Люблю тебя, родной Донбасс
Цели: продолжать знакомить детей со своим родным краем — Донбассом, формировать и развивать патриотическое самосознание, безграничную любовь к Родине, к своему народу, стремление добросовестно выполнять гражданский, профессиональный и воинский долг, соблюдать свои конституционные права и обязанности; а также развитие у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально и социально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества;
прививать понятие «единой Родины», осознание сопричастности и ответственности за судьбу Донбасса, формировать познавательный и интерес к жизни своего города, а также навыки исследовательской деятельности, воспитывать готовность трудиться на благо своего края, учить детей толерантному отношению к многообразию национально-этнических культур Донбасса. Прививать любовь к своему краю, городу, воспитывать чувство гордости и патриотизма к Донбассу.
Оформление: иллюстрации, презентация «Люблю тебя, родной Донбасс».
Тип урока: ознакомительный.
Форма проведения: урок-лекция с элементами диалога
План
История нашего края.
Наш город – крупный промышленный центр.
Люди, прославившие Донбасс.
Памятники истории и культуры.
Символика Донбасса.
События последних месяцев
ХОД УРОКА:
Слайд 1 Звучит музыка
Организационный момент (Проверка готовности к уроку)
Учитель: Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
II. Изучение нового материала.
Донбасс – не просто уголь и металл,
Не просто от копров степная даль –
Глубинней, шире и значимей он,
Поскольку солнцелик его огонь.
Металл, пролившись, мрак полночный губит.
Метан, взгремев, сжимает страхом губы…
Здесь уголек замешан на крови,
А человек известно – на любви.
В краю отцов, в пространствах Дикополья
Я хлеб и долю отыщу, как долю.
Саур-Могила, Бахмут и Азовье
Откликнутся во мне былинным зовом.
Я с ним печалюсь, радуюсь, живу.
Беда – не прячу голову в траву.
Донбасс, что дышит явью и веками,
Во мне – и солью, и горячим камнем.
Я не боюсь риторики пред Ликом,
Как Эверест, как сотни звезд, великим:
Стою ль у шахт, у Гор Святых стою –
Он в душу не вмещается мою.
Донбасс не территория – о, нет!
И это не молва, не просто гомон,
Что он, Донбасс, порожняки не гонит.
Не делится на запад и восток,
И в этой одноликости высокой
Любой парад не будет одиноким…
Донбасс – и наши помыслы, и суть,
Его не обмануть, не обмануть.
Он – наша боль, как в поднебесье смог,
И берег наш у солнечных дорог.
Он – монолит, и потому велик,
И нам не лжесынами быть велит,
Которые подобны фарисеям,
Что в руслах родословных смуту сеют.
Но верность и любовь – одна тропа,
Но Кальмиус и Днепр – одна судьба.
Насколько хватит сердца, духа, глаз, -
Встает его величество Донбасс!
Учитель: Здравствуйте, дорогие дети! Здравствуйте дончане и дончанки!
Тема нашего урока «Люблю тебя, родной Донбасс!».
Поставьте цели: что вы сегодня нового хотите узнать?
Нет «малой родины», нет большой Родины, Родина только одна – та часть Вселенной, где ты родился, а вернее всего – где ты провел детство, где ты вырос и возмужал, знакомые по детству и по юности места и то, что близко по духу, по настроению, то куда приходишь с ощущением собственного дома.
Русская народная пословица гласит: «Где родился, там и пригодился». Что это означает? Как вы понимаете эту поговорку? (отвечают)
Вы любите свой край? Наш край — это наша Родина! Родина — это только одна часть Вселенной, где ты родился, где ты провел детство. Это то место, которое близко тебе по духу, по настроению куда ты приходишь с ощущением собственного дома. Предлагаю совершить экскурсию по родному краю.
История нашего края.
А что вы знаете об истории своего края? Когда он был основан? Кем он был основан? Вот на эти и не только вопросы мы сегодня и найдем ответы.
