СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье…»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

О Святом понятии "Богородице Дево"(Аве Мария). О разнообразных мелодиях, распевах.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
««Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье…»»

Комитет образования администрации Балаковского муниципального района

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

г. Балаково Саратовской области



Методическая разработка

Мордовина Алексея Геннадьевича

Учителя музыки МАОУ СОШ №4

Т. 89050315537

[email protected]

2023-2024 уч. г.





Технологическая карта урока

Раздел «Музыка и изобразительное искусство» .

5 класс. Урок 3


Учебный предмет: музыка

Класс:__5__

Автор УМК: Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

Тема урока: «Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье…»

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цель урока: создать условия для расширения представлений о синтезе музыки и живописи.

Задачи урока:

  1. познакомить с понятиями «знаменный распев», «унисон».

  2. показать эмоциональную выразительность иконы и одновременное песнопение

  3. продемонстрировать звучание «Богородице Дево» Рахманинова и Чайковского

  4. совершенствование вокально-хоровых навыков в «пении а капелла»

Планируемые результаты:

личностные – расширять музыкальный кругозор, получать эстетическое наслаждение от синтеза искусств музыки и живописи, повышать мотивацию собственных знаний;

предметные – сформировать представление о понятиях: песенность, знаменный распев, песнопения, пение a капелла, унисон, хор смешанный. Познакомиться с творчеством композиторов С. Рахманинова и П.Чайковского; совершенствовать вокально-хоровые навыки на пении a капелла.

метапредметные уметь работать с текстом, уметь работать в группах, ясно выражать свою позицию.

Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, фортепиано, презентация, конверт с заданиями (1 на парту). Для учащихся: рабочая тетрадь «Музыка. 5 класс», Дневник музыкальных впечатлений (тетрадь по музыке), текст 1 куплета песни «Я хочу увидеть музыку» муз.

Музыкальный материал:

«Богородице Дево» С.Рахманинова

«Богородице Дево» П.Чайковского

«Любовь святая» Г. Свиридова

Песня «Мама» муз. Гаврилина, аранжировка А.Мордовина

«Аве Мария» муз. И. Крутого

Формы работы с учащимися: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы работы с учащимися: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы, интонационно-образного анализа музыкальных фрагментов, методы эмоционального воздействия.

Технологии: технология организации учебного сотрудничества (работа в парах); технология здоровьесбережения (физкультминутка); технология развития ассоциативно-образного мышления обучающихся (метод «символическая

аналогия» - создание схемы контрастных образов); технология формирующего оценивания (самопроверка).


Ход урока

Содержание этапов урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап. (1 мин)

Учитель заранее разучивает попевку с элементами вокализа.

- Здравствуйте ребята! А…… (Приложение 1)

Дети:

-Здравствуйте учитель! А……

учитель поёт, а класс хором вторит нисходящие звуки с элементами вокализа.

Коммуникативные: взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми Регулятивные:

самостоятельно организовывать свое рабочее место; настраивать себя на продуктивную работу.

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (7 минут)

-Вспомним ребята, что любое произведение искусства - и музыки, и живописи, и литературы рождается из единого источника – это сама жизнь.

Рассмотрим на примерах духовной музыки и живописи.

Скажите: с чего начинает свой день каждый верующий человек? Что он может читать утром.

Да, с молитвы.

Послушайте произведение «Утренняя  молитва» и попробуйте вспомнить композитора, написавшего это произведение. https://www.youtube.com/watch?v=IiaAKK5H354

Узнали?

Как вы думаете, с каким важным чувством композитор смог передать характер и интонацию утренней молитвы?

-Правильно. С любовью.

А как он смог это сделать. Какими красками вы бы нарисовали картину к этому произведению?

Ребята, а когда мы обращаемся к Богу с просьбой, что мы делаем? ….

Молодцы, верно. И главные слова, которые мы произнесли уже, сегодня на нашем экране.

Тема урока на экране.Слайд1

Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье…

Ребята, знаете ли вы, кто такие ангелы?

Ангелы –это чистые, безгрешные невидимые духи, бессмертные, как наши души. Они наделены умом, волей, могуществом. Каждому человеку Бог дает при крещении ангела-хранителя, который невидимо охраняет его земную жизнь от напастей, предостерегает от грехов, он невидим и рядом с человеком.

https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2016/05/13/5-klass-lyubit-molitsya-pet-svyatoe-naznachenie

Святитель Иоанн Златоуст говорил, что молитва –дело ангельское. А поэт 19 века П. Вяземский так обращается к своему ангелу- хранителю: К кому чаще всего обращаем свои молитвы? Каждый православный христианин чаще всего обращает свою молитву к Божьей Матери, Пресвятой Богородице. Она следит за нами и покрывает нас невидимым Покровом от всякой беды и напасти. Учитель комментирует на экране содержание молитвы «Богородице Дево, радуйся», благодатная Марие, Господь с Тобою. Этот тропарь « Богородице Дево!» исполняется во время всенощной службы.Тропарь–это короткое молитвенное песнопение о смысле праздника. Слайд 2

Песнопе́ние — торжественная  песнь и стих религиозного характера. https://ru.wikipedia.org/wiki/

Я бы хотел, чтобы в конце урока вы ответили на вопрос - Как вы понимаете слова русского поэта П. Вяземского: Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье?

