СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литмонтаж «Праведники народов мира»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЛИТМОНТАЖ «ПРАВЕДНИКИ НАРОДОВ МИРА». Редкая подборка стихов о Праведниках мира. Литмонтаж – монтаж из литературных произведений или их отдельных частей на определённую тему. Жизнь и подвиг Праведников народов мира – одна из центральных тем в истории Холокоста. Тысячи людей разных национальностей и вероисповеданий, разного социального статуса, возраста и профессий, рискуя собственной жизнью, делали все возможное, а порой и невозможное, для спасения обреченных на гибель людей. Сотни еврейских семей, отцов, матерей, детей были укрыты сочувствующими и сострадающими им; евреям помогали выжить простые рабочие и учителя, профессора и священники, дети-подростки и няни, врачи и дипломаты, мусульмане и христиане.

Просмотр содержимого документа
«Литмонтаж «Праведники народов мира»»

ЛИТМОНТАЖ «ПРАВЕДНИКИ НАРОДОВ МИРА»


Автор-составитель: Пешко Ольга Сергеевна,

учитель истории и искусства (ОиМХК),

педагог дополнительного образования

ГУО «Средняя школа №33 г.Бреста»


Вечные, неугасимые звезды разума, добра, гуманизма

Василий Гроссман

Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир.

Перевод с надписи на медали

Праведников народов мира



Цель: формирование духовно-нравственных и патриотических качеств средствами искусства.

Задачи:

углубить знания учащихся о понятии «Праведник народов мира»;

учить сопереживать, быть толерантным по отношению друг к другу; учить детей работать с текстом произведений, анализировать его;

развивать навыки критического мышления;

создать условия для развития творческих способностей учащихся, учить мастерству слова;

формировать духовно-нравственные качества личности.

Литмонтаж – монтаж из литературных произведений или их отдельных частей на определённую тему.

Жизнь и подвиг Праведников народов мира – одна из центральных тем в истории Холокоста. Тысячи людей разных национальностей и вероисповеданий, разного социального статуса, возраста и профессий, рискуя собственной жизнью, делали все возможное, а порой и невозможное, для спасения обреченных на гибель людей. Сотни еврейских семей, отцов, матерей, детей были укрыты сочувствующими и сострадающими им; евреям помогали выжить простые рабочие и учителя, профессора и священники, дети-подростки и няни, врачи и дипломаты, мусульмане и христиане.

Единственное, что их объединяет, это человечность и мужество, стремление в жестоких условиях террора сохранить лучшие нравственные качества.

Василий Гроссман очень точно дал имя Праведникам – «вечные, неугасимые звезды разума, добра, гуманизма», именно это определение вынесено в заглавие нашего занятия. Даже в самые темные времена необходимо обращаться к свету. И этим светом стали люди, которые не теряли человечность в драматические периоды истории, протягивали руку помощи тем, кто в ней так нуждался. Каждое свидетельство о Праведнике – это история о выборе, о сопротивлении злу, о сохранении морального и нравственного облика Человека в любых обстоятельствах. Сегодня известны имена и истории спасения более 28 тысяч Праведников. И это только восстановленные имена. А сколько еще имен и уникальных случаев спасения необходимо вспомнить и увековечить.

Признанные Яд Вашем Праведники народов мира – это выходцы из 44 стран.

Когда в 60-е годы Яд Вашем только начал присваивать почётное звание Праведник народов мира неевреям, спасавшим евреев в годы войны, в честь многих из них на территории музейного комплекса были посажены деревья. Со временем, к 1989 г. было высажено около 2000 деревьев. Именно тогда было принято решение о создании мемориала для увековечения имён Праведников. Сад Праведников народов мира интегрирован в общий ландшафт холма, на котором он расположен, и представляет собой цепочку стен с выгравированными на них именами тех Праведников, в честь которых не было посажено дерево. Имена сгруппированы по странам и годам, когда был признан Праведник. Мемориал был открыт 7 августа 1996 г. На тот момент были признаны 14.000 Праведников. С тех пор имена новых Праведников ежегодно добавляются на стены мемориала.

С целью увековечить безымянных неизвестных спасителей евреев, Яд Вашем воздвиг Памятник Неизвестному Спасителю на Аллее Праведников народов мира.



Праведникам мира

Наира Багдасарова

Они сейчас, наверное, в раю,

Кто этот мир от зла спасти старался,

Путь, заслоняя к жертве палачу,

До разума пытался достучаться.

Их голос возносился над толпой,

Деяния угодны были Богу!

Навек остались в памяти людской...

Спасители великого народа!



Учитель предлагает учениками прочитать стихотворение

«Праведники народов Мира» (пер. с иврита, автор Хаим

Хефер)17.

«Я слышу слова «Праведники народов мира», и я пытаюсь

Я пытаюсь подумать об этих людях, давших мне кров и убежище

Я пытаюсь подумать, и слышу, и спрашиваю: если бы

я был на их месте, Что бы я сделал?

