В середине XIX века деревянные домики стали вытесняться высокими кирпичными домами. Чтобы привлечь жильцов и показать свое богатство, домовладельцы при возведении домов не скупились на украшение фасадов. А зелень и деревья считались ненужной роскошью. Обитателями этих домов были мелкие чиновники, учителя, небогатые торговцы и прочие представители среднего слоя населения.
Первый ведущий. А теперь вернемся к дому, в котором жил и скончался писатель. Этот дом был построен в начале XIX в. и принадлежал купцу Климу Кучину. В письме к брату от 1 февраля 1846 года Федор Михайлович Достоевский сообщал: "Я нанимаю теперь две превосходных меблированные комнаты от жильцов. Мне очень хорошо жить".
Второй ведущий. Дверь квартиры №10, где жил Достоевский, была обита обтрепанной клеенкой. На двери мы видим дощечку с гравировкой "Ф.М. Достоевский". Слева - старинный звонок. Тянем кнопку на себя. Слышим звон колокольчика. Войдем же в квартиру писателя. И вот мы в гостях у Ф.М. Достоевского.
Первый ведущий. Федор Михайлович был общительным человеком. Этот гостеприимный дом часто посещали люди различных профессий: писатели и поэты, артисты и правоведы, философы и общественные деятели. Частыми гостями семьи писателя были: историк литературы и критик О.Ф. Миллер, поэт и переводчик А.Н. Майков, писатель Д.В. Григорович, журналист, издатель газеты "Новое время" А.С. Суворин.
Второй ведущий. Друзья собирались в гостиной за круглым столом, на котором стояли подсвечники. Здесь же в бронзовой рамке портрет А.С. Пушкина - любимого поэта Федора Михайловича Достоевского.
Вот что вспоминали об этих встречах: Анна Павловна Философова, видная общественная деятельница, одна из создательниц высших женских курсов; Анатолий Федорович Кони, публицист и литератор; Дмитрий Васильевич Григорович:
... Мы сидели друг против друга. С увлечением говорили о его новых произведениях, но всегда наши разговоры сводились к размышлениям о будущем России. (А.П. Философова).
- Он курил, - он всегда очень много курил, - и мне видится до сих пор его бледная и худая рука, с узловатыми пальцами, с выдавленной чертой вокруг кисти, - быть может, следами каторжных кандалов, видится, как рука эта тушит докуренную толстую папиросу. (А.Ф. Кони).
- Собственно говорил он один, а мы с жадностью слушали и внимательно запоминали каждое его слово. Мне видится, как Федор Михайлович, положив ногу на ногу, охватив колено руками, - точь-в-точь как на портрете Лерова,
- пытливо глядит нам в лицо и говорит своим напряженно - глухим голосом, точно доказывая кому-то истину своих мыслей... (Д.В. Григорович).
Первый ведущий. Прислушаемся и мы к мыслям Достоевского и поразмышляем вместе с ним о будущем России.
Ф.М. Достоевский:
Россия - Европа.
Нам все не верят, все нас ненавидят, - почему? Да потому, что Европа инстинктом слышит и чувствует в нас нечто новое и на нее нисколько не похожее. А Россию-то постоянно подгоняют: Почему это она не Европа? Как это она не Европа? Ведь европейцы - престранный и пренеразрешимый народ. Мы вот лезем к ним, даже иной раз не уважая себя, уверяем их в нашей дружбе и нашей любви, а они-то все нас отталкивают! А только что мы станем особливо, и заявим, что впредь мы уважаем себя и жить будем только для себя - тотчас же они начнут уважать нас, поверьте, даже к нам полезут сами и уж без наших заискиваний нас к своим причтут.
Вы скажите, что на западе померк образ Спасителя? Нет, я этой глупости не скажу. Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного... Нравственный образец и идеал есть у меня - Христос.
Мысли о народе.
- А что такое у нас лучшие люди? Дворянство разрушено. ... А лучшие пойдут от народа и должны пойти. У нас более чем где-нибудь это должно организоваться. Правда, народ еще безмолвствует. У него еще нет голоса. Голос же интеллигенции народу непонятен, да и не слышен. У нас в народе нет зависти: сделайте народу полезное дело и станете народным героем. В народе потребность чего-то нового; нового слова, нового чувства, потребность порядка нового. Бесшабашный период пьянства после крестьянской реформы проходит. Надо беречь народ!
Хотя я и неизвестен русскому народу теперешнему, но буду известен будущему. Ибо направление мое истекает из глубины христианского духа народного. Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, т.е. изображаю все глубины души человеческой, пытаюсь найти человека в человеке!
Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши 90 млн. русских будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы. Верую даже, что царство мысли и света способно водвориться у нас, в нашей России, еще скорее, может быть, чем где бы то ни было. И фабрики-то, может быть нечего бояться, может быть, фабрика-то среди садов устроится... Я не знаю, как все это будет, но это сбудется. Сад будет.

