СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературные термины

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение дитературы требует знания терминов. 

Просмотр содержимого документа
«Литературные термины»

Литературные термины

АБЕРАЦИЯ – искажение чего-нибудь.

АБЗАЦ — отрывок текста от одной красной строки до другой.

АВТОБИОГРАФИЯ — произведение, в котором писатель описывает свою жизнь.

АВТОГРАФ — собственноручно написанная автором рукопись произведения, письмо, надпись на книге, а также собственноручная подпись автора.

АВТОР – реальная личность, создатель литературного произведения.

АВТОРСКАЯ РЕЧЬ — иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного образа.

АКМЕИЗМ — литературное течение (неоромантизм) в русской поэзии начала XX века. Это название придумал Н.С.Гумилёв для обозначения творчества группы поэтов, в которую входили А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам и другие.

АКРОСТИХ — стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют имя или фамилию, слово или фразу.

АКТУАЛИЗМ — ощущение времени, при котором настоящее воспринимается как единственная объективная реальность.

АЛЛЕГОРИЯ – вид иносказания. Отвлечённое понятие, воплощённое в конкретном образе: волк – жадность, лиса – хитрость, крест (в христианстве) – страдание и т.п.

АЛЛИТЕРАЦИЯ — повторение в стихах (реже в прозе) одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи.

АЛЛЮЗИЯ – использование намёка на какой-нибудь хорошо известный факт вместо упоминания самого факта.

АЛЬМАНАХ — сборник литературных произведений различного содержания.

АМФИБРАХИЙ — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударение падает на второй слог.

АНАКРЕОНТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ — вид античной лирической поэзии: стихотворения, в которых воспевалась веселая, беззаботная жизнь.

АНАПЕСТ — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении с ударением на третьем слоге.

АНАФОРА – повторение одних и тех же звуков, слов, или словосочетаний в начале каждой стихотворной строки.

АНЕКДОТ – жанр фольклора, короткий рассказ юмористического содержания с остроумной концовкой.

АНИМАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ – произведение, в котором описываются повадки и характерные черты животных.

АННОТАЦИЯ — краткое пояснение к содержанию книги.

АНОНИМ — 1) произведение без обозначения имени автора; 2) автор произведения, скрывший свое имя.

АНТИСИСТЕМА — системная целостность людей с негативным мироощущением.

АНТИТЕЗА — оборот поэтической речи, в котором для выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.

АНТОЛОГИЯ — сборник избранных произведений разных авторов.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – воззрение, согласно которому человек «венец мироздания».

АПОСТРОФА — оборот поэтической речи, состоящий в обращении к неодушевленному явлению как к одушевленному и к отсутствующему лицу как к присутствующему.

АРХИТЕКТОНИКА — построение художественного произведения, соразмерность его частей, глав, эпизодов.

АФОРИЗМ – краткое изречение, содержащее в себе оригинальную мысль, житейскую мудрость, нравоучение.

БАЛЛАДА — лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера.

БАСНЯ — небольшое произведение с ироническим, сатирическим или нравоучительным содержанием основанная на приёме иносказания, аллегории. От притчи или аполога басня отличается законченностью сюжетного развития, от других форм аллегорического повествования, например аллегорического романа, единством действия и сжатостью изложения.

БЕЗДНА — пустота или вакуум, не являющийся частью материального мира.

БЕЛЛЕТРИСТИКА — художественные прозаические произведения.

БЕЛЫЕ СТИХИ — стихи, не имеющие рифмы.

БЛАГОЗВУЧИЕ (эвфония) — качество речи, заключающееся в красоте и естественности ее звучания.

БУРИМЕ — стихотворение, составленное по заранее заданным, часто необычным рифмам.

БУРЛЕСК — шуточное повествовательное стихотворение, в котором возвышенная тема излагается иронически, пародийно.

БЫЛИНА — русская народная повествовательная песня-поэма о богатырях и героях.