Смог бы я, в океане ненависти, среди рушащегося

и горящего мира,

Смог бы я дать убежище чужому?

Смог бы я, смогла бы моя семья

Жить в постоянном страхе долгие годы,

Видеть во сне тяжелые и страшные шаги палачей,

Пробираться сквозь залпы орудий и блеск мечей,

Среди сплетен и слухов, и чаяний доносчиков.

И все это – не одну ночь, не месяц, а годы!

И все это – не прося денег у жертв, только рукопожатие

И все это – лишь потому, что человек человеку – человек

И я вновь себя спрашиваю, здесь и сейчас:

Смог бы, смог бы я так?»( с.53-54)

Вопросы для обсуждения:

Какая проблема поднимается автором стихотворения?

Что можно сказать о моральных, нравственных качествах тех людей, которые в годы войны, рискуя собственной жизнью, а зачастую и жизнью своих близких спасали евреев.

Что двигало этими людьми?

Вопрос Х. Хефера: «Смог бы я дать убежище чужому?»

актуален для каждого человека в любое время?


Выступление групп, во время которого на доску выписываются качества Праведника народов мира (примерный ответ: осознание своего поступка спасения, материальная незаинтересованность, спасение с риском для жизни).

…При звуках этих слов – спасителей своих

Я вспомнил, и объят сомнением суровым:

Когда б вокруг ревел тот ненависти вихрь, –

Сумел бы я чужих укрыть под отчим кровом?

На риск, на смертный страх – обрек бы я семью,

А душу – на разлад, на мрак ночей бессонных?

Сумел бы обуздать и мысль, и речь свою

Пред всеми, кто вокруг, – в приветствиях, в поклонах?

Вот так – за часом час, вот так – за годом год,

Доносчиков боясь, сумел бы продрожать я –

За благодарный взгляд, что лишь в конце мелькнет,

За слова теплоту, за миг рукопожатья?

Нет платы за добро. За верность нет наград.

И небольшая честь – отдать чужим излишки.

Лишь в самый страшный день увидишь, кто твой брат,

Об искренней любви узнав не понаслышке.

И снова я ищу – и нахожу ответ:

Суметь бы стать таким не на словах, на деле!

Ведь, чтобы выжил я, чтоб видел солнца свет, –

Они презрели смерть и ей в глаза глядели. (С.85-86)

Рефлексия:

Вопрос для каждого: Смог бы я совершить такой поступок, какой совершал каждый Праведник народов мира?

(написать 10-15 предложений).

Просмотр видеофильма «Праведники Народов Мира».



Отрывок из поэмы «Праведники мира»

Хаим Хефер

…При звуках этих слов – спасителей своих

Я вспомнил, и объят сомнением суровым:

Когда б вокруг ревел той ненависти вихрь, —

Сумел бы я чужих укрыть под отчим кровом?

На риск, на смертный страх – обрек бы я семью,

А душу – на разлад, на мрак ночей бессонных?

Сумел бы обуздать и мысль, и речь свою

Пред всеми, кто вокруг, – в приветствиях, в поклонах?

Вот так – за часом час, вот так – за годом год,

Доносчиков боясь, сумел бы продрожать я —

За благодарный взгляд, что лишь в конце мелькнет,

За слова теплоту, за миг рукопожатья?

Нет платы за добро. За верность нет наград.


И небольшая честь – отдать чужим излишки.

Лишь в самый страшный день увидишь, кто твой брат,

Об искренней любви узнав не понаслышке.

И снова я ищу – и нахожу ответ:

Суметь бы стать таким не на словах, на деле!

Ведь, чтобы выжил я, чтоб видел солнца свет, —

Они презрели смерть и ей в глаза глядели.

За смелость в черный час, за высший ваш талант —

За жар души – поклон вам, искренние братья.

О ты, что не даешь пасть небу, как Атлант, —

О Праведник! Тебе хочу хвалу воздать я (с.92-93)



Стихотворение Е. Ю. Скобцовой ( с.105)

Два треугольника, звезда,

Щит праотца, царя Давида,-

Избрание, а не обида,

Великий путь, а не беда.

Знак Сущего, знак Еговы,

Слиянность Бога и творенья,

Таинственное откровенье,

Которое узрели вы.

Еще один исполнен срок.

Опять гремит труба Исхода.

Судьбу избранного народа

Вещает снова нам пророк.

Израиль, ты опять гоним.

Но что людская воля злая,

Когда тебя в грозе Синая

Вновь вопрошает Элогим?

И пусть же ты, на ком печать,

Печать звезды шестиугольной,

Научишься душою вольной

На знак неволи отвечать


Праведникам народов Мира,

с нижайшим поклоном…

Валентина Чайковская

Память Катастрофы в грудь мою стучится,

Как остаться прежней, видя эти лица?

Звездочки Давида вшиты прямо в кожу,

Каждый вдох прострелен – входит в тело с дрожью…

То, что слышит сердце, не вмещает слово –

Нет таких в запасе словаря земного!

