Тема: «Люблю я пышное искусства увяданье…»
Задачи урока: 1 Создать условия для
Приемы технологии критического мышления, используемые на уроке: « Бортовой журнал», ключевые слова, анализ стихотворения.
Оборудование: Компьютер, проектор, презентация, видеоматериалы.
Ход урока.
Стадия вызова интереса.
Первый слад.
-Люблю я пышное искусства увяданье…
Строчку какого стихотворения, какого автора я перефразировала?
-Найдите ключевые слова в этом высказывании.
- Предположите, о чем будет урок.
-На основе темы и ключевых слов предположите , какие вопросы будут рассмотрены на уроке?
- Период «пышного искусства увяданья» вошел в историю русского искусства под названием Серебряный век.
(1891 - 1821)
Стадия осмысления.
Второй слайд.
На Галерной чернела арка.
В Летнем тонко пела флюгарка.
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.
А.А.Ахматова. (Отрывок из «Поэмы без героя»).
-От какого существительного образовано прилагательное серебряный?
- Давайте поговорим о серебре.
Третий слайд.
- Как связано серебро с содержанием этого слайда?
- У нас серьезный урок, мы изучаем классическую литературу. А причем здесь вампиры, призраки?
Четвертый слайд.
Картина Борисова- Мусатова «Призраки». (1902 год).
- Что на картине можно назвать призраками?
- Откуда видно, что это призраки?
- Зачем художник их нарисовал?
(Прощание со старым дворянским укладом, канувшим в Лету, и ожидание нового, железного века. Полотна художника называли дневником умирающей прежней России.
Мир как легкая дымка, таинственная завеса над таинственным Нечто. В «Призраках» этот эффект достигается применением особой гаммы красок, из-за которых расплываются и сливаются все черты не только призраков, но и самой усадьбы. Все это создает ощущение миражности, зыбкости полотна.
Тончайшие лирические переживания, неуловимые эмоциональные нюансы, щемящая грусть, почти тоска.
-Какие мысли навевает это полотно?
(Мысли о скоротечности жизни, о том, что все кончается, исключается, исчезает. Борисову –Мусатову свойственно трагическое мировосприятие).
Пятый слайд.
Н.А.Скрябин «Поэма огня». (Прослушать фрагмент « Поэмы огня» Скрябина, не называя произведения и автора).
- Понравилась или не понравилась музыка, почему?
- Это произведение написано выдающимся композитором серебряного века Н.А.Скрябиным. Называется оно «Прометей. Поэма огня».
- Кто такой Прометей?
(Прометей – мифологический герой).
- Что он сделал для людей, согласно мифу?
(Прометей у Скрябина - это нечто иное,
символ, символ активной энергии Вселенной, это огонь, борьба, усилие, мысль. В музыке Скрябин выразил таинственные и тревожные темы, отражающие дремлющий хаос в преддверии мировых катаклизмов).
- Какие события начала 20 века можно назвать великими потрясениями?
(Революции: 1905года, 1917 года, первая мировая война 1914-1916 года).
-К чему призывают революции?
(К уничтожению государства, к переоценке ценностей.)
- Какие чувства, ощущения владеют людьми в эпоху революций?
(Ощущение катастрофы, чувство тревоги).
-Вспомните причины первой мировой войны.
- « Война как-то подавляет. В мире происходит огромное событие, которое опрокинуло и опрокидывает все понятия о настоящей жизни».
И А Бунин.
- Какая жизнь, по-вашему, настоящая?
- Что в войне можно назвать не настоящим?
(Война – это нарушение единства между людьми. Появляется ощущение катастрофы).
Шестой слайд.
- Кто это?
-Какое учение создал Дарвин?
- В чем суть его учения о происхождении видов?
- Какое объяснение происхождения мира существовало до Дарвина?
(Научные открытия – нарушение единства мира)
Оказывается, в мире много тайн. Не все можно объяснить логически. Повышается роль мистического познания. Мистическое не значит неправдивое. Это может быть интуитивное познание, неуправляемое, не целенаправленное, которое приходит к человеку по воле вдохновения, по воле интуиции и мгновенного прорыва к тайнам бытия.
Это ощущение тревоги, грусти, нарушения единства мира, единства между людьми отразилось в искусстве. Декаданс – так назвал этот период Д.С.Мережковский.
Седьмой слайд.
Д.С.Мережковский – поэт, писатель, философ, глубоко верующий человек. Он сформулировал понятие декаданса.
Восьмой слайд.
- Кто это?
-Что вы знаете о Христе?
-Для чего он послан Богом на землю
- В чем смысл слов «Христос воскрес»?
- В чем христианский идеал?
(Во всеобщем братстве).
(Читаю стихотворение).
-Каким настроением проникнуто стихотворение?
-О чем оно?
- Как вы думаете, зачем поэт написал его?
-Сформулируйте идею стихотворения. ( Какие строки стихотворения выражают идею?)
- Последние восемь строчек при жизни Мережковского напечатаны не были. Ч то насторожило цензуру?
-
«Христос воскрес», — поют во храме;
Но грустно мне... душа молчит:
Мир полон кровью и слезами,
И этот гимн пред алтарями
Так оскорбительно звучит.
