СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Люблю я пышное искусства увяданье..." - открытый урок по литературе Серебряного века

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Люблю я пышное искусства увяданье..." - открытый урок по литературе Серебрянного века, в котором рассматривается не только литература, но дети касаются еще музыки и живописи того времени......................................................................................................................................................

Просмотр содержимого документа
«бортовой журнал»

Бортовой журнал – ф.и. ученика------------------------------------------------------

Вопросы.

Ответы.

О чем будет урок?


Какие вопросы будут рассмотрены на уроке?


Художник Борисов-Мусатов и его картина «Призраки».


А.Н.Скрябин. Что выразил композитор в «Поэме огня»?


К чему ведут революции, войны?

Какие чувства, ощущения возниеают у людей во время войн, революций?


Чарльз Дарвин.

- Какие мысли и чувства могли возникнуть у людей


Что такое декаданс?





- В чем смысл христианства?

-Каков идеал христианства.













Просмотр содержимого документа
«серебряный век русской поэзии»

Тема: «Люблю я пышное искусства увяданье…»

Задачи урока: 1 Создать условия для



Приемы технологии критического мышления, используемые на уроке: « Бортовой журнал», ключевые слова, анализ стихотворения.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация, видеоматериалы.

Ход урока.

  1. Стадия вызова интереса.

Первый слад.

-Люблю я пышное искусства увяданье…

Строчку какого стихотворения, какого автора я перефразировала?

-Найдите ключевые слова в этом высказывании.

- Предположите, о чем будет урок.

-На основе темы и ключевых слов предположите , какие вопросы будут рассмотрены на уроке?

- Период «пышного искусства увяданья» вошел в историю русского искусства под названием Серебряный век.

(1891 - 1821)

  1. Стадия осмысления.

Второй слайд.

На Галерной чернела арка.

В Летнем тонко пела флюгарка.

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл.

А.А.Ахматова. (Отрывок из «Поэмы без героя»).

-От какого существительного образовано прилагательное серебряный?

- Давайте поговорим о серебре.

Третий слайд.

- Как связано серебро с содержанием этого слайда?

- У нас серьезный урок, мы изучаем классическую литературу. А причем здесь вампиры, призраки?

Четвертый слайд.

Картина Борисова- Мусатова «Призраки». (1902 год).

- Что на картине можно назвать призраками?

- Откуда видно, что это призраки?

- Зачем художник их нарисовал?

(Прощание со старым дворянским укладом, канувшим в Лету, и ожидание нового, железного века. Полотна художника называли дневником умирающей прежней России.

Мир как легкая дымка, таинственная завеса над таинственным Нечто. В «Призраках» этот эффект достигается применением особой гаммы красок, из-за которых расплываются и сливаются все черты не только призраков, но и самой усадьбы. Все это создает ощущение миражности, зыбкости полотна.

Тончайшие лирические переживания, неуловимые эмоциональные нюансы, щемящая грусть, почти тоска.

-Какие мысли навевает это полотно?



(Мысли о скоротечности жизни, о том, что все кончается, исключается, исчезает. Борисову –Мусатову свойственно трагическое мировосприятие).

Пятый слайд.

Н.А.Скрябин «Поэма огня». (Прослушать фрагмент « Поэмы огня» Скрябина, не называя произведения и автора).

- Понравилась или не понравилась музыка, почему?

- Это произведение написано выдающимся композитором серебряного века Н.А.Скрябиным. Называется оно «Прометей. Поэма огня».

- Кто такой Прометей?

(Прометей – мифологический герой).

- Что он сделал для людей, согласно мифу?

(Прометей у Скрябина - это нечто иное,

символ, символ активной энергии Вселенной, это огонь, борьба, усилие, мысль. В музыке Скрябин выразил таинственные и тревожные темы, отражающие дремлющий хаос в преддверии мировых катаклизмов).

- Какие события начала 20 века можно назвать великими потрясениями?

(Революции: 1905года, 1917 года, первая мировая война 1914-1916 года).

-К чему призывают революции?

(К уничтожению государства, к переоценке ценностей.)

- Какие чувства, ощущения владеют людьми в эпоху революций?

(Ощущение катастрофы, чувство тревоги).

-Вспомните причины первой мировой войны.

- « Война как-то подавляет. В мире происходит огромное событие, которое опрокинуло и опрокидывает все понятия о настоящей жизни».

И А Бунин.

- Какая жизнь, по-вашему, настоящая?

- Что в войне можно назвать не настоящим?

(Война – это нарушение единства между людьми. Появляется ощущение катастрофы).

Шестой слайд.

- Кто это?

-Какое учение создал Дарвин?

- В чем суть его учения о происхождении видов?

- Какое объяснение происхождения мира существовало до Дарвина?