Учитель: Городов на Земле очень много, самых разных: красивых, огромных, шумных и тихих. Для тех, кто в них живёт, именно он самый лучший, самый любимый. Попробуй, прочитай слово ГОРОД наоборот! Ты поймёшь, что каждый город кому-нибудь ДОРОГ.
Любовь к Родине начинается с малого. Полюбишь малое – полюбишь и большое. Для многих из нас любовь к Родине начиналась к любви к нашему городу.
Если заглянуть в глубь истории нашего города, то обнаружится, что он имеет суровое прошлое. Наш город богат событиями, богат выходцами из простого народа, ставшими впоследствии известными личностями.
Давайте пройдемся по его улицам, паркам, самым красивым его уголкам.
Слайд 2 – Слайд 8
(Показываю виды города. Дети узнают места родного города).
- А может, кто-то знает, почему наш город называется Донецком?(ответы)
Слайд 9
Освоение земель в районе Донецка было начато казаками Войска Донского и Войска Запорожского в XVII веке. В 1869 году валлийцем Джоном Хьюзом Слайд 9 начинается строительство металлургического заводас рабочим посёлком Юзовка (Юзово) Бахмутского уезда Екатеринославской губернии. Дату постройки посёлка принято считать временем основания города Донецка. Юзовка делилась на две части — заводская и «Новый свет». Центральная часть города развивалась вдоль направления на север от металлургического завода к железнодорожной станции. В 1889 году к югу от Юзовки был сооружен машиностроительный и чугунолитейный завод Э. Т. Боссе и Р. Г. Геннефельда, мастерская по ремонту горно-шахтного оборудования — ныне Рутченковский машиностроительный завод. В 1916 году построены два коксохимических завода, а в 1917 — первый в Российской империи азотный завод — ныне Донецкий завод химреактивов. С быстрым развитием производственных сил, образованием крупных промышленных предприятий стремительно росло население Юзовки. В 1917 году посёлок Юзовка получил статус города. В составе Украинской Советской Социалистической Республики (с декабря 1922 годаСоюза Советских Социалистических Республик). Сталино — административный центр с апреля 1923 года по 1924 год Юзовского округа, с 1924 года по июнь 1925 года Сталинского округа Донецкой губернии, с июня 1925 года по июль 1930 годаадминистративный центр Сталинского округа непосредственно подчинённого правительству Украинской ССР. В 1932 году город стал центром Донецкой области. В 1938 году Донецкая область была разделена на две области: Сталинскую и Ворошиловградскую. С 21 октября 1941 года по 8 сентября 1943 года город был оккупирован гитлеровской Германией. В средине 1942 года шла работа по созданию Генерального комиссариата Сталино, и передаче его из-под командования военной администрации гражданским властям. Гереальный комиссариат Сталино включал в себя четыре окружных комиссариата: Мариупольский, Сталинский, Горловский, Ворошиловоградский. Однако, из-за наступления Красной армии от этих планов отказались.
Слайд 10
9 ноября 1961 года Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР Сталинская область переименована в Донецкую и город Сталино переименован в Донецк. Город и область были так названы в честь реки — Северского Донца в 1932 году. На то время в состав области входили современная Донецкая и Луганская области, а Северский Донец был центральной водной артерией.
Его тёзка - город Донецк в Ростовской области России и город Северодонецк тоже названы по реке Северский Донец. (Хотя название Северодонецк чаще воспринимается уже как "Северный Донецк").
А давайте ответим на несколько вопросов о городе Слайд 11
Общая площадь города составляет - 385 км².
Общая протяжённость улиц - 2 500 км.
Количество улиц, бульваров, проспектов - 2 200.
Главная улица - Артёма. Длиннейшая улица - Кирова.
Количество площадей - 21. Главная площадь - Ленина. Количество терриконов - 125.