ВДОХНОВЕНИЕ — состояние озарения, творческого подъема.

ВЕРЛИБР – свободный стих без формальных признаков (метра и рифмы), но обладающий некоторой ритмичностью.

ВЕРСИФИКАЦИЯ — система определенных правил и приемов построения стихотворной речи, стихосложения.

ВИДЕНИЕ – описание путешествия по загробному миру в сопровождении ангела, святого; содержит религиозное или этическое поучение.

ВИРШИ — стихи на религиозные и светские темы с обязательной рифмой в конце строки.

ВКУС ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — способность правильного восприятия, самостоятельного осмысления произведений искусства; понимание природы художественного творчества и умение анализировать художественное произведение.

ВНЕСЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ – элементы композиции произведения, не развивающие действия: лирические отступления, вводные эпизоды и описания.

ВОДЕВИЛЬ – небольшая пьеса драматического жанра с интригой и комическими ситуациями любовного содержания.

ВОЛЬНЫЙ СТИХ — силлабо-тонический, обычно ямбический стих с неравным количеством стоп в стихотворных строках.

ВОЛЯ — способность производить поступки согласно свободно сделанному выбору.

ВОСПОМИНАНИЯ, или МЕМУАРЫ — произведения повествовательной литературы о прошлых событиях, написанные их участниками.

ВУЛЬГАРИЗМ — грубое слово, неправильный оборот, не принятый в литературной речи.

ВЫМЫСЕЛ — плод воображения, фантазии писателя.

ГЕКЗАМЕТР — стихотворный размер в античном стихосложении, в русском — шестистопный дактиль в сочетании с хореем.

ГЕРОЙ ЛИРИЧЕСКИЙ — лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано.

ГЕРОЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ — основное или одно из основных действующих лиц, обладающее отчетливыми чертами характера и поведения, определенным отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям.

ГИПЕРБОЛА — стилистическая фигура, заключающаяся в образном преувеличении изображаемого события или явления.

ГОВОРЯЩАЯ ФАМИЛИЯ – фамилия персонажа, передающая важную черту его характера.

ГОЛЕМ — весьма распространенная, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке Големе, созданном из глины для исполнения разных «черных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и гл. обр. для предотвращения кровавого навета путем своевременного вмешательства и разоблачения.

ГОНОРАР — гонорар литературный — вознаграждение, получаемое литератором за его труд.

ГОТИЧЕСКИЙ РОМАН – произведения жанра ужаса местом действия, которых является средневековый замок с призраками, дьявольскими силами и утверждающий непознаваемость мира и всемогущество зла.

ГРОТЕСК — изображение человека, событий или явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде.

ГУМАНИЗМ – мировоззрение, при котором высшей ценностью объявляется человек во всех его проявлениях.

ДАЙДЖЕСТ – издание или книга состоящие из фрагментов или краткого изложения литературных произведений.

ДАКТИЛЬ — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, содержащий ударный и два безударных слога.

ДЕКАДЕНТСТВО – упадничество. Идеологическое явление рубежа XIX-XX вв. в основе которого лежало утверждение о наступлении эпохи упадка и угасания цивилизации.

ДЕТЕКТИВ – эпическое произведение, в котором происходит расследование преступлений.

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — произведения разных жанров, предназначенные для детей.

ДИАЛОГ — разговор двух или нескольких персонажей.

ДИФИРАМБ — произведение восхваляющего характера.

ДОЛЬНИК — трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки. Промежуточная форма между силлабо-тоническим и тоническим стихом.

ДУМА – лиро-эпический жанр украинского фольклора (баллада).

ЖАНР — исторически сложившееся подразделение совокупности литературных произведений, осуществляемое на основе специфических свойств их формы и содержания.

ЖЕСТОКИЙ РОМАНС – лиро-эпический жанр; стихотворный монолог, повествующий о несчастной любви и любовных страданиях, с акцентом на переживаниях и муках влюблённого.

