СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Любовь к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения в 4 классе ( УМК «Школа России».)

Просмотр содержимого документа
«« Любовь к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…»»

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Программа УМК «Школа России».

Автор учебника: Литературное чтение 4 класс. В 2 ч.Ч.1/ Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А. Виноградова. -М.: Просвещение, 2013

Тема урока: « Любовь к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…»

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель: совершенствование навыков работы над лирическим произведением на основе стихотворения И.С. Никитина «В синем небе плывут над полями..»

Задачи урока:

Связанные с достижением предметных результатов: Анализирование стихотворного текста и репродукций картин с целью выделения существенных признаков.Развитие умения работать с учебником и со словарем, находить нужную информацию. Совершенствование умения пользоваться предметной терминологией. Совершенствование умения находить изобразительно- выразительные средства в тексте, выразительно читать текст.

Связанные с достижением метапредметных результатов: Принятие учебной задачи и следование инструкции учителя; понимание важности планирования своей деятельности. Совершенствование умения действовать по плану. Совершенствование умения выполнять самоконтроль и самооценку собственной деятельности. Развитие умения слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме. Развитие умения с достаточной полнотой и точностью обосновывать свое мнение, строить монологическое высказывание. Совершенствование умения работать в группах.

Связанные с достижением личностных результатов: Повышение мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Совершенствование умения выражать свои эмоции от прочитанного.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, рабочие листы, Толковый словарь В. И.Даля, записи романса

«В синем небе плывут над полями…» в исполнении А.Шарафутдинова, аудиоприложение «Литературное чтение 4 класс» к учебнику Л.Ф. Климановой и др.





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД


I.Организацион-ный момент. Самоопределение к деятельности


1 минута


Создает эмоциональный настрой на урок.

Сегодня на уроке много гостей, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение.

Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем уроке.

СЛАЙД1



Приветствуют улыбкой гостей, желают друг другу мысленно удачи и тихо садятся за парты.


Познавательные УУД

Развитие умения делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные УУД Принятие и сохранение учебной цели и задач.

Коммуникативные УУД Развитие умения слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные УУД

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности


3 минуты

Проверка выполнения домашнего задания

Организует фронтальную работу учащихся

- Как называется раздел учебника, который мы читаем?

- С творчеством какого поэта знакомились на прошлом уроке?

- Кто является современником Алексея Николаевича Плещеева?

Устанавливает правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявляет и устраняет в ходе проверки обнаруженные проблемы.

-Проверим домашнее задание

СЛАЙД2





Отвечают на вопросы преподавателя.

«Поэтическая тетрадь»


Алексей Николаевич Плещеев


Федор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет.


Выразительно читают стихотворение А.Плещеева «Дети и птичка» - 3 ученика

III.Постановка учебной задачи



8 минут

Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Речевая разминка.

СЛАЙД3

Тихо ночь ложится

На вершины гор,

И луна глядится

В зеркала озёр;


Над глухою степью

В неизвестный путь

Бесконечной цепью

Облака плывут;


Над рекой широкой,

Сумраком покрыт,

В тишине глубокой

Лес густой стоит;

Организует фронтальную работу учащихся

- Прочитайте, разделяя слова на слоги.

- Прочитайте с ускорением.

- Прочитайте с интонацией восхищения.



Побуждает к высказыванию своего мнения

Понравилось ли вам стихотворение? Почему?

- Ребята, как вы думаете, почему на разминку я выбрала это стихотворение?

- Прочитайте имя поэта, чьё стихотворение мы будем читать.

СЛАЙД4

- Вы прочитали отрывок из его произведения « Тихо ночь ложится…»

Мы уже знакомились с творчеством этого поэта. Ребята нам напомнят его стихи, которые мы читали









СЛАЙДЫ5-7

Обеспечивает мотивацию, актуализацию субъектного опыта.

