Доклад на тему: «Любовь к Богу и ближнему одна из главных заповедей Иисуса Христа»
подготовила учитель русского языка и литература
МОУ Коломенской СОШ
Чиркова Мария Константиновна.
( 89067931498)
Рождаясь, человек приходит в жизнь и становится продолжением своего рода и рода человеческого в целом. А человеческая жизнь не может существовать без нравственных канонов, так называемых основ, заложенных в самом нашем существе. И они - общечеловечны. К ним относятся нравственное влечение, нравственная потребность, понимание добра и зла.
Кроме естественной есть еще нравственность богооткровенная, христианская, данная нам Иисусом Христом.
10 заповедей Иисуса Христа известны многим. Среди них: не убий, не укради, почитай отца и мать свою, не прелюбодействуй, не лги, не завидуй чужому…
Следовать им человеку достаточно не просто, ведь мы не безгрешны уже при рождении, что говорить о дальнейшей нашей жизни, переполненной страстями и соблазнами.
И еще, мы, к сожалению, не умеем делать того, к чему с самого рождения стремится наша душа: любить по-настоящему, по-христиански, как Христос, пришедший к людям и взошедший на крест ради их спасения.
Святитель Игнатий говорил: «Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу: потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого ближнего». Поэтому любовь к Богу и ближнему является одной из важных, главных заповедей Иисуса Христа.
И эта любовь должна быть обязательно действенная!
Если вспомнить нашу русскую литературу, то можно сказать что вся она - это поиск правды, добра, идеала, положительно прекрасного человека, способного любить по настоящему, до самозабвения.
Так Ф. М. Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» показывает нам П.П. Лужина и его теорию ( на первый взгляд ,являющуюся абсолютно верной), теорию, можно сказать, «разумного эгоизма».
«Если мне, например, до сих пор говорили «возлюби», и я возлюблял, то, что из этого выходило? Я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы».
Сложно любить, сложно отдавать, обкрадывая самого себя, и надо ли?- рассуждает писатель.
Поэтому-то в отчаянии кричит непонимающий Раскольников Сонечке Мармеладовой, которая , по его мнению, «понапрасну» себя умертвила и предала себя:
«Ты живешь в грязи, которую так ненавидишь, и в то же время знаешь сама, что никому ты этим не помогаешь и никого ни от чего не спасаешь»
И потом лишь, глядя в глаза Соне, он понимает, « что значат для нее эти маленькие дети-сиротки, и эта полусумасшедшая Катерина Ивановна».
«Ненасытимое» сострадание ( эпитет- то какой подобран!), то есть собственное страдание за другого, и есть беспредельная любовь, которая движет Соней. И эта любовь не рассуждает, не взвешивает все «за» и «против», а спасает сейчас и спасет впоследствии самого Родиона Романовича, являя собой пример любви поистине христианской. Ибо такая жертвенная любовь никогда не бывает «понапрасну»!
В этом мы видим самого Достоевского. В своих дневниках он писал « Я останусь с Христом, нежели с истиной, если мне скажут, что истина вне Христа».
И как явная параллель звучат строки в романе, соединяя в единое идейное целое два разных образа:
«Юродивая! Юродивая!»-твердит Раскольников, смотря на Соню. и
« Ведь у Синкстинской мадонны лицо фантастическое, лицо скорбной юродивой»- замечает между прочим Свидригайлов в разговоре с Родионом Романович.
Страдает и отдает себя всю без остатка и без того униженная Соня.
Страшно страдает и Божья Матерь, отдавая своего единородного сына на растерзание людям, на крестные муки добровольно для спасения всего человечества.
И неужели зря? Ведь мир не стал менее жесток и ,наверное, прав Раскольников, говоря, «что с Полечкой то же будет»!
Способна ли вынести такое человеческая природа и не сойти с ума? Способна!
Именно на таких вполне реальных и невымышленных бездумно любящих праведниках и держится наш многострадальный мир!
Как сказал А.И. Солженицын в своем рассказе «Матренин двор» (цитата….)
Елизавета Петровна Глинка- врач-реаниматолог. На ее счету сотни спасенных жизней. Она выводила из-под огня украинской армии раненых и тяжелобольных детей Донбасса, помогала неизлечимым пациентам в хосписах, кормила и лечила бездомных, собирала средства для пострадавших от пожаров и наводнений. Она, рискуя своей жизнью, вселяла надежду в надломленные сердца детей и взрослых.
Доктор Лиза - так ее прозвали маленькие пациенты- погибла, когда летела в Сирию с грузом медикаментов.
И ее жизнь-это реальный пример для нас ныне живущих, пример глубокого человеколюбия и христианской добродетели.
И закончить свой доклад я хочу словами Апостола Павла: «Любовь долго терпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не раздражается, все покрывает, всему верит и НИКОГДА НЕ ПЕРЕСТАЕТ!