ЖИТИЕ — в древнерусской литературе повесть о жизни отшельника, монаха или святого.

ЗАВЯЗКА — событие, с которого начинается развитие действия в произведении.

ЗАГАДКА – жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ.

ЗАГОВОР – жанр фольклора; слова, имеющие магическое значение и призванные при помощи определённого сочетания оказать воздействие на материальный мир.

ЗАИМСТВОВАНИЕ — использование автором приемов, тем или идей другого писателя.

ЗАКЛИНАНИЕ — жанр фольклора, магическая формула, призванная воздействовать на природу и человека; обычно сопровождается магическими ритуальными действиями.

ЗАКЛИЧКА – жанр детского фольклора; наивное поэтическое обращение к силам природы.

ЗВУКОПИСЬ – приём, заключающийся в подборе таких слов, сочетание которых имитирует в тексте звуки реального мира (свист ветра, шум дождя, щебет птиц и т.п.).

ИДЕАЛИЗАЦИЯ — изображение чего-либо в лучшем, чем в действительности, виде.

ИДЕЙНЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ — область художественных решений. В него включаются авторские оценки и идеал, художественные идеи и пафос произведения.

ИДИОМА — свойственное только данному языку неразложимое словосочетание, значение которого не совпадает со значением составляющих его слов, взятых в отдельности, например русские выражения «остаться с носом», «собаку съел» и т.д.

ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ — главная мысль о том круге явлений, которые изображены в произведении; выражается писателем в художественных образах.

ИДИЛЛИЯ — стихотворение, в котором изображается безмятежная жизнь на лоне природы.

ИМАЖИНИЗМ — литературное течение; имажинисты провозглашали основной задачей художественного творчества придумывание новых образов не связанных с реальностью. Участники этого течения утверждали необходимость и неизбежность «чистого искусства». К имажинистам относились С.А.Есенин, В.Г.Шершеневич и др.

ИМПРЕССИОНИЗМ — литературное течение; импрессионисты считали задачей искусства передачу непосредственных личных впечатлений писателя.

ИМПРОВИЗАЦИЯ — создание произведений без предварительной подготовки.

ИНВЕКТИВА – вид пафоса, резкое обличение, выражающее ненависть автора к тем или иным явлениям и характерам. В отличие от сатиры не вызывает комизма и смеха.

ИНВЕРСИЯ — оборот поэтической речи, заключающийся в своеобразной расстановке слов в предложении, нарушающей обычный порядок.

ИНОСКАЗАНИЕ – непрямое, скрытое изображение предметов, явлений, людей.

ИНТЕРЬЕР – описание внутреннего убранства какого-либо помещения. Часто используется для косвенной характеристики персонажа.

ИНТОНАЦИЯ – синтаксическое построение относительно законченного фрагмента художественного текста (фразы, периода, строфы), указывающее на то, как должна звучать художественная речь в этом фрагменте.

ИНТРИГА — развитие действия в сложном сюжете произведения.

ИРОНИЯ — скрытая насмешка.

КАЛАМБУР – стилистический оборот («игра слов»), основанный на использовании полного звукового совпадения различных слов и словосочетаний.

КАНТАТА — стихотворение торжественного характера, воспевающее какое-либо радостное событие или его героя.

КАНТИЛЕНА — небольшое стихотворение повествовательного характера, исполнявшееся под музыку.

КАНЦОНА — стихотворение, воспевающее рыцарскую любовь.

КАРИКАТУРА — шутливое или сатирическое изображение событий или лиц.

КАТАРСИС – сильное эмоциональное переживание при восприятии литературного произведения. Катарсис рассматривается как обязательное следствие трагического в литературе.

КЛАССИЦИЗМ — литературное направление (течение) XVII — нач. XIX вв. в России и Западной Европе, базировавшееся на подражании античным образцам и строгих стилистических нормативах.

КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — образцовая, наиболее ценная литература прошлого и современности.

КЛАУЗУЛА — заключительные слоги стихотворной строки, начиная с последнего ударного слога.

КЛИМАКС — вид градации, ряда выражений, относящихся к одному и тому же явлению; причем выражения эти располагаются в порядке повышающейся значимости, т. е. так, что каждое из них усиливает значение предыдущего («нарастание»).

КОДА — заключительный, добавочный стих.

КОЛЛИЗИЯ — столкновение, борьба действующих сил, вовлеченных в конфликт между собой.

КОММЕНТАРИЙ — истолкование, разъяснение смысла произведения, эпизода, фразы.

КОМПОЗИЦИЯ — структура художественного произведения.

КОНТЕКСТ – «окружение», в котором создавалось и продолжало жить художественное произведение. Контекст может быть социально-историческим, биографическим, бытовым, литературным и т.п.

КОНТРАСТ — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств человеческого характера, предмета, явления; литературный прием.

КОНФЛИКТ — столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении.

КОНЦОВКА — заключительная часть или эпилог литературного произведения.

КРАСОТА — комплекс форм, нравящихся без предвзятости.

КРИТИКА — сочинения, посвященные оценке, анализу и толкованию художественных произведений.

КРЫЛАТОЕ СЛОВО — меткое выражение, ставшее поговоркой.

КУЛЬМИНАЦИЯ — эпизод литературного произведения, в котором конфликт достигает критической точки своего развития.

КУПЛЕТ – строфа в песне, имеющей рефрен; обычно обладает законченным смыслом, сближаясь со стансами.

ЛАКОНИЗМ — краткость в выражении мысли.

ЛЕГЕНДА — в фольклоре устный, народный рассказ, в основе которого чудесное событие или образ.

ЛЕЙТМОТИВ — образ или оборот художественной речи, повторяющийся в произведении.

ЛИМЕРИК — пятистишие, написанное анапестом по схеме ААВВА. В лимериках 3 и 4 стихи имеют меньшее количество стоп, чем 1, 2 и 5. Лимерики в комически-иронической форме описывают какие-либо события, с кем-то происходящие.

ЛИТЕРАТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — область искусства, отличительной чертой которого является отображение жизни, создание художественного образа при помощи слова.

ЛИТОТА – противоположность гиперболе. Намеренно неправдоподобное преуменьшение.

ЛУБОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА — дешевые по цене книги с картинками, которыми торговали странствующие коробейники.

МАГИЯ – совокупность действий, обрядов и словесных формул, имеющих целью воздействовать на материальный мир, изменять его, а так же устанавливать связи между реальным и ирреальным миром.

МАДРИГАЛ — лирическое произведение шутливо-комплиментарного или любовного содержания, выражающее восхищение кем-либо.

МАКАРОНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ – сочетание в одной фразе двух и более национальных языков; может создавать комический эффект и служить средством характеристики литературного персонажа.

МАСТЕРСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — умение писателя передавать в художественных образах правду жизни.

МЕДИТАЦИЯ – лирическое размышление, сопровождаемое эмоциональным переживанием.

МЕЛОДИКА СТИХА — интонационная его организация, повышения и понижения голоса, передающие интонационно-смысловые оттенки.

МЕЛОДРАМА – драматический жанр, ориентирующий зрителя на сострадание, сочувствие героям.

МЕТАФОРА — использование слова в переносном значении для описания лица, предмета или явления.

МЕТОД — основные принципы, которыми руководствуется писатель. Художественными методами являлись реализм, романтизм, сентиментализм и др.

МЕТОНИМИЯ — замена в речи слова или понятия другим, имеющим с первым причинную или иную связь.

МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система стихосложения, основанная на чередовании кратких и долгих слогов в стихе. Таким является античное стихосложение.

МИНИАТЮРА — небольшое литературное произведение.