(Научные открытия – нарушение единства мира)

Оказывается, в мире много тайн. Не все можно объяснить логически. Повышается роль мистического познания. Мистическое не значит неправдивое. Это может быть интуитивное познание, неуправляемое, не целенаправленное, которое приходит к человеку по воле вдохновения, по воле интуиции и мгновенного прорыва к тайнам бытия.

Это ощущение тревоги, грусти, нарушения единства мира, единства между людьми отразилось в искусстве. Декаданс – так назвал этот период Д.С.Мережковский.









Седьмой слайд.

Д.С.Мережковский – поэт, писатель, философ, глубоко верующий человек. Он сформулировал понятие декаданса.

Восьмой слайд.

- Кто это?

-Что вы знаете о Христе?

-Для чего он послан Богом на землю

- В чем смысл слов «Христос воскрес»?

- В чем христианский идеал?

(Во всеобщем братстве).

(Читаю стихотворение).

-Каким настроением проникнуто стихотворение?

-О чем оно?

- Как вы думаете, зачем поэт написал его?

-Сформулируйте идею стихотворения. ( Какие строки стихотворения выражают идею?)

- Последние восемь строчек при жизни Мережковского напечатаны не были. Ч то насторожило цензуру?

-
«Христос воскрес», — поют во храме;
Но грустно мне... душа молчит:
Мир полон кровью и слезами,
И этот гимн пред алтарями
Так оскорбительно звучит.
Когда б Он был меж нас и видел,
Чего достиг наш славный век,
Как брата брат возненавидел,
Как опозорен человек,
И если б здесь, в блестящем храме
«Христос воскрес» Он услыхал,
Какими б горькими слезами
Перед толпой Он зарыдал!
Пусть на земле не будет, братья,
Ни властелинов, ни рабов,
Умолкнут стоны и проклятья,
И стук мечей, и звон оков, —
О лишь тогда, как гимн свободы,
Пусть загремит: «Христос воскрес!»
И нам ответят все народы:

«Христос воистину воскрес!»

Девятый слайд.

- Послушайте романс С.Рахманинова на стихи Мережковского «Христос воскрес…».

- На каких словах делает акцент Хворостовский?

Десятый слайд.


«Начинается век, я чувствую в нем трагедию». З Н Гиппиус.

Ее стихи о человеке, о любви, о смерти. Творчеству Гиппиус свойственна философия предчувствия, страдания.

Вместе с Мережковским издают журнал «Новый путь». (Путь души: преобразование грубой плотской любви в христианскую).

Дом супругов становится центром поэтической мысли Петербурга. (Вечера Мережковских.)

Одиннадцатый слайд.

Дом, в котором жили Мережковские. Именно здесь собирался по воскресеньям цвет петербургской творческой интеллигенции.

Работа в парах. Чтение и анализ стихотворения Гиппиус «Бессилье».








Бессилье.
Смотрю на море жадными очами,
К земле прикованный, на берегу...
Стою над пропастью — над небесами, —
И улететь к лазури не могу.

Не ведаю, восстать иль покориться,
Нет смелости ни умереть, ни жить...
Мне близок Бог — но не могу молиться,
Хочу любви — и не могу любить.

Я к солнцу, к солнцу руки простираю
И вижу полог бледных облаков...
Мне кажется, что истину я знаю —
И только для нее не знаю слов.

1893


Название стихотворения

Цитаты.

Комментарии.

«Бессилье».

«…жадными очами…»

Лирический герой смотрит на море «жадными очами». Море – символ свободы. Желание обрести свободу звучит в первой строчке.


«…к земле прикованный»

Невозможность обретения абсолютной свободы. Чувствуется перекличка с пушкинским «К морю».


«…стою над пропастью…»

Ощущение катастрофы, роковой неизбежности.


«….улететь …не могу».

Отсутствие духовных сил на пути обретения свободы.


Вторая строфа.



«…восстать иль покориться…»

В этом противоречии звучит проблема, волнующая лирического героя.


«….нет смелости…»

Для того, чтобы решить эту проблему, нужна смелость, а ее нет.


«Мне близок Бог…»

Бог близок, но настоящей веры нет. Поэтому в душе нет покоя и гармонии.


«Хочу любви…»

Есть только желание любви, но не сама любовь. Что же мешает?


Третья строфа.



«Я к солнцу, к солнцу руки простираю…»

Солнце – символ тепла и света. Душа лирического героя стремится к теплу и свету, к любви, к обретению гармонии.



«…и вижу полог бледных облаков…»

Облака закрыли солнце. Путь к обретению гармонии невозможен.



«Мне кажется, истину я знаю…»



Характерно словосочетание «мне кажется». В нем звучит неуверенность в знании истины.


«И только для нее не знаю слов».