Только… будто рвутся струны скрипок в мире,

Скорбь бежит по венам – гулче, шире, шире…

Залы Яд Вашем… аура страданья…

За стеной снаружи – Сад в благоуханье.

Выше мук телесных, смерти, чувства страха –

ПРАВЕДНОСТЬ! Рождалась, презирая плаху:-

Дай, дитя, мне руку, я тебя укрою.- Мамааа…-

Тише, милый, мама ямы роет…

И, рискуя жизнью, (что ее ценнее?),

Праведник еврея прятал от злодея.

Свой кусочек хлеба отдавал с любовью –

Той немногословной, на слова скупою:-

На, поешь, не бойся, я с тобою рядом,

Если сгинем – вместе, не поддавшись гадам!

Заросли траншеи, нитью лет прошиты…

Сад в Иерусалиме в память об убитых.

Сад – во имя жизни Праведников Мира!

Дерева, как струны до созвездия Лиры…(с.109-110)

Послушайте отрывок из поэмы «Праведники мира» известного еврейского поэта Хаим Хефер и ответьте на вопрос «А я бы смог?»

Отрывок из поэмы читает подготовленный ученик или учитель (С.156-157)

…При звуках этих слов – спасителей своих

Я вспомнил, и объят сомнением суровым:

Когда б вокруг ревел той ненависти вихрь, –

Сумел бы я чужих укрыть под отчим кровом?

На риск, на смертный страх – обрек бы я семью,

А душу – на разлад, на мрак ночей бессонных?

Сумел бы обуздать и мысль, и речь свою

Пред всеми, кто вокруг, – в приветствиях, в поклонах?

Вот так – за часом час, вот так – за годом год,

Доносчиков боясь, сумел бы продрожать я –

За благодарный взгляд, что лишь в конце мелькнет,

За слова теплоту, за миг рукопожатья?

Нет платы за добро. За верность нет наград.

И небольшая честь – отдать чужим излишки.

Лишь в самый страшный день увидишь, кто твой брат,

Об искренней любви узнав не понаслышке.

И снова я ищу – и нахожу ответ:

Суметь бы стать таким не на словах, на деле!

Ведь, чтобы выжил я, чтоб видел солнца свет, –

Они презрели смерть и ей в глаза глядели.

За смелость в черный час, за высший ваш талант –

За жар души – поклон вам, искренние братья.

О ты, что не даешь пасть небу, как Атлант, –

О Праведник! Тебе хочу хвалу воздать я!

Учитель: Подведём итог нашего занятия «Смертельный выбор». Сегодня мы познакомились с судьбами людей, которым были присвоено звание «Праведник Народов Мира», все они разные, но их объединяет любовь к людям, самоотверженность, готовность прийти на помощь. Героические действия Праведников Народов Мира позволили всему человечеству сохранить веру в добро и гуманизм, несмотря на страшные преступления фашистов. Их подвиг помогает нам всем усвоить главный урок, которым мы должны руководствоваться в любой ситуации: человеческая жизнь – это великая ценность.

Отсюда и слова, выгравированные на Медали Праведника народов мира: «Всякий, кто спас жизнь хотя бы одному человеку, – все равно, что спас целый мир».

Праведники Народов Мира сделали свой нравственный выбор и победили!

Ответы обучающихся по итогам рефлексии:

• «Истории Праведников Народов Мира могут научить

нас быть честными, гуманными, милосердными, толерантными»;

• «Знания о Праведниках сделать мир гуманнее»;

• «Их истории могут научить нас добродушию и любви»;

• Мы можем научиться ценить чужие жизни. Нужно помогать людям, несмотря на национальную принадлежность»;

• «Не бояться жертвовать собой ради других, мы все равны»;

• «Творить добро, помогать людям в сложных ситуациях».

Список литературы и используемых ресурсов

1. Альтман И. А., Полторак Д.И. Праведники народов мира. Россия. 1941 – 1945: Учебное пособие. 9 – 11 классы. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011

2. Увековечение Праведников. Режим доступа: https://www.yadvashem.org/ru/righteous/about-the-righteous/commemorative-sites.html Дата доступа: 01.11.2022

3. Праведники народов мира – «вечные, неугасимые звезды разума, добра, гуманизма» // Сборник сценариев занятий и методических рекомендаций, выполненных в рамках проекта «Спасители: подвиг вопреки» / Сост. О.В. Горских (отв. составитель), Ю.С. Марышева; под ред. О.В. Горских – Москва: НО БФ «Российский еврейский конгресс», 2021. – 166 с.

Приложение 1. Аллея Праведников Беларуси в Израиле



Приложение 2. Приложение 14 Фотографии стендов с материалами о Праведниках мира (Макаренко-Головченко П.Ф., Головченко П., Головенко С.) в музее «Евреи Бреста»

Грамота Праведника народов мира



11