МИФ — древнее сказание о происхождении жизни на Земле, о природных явлениях, о подвигах богов и героев.

МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) — оборот поэтической речи; намеренное увеличение количества союзов в предложении.

МОДЕРНИЗМ — направление (течение) в искусстве, противоположное реализму и характеризующееся отрицанием традиций, условностью изображения и экспериментаторством.

МОНОЛОГ — речь действующего лица, обращенная к собеседнику или самому себе.

МОНОРИТМ — стихотворение с повторяющейся одной рифмой.

МОТИВ — в литературном произведении дополнительные, второстепенные темы, которые в сочетании с основной темой образуют художественное целое.

МОТИВИРОВКА — зависимость всех элементов художественной формы произведения от его содержания.

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА – произведения, сюжет которых построен на научно-технических достижениях не опровергнутых, но и не доказанных наукой.

НАЧАЛЬНАЯ РИФМА — созвучие, находящееся в начале стиха.

НЕБЫЛИЦЫ – жанр детского фольклора, шуточные стихотворения, в которых изображаются явные нелепости, неправдоподобные обстоятельства.

НЕОЛОГИЗМ — новое слово.

НОВАТОРСТВО — внесение новых идей, приемов.

НОВЕЛЛА – короткий рассказ с неожиданным окончанием.

ОБРАЗ — художественное изображение в литературном произведении человека, природы или отдельных явлений.

ОБРАЩЕНИЕ — оборот поэтической речи, состоящий в подчеркнутом обращении писателя к герою своего произведения, явлениям природы, читателю.

ОБРЯДОВАЯ ПЕСНЯ – жанр фольклора. Часть ритуала при проведении свадебных, похоронных и др. обрядов.

ОДА — хвалебное стихотворение, посвященное торжественному событию или герою.

ОКСИМОРОН – сочетание противоречащих по значению друг другу слов в одном образе.

ОКТАВА — строфа из восьми стихов, в которой первые шесть стихов объединены двумя перекрестными рифмами, а два последних — смежной.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея) — прием, при котором неодушевленные предметы, животные, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами.

ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА — строфа, использованная А. С. Пушкиным при написании романа «Евгений Онегин», состоящая из трех четверостиший и заключительного двустишья.

ОСТРАНЕНИЕ – описание привычного с неожиданной точки зрения.

ОТКРЫТЫЙ ФИНАЛ – отсутствие развязки произведения.

ПАНТОРИЗМ – стихотворение, в котором рифмуются все слова.

ПАЛИНДРОМ — «перевертень» — слово, фраза или стих, одинаково читающиеся слева направо и обратно.

ПАМФЛЕТ — публицистическое произведение с явно выраженной обличительной направленностью и определенным социально-политическим адресом.

ПАРАФРАЗ – пересказ произведения или его части своими словами.

ПАРАЛЛЕЛИЗМ — прием поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного их изображения.

ПАРОДИЯ — жанр литературы, политически или сатирически имитирующий особенности оригинала.

ПАСКВИЛЬ — произведение с оскорбительным, клеветническим содержанием.

ПАСТОРАЛЬ — стихотворение, описывающее мирную жизнь пастухов и пастушек на лоне природы.

ПАФОС — ведущий эмоциональный тон произведения.

ПЕЙЗАЖ — изображение природы в литературном произведении.

ПЕРЕНОС (енжамбеман) — перенесение окончания законченного по смыслу предложения из одной стихотворной строки или строфы в следующую за ней.

ПЕРИФРАЗ — замена названия предмета или явления описанием присущих ему существенных черт и признаков.

ПЕРСОНАЖ — действующее лицо литературного произведения.

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ — лицо, от имени которого ведется рассказ в эпических и лироэпических произведениях.

ПОВЕСТЬ — средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя.

ПОГОВОРКА — краткое образное выражение, не имеющее синтаксической завершенности.

ПОРТРЕТ — изображение в художественном произведении внешности персонажа.