-Ребята, вспомните стихи, которые проиллюстрируют данные слайды и к какому слайду подойдут? Обоснуйте свои ответы.


-Сделайте вывод, о чём писал поэт ?


Сформулируйте тему урока

СЛАЙД8


Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. Помогает учащимся при возникновении трудностей, отмечает успехи детей.


Познакомимся с биографией И.С. Никитина

СЛАЙДЫ 9-13

























































































СЛАЙД 14

Обратите внимание на памятник И.С.Никитину в Воронеже. Люди помнят творчество поэта и память о нём увековечена.
























Читают стихотворение по слогам

Читают стихотворение с ускорением

Читают стихотворение с интонацией восхищения.

Отвечают на вопросы преподавателя.

Вероятно, мы сегодня будем изучать творчество поэта, написавшего это произведение.

Читают имя поэта на слайде

Иван Саввич Никитин







Читают наизусть отрывки из стихотворений И.С. Никитина «Полно степь моя спать беспробудно…», «Утро», «Встреча зимы» (подготовленные учащиеся)


Соотносят репродукции картин и стихотворные тексты.

1«Полно степь моя спать беспробудно…»,Утро»

3«Встреча зимы»

Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор.

О родной природе.

Формулируют тему урока.

Любовь к Родине в стихотворении И. С. Никитина


Представляют материал в словесной и форме (Рассказывают подготовленные ученики)

СЛАЙД 9

Родился Иван Савич Никитин в 1824 году в городе Воронеже, на окраине города в маленьком домике на берегу реки.

С высокой кручи побережья, где стоял дом Никитиных, поэту открылись неоглядные дали, здесь рождались те чувства, которые затем вылились в стихах.


СЛАЙД 10

С шести лет мальчик стал учиться грамоте у соседа – сапожника. Его отец, небогатый торговец, мечтал о том, чтобы сын стал учёным лекарем.

Он очень хотел стать образованным человеком, но учиться Ване не пришлось: отец разорился и надо было ему помогать во всём.




Мальчик работал на постоялом дворе, где останавливались на ночлег извозчики с обозами, продавал на базаре свечи, посуду. Ему было тяжело, но он не падал духом. Всё свободное время читал, стал писать стихи.

Разорение отца и тяжёлые семейные обстоятельства вынудили Никитина стать содержателем постоялого двора.

Но он не переставал интересоваться литературой и сочинять стихи.


СЛАЙД 11

В 1856 году вышла первая книжка стихов И.С. Никитина.


СЛАЙД 12

В 1859 году он открыл в Воронеже книжный магазин и при нём дешёвую библиотеку, ставшие центром литературной и общественной жизни города.

СЛАЙД 13

Десятилетия тяжёлой работы на постоялом дворе подорвали здоровье И.Никитина, он умер молодым человеком.


Просмотр слайдов.

Познавательные УУД

Развитие умения делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Анализирование стихотворного текста и репродукций картин с целью выделения существенных признаков

Регулятивные УУД

Принятие учебной задачи и следование инструкции учителя;

Коммуникативные УУД

Развитие умения слушать и понимать речь других.

Развитие умения с достаточной полнотой и точностью обосновывать свое мнение, строить монологическое высказывание.

Личностные УУД Совершенствование умения выражать свои эмоции от прочитанного.

IV. Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности


5 минут

СЛАЙД 15

Обеспечивает первичное восприятие материала.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним из произведений Иван Саввича Никитина, которое называется «В синем небе плывут над полями». Послушайте аудиозапись. Постарайтесь увидеть картины, о которых идет речь в произведении.

Организует фронтальную работу учащихся

СЛАЙД 16

-Какие картины вы увидели?

Как вы думаете, какое время года описывает поэт?

Организует самостоятельную работ, оказывает помощь учащимся, у которых возникли трудности при выполнении задания.

Хорошо. А теперь приступим к чтению стихотворения. Откройте учебники на странице 146.