Мы веры нашей спроста не теряем
(Как был какой-то западный народ);
Мы верою из мертвых воскресали,
И верою живет Славянский род.
Мы веруем, что Бог над нами может,
Что Русь жива и умереть не может!

(Из стихотворения "На европейские события в 1854 г."
Ф.М. Достоевского, написанного им в мае 1854 года.
Напечатано в журнале "Гражданин" за 1883 г. №1).
В подготовке сценария вечера использована литература.
1. Боград Г.Л. Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского. Рыбалко Б.Н. - Л.: Лениздат, 1981.
2. Биография, письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского. С.-Петербург. Типография А.С. Суворина, Эртелев переулок., д. 11, 1883 г.

Литературный бал "Твой XVIII век"

  • Нюшкова Виктория Федоровна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Литература, Внеклассная работа

Цели:

  • Воспитание чувства гордости за свою страну, свой народ, создавший великую культуру.

  • Повторение изученного материала по истории литературы.

  • Расширение кругозора учащихся за счёт введения литературного материала в исторический контекст.

  • Эстетическое воздействие на эмоции учащихся посредством использования разных видов искусства: живописи, музыки, танца, театральных сцен.

  • Развитие творческих способностей через участие в танцах, театральных постановках, инсценировании басен.

Используемые наглядные пособия:

  • Портреты М. В. Ломоносова, Д. И. Фонвизина, И. А.Крылова, Петра Первого, Г. Р. Державина, картины художников XVIII века Боровиковского, Левицкого, Рокотова, неизвестных художников.

  • Фотографии памятников культуры, Медного Всадника.

Слово учителя:

XVIII век был давно. Сколько поколений отделяет нас от той эпохи… Какие люди жили тогда? Как жили? О чём мечтали?

Всмотритесь в эти лица — лица людей, которые жили тогда…Они так же, как мы, любили и ненавидели, радовались и грустили, страдали от боли и наслаждались видом прекрасного. (Показать картины и рассказать немного о них)

Сегодня мы даже представить не можем жизнь не только без телевизора или автомобиля, но даже без электричества…без асфальта на дорогах… без больших многоэтажных домов … без больших городов (ведь всё население России в 1725 году составляло 9 миллионов человек!) Наконец, как жили люди без литературы?! (Ведь почти все книги, которые мы сегодня имеем, написаны были позднее, а все произведения древнерусской литературы, напечатанные современным способом, поместятся в два небольших тома…)

А. С. Пушкин однажды сказал: “Словесность наша явилась вдруг в XVIII столетии”. Почему же “вдруг”? Что послужило тем толчком, что Россия из отсталого государства где-то на задворках Европы вдруг стала великой державой, с которой невозможно было не считаться, которая создала не только свою армию, флот, промышленность, но и величайшую культуру?

Кого из деятелей науки и культуры XVIII века вы можете назвать? (Ученики называют, как правило, очень немного имён).

Как видите, очень плохо мы знаем тех, кто создавал основы нашей культуры. Вот потому-то моим первым желанием было назвать наш литературный бал “Неизвестный XVIII век”. А ведь это был “Век Просвещения”!

Начиналось же всё тогда…

Первый чтец (читает отрывок из поэмы А. Пушкина “Медный всадник”)

Учитель:

Да, так, со строительства будущей столицы в устье Невы, всё начиналось… Пётр “Россию поднял на дыбы” прежде всего реформами, которые затронули практически все стороны жизни.

Какие вы можете назвать реформы, проведённые Петром Первым в начале XVIII века? На изменение каких сторон жизни они были направлены? (Ученики называют реформы в армии, промышленности, торговле, изменение бюрократической системы, укрепление абсолютизма, введение “Табели о рангах”, повышение роли образования, создание Российской Академии наук. Учителю нужно обратить внимание на то, что в Европе в 1590 году было 39 университетов, в России вплоть до XVIII века — ни одного; в Европе было 1400 типографий, в России — 3(!) и ни одной газеты!)