ПОСВЯЩЕНИЕ — надпись в начале произведения, указывающая на лицо, которому оно посвящено.

ПОСЛАНИЕ — литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам.

ПОСЛЕСЛОВИЕ — дополнительная часть произведения, в которой содержатся пояснения автора к своему творению.

ПОСЛОВИЦА – жанр фольклора, краткое, ритмически организованное и синтаксически завершённое изречение, содержащее суждения из области морали, философии, житейской мудрости.

ПОТЕШКИ – шутливые стишки, которыми родители сопровождают игры с маленьким ребёнком.

ПОУЧЕНИЕ — литературное произведение в форме речи познавательного характера.

ПОЭЗИЯ — художественное творчество в стихотворной форме.

ПРИБАУТКА — острое словцо или словосочетание.

ПРИТЧА — назидательный рассказ о человеческой жизни в иносказательной или аллегорической форме. В отличие от басни объясняет отвлечённые, например, религиозные, проблемы.

ПРОБЛЕМА — вопрос, который исследуется писателем в произведении.

ПРОБЛЕМАТИКА — перечень проблем, затронутых в произведении.

ПРОЗА — художественное произведение, изложенное обычной (свободно организованной, а не стихотворной) речью.

ПРОЛОГ — вступление в литературное произведение.

ПРОСТОРЕЧИЕ – слова присущие народной нелитературной речи. Речь малообразованных носителей языка.

ПРОТОТИП — реальный человек, чья жизнь и характер нашли отражение при создании писателем литературного образа.

ПСЕВДОНИМ — вымышленное имя или фамилия писателя.

ПУБЛИЦИСТИКА — совокупность художественных произведений, отражающих общественную и политическую жизнь общества.

ПУТЕШЕСТВИЕ — литературное произведение, в котором повествуется о бывшем в действительности или вымышленном путешествии.

РАЁШНЫЙ СТИХ – разностопные строки скреплённые парной рифмовкой.

РАЗВЯЗКА — положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий; заключительная сцена.

РАЗМЕР СТИХА — число и порядок чередования ударных и безударных слогов в стопах силлабо-тонического стиха.

РАПСОД — странствующий древнегреческий поэт-певец, певший под лиру эпические песни.

РАССКАЗ – художественное произведение малой формы, описывающее завершённое событие.

РАССУДОК — способность свободного выбора реакции при условиях это допускающих.

РЕДАКЦИЯ — один из вариантов текста произведения.

РЕЗОНЕР – «сторонний наблюдатель» в произведении выражающий авторскую точку зрения на события и действующих лиц.

РЕКВИЕМ – литературное произведение в форме прощания с погибшим.

РЕМАРКА — пояснение автора по поводу того или иного персонажа, обстановки действия, предназначенное для актеров.

РЕПЛИКА — ответ одного персонажа на речь другого.

РЕФРЕН — повторяющиеся стихи в конце каждой строфы.

РЕЦЕНЗИЯ – критический отзыв о каком-нибудь произведении. Рецензия бывает отрицательная или положительная.

РИТМ — систематическое, мерное повторение в стихе определенных, сходных между собой единиц речи (слогов).

РИФМА — совпадающие по звучанию окончания стихотворных строк.

РОД ЛИТЕРАТУРЫ — деление по основополагающим признакам: драма, лирика, лироэпика, эпос.

РОМАН — большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные

РОМАНС — небольшое лирическое стихотворение напевного типа на тему любви.

РОМАН – ЭПОПЕЯ – произведение, раскрывающее судьбу человека на фоне исторических событий, важных для всего народа.

РОНДО — восьмистишье, содержащее 13 (15) строк и 2 рифмы.

РУБАИ — формы лирической поэзии Востока: четверостишье, в котором рифмуется первая, вторая и четвертая строки.

РЫЦАРСКИЙ РОМАН – средневековый жанр эпоса, повествующий о приключениях рыцаря, подчёркивающий идеализм феодальной эпохи.