Нет четкого осознания истины, поэтому нет слов. Как можно выразить в слове то, что только кажется?

Основная мысль стихотворения (идея).


Бессилье.












Основная мысль выражена в заглавии.

Бессилье в чем? В обретении внутренней свободы, душевной гармонии, любви в широком смысле слова: к жизни, к людям. В этом трагедия лирического героя.

Двенадцатый слайд.

Валерий Брюсов.

(Чтение стихотворения « Демон самоубийства» подготовленным учеником ).

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

(Что-то не просто грустное, а тягостное и зловещее слышится в каждой строфе).













        И кто, в избытке ощущений,
        Когда кипит и стынет кровь,
        Не ведал наших искушений,
        Самоубийство и любовь!
                                  Ф. Тютчев

Своей улыбкой, странно-длительной,
Глубокой тенью черных глаз
Он часто, юноша пленительный,
Обворожает, скорбных, нас.

В ночном кафе, где электрический
Свет обличает и томит
Он речью, дьявольски-логической,
Вскрывает в жизни нашей стыд.

Он в вечер одинокий - вспомните,-
Когда глухие сны томят,
Как врач искусный в нашей комнате,
Нам подает в стакане яд.

Он в темный час, когда, как оводы,
Жужжат мечты про боль и ложь,
Нам шепчет роковые доводы
И в руку всовывает нож.

Он на мосту, где воды сонные
Бьют утомленно о быки,
Вздувает мысли потаенные
Мехами злобы и тоски.

В лесу, когда мы пьяны шорохом,
Листвы и запахом полян,
Шесть тонких гильз с бездымным порохом
Кладет он, молча, в барабан.

Он верный друг, он - принца датского
Твердит бессмертный монолог,
С упорностью участья братского,
Спокойно-нежен, тих и строг.

В его улыбке, странно-длительной,
В глубокой тени черных глаз
Есть омут тайны соблазнительной,
Властительно влекущей нас...

  1. Рефлексия.

-Я не знал…

-Теперь я знаю…

  1. Выставление отметок.

  2. Домашнее задание. Написать эссе.

«Хотел бы я жить в серебряном веке?»





Просмотр содержимого презентации
«Люблю я пышное искусства увядание...»

Урок литературы в 11 классе «Люблю я пышное искусства увяданье…» Примечание. Хотите разместить другое изображение на этом слайде? Выберите рисунок и удалите его. Теперь щелкните значок

Урок литературы в 11 классе «Люблю я пышное искусства увяданье…»

Примечание. Хотите разместить другое изображение на этом слайде? Выберите рисунок и удалите его. Теперь щелкните значок "Рисунки" в заполнителе, чтобы вставить свое изображение.

Учитель русского языка и литературы Троицкой СОШ Белоусова Нина Петровна

«Люблю я пышное искусства увяданье…»

«Люблю я пышное искусства увяданье…»

Серебряный век русского искусства .  1891-1921

Серебряный век русского искусства .

1891-1921

На Галерной чернела арка, В Летнем тонко пела флюгарка, И серебряный месяц ярко Над Серебряным веком стыл.   А.А.Ахматова .

На Галерной чернела арка,

В Летнем тонко пела флюгарка,

И серебряный месяц ярко

Над Серебряным веком стыл.

А.А.Ахматова .

Картина Борисова-Мусатова «Призраки» (1902)

Картина Борисова-Мусатова «Призраки» (1902)

А.Н. Скрябин

А.Н. Скрябин

« Пророк двадцатого века».  Д .С .Мережковский.

« Пророк двадцатого века». Д .С .Мережковский.

«начинается век, я чувствую в нем трагедию».  З.Н.Гиппиус.

«начинается век, я чувствую в нем трагедию». З.Н.Гиппиус.

Дом, в котором по воскресеньям собирались писатели, поэты в квартире Мережковских.

Дом, в котором по воскресеньям собирались писатели, поэты в квартире Мережковских.

Но Валерий Брюсов – это еще и «холодный мечтатель, отстраненный, равнодушный к людям. Иногда его желание оторваться от мира доходит до тем самоубийства, «последних стихов».

Но Валерий Брюсов – это еще и «холодный мечтатель, отстраненный, равнодушный к людям. Иногда его желание оторваться от мира доходит до тем самоубийства, «последних стихов».

«В переломный, кризисный период развития российского общества начала 20 столетия , когда рушились привычные экономические и политические формы бытия, но и сами мировоззренческие основы жизни, со всей остротой встала проблема поиска новых духовных ориентиров».  В.Н.Жуков.

«В переломный, кризисный период развития российского общества начала 20 столетия , когда рушились привычные экономические и политические формы бытия, но и сами мировоззренческие основы жизни, со всей остротой встала проблема поиска новых духовных ориентиров». В.Н.Жуков.