(Инсценировка отрывков из пьесы Алексея Толстого “Пётр 1”, см. Приложение 1)

Учитель:

Да, вот так, может быть, впервые в русской истории в эпоху Петра простой человек мог добиться почета и уважения исключительно благодаря своим способностям, трудолюбию, стремлению принести пользу Отечеству.

Но в чем дело? Разве вы не слышали указ Государя на ассамблеях всем танцевать?

(Исполняется менуэт, все танцуют.)

Учитель:

Ах, как много сделал Петр! Это он заложил основы будущего Века Просвещения: основал не только Академию Наук, но и Кунсткамеру, Эрмитаж, основал Академию художеств… Но сколько еще не успел! После его смерти на долгие десятилетия воцарилась “эпоха дворцовых переворотов” — не до науки и искусства было правителям, не до просвещения… Тем не менее искры, брошенные Петром, не могли не дать огня.

(Второй чтец читает отрывок из виршей Антиоха Кантемира “К уму своему”.)

Учитель:

Настоящим же началом нашей российской литературы было появление гения XVIII века — ученого, поэта, художника Михаила Васильевича Ломоносова. Помните, о чем он говорил в своей “Оде на день восшествия на престол ея величества императрицы Елизаветы Петровны 1747 года”?

(Третий чтец исполняет отрывок из оды М. В. Ломоносова “Науки юношей питают…”)

Учитель:

Какие еще стихи Ломоносова вы знаете?

(Исполняются “О пользе стекла”, “Случились два астронома в пиру…”)

Учитель:

Кого из поэтов, современников Ломоносова, вы знаете? (Ответы учащихся). А ведь их было немало: Сумароков, Херасков, Ржевский, В. Майков, Богданович, Костров…

Однако, по данным статистики, в 1750 году около половины дворян в России были неграмотны. Что уж говорить о других слоях населения! Вот потому-то перед государством и перед литературой встала великая задача: показать необходимость образования, заклеймить невежество, а, следовательно, в корне изменить образ жизни русского дворянства. Не случайно с этого времени входит в употребление термин “Век Просвещения”.

В каком известном вам произведении автор осуждает невежество?

Что это за произведение по жанру?

Почему в XVIII веке многие писатели обратились к драматургии?

(Инсценировка отрывков из комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”. Сцена экзамена Митрофана.)

Учитель:

Ну как, знакомая картина? Почему мы и сегодня смеемся над тем, что написано драматургом более двухсот лет назад?

А какие еще пороки осуждает Д. И. Фонвизин в этой пьесе? Почему? (Ответы учеников)

Кроме драматургии, большую популярность в XVIII веке получил жанр басни.

Кого из баснописцев можете назвать?

А ведь басни писали и Василий Тредиаковский, и Александр Сумароков, и Василий Майков. Вот послушайте.

(Исполняются басни В. Майкова “Роза и ананас”, “Детина и конь”, “Роза и змея” с элементами инсценирования, см. Приложение 2)

Учитель:

Так чему же учит своих читателей Василий Майков?

Можно ли сказать, что советы писателя XVIII века сегодня устарели? Почему? (Ответы учащихся).

Учитель:

А ведь Василий Майков писал и замечательные загадки. Посмотрим, справятся ли просвещенные представители XXI века с этими загадками.

Загадки.

1.

Глеб имеет назади,
А Борис напереди,
Баба две имеет сряду,
А без этого наряду
Не признал бы бабы свет;
А у девки только нет.

2.

Я ни воздух, ни вода,
Быть землею мне не можно,
И не огнь я, то неложно.
Но я в воздухе всегда
И по нем всегда летаю,
И всегда желаньем таю
Устремиться в небеса;
Но препятства обретаю.
Жизни нет моей и часа:
Я по ветру разношуся,
Человека не страшуся.
А его я некогда
И вредить собой умею,
Только тела не имею,
Ни души от божества,
А рожусь от вещества;
Жизнь моя дотоле длится,
Как престану я родиться.

Учитель:

А еще в XVIII веке писатели любили поиграть словами. Угадайте, в чем хитрость поэта.

Чтец исполняет “Оду, собранную из односложных слов” А. Ржевского.