 А пока откройте страницу учебника № 82, найдите «Как назывался основной вид древнерусского церковного песнопения?» 

послушайте знаменный распев «О Царь Небесный»

Слушание

https://en.wikipedia.org/wiki/File:02_Carju_Nebesnyj_znamennyj_raspev_grind_Moscow_Patriarchal_Choir.ogg

с греческого языка «эйкон» означает «образ»)








Дети :

- с молитвы.




Ответ:

- Чайковский.






Дети:

-С чувством любви..


-Молимся.

















Ответы детей:

-к Богу.

К Богородице.
















Дети:





Познавательные: формулирование цели урока, структурирование знаний, анализ Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку, потребность в самовыражении и самореализации

Регулятивные: целеполагание, оценка, саморегуляция Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, умение слушать,

планирование сотрудничества с

учителем и одноклассниками

3. Этап усвоения новых знаний или способов действий. (11 мин)

Иконы, песнопения, молитвы – часть духовной культуры Древней Руси. В учебнике на стр. 83 изображение вызывает ощущение праздника.

Посмотрите, как свет исходит от множества свечей.

Здесь сочетаются виды искусства– иконопись, архитектура, музыка.

Какова композиция картины?

- Ребята, а что такое знаменный распев? Ответ найти в учебнике. (Приложение 6)

После ответа детей учитель показывает слайд 3

После сообщения детей учитель подводит детей к пониманию композиции иконы.

-Композиция иконы «Покрова Пресвятой Богородицы» делится на две части. Слайд 11

В верхней части изображены небесные силы и Богородица, в нижней –Роман Сладкопевец –

византийский поэт и певец. Он поет мелодии Богородице, простирая надо всеми свой покров. Романа Сладкопевца окружает народ, который подхватывает припев, как это было принято в старинном церковном пении. В сознании верующих испокон веков образ Богоматери –

Девы Марии связан с идеей неизменного заступничества. Заступничество и помощь Божей Матери нашли отражение в многочисленных иконах: Владимирская икона Божьей Матери;

Слайд 4

Неупиваемая чаша;Утоли моя печали; Слайд 5

Казанская икона Божьей Матери; Слайд 6

Заступница усердная и др. Слайд 7

А так же в творчестве многих поэтов и композиторов.

Склоняясь к юному Христу,

Его Мария осенила;

Любовь небесная затмила

Его земную красоту.(А. Толстой)

Слушание «Богородице Дево» Рахманинова. Слайд 8

Когда поют голоса без инструментального сопровождения, то такое исполнение

называется a`cappella .


Дети отвечают:

-Знаменный распев –

основной вид древне

русского церковного пения

Работа с учебником и выступление группы детей (рассказывают о истории иконы «Покрова Пресвятой Богородицы»)

-Еще при жизни Девы Марии святой апостол и евангелист Лука, очень образованный человек, врач по профессии, знал языки, писал книги, запечатлел образ Богоматери. Увидев свое изображение, Богоматерь произнесла «Пусть будет с ним благодать Сына Моего и Моя». Слово «благодать» означает милость, помощь. С тех пор эти слова вспоминают всегда, когда люди поклоняются образу Богоматери. Очень скоро иконы

-Богоматери (икона –с греческого языка «эйкон» означает «образ»)

В царствование греческого императора Льва Философа (886

-911) город Константинополь окружили сарацины. Жители Константинополя собрались во Влахернском храме, где хранилась риза Богородицы с омофором, то

есть большим головным покрывалом и частица пояса Пресвятой Девы. Христиане со слезами молились Господу и Пречистой Деве Марии, прося помощи и заступления от врагов







Дети слушают «Богородице Дево» Рахманинова.

Работа со Словарём эстетических эмоций. Подбор подходящих эпитетов.

(ответы детей)


Познавательные:извлечение необходимой информации.

Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности, потребность в самовыражении и самореализации.

Регулятивные: планирование, оценка, саморегуляция.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и друг с другом в хоровом исполнении музыки .