-Прочитайте стихотворение. Отметьте незнакомые слова

Побуждает к высказыванию своего мнения

Все ли тебе было понятно? Какие слова тебе были непонятны?

Где можно найти значение незнакомых слов?

Организует работу в группах, акцентирует внимание на том, как надо работать в группах.

В группах найдите значение незнакомых слов в толковом словаре и сети ИНТЕРНЕТ


Проверяет, отмечает успехи детей, учит исправлять ошибки, если они есть.

Прочитаем словарные статьи и запишем значения некоторых слов в рабочие листы.

СЛАЙД17









Прослушивают аудиозапись.
















Отвечают на вопросы преподавателя.



Поле, лес, вечер, закат

Конец лета, прощание с летом


Самостоятельно читают стихотворение. Определяют незнакомые слова.












Отвечают на вопросы преподавателя.


Нет, грезит, межа, зарево, кротко, храм


В толковом словаре, сети ИНТЕРНЕТ


Работают по группам с толковым словарем.

(1-грезить, 2 – межа, 3 – зарево, 4- кротко, 5 - храм




Зачитывают словарные статьи, записывают значение слов в рабочие листы.

Грезить – это значит мечтать.

Межа – узкая полоса земли, границы земельных участков.

Ответы детей

Зарево – это отблеск в небе красного, жёлтого или оранжевого цветов.

Кротко – значит спокойно, мирно.

А что такое храм?

Храм – это здание для общественного богослужения, исповедания



Познавательные УУД Развитие умения работать с учебником и со словарем, находить нужную информацию. Регулятивные УУД Принятие и сохранение учебной цели и задач.

Коммуникативные УУД Совершенствование умения работать в группах.

Личностные УУД

Формирование эстетических чувств

V.Первичное закрепление во внешней речи

5 минут

Организует самостоятельную работу, оказывает помощь учащимся, у которых возникли трудности при выполнении задания.

- На рабочих листах вы видите иллюстрации. Попробуйте найти строки, которые подходят к каждой иллюстрации, прочитайте их выразительно и запишите.

Побуждает к высказыванию своего мнения

Проверим.

СЛАЙДЫ 18 – 20

Подумайте, почему почти каждую строку стихотворения можно проиллюстрировать.








Что такое сравнение?













Что такое олицетворение?








Что такое эпитет?









Контролирует правильность выполнения упражнений.

Физкультминутка. (ЦОР)


Соотносят строки стихотворения с иллюстрациями.

1. Чуть заметен над лесом туман..

2..В синем небе плывут над полями облака с золотыми краями.

3.Месяц огненным шаром встает..







Отвечают на вопросы преподавателя,

аргументируют свой выбор .



В стихотворении много эпитетов, сравнений, олицетворений. Мы называем их изобразительно-выразительными средствами языка.



Это характеристика одного предмета, которая дается через сопоставление его с другим предметом по их сходству, которое может быть явным или отдаленным и неожиданным, например: голубые глаза, как небо;


Это перенесение свойств человека на неодушевленные предметы, например: природа уснула;


Это определение, которое характеризует предмет, т.е. красочное описание слова, например: золотая осень;


Выполняют упражнения.

Познавательные УУД

Анализирование стихотворного текста и репродукций картин с целью выделения существенных признаков

Формирование умения пользоваться предметной терминологией.


VI.Применение знаний и умений в новой ситуации

12 минут

Организует анализ стихотворного текста.

Итак, прочитай, пожалуйста, первые две строчки первого четверостишия. Какое средство выразительности здесь использует автор? Назовите эпитеты.

СЛАЙД 21

Почему «облака с золотыми краями»?

Как вы понимаете «Тёплый вечер прозрачно-румян»?



-А как вы понимаете второе четверостишие этого стихотворения?

-Посмотрите, ребята, как интересно получается. Только что был «теплый вечер», а через некоторое время уже «веет прохладой ночною»? Почему такое происходит?