Рек - 5:, Кальмиус, Асмоловка (13 км), Черепашкина (23 км), Скоморошка, Бахмутка.
Количество районов – 9:
Будёновский район ,ворошиловский район, калининский район, киевский район, кировский район, куйбышевский район, ленинский район, петровский район, пролетарский район.
Наш город – крупный промышленный центр.
Наш город – крупный промышленный центр. В нем наиболее развиты такие промышленности как: угольная, машиностроение, металлургическая, пищевая.
Чем он славится?
(Здесь добывают уголь и перерабатывается металл, здесь живут шахтеры, металлурги учителя, врачи, ученые и многие другие).
Что есть у нас в городе?
Учитель:
Город- металлург, живи и здравствуй
Радуй глаз особенной красой,
Уголь и железо государству,
Словно человеку хлеб да соль.
А. Жуков
Наш город ценится добычей угля государству и соответственной самой популярной профессией считается профессия шахтёра. В конце каждого лета, в воскресенье, мы отмечаем наш профессиональный праздник – День шахтёра.
Современный Донецк, даже в это тяжелое время, по праву можно назвать одним из значительных в культурных, научных и бизнес-центров.
Образование осуществляют 180 общеобразовательных школ, 24 профтехучилища, 38 высших учебных заведений I-IV уровней аккредитации. Самой большой популярностью пользуются такие высшие учебные заведения:
Слайд 12
Донецкий национальный технический университет;
Донецкий национальный университет
Донецкий государственный медицинский университет имени М. Горького;
Донецкая государственная музыкальная академия имени С. Прокофьева;
Донецкий государственный университет экономики и торговли имени М. И. Туган-Барановского;
На сегодняшний день в Донецке числится 254 памятника культурного наследия. В городе расположены 11 кинотеатров, 53 Дворца культуры и клуба, 140 музеев и музейных комнат, 368 библиотек с фондом свыше 15 522 662 книг, 16 начальных специализированных учебных заведений искусств.
Слайд 13
Донецкий государственный цирк был открыт в августе 1969 года. Его открытие было приурочено к 100-летию Донецка и основному празднику нашего города - Дню шахтера. Вместимость зала рассчитана на 1849 зрительских мест. Со дня открытия в Донецком цирке показано 8000 цирковых представлений, 160 разнообразных цирковых программ.
Донецк также славится своими театрами:
Драматическим театром, Театром оперы и балета и Театр кукол (Донецкий областной театр кукол - один из старейших театров. Создан в1933 году).
Дончане очень любят свои парки культуры и отдыха:
СЛАЙД 14
- Парк кованых фигур. Парк со скульптурными композициями, выкованными из металла. Открыт в 2001 году. Здесь ежегодно проводится международный фестиваль кузнечного мастерства. Лучшие работы остаются в парке как подарок городу. Рядом расположилась поляна сказок, на которой стоят вырезанные из липы и граба цельные деревянные скульптуры сказочных героев.
СЛАЙД 15
- Центральный парк культуры и отдыха им. А.С. Щербакова. Расположен в Ворошиловском районе. Ограничен с востока улицей Университетская, с юга - улицей Стадионная, с запада - стадионом «Шахтёр», с севера - Вторым городским прудом.
Работает с 1932 года. В парке имеются аттракционы, детские площадки, аллеи для пешеходных прогулок и другие места отдыха.
СЛАЙД 16
- Парк культуры и отдыха им. Ленинского комсомола. Парк расположен в Киевском районе Донецка. Он известен своим разнообразием памятников как для взрослого поколения так и для детей.
3. Люди, прославившие Донецк.
Несомненно, в Донецке найдутся люди, которые сохранили в своей памяти его недалекое прошлое. Для них, почетных и уважаемых наших сограждан и для нас, современного поколения, разительные перемены, совершающиеся на наших глазах, вызывают чувство большой радости и законной гордости за наш трудолюбивый и мирный народ.
