| Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД (с указанием конкретных действий) |
| 1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | Предлагаю провести экскурсию по выставке рисунков «Моя Родина». На доске - ребусы и загадки о Родине. Стихотворение о родине Н.Поляковой - Что общего между этими словами РОДИНА и ОТЕЧЕСТВО? | Дети по желанию рассказывают, что они нарисовали и почему. Разгадывание ребусов и загадок. Высказывают своё мнение. Сверяем ответы с толковым словарём. | Познавательные УУД: Умение формировать понятие и работать со словарём. |
| 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | Класс разделён на две команды. -Подобрать однокоренные слова к словам ОТЕЧЕСТВО и РОДИНА. - Какие слова 1 столбика являются синонимами для слов 2 столбика? | отец род отчий родной отчество родник отчизна народ отечественный родина Отечество, отчизна, родина, родная земля | Регулятивные УУД: Умение анализировать и пользоваться раннее полученными знаниями на других уроках. Коммуникативные УУД: умение работать командой. |
| 3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | Учитель. Как называется государство в котором вы живете? Дети ответили - Россия. РФ - вызывает затруднения. Стихотворение С. Комратовой. Россия — какое красивое слово. За ясные зори, умытые росами. За русое поле с колосьями рослыми, За реки разливные в пламени синем Тебя по - славянски назвали Россия. Как называют людей любящих свою Родину? (патриотами). | Написать на листочках отзыв о качествах любви к Родине. Ответы: беречь природу, очищать водоёмы, строить мосты, дороги и города… (прикрепляем на доску) | Комм.: готовность слушать собеседника. Позн.: овладение логическими действиями анализа |
| 4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | Учитель отсылает к словарю. | Учащиеся прочитывают определение понятия «ПАТРИОТИЗМ». (преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу) | Познавательные УУД: Умение формировать понятие и работать со словарём. |
| 5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | Учитель: Мы любим своих родных, свой дом, свой двор и улицу. И если мы уезжаем из родных мест, то всегда вспоминаем свой дом, пишем письма своим родным. После долгого отсутствия возвращаемся домой, где нас всегда помнят и ждут. Здесь наша Родина. Родина — род. Когда мы говорим о близких сердцу людях, мы скажем «родные» - род наш, наша общая жизнь. Каждый из нас связан со своими родными и близкими, как листья на одной веточке. Мы любим своих родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек. Мы помним даже тех, кого уже нет. Мы бережем их могилки, молимся за них . Семья — основа благополучия нашей Родины. Расположите последовательно слова : любовь, традиции, патриотизм. Какие традиции сложились в России? Традиции складываются, если человек любит Родину. Он служит на благо своей Родины. А служение — это любовь. Настоящая любовь начинается с любви к ближнему, родителям, друзьям. | Традиции, любовь, патриотизм. -Праздничные даты, субботники, демонстрации, религиозная культура… | Регул.: учатся приходить к общему мнению. |
| 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | Разгадывание кроссворда. Работа в парах – соревнование, чья пара быстрее. | Используются слова: Отечество, родина, Россия, патриот, патриотизм, традиции, любовь. | Познавательные УУД: Развитие творческого мышления |
| 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Защита Отечества долг каждого гражданина. О ком из защитников Родины вы можете рассказать? Учитель делает вывод. Кто любит Родину, тот ее защищает от врага, возделывает землю, выращивает хлеб, строит дома, села и города. И потому Родина для нас не предмет бытового пристрастия, а подлинная святыня. Нельзя погасить в себе эту святыню. Ею надо жить. За нее стоит бороться и умереть. Настоящий патриот любит свою Родину бескорыстно. | Дети внимательно слушают защиту проекта. «Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин- защитники Отечества». Сообщения о Дмитрии Донском и Александре Невском. | Личностные УУД: Формирование нравственной модели поведения детей. |
| 8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Класс разделён на 5 групп. Задание - Собери пословицу о Родине и объясни смысл пословицы. (Пять пословиц перемешаны. Каждой команде даю первое слово) | Учащиеся собирают пословицы: Где кто родился, там и пригодился. Если дружба велика, будет Родина крепка. Родина любимая, что мать родимая. Береги землю родимую, как мать любимую. Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей. | Познавательные УУД: Творческое мышление, умение самостоятельно добывать знания. Коммуникативные УУД: Умение работать в группах. |
| 9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | Даю оценку работы команд. Домашнее задание. Составить синквейн по нашей теме урока. | Учащиеся дают оценку работы в группах, записывают домашнее задание. | Регулятивные УУД: планирование. |