СЛАЙД 22

Использовал здесь автор эпитет?

Какие еще средства выразительности вы видите в первых двух строчках второго четверостишия?

СЛАЙД 23

Найдите еще изобразительно-выразительные средства. Что говориться о месяце? С чем сравнивается? Есть ли здесь переносное значение? Такой прием называется метафора. Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.


Почему автор сравнивает месяц с огненным шаром?







А какое время суток описано во втором четверостишии?


Прочитай первую и вторую строчку третьего четверостишия.

СЛАЙД 24

Какое средство выразительности здесь использовал автор?


СЛАЙД 25

А теперь посмотрите на третью строчку. Какое средство выразительности использовал Никитин?



-Ребята, кто из вас когда-нибудь был в храме, церкви? Какие чувства вы испытывали, какие звуки слышали?

-Так почему автор сравнил свое состояние, когда он находился в поле ночью с состоянием, когда он находился в храме?

-Найдите в этом четверостишии слова, которые описывают состояние природы.

Почему автор в восторге молится?






Какое же время суток описано в этом четверостишии?


Определим тему стихотворения

Читают текст, отвечают на вопросы преподавателя, аргументируя свое мнение.


Эпитет

Синее небо, золотые края, теплый вечер.


Солнце скрыто за облаками и освещает их

Закат розоватого цвета, как лёгкий румянец

Ранний вечер



В конце лета температура меняется, днем еще тепло, а ночью холодает










Да, прохлада ночная, красное зарево.

Грезит колос

Олицетворение



Месяц огненным шаром встает

























Все дело в том, что при смене погоды луна окрашивается в красный цвет и этим красным светом заливает лес.

Поздний вечер









Золотое сиянье – эпитет

Эпитет- золотое сиянье, чистое поле.



Тишь сравнивает с тишиной в храме

Чистое поле

Сравнение- точно в храме.



Спокойствие, тишину





Потому что и там, и там чувствовал спокойствие, тишину



Кротко (спокойно) сиянье, покой, молчанье, тишь.




Ему очень нравится этот момент спокойствия, я наслаждается этим, восхищается.

Ночь




Наступление ночи


Познавательные УУД

Совершенствование умения находить ответы изобразительно- выразительные средства в тексте.

Совершенствование умения ориентироваться в своей системе знаний; Формирование умения пользоваться предметной терминологией.

Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать речь других.


Личностные УУД

Развитие умения выражать эмоции.



VII.Включение в систему знаний и повторение


6 минут

Организует работу над выразительностью чтения в парах .

Мы переходим к самому интересному к актёрской работе над стихотворением.

Какие чувства у вас возникли при чтении этого произведения?

Кто герой произведения?


-Вы подумали с какой интонацией будете читать?




-При подготовке пользуйся памяткой, посмотрите на слайд

СЛАЙД 26

Памятка.

а) Правильно ставь ударения.

б) Соблюдай паузы.

в) Выбери силу голоса (громко, тихо).

г) Определи темп (быстро, медленно)

д) Читай эмоционально.

е) Покажи интонацией свое отношение к произведению

Проверяет, акцентирует внимание на том, как надо работать в парах; отмечает успехи детей, учит исправлять ошибки, если они есть.

Организует проверку выполнения работы

- Оцените чтение стихотворения своих товарищей?

- Чьё чтение вам особенно понравилось? Почему?


Организует прослушивание романса с целью осознания мелодичности произведения.

Стихи И.С.Никитина красивые, очень мелодичные. Русские композиторы на них создали свыше 60 романсов и песен.

-Сейчас мы послушаем романс в исполнении Александра Шарафутдинова «В синем небе плывут над полями…»

СЛАЙД 27- 28

- Что вам понравилось в этом романсе?

Отвечают на вопросы преподавателя,

аргументируют свой выбор .





Спокойствие.


Автор, выражающий свои чувства