САГА – жанр скандинавской и исландской эпической литературы; героическая эпопея, соединяющая стихотворные и прозаические описания деяний.

САРКАЗМ — язвительная насмешка.

САТИРА — художественные произведения, в которых высмеиваются порочные явления в жизни общества или отрицательные качества отдельного человека.

СВОБОДНЫЙ СТИХ (верлибр) — стих, в котором произвольно количество ударных и безударных слогов; в его основе лежит однородная синтаксическая организация, определяющая однородную интонацию стиха.

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — в его основу положено одинаковое число слогов в стихотворной строке.

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система стихосложения, которая определяется количеством слогов, числом ударений и их расположением в стихотворной строке.

СИМВОЛИЗМ — литературное течение; символисты создавали и использовали систему символов, в которые вкладывался особый мистический смысл.

СКАЗ — способ организации повествования, ориентированный на устную, часто простонародную речь.

СКАЗАНИЕ (легенда) — художественное произведение, в основе которого лежит происшествие, имевшее место в действительности.

СКАЗКА ЛИТЕРАТУРНАЯ – жанр эпоса, создающий на основе фантастической условности мифологизированный художественный мир.

СЛОГ — звук или сочетание звуков в слове, произносимое одним выдыханием; первичная ритмическая единица в стихотворной мерной речи.

СМЕРТЬ — способ существования биосферных феноменов, при котором происходит отделение пространства от времени.

СОБЫТИЕ — разрыв системных связей.

СОНЕТ — вид сложной строфы, состоящей из 14 стихов, разбитых на 2 четверостишья (катрены) и 2 трехстишья (терцеты).

СПРАВЕДЛИВОСТЬ — соответствие морали и этики.

СРАВНЕНИЕ — определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим с первым общие признаки.

СТАНСЫ — малая форма лирической поэзии, состоящая из четверостиший, законченных по мысли.

СТИЛИСТИКА — раздел теории литературы, который изучает особенности языка произведений.

СТИЛЬ — совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя.

СТИХ — мерная, ритмически организованная, ярко эмоциональная речь, а так же одна строка в стихотворном произведении.

СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система построения мерной поэтической речи, в основу которой положена какая-либо повторяющаяся ритмическая единица речи. —

СТОПА — в силлабо-тоническом стихосложении повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов в стихе, которые определяют его размер.

СТРОФА — сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных системой рифм и общей интонацией или только общей интонацией.

СЦЕНАРИЙ – переработка произведения для создания фильма, спектакля, мультфильма.

СЮЖЕТ — основные эпизоды событийного ряда в их художественной последовательности.

ТАВТОГРАММА — стихотворение, все слова которого начинаются с одной буквы.

ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ — история создания художественного произведения.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС — работа писателя над произведением.

ТЕМА — объект художественного отражения.

ТЕМАТИКА — совокупность тем произведения.

ТЕНДЕНЦИЯ — идея, вывод, к которому стремится привести читателя автор.

ТЕРЦЕТ – стихотворная строфа, состоящая из 3 стихов (строк), рифмующихся между собой или с соответствующими стихами последующего терцета.

ТЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ — творческое единство писателей, близких друг другу по идеологии, восприятию жизни и творчества.

ТИП — художественный образ, в котором отражены основные характерные черты определенной группы людей или явлений.

ТРАГЕДИЯ – драматический жанр, который строится на неразрешимом конфликте. Вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.

ТРАКТАТ – жанр научной литературы; законченное сочинение на научную тему, заключающее в себе постановку проблемы, систему доказательств её решения и выводы.

ТРИЛЛЕР – произведение вызывающее сильный стресс, ужас, отвращение и т.п.

ТРОП — оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении, смысле.

ТРУДОВЫЕ ПЕСНИ – жанр фольклора, песни, сопровождающие трудовые процессы; своим ритмом и эмоциональными установками способствующие облегчению труда.

