Образовательный проект
Тема проекта:
«Любовь и дружба в жизни и лирике А.С. Пушкина».
Выполнила:
Учитель по письму и развитию речи МКОУ
«Школа - интернат 95» Путкова О. В.
г. Нижний Новгород 2016 год.
Паспорт проекта.
Тема: «Любовь и дружба в жизни и лирике А. С. Пушкина».
Компетентность, которую формирует проект: языковую, коммуникативную, социально -значимую.
Время: краткосрочный.
Возраст участников: 8 класс.
Актуальность: Актуальность данной темы определяется особой ролью художественного слова в развитии личности учащихся.
Цель: Социализация детей с ОВЗ через изучение понятий любви и дружбы в жизни и поэзии А. С.Пушкина
Задачи:
Знать основные факты из биографии А. С. Пушкина.
Продолжить формировать навык выразительного, беглого чтения.
Знать, кому посвящены изучаемые стихи, какие мысли и чувства поэт в них выражает.
Формировать умение самостоятельно ориентироваться и разбираться в содержании прочитанного.
Формировать навыки грамотной , связной речи.
Способствовать расширению и уточнению словарного запаса.
Развивать коммуникативные навыки.
Создавать позитивный образ себя и других.
Развивать мотивацию, интерес к русской литературе.
Включить учащихся в активный учебный процесс , творческую работу.
Формировать нравственные качества учащихся, изучая и рассуждая о таких важных человеческих чувствах, как любовь и дружба, на примере биографических фактов и стихотворений поэта.
Ожидаемые результаты:
Развитие познавательной активности, самостоятельности в работе с научным , художественным текстом (работа с текстом учебника, публицистической статьей по заранее подготовленному заданию на печатной основе, обобщающая работа в конце проекта).
Развитие воображения, творческих способностей, письменной речи (написание сочинения — миниатюры по стихотворению А. С. Пушкина «Зимнее утро»).
Развитие устной речи, обучение умению выражать свое мнение (обсуждение иллюстраций с изображением картин из жизни великого поэта, просмотренных кинофильмов о жизни А. С. Пушкина, близких ему людей, современников; размышление над смыслом изучаемых стихотворений, подобранных пословиц о любви и дружбе, высказываний современников (близких А. С. Пушкину лицеистов) о дружбе; высказывания личных мнений учащихся о дружбе и любви, основанных на личном опыте.
Обучение умению слышать и слушать (дополнение чужого высказывания ,прослушивание записи стихов в исполнении известных актеров, участие в оценивании выразительного чтения стихотворений).
Развитие коммуникативных навыков ( работа в группах) .
Развитие нравственных качеств личности с помощью способа обсуждения понятий дружбы и любви как одних из главных качеств человека.
Предметные области, в рамках которых проходит проект: литература, русский язык, история, музыка, живопись, география.
Аннотация.
Детям с ОВЗ, имеющим интеллектуальные нарушения,
трудно усваивать материал по чтению и развитию речи, особенно если он касается другой временной эпохи (в данном случае идет речь о 19 веке, времени жизни А. С. Пушкина) или требует, для понимания смысла изучаемого, умения мыслить образно.
Одной из главных задач на занятиях, посвященных изучению жизни и творчества поэта,была задача помочь представить детям А. С. Пушкина как личность живую , яркую, глубокую. Оценить благородство его чувств, доброту , отзывчивость, искреннюю дружбу, доброжелательство, способность на глубокие и искренние чувства любви к женщине, патриотизм, смелость , мужество, верность жизненным принципам и своему призванию, стойкость.
Вызвать у учащихся эмоциональный отклик на события, происходившие в жизни поэта, оценивая их с нравственных позиций.
При изучении стихотворений объяснять их смысл, обращаясь не только к личному опыту учащихся, которые в 8 классе могут высказывать свое мнение о любви и дружбе, но и к народной мудрости, к пословицам , которые являются бесценным материалом в вопросах нравственного воспитания.