Когда б Он был меж нас и видел,
Чего достиг наш славный век,
Как брата брат возненавидел,
Как опозорен человек,
И если б здесь, в блестящем храме
«Христос воскрес» Он услыхал,
Какими б горькими слезами
Перед толпой Он зарыдал!
Пусть на земле не будет, братья,
Ни властелинов, ни рабов,
Умолкнут стоны и проклятья,
И стук мечей, и звон оков, —
О лишь тогда, как гимн свободы,
Пусть загремит: «Христос воскрес!»
И нам ответят все народы:
«Христос воистину воскрес!»
Девятый слайд.
- Послушайте романс С.Рахманинова на стихи Мережковского «Христос воскрес…».
- На каких словах делает акцент Хворостовский?
Десятый слайд.
«Начинается век, я чувствую в нем трагедию». З Н Гиппиус.
Ее стихи о человеке, о любви, о смерти. Творчеству Гиппиус свойственна философия предчувствия, страдания.
Вместе с Мережковским издают журнал «Новый путь». (Путь души: преобразование грубой плотской любви в христианскую).
Дом супругов становится центром поэтической мысли Петербурга. (Вечера Мережковских.)
Одиннадцатый слайд.
Дом, в котором жили Мережковские. Именно здесь собирался по воскресеньям цвет петербургской творческой интеллигенции.
Работа в парах. Чтение и анализ стихотворения Гиппиус «Бессилье».
Бессилье.
Смотрю на море жадными очами,
К земле прикованный, на берегу...
Стою над пропастью — над небесами, —
И улететь к лазури не могу.
Не ведаю, восстать иль покориться,
Нет смелости ни умереть, ни жить...
Мне близок Бог — но не могу молиться,
Хочу любви — и не могу любить.
Я к солнцу, к солнцу руки простираю
И вижу полог бледных облаков...
Мне кажется, что истину я знаю —
И только для нее не знаю слов.
1893
Название стихотворения | Цитаты. | Комментарии. |
«Бессилье». | «…жадными очами…» | Лирический герой смотрит на море «жадными очами». Море – символ свободы. Желание обрести свободу звучит в первой строчке. |
| «…к земле прикованный» | Невозможность обретения абсолютной свободы. Чувствуется перекличка с пушкинским «К морю». |
| «…стою над пропастью…» | Ощущение катастрофы, роковой неизбежности. |
| «….улететь …не могу». | Отсутствие духовных сил на пути обретения свободы. |
| Вторая строфа. | |
| «…восстать иль покориться…» | В этом противоречии звучит проблема, волнующая лирического героя. |
| «….нет смелости…» | Для того, чтобы решить эту проблему, нужна смелость, а ее нет. |
| «Мне близок Бог…» | Бог близок, но настоящей веры нет. Поэтому в душе нет покоя и гармонии. |
| «Хочу любви…» | Есть только желание любви, но не сама любовь. Что же мешает? |
| Третья строфа. | |
| «Я к солнцу, к солнцу руки простираю…» | Солнце – символ тепла и света. Душа лирического героя стремится к теплу и свету, к любви, к обретению гармонии. |
| «…и вижу полог бледных облаков…» | Облака закрыли солнце. Путь к обретению гармонии невозможен. |
| «Мне кажется, истину я знаю…» | Характерно словосочетание «мне кажется». В нем звучит неуверенность в знании истины. |
| «И только для нее не знаю слов». | Нет четкого осознания истины, поэтому нет слов. Как можно выразить в слове то, что только кажется? |
Основная мысль стихотворения (идея). | Бессилье. | Основная мысль выражена в заглавии. Бессилье в чем? В обретении внутренней свободы, душевной гармонии, любви в широком смысле слова: к жизни, к людям. В этом трагедия лирического героя. |
Двенадцатый слайд.
Валерий Брюсов.
(Чтение стихотворения « Демон самоубийства» подготовленным учеником ).
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
(Что-то не просто грустное, а тягостное и зловещее слышится в каждой строфе).
| | |
| | |
| | |
|
И кто, в избытке ощущений, Когда кипит и стынет кровь, Не ведал наших искушений, Самоубийство и любовь! Ф. Тютчев Своей улыбкой, странно-длительной, Глубокой тенью черных глаз Он часто, юноша пленительный, Обворожает, скорбных, нас.
В ночном кафе, где электрический Свет обличает и томит Он речью, дьявольски-логической, Вскрывает в жизни нашей стыд.
Он в вечер одинокий - вспомните,- Когда глухие сны томят, Как врач искусный в нашей комнате, Нам подает в стакане яд.
Он в темный час, когда, как оводы, Жужжат мечты про боль и ложь, Нам шепчет роковые доводы И в руку всовывает нож.
Он на мосту, где воды сонные Бьют утомленно о быки, Вздувает мысли потаенные Мехами злобы и тоски.
В лесу, когда мы пьяны шорохом, Листвы и запахом полян, Шесть тонких гильз с бездымным порохом Кладет он, молча, в барабан.
Он верный друг, он - принца датского Твердит бессмертный монолог, С упорностью участья братского, Спокойно-нежен, тих и строг.
В его улыбке, странно-длительной, В глубокой тени черных глаз Есть омут тайны соблазнительной, Властительно влекущей нас... Рефлексия. -Я не знал… -Теперь я знаю… Выставление отметок. Домашнее задание. Написать эссе. «Хотел бы я жить в серебряном веке?» | |