Дороги разбросали уроженцев Донецка по всей стране. Но всегда и везде, где бы они ни были, их маленькая Родина в сердце, в делах. Очень много выдающихся людей, выходцев из Донецка, заняты в различных областях науки, техники, медицины, образования, культуры и спорта.
Огромный вклад в развитие культуры внесли:
Березин Фёдор Дмитриевич - писатель-фантаст. Его роман «Пепел» занял второе место на конкурсе русскоязычной фантастики «Звёздный мост».
Гроссман Василий Семёнович - писатель. Жил в Донецке с 1929 по 1932 г. Работал химиком-ассистентом в Донецком областном институте патологии и гигиены труда и ассистентом кафедры общей химии в Сталинском медицинском институте. В 1934 году опубликовал повесть из жизни шахтёров и заводской интеллигенции «Глюкауф».
Дркин,Веня - поэт, музыкант. Учился в ДПИ.
Забирко Виталий Сергеевич - писатель-фантаст.
Крутиков Сергей - музыкант, лидера группы «Михей и Джуманджи». Родился в Донецке. Работал актёром в донецком драмтеатре.
Мерцалов Алексей - кузнец, создатель «Пальмы Мерцалова» - символа Донбасса.
Писарев Вадим Яковлевич - звезда балета.
Соловьяненко Анатолий Борисович - оперный певец, тенор.
Стус Василь - поэт
Вигдергауз Павел Исаакович - архитектор, автор памятника шахтеру, ставшему одним из символов Донецка.
Спажук Виталий Иосифович - писатель
- Спортсмены из нашего города прославляли и прославляют Донецк и страну на чемпионатах мира и олимпийских играх:
Бубка Сергей Назарович (р. 1963), украинский спортсмен (легкая атлетика), заслуженный мастер спорта (1983). Чемпион Олимпийских игр (1988), мира (1983, 1987, 1991, 1995), Европы (1986), СССР (1984, 1985) Победитель Кубков мира и Европы (1985) в прыжках с шестом.
Ягубкин Александр Геннадиевич – знаменитый советский боксер, чемпион мира в 1982г., петровчанин.
Подкопаева Лилия - гимнастка.
Астахова Полина Григорьевна – гимнастка.
Памятники истории и культуры.
В Донецке числится 262 памятника истории и культуры, к ним относятся скульптуры, мемориалы, памятные знаки, мемориальные доски. 18 – посвящены Октябрьской революции 1917 года, 9 - гражданской войне, 30 - искусству, 30 - труду, 37 - братских могил, 3 - жертвам фашизма, 3 - деятелям КПСС, 1 - сотрудникам милиции, 1 - основателю города.
Первым памятником Донецка (тогда ещё Юзовки) был памятник Александру II. Он должен был открыться в 1916 году, но разрушился за несколько дней до открытия.
Некоторые памятники являются подарком Донецку от других городов. Так Слайд 17 Москва подарила копию Царь-пушки, Бохум - копию колокола Слайд 18 , установленного у ратуши, Киев - оригинал скульптуры Архангел (он же Архистратиг) Михаила Слайд 19.
Символика города Донецка.
Каждый город, ребята, имеет свою символику: герб и флаг.
- Знаете ли вы, что изображено на гербе и флаге нашего города?
Герб Донецка
Щит герба Донецка - пятиугольный и разделён горизонтально. Верхняя часть - лазурная, нижняя - чёрная. На щите герба изображена выходящая из нижней кромки золотая кисть правой руки, которая держит горный молоток золотого цвета. В верхнем правом углу расположена пятиконечная звезда такого же цвета. На большом гербе Донецка в качестве щитодержателей используются фигуры монумента "Освободителям Донбасса": слева - шахтёр на фоне золотой лавровой ветви; справа - солдат на фоне дубовой ветви. Обе фигуры серебряного цвета. Композиция увита чёрно - голубой лентой. Сверху щита расположена золотая корона с пятью башенками, на которой написаны цифры "1869" - год основания города. Снизу щит герба обрамлён двумя положенными накрест золотыми ветвями розы, между которыми на красной ленте золотыми буквами написано "Донецк".