Описание проекта
Этапы | Содержание. | Совместная деятельность с учителем | Самостоятельная деятельность учащихся |
1 этап Изучен ие биографии А.С. Пушкина. | Статья учебника, М. Я. Басина «Публичное испытание», И. И Пущин «Записки о Пушкине». Иллюстрации картин известных художников с излбражение фактов из жизни Пушкина. Фильмы «Лицейские годы», «Последняя дуэль», «Гавриил Романович Державин» , | Чтение и обсуждение статьи учебника. Составление плана статьи. Знакомство с дополнительными интересными фактами из жизни поэта из рассказа учителя и их обсуждение. Составление описания представленной иллюстрации(каждый по предложению, словосочетанию). Комментарии к наиболее интересным эпизодам фильмов. Ответы на вопросы учителя. | Чтение прозаического текста на оценку. Краткий пересказ изученного (для слабых пепресказ с опорой на план или устные ответы на вопросы ) . Работа со статьей учебника по заранее подготовленному заданию на печатной основе. Работа в группах: подготовка вопросаов к мини - викторины по биографии поэта. Составление вопросов по изученному.Учащиеся спросилио том, как был наказан Дантес за убийство Пушкина, так же интересовались дальнейшей судьбой Натальи Николаевны, количеством детей Александра Сергеевича. |
2 этап Изучение поэзии А. С Пушкина. | Стихотворения А. С Пушкина: «Воспоминания в Царском селе» (отрывок), «Во глубине сибирских руд», «Памятник» (отрывок), «Зимннее утро», «И. И. Пущину», «Няне», «Сожженное письмо» (отрывок), «Я вас любил». Записи чтения стихов в исполнении известных актеров. Пословицы о дружбе и любви. Высказывания друзей Пушкина , бывших лицеистов, о дружбе. Иллюстрации картин известных художников с изображением эпизодов из жизни поэта. Фрагменты из фильма «Декабристы». Фильм «Русские женщины в истории. Яковлева Арина Родионовна». Портрет графини Воронцовой .(и.к.т.) | Работа с иллюстрацией-устное обсуждение изображения. Словарная работа:уточнение значения незнакомых и малопонятных слов. Словесное рисование. Комментированное чтение стихотворения по цепочке. Подбор словосочетаний и предложений для написания сочинения. Написание сочинения — миниатюры «Солнечное зимнее утро». | Объяснение смысла пословиц. Прослушивание записи стихов в исполнении известных актеров. Повторное прослушивание стихотворения (читает учитель). Выразительное чтение наизусть ( для сильных учеников). «Конкурс чтецов» . Выразительное чтение стихотворений в конце урока каждым учащимся. Участие в оценивании выразительного чтения. |
3 этап. Обобщающий. | Раздел учебника «Произведения русских писателей 19 века. Александр Сергеевич Пушкин». Опросник. | Инструкция к выполнению задания. | Работа с опросником, повторение тем всего изученного материала. |
Заключение
В результате проведенной работы можно сделать вывод о том, что детям более интересны детали из личной жизни поэта , характеризующие его как человека.
Отталкиваясь от личных подробностей жизни Пушкина и близкого ему окружения, можно говорить и о явлениях жизни общественной, получая эмоциональный отклик у детей.
Учащимся близки и важны такие человеческие ценности , как любовь и дружба, и некоторые готовы
были поделиться своим мнением на этот счет.
В работе со стихотворениями на первом плане были чувства и переживания поэта, его отношения к близким с целью дать возможность детям лучше понять самого поэта и обогатить свой личный опыт .
Использовались для повторного обсуждения те же иллюстрации , что и в начале изучения, но обсуждались они уже в другом плане.
