Родительское собрание.
Тема: Любовь к детям. Какая она?
Добрый вечер, уважаемые родители. Я, как всегда, рада встрече с вами.
Сегодняшнее собрание мы посвящаем любви – любви родителей к своим детям. Я уверена, что каждый родитель даст положительный ответ на вопрос «Любите ли вы своего ребенка?» А как мы любим? Умеем ли мы любить? Давайте обсудим эти вопросы. (Слайды 1,2)
Очень часто слабая успеваемость, плохое поведение, сложные отношения между одноклассниками являются следствием проблем в семье. Мы ссоримся, ругаемся, обижаем друг друга словами и действиями. Совсем не думая о том, что взаимоотношения в семье - это модель поведения для наших детей. Забываем, что именно в семье растет и развивается личность будущего взрослого человека. А если наполнять свою семью любовью, уважением к старшим, вниманием друг к другу, заботой, то ребёнок будет чувствовать себя защищённым, он будет расти активным, сильным, психически и физически здоровым. В любом детском коллективе легко распознать ребёнка, которого родители любят безусловно и искренне. (Типы родительской любви - слайды 3-5)
Какой же должна быть подлинная родительская любовь?(6)
Безусловная любовь — это любовь, не зависящая ни от чего: ни от внешности, ни от способностей, недостатков; от его сегодняшнего поведения. (7)
- Ребенок постоянно задает вопрос: «Ты любишь меня?»». Если мы любим ребенка безусловно, он это чувствует, и знает, что ответ на его вопрос будет положительный. А если мы любим его условно, то он теряет уверенность в себе, становится тревожным и напряженным.
- Именно через наше поведение ребенок ощущает нашу любовь к себе, он не только слышит, что мы говорим, но и чувствует, как мы говорим, а главное, что мы делаем.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потому и у родителей объясняются ошибками семейного воспитания. Какие из них вы можете назвать?(Слайды 8-13)
Главная ошибка – отсутствие безусловной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. А ведь для ребенка самое главное – чтобы его любили таким, какой он есть.
У психологов есть понятие тактильного голода. Бывает он у детей, которых вполне достаточно кормят, но мало ласкают, любят. Детей обязательно нужно обнимать, прижимать, гладить по голове, тормошить, подбрасывать (пока это возможно), целовать.
Самый большой дефицит, который испытывают дети, - это дефицит общения родителей с детьми. Дети первые, кто страдает, глубоко и трагически, от дефицита времени у взрослых.
Гиперопека - модель поведения родителей, при которой ребёнок окружен повышенным вниманием, контролем и защитой от мнимых опасностей.
- Какие же способы выражения родительской любви необходимы ребенку?
- Ответ прост. Это три контакта. (Слайды14-19)
• Контакт глаз.
- В каких ситуациях мы чаще всего смотрим в глаза своему ребенку?
- Контакт глаз — это возможность проявить теплые чувства друг к другу.
- Например, мы смотрим с любовью и нежностью на своего ребенка тогда, когда он особенно хорош и дисциплинирован. И внимательнее всего он слушает нас, когда мы смотрим ему в глаза.
- Но, к сожалению чаще всего, мы выразительно смотрим лишь в те моменты, когда критикуем, поучаем, попрекаем, ругаем («ну-ка посмотри мне в глаза, что ты еще натворил»). В такие моменты мы вряд ли можем убедить ребенка в нашей безусловной любви.
- Еще ужаснее привычка в наказание не смотреть на своего ребенка («видеть тебя не хочу»). Это тоже пример обусловленной любви. Младенцы, лишенные любящего взгляда матери чаще болеют, хуже развиваются.
- Тревожные, неуверенные дети больше всего нуждаются в том, чтобы с ними налаживали контакт на любом уровне, в том числе и контакт глаз. Ласковый взгляд, прикосновение способны уменьшить уровень тревожности. Переданная взглядом информация может отпечататься в сознании ребенка надолго, чем сказанные слова нет.
- Даже если вы прибегаете к какому-либо наказанию, в ваших глазах должна быть любовь, а не злоба. Если между вами уже установлен контакт глаз, то ребенок обаятелен, он не отворачивает голову сторону при разговоре с людьми, с такими детьми хочется общаться.
• Физический контакт:
- Физический контакт — это еще один способ наполнить эмоциональный резервуар ребенка. Физический контакт - это подтверждение нашей любви и привязанности.
- В каком возрасте наиболее часто происходит физический контакт между мамой и ребёнком?
- А когда этот контакт особенно необходим?
- Ребенок любого возраста нуждается в физическом контакте со своими родителями. Чем более трогательная эмоциональная память о детстве у подростка, тем более уверенно он будет противостоять натиску подросткового периода.
• Пристальное внимание
- Пристальное внимание требует времени. Оно проявляется в том, что вы должны быть готовы выслушать ребенка наедине, столько времени, сколько ему необходимо.
- Пристальное внимание требует полностью сосредоточиться на ребенке, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы наш ребенок не сомневался в нашей полной безоговорочной любви к нему. В такие моменты ребенок должен почувствовать, что он единственный в своем роде, что он особенный.
- Типичная трудность современных родителей — недостаток времени, в том числе для проявления пристального внимания.
- Важно осознать, что является первостепенным в вашей жизни. Если мы проявляем пристальное внимание уже к маленькому ребенку, то у него появляется потребность делится со взрослыми своими переживаниями, делает это естественно даже переживая кризисные периоды в своей жизни.
- Но, чем больше дефицит ребенка в родительской любви, тем больше его стремление получать материальные «заменители любви», — ваши подарки и покупки, это прежде всего откуп от пристального внимания. Для ребенка это буквально: я буду уверен, что родители любят меня, если они мне купят…
- Со временем ребенок теряет потребность в других ценностях и, даже став взрослым, строя отношения, выбирает как ведущие ложные ценности.
Хочется прочесть стихотворение средневекового поэта Себастьяна Бранта,
которое будет для нас всех напоминанием в воспитании и жизни.
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб.
Пусть помнит, что с лихвой получит
Все то от них, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным - пьяна.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за слова свои в ответе.
И за дела: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Мало ребёнку объяснять, как нужно правильно себя вести, нужно показывать это на собственном примере. «Один добрый пример лучше ста слов».
Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы.
Мудро поступают родители, которые вместе с детьми занимаются общим делом: спортом, гуляют, играют, читают, рисуют, мастерят поделки, принимают участие в школьных и городских конкурсах и мероприятиях.
Что скрывать, семьи у нас разные, каждая со своими обычаями, традициями, устоями. В каждой семье свои ценности. Для одной семьи главное и самое ценное – это дети, а для другой – своя личная жизнь, развлечения, а дети сами по себе, растут – да и ладно. Ведь детям когда нечем заняться, они занимаются озорством.
Хочется пословицей подытожить: «Что находится в кувшине, то и льется из него».
Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо – ваш ребенок.