Флаг Донецка
Флаг Донецка - это прямоугольное полотнище с соотношением 1,2 ширины к 1,5 длины. Флаг горизонтально разделён на две равные части. Верхнее поле - лазурное, нижнее - чёрное. В центре площадью не менее 0,32 части площади флага нанесено золотое изображение герба Донецка. Лазурное поле герба расположено на лазурной половине флага, а чёрное - на чёрной.
Помимо официального флага Донецка также используется другой - на белом полотнище расположен полноцветный большой герб Донецка.
А теперь мы проведем небольшой блиц – опрос на закрепление вами сегодня услышанное и определим запомнили ли вы сегодняшний урок или нет.
События последних месяцев
Очень тяжелыми стали для нас, жителей нашего города последние месяца. В одночасье все изменилось от спокойной и размеренной жизни не осталось и следа. Очень тяжело смотреть на то, что происходит вокруг нас, а само страшное, что мы невольные заложники этой бессмысленной войны.
Что бы прочувствовать всю глубину ужасов происходящих событий, давайте посмотрим на фото Слайд 20
Любовь к родному городу поможет нам возродить его, сделать еще лучше. Храбрость нашего народа не перед чем не остановится, здесь живут самые храбрые духом люди, которые для своего родного края готовы на все. Это война помогла людям сплотиться, переосмыслить ценности, а значит все у нас с вами получится.
События последних месяцев подчеркнули, что именно вы, подрастающее поколение Донецкой Народной Республики проявляет высокий уровень патриотического самосознания, осознает свой гражданский долг и идентифицирует себя с молодой Республикой, понимает свою ответственность за ее судьбу.
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
Из поколенья в поколенье
Мой край, моя земля,
Роднее нет на свете!
Здесь не забыты прадеды и деды,
Здесь, продолжая их нелегкий труд,
Из поколенья в поколенье
Мужчины уголь добывать идут.
Земля родная, наша мать,
Как много выпало тебе страдать!
Как много войн ты повидала!
Но всем назло ты выживала!
И, как всегда, из года в год
На шахтах трудится народ.
Мой край родной, моя земля!
Так сердце ноет за тебя,
Ведь нет земли родней на свете,
Так скажут взрослые и дети.
Из поколенья в поколенье
Мы скажем гордо в добрый час:
«Прекрасней нет земли на свете,
Чем край родной, чем НАШ ДОНБАСС!»
Учитель: Много прекрасного можно увидеть в Донецке, обо всем и не узнаешь. И сегодня на уроке мы познакомились лишь только с малой частью достопримечательностей нашего города.
- Что нового узнали о Донецке?
- Что больше всего понравилось?
Заключительное слово учителя.
Обо всем, что мы сейчас имеем в Донецке, должен знать каждый житель города и дорожить им, особенно в эти тяжелые времена. Прошлое ушло в область предания и хранится только в памяти людской.
И все же главное богатство нашего города – это его жители – люди самых разных профессий. Благодаря нам, жителям нашего города, наш любимый город живет, благоустраивается, трудится, так было и так будет всегда наперекор всем.
V. Итог урока.
На этом уроке мы с вами открыли для себя удивительный мир нашего края, отметили яркие черты характера нашего народа и приблизились к главной цели сегодняшней встречи. Я предлагаю вам постараться понять, чем уникален наш город, всегда вызывавший неподдельный интерес у людей, проживающих за его пределами. Чем же привлекает к себе наш город, что он значит для тебя?
Мы должны интересоваться своим городом, его историей и современной жизнью, принимать участие в различных мероприятиях по благоустройству своего города, территории своего микрорайона, школы и территории своего дома
- Чем вы можете пригодиться? (отвечают)