УПРОЩЕНИЕ — уменьшение плотности системных связей.

УРБАНИЗМ — направление в литературе, занятое преимущественно описанием особенностей жизни в большом городе.

УТОПИЯ — художественное произведение, повествующее о мечте как о реальном явлении, изображающее идеальный общественный строй без научного обоснования.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО (фольклор) – совокупность созданных в народной среде поэтических произведений, бытующих в устной форме; в них нет единой авторской позиции, место которой занимает ориентация на общенародный идеал.

ФАБУЛА – сюжетная основа литературного произведения.

ФАНТАСТИКА – изображение невозможного в реальной жизни.

ФЕЛЬЕТОН – Фельетон, в момент своего появления, листок в газете, специально посвященный вопросам театра, литературы, искусства. Сейчас, газетная статья с высмеиванием пороков общества.

ФИГУРА СТИЛИСТИЧЕСКАЯ — необычной оборот речи, к которому прибегает писатель для усиления выразительности художественного слова.

ФОЛЬКЛОР — совокупность произведений устного народного поэтического творчества.

ФУТУРИЗМ — ощущение времени, при котором будущее воспринимается как единственная объективная реальность.

ФЭНТЕЗИ – творческий метод романтизма характеризующийся созданием произведений, основанных на мифотворчестве автора, имеющих ярко выраженное философское звучание.

ХАРАКТЕР — художественный образ человека, обладающий ярко выраженными индивидуальными чертами.

ХОРЕЙ — двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.

ХРОНИКА — повествовательное или драматическое литературное произведение, отображающее в хронологическом порядке события общественной жизни.

ЦЕЗУРА – пауза в середине стиха (строки) поэтического произведения.

ЦИКЛ — ряд художественных произведений, объединенных одними и теми же действующими лицами, эпохой, мыслью или переживанием.

ЧАСТУШКА — небольшое произведение (четверостишие) устной народной поэзии с шутливым, сатирическим или лирическим содержанием.

ЭВФЕМИЗМ — замена в поэтической речи грубых выражений более мягкими.

ЭЗОПОВ ЯЗЫК — иносказательный, замаскированный способ выражать свои мысли.

ЭКЛОГА — небольшое стихотворение, изображающее сельскую жизнь.

ЭКСПОЗИЦИЯ — вступительная, исходная часть сюжета; в отличие от завязки не влияет на ход последующих событий в произведении.

ЭКСПРОМТ — произведение, созданное быстро, без подготовки.

ЭЛЕГИЯ — стихотворение, пронизанное грустью или мечтательным настроением.

ЭПИГРАММА — короткое остроумно-насмешливое или сатирическое стихотворение.

ЭПИГРАФ — короткий текст, помещенный в начале произведения и поясняющий замысел автора.

ЭПИЗОД — одно из связанных между собой событий в сюжете, имеющее более или менее самостоятельное значение в произведении.

ЭПИЛОГ — заключительная часть произведения, кратко сообщающая читателю о судьбе героев.

ЭПИТЕТ — образное определение.

ЭПОПЕЯ – героическое повествование описывающее значительную историческую эпоху либо большое историческое событие.

ЭССЕ – произведение эпического жанра, содержащее субъективные, нетрадиционные рассуждения автора, не претендующие на исчерпывающую характеристику и глубокую изученность поднятой проблемы. Эссе отличается свободной композицией и установкой на образный, афористичный язык, на беседу с читателем.

ЮМОР – вид пафоса, основанный на комическом. В отличие от сатиры юмор не отвергает и не высмеивает комическое в жизни, а принимает и утверждает его как неизбежную и необходимую сторону бытия. Юмор является выражением жизнерадостности, здорового оптимизма.

ЮМОРЕСКА — небольшое юмористическое произведение в прозе или стихах.ЯМБ — двухсложный размер в русском стихосложении, состоящий из безударного и ударного слога.