Если, например, иллюстрация с изображением А. С Пушкина и Арины Родионовны во время ссылки в Михайловском (где няня вяжет, сидя за столом, Пушкин ей что- то читает, за окном видны деревья в снегу) при изучении биографии поэта была представлена как эпизод из его жизни, то при анализе стихотворения «Няне» применялся метод словесного рисования, делался акцент на теплоту атмосферы, доверительность отношений, которые возможны лишь между близкими , любящими сердцами.
В работе с текстом в самом начале работы были трудности.У большинства учащихся отсутствоала какя либо мотивация даже к простому чтению статьи учебника. Некоторые дети заявлили о ненужности такого опыта, т. к. в интернете они бегло читают такие же по объему тексты и все понимают.
При выполнении 1 -го задания ( где нужно было продолжить предложение из текста первой статьи о жизни поэта) .100% учащихся обращались за помощью к учителю, уточняли правильность выполнения задания. .
К концу проекта, когда нужно было , работая над вопросником, обращаться к содержанию всего раздела, 100% учащихся работали самостоятельно, многие очень бысро, уточняя лишь образец выполнения.
При прохожлении данного материала были использованы возможности устной речи, живописи , музыки , кинематографии для создания образа живого А. С. Пушкина, для создания впечатления, что он просто зашел к детям в гости , читал стихи , интересно рассказал о своей жизни и простился, оставив впечатление о себе в душах детей.
Ресурсы
Техническое обеспечение:компьютер, доступ к Интернету, проектор, экран.
Дидактические материалы
Задание к статье учебника ( продолжить предложение).
Родился александр Сергеевич Пушкин 6 июня....
..они отдали своегостаршего сынв Александра в закрытое учебное...
Светлым июньским днем 1817 года поэт...
Из -под его пера выходит поэма..
Это было ….....марта............
...Благодаря заступничеству друзей удалось заменить эту кару более мягкой................
В июле …..... года Пушкина отправляют в ссылку в Михайловское.
Жизнь в Михайловском в течениии ….......-...........
тяготила поэта.
Осенью …........года пушкин вернулся в Москву.
Пушкин был смертельно ранен французом Дантесом на дуэли. …. февраля ….....года он скончался.
Вопросник .
Когда и где родился поэт?
В каком учебном заведении учился?
Назовите фамилию известного русского поэта, который присутствовал на экзамене Пушкина в Царскосельском лицее?
В каком году погиб поэт?
В чем причина его гибели?
Назовите фамилию лучшего друга А. С. Пушкина?
Кто находился с Пушкиным рядом во время ссылки в село Михайловское?
Кому посвящено стихотворение
« Во глубине сибиоских руд
храните гордое терпенье...»?
Из какого стихотворения эти строки
«Под голубыми небесами
Великлоепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит..» ?
Кому посвящено стихотворение
«Подруга дней моих суровых
Голубка дряхлая моя» ?
Как к этому человеку относился Пушкин?
О каком чувстве говорит поэт в стихотворении «сожженное письмо»?
Что желает поэт любимой в стихотворении
«Я вас любил»?
Иллюстрации:
1. А. С. Пушкин. Художник О. А Кипренский.
2. Прощай, свободная стихия. ХудожникиИ. Е Репин., И. К. Айвазовский.
3. Наталия Николаевна Гончарова. Художник А. П. Брюллов.
4. И. А. Крылов, А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, и Н. И.Гнедич в Летнем саду. Художник Г. Г. Чернецов
5. .А. С Пушкин с женой на придворном балу. ХудожникН. П. Ульянов.
6. Пушкин на лицейском экзамене. Художник И. Е. Репин.
7. Изображение виселицы с телами казненных декабристов.Черновой автограф Полтавы 1828 год.
8. А. С. Пушкин читает М. Н. Волконской «Послание в сибирь».
Прослушивание стихов и просмотр видеозаписи:
1. «Зимнее утро» в исполнении Иннокентия Смоктуновского.
2. «Я вас любил» в исполнении Анатолия Белого.
Художественные и документальные фильмы.