Как я стал знать взор твой,
С тех пор мой дух рвет страсть:
С тех пор весь сгиб сон мой;
Стал знать с тех пор я власть.
Хоть сплю, твой взор зрю в сне,
И в сне он дух мой рвет:
О коль, ах, мил он мне!
Но что мне в том, мой свет!
Он мил, но я лишь рвусь;
Как рвусь я, ты то знай.
Всяк час я мил быть тщусь;
Ты ж мне хоть вздох в мзду дай.

Учитель: А вот еще более сложное произведение того же автора:

Сонет, заключающий в себе три мысли: читай весь по порядку, одни первые полустишия и другие полустишия

Вовеки не пленюсь / красавицей иной;
Ты ведай, я тобой / всегда прельщаться стану,
По смерть не пременюсь; / вовек жар будет мой,
Век буду с мыслью той, / доколе не увяну.

Не лестна для меня / иная красота
Лишь в свете ты одна / мой дух воспламенила.
Скажу я не маня: / свобода отнята –
Та часть тебе дана, / о ты, что дух пленила!

Быть ввек противной мне, / измены не брегись,
В сей ты одна стране / со мною век любись.
Мне горесть и беда, / я мучуся тоскою,

Противен мне тот час, / коль нет тебя со мной;
Как зрю твоих взор глаз, / минутой счастлив той,
Смущаюся всегда / и весел, коль с тобою.

(Это произведение сложное для восприятия на слух, поэтому лучше, если его будут читать два человека; более того, неплохо бы иметь и написанный текст — по полустишиям, которые сначала демонстрируются вместе, а потом по отдельности, как и читаются)

Учитель:

Век Просвещения не прошел зря. За полвека произошли огромные изменения в сознании людей. Стало не только необходимо быть образованным человеком, но и престижно. Дворяне теперь нередко даже плохо знали родной язык, предпочитая изъясняться по-французски. А уж театр, музыка прочно вошли в жизнь и быт русского человека. Иногда случалось и такое.

(Инсценировка отрывка из пьесы И. Крылова “Урок дочкам”.)

(Исполняется полонез.)

Учитель:

Наконец, нельзя не сказать и еще об одном поэте, без которого литература XVIII века немыслима — о Г. Р. Державине. О нем вы знаете, конечно.

Какие произведения Г. Р. Державина вам известны?

Читаются стихотворения Г. Р. Державина “Если б милые девицы…”, “Река времен в своем стремленье…”

Учитель:

Век XVIII — великий век в истории нашей страны. Из отсталой страны, с которой в Европе привыкли не считаться, Россия стала огромной сильной державой, раскинувшейся от Белого моря до Черного, от Балтийских берегов до далекого Тихого океана. Выросло множество новых городов. Новая столица — Петербург, “полночных стран краса и диво” — менее чем за сто лет становится одним из красивейших городов Европы. Русскими землепроходцами были освоены и описаны земли камчатские и сибирские, а в Московском университете уже обучались “собственные Платоны и Невтоны”.

Наконец, появилась “вдруг” новая литература. И пусть это было только начало, может быть, только робкие шаги, но, как сказал поэт (еще один поэт XVIII века, хотя нам он больше известен как писатель-прозаик и историк) — Н. М. Карамзин:

Во всех, во всех страна'х Поэзия святая
Наставницей людей, их счастием была,
Везде она сердца любовью согревала…

И уже родились те люди, которые составят славу не только нашей литературе, но и всему Отечеству: В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, К. Ф. Рылеев…братья Муравьевы… А в самом конце XVIII века — 26 мая 1799 года в обычном московском доме появился мальчик, имя которого через несколько лет и доныне станут с благоговением произносить все русские люди — Александр Сергеевич Пушкин.

Надеюсь, сегодня “Неизвестный XVIII век” стал вам немного ближе, вы узнали о людях, живших в то далекое время, чуть больше, и, может быть, эта встреча с литературой XVIII века не будет для вас последней. А потому я взяла на себя смелость назвать наш праздник все-таки по-другому: “ТВОЙ XVIII ВЕК” И сегодня писатели XVIII века и я подготовили вам, представителям XXI века, накануне Нового года свои напутствия и пожелания.

(Звучит музыка, ребята вытягивают и зачитывают приготовленные заранее учителем строчки из стихотворений поэтов XVIII века.)