умение слушать и понимать речь других, умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества, участие в вокально-хоровой работе




















4.Этап первичного закрепления темы с проговариванием во внешней речи.(хоровая работа) (15 мин)

Слушаем и учим 1 куплет «Мама» Гаврилина, согласно аранжировке учителя музыки.

(необходимо стремиться к кантилене, устремленности каждой фразы к кульминации, мягкому и лёгкому нефорсированному звучанию высоких звуков.) . Затем 2 и 3 куплеты.

Разучивание песни.

Приложение 2,3,4,5,7

  • А сейчас представьте себя в концертном зале и послушайте «Любовь святая» Г. Свиридова. Чем она интересна? Что можно представить, слушая эту музыку? Слайд 9

Слушаем «Богородице Дево» Чайковского

https://www.youtube.com/watch?v=KAImQi8YVrI.

-Поделитесь впечатлениями, что вы представили, что услышали в музыке Чайковского?

Дежурные помогают раздать детям текст всей песни.



Дети смотрят в текст и учат песню по строчкам (по фразам, делая логическое ударение).




Дети слушают «Любовь святая» Г. Свиридова. https://www.youtube.com/watch?v=xydBM8X2BzE


Дети слушают «Богородице Дево» Чайковского

Ответы детей.


Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Личностные: самоопределение, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные: выполнять действия в устной форме, проводить анализ деятельности.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, умение устно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение.



5.Этап закрепления материала. Самостоятельная работа с самопроверкой. Применение знаний и способов действий (6 мин)

Если сравнить «Любовь святая» Г. Свиридова и «Богородице Дево» Чайковского, то какие общие черты мы можем найти? Мы нашли общие черты.

  • А теперь попробуем выполнить тест урока.https://learningapps.org/14984311 (Инструктирует для выполнения задания)


- Музыка спокойная, негромкая, певучая, волнообразная и т.д.

Учащиеся слушают инструктаж.

Проверяют друг у друга по парте. Тихо или шёпотом поправляют Приложение


Познавательные:умение осознанно дать ответна поставленный вопрос.Личностные: установление связи между целью деятельности и результатом.Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению






6. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (2 мин)

Цель этапа: сообщить учащимся содержание домашнего задания, разъяснить способы его выполнения.

Домашнее задание:

 - Выполнить задания в творческой тетради(Сергеева, Критская) на развороте «Мира заступница. Матерь всепетая…» (с. 52-53).

Приложение 4



Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы

Познавательные: извлече-ние информации

Личностные: понимание причин успеха в учебе

Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.



7. Подведение итогов урока. Рефлексия. (3 мин)

Цель этапа: проанализировать результаты, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

  • Итак, подведём итоги урока. Для этого снова поработаем в парах. Возьмите лист, который лежит у вас на середине парты и напишите на нём.

  • Как нужно относиться к матери? Напишите ответ по очереди по сигналу учителя на листке.

А пока вы пишите, мы послушаем современную композицию в исполнении солиста и молодёжного хора.

Слушание Аве Марии И. Крутого

https://www.youtube.com/watch?v=mLG8g2ooFSA

  • Благодарю всех за работу на уроке.

-Урок окончен. Не забудьте сдать подписанные листы с выполненными заданиями.





Оценивают свою работу на уроке

Дети выходят из класса под





Познавательные: построение речевого высказывания, анализ, установление причинно- следственных связей.

Личностные: оценка своей деятельности и эмоционального состояния.

Регулятивные: волевая саморегуляция; , прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Интернет-источники

Адрес

Содержание

1

https://learningapps.org/14984311

Тест. Пресвятая Богородице

2

https://www.youtube.com/watch?v=KAImQi8YVrI


П. Чайковский "Богородице Дево, радуйся"

3

https://www.youtube.com/watch?v=PoT6cpsuqc4

С. В. Рахманинов - «БОГОРОДИЦЕ ДЕВО, РАДУЙСЯ» 

4

https://www.youtube.com/watch?v=xydBM8X2BzE

Г. Свиридов «Любовь святая»

5

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/10/16/s_634c4bce91564/phpoC7JPG_

Словарь эстетических эмоций.

6

https://www.youtube.com/watch?v=mLG8g2ooFSA

И. Крутой «Аве Мария»

7

https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2016/05/13/5-klass-lyubit-molitsya-pet-svyatoe-naznachenie

Материал темы «Любить. Молиться.Петь.»

8

https://ru.wikipedia.org/wiki/

Песнопения

9

https://en.wikipedia.org/wiki/File:02_Carju_Nebesnyj_znamennyj_raspev_grind_Moscow_Patriarchal_Choir.ogg

Знаменный распев «О Царь Небесный»

9

https://www.youtube.com/watch?v=IiaAKK5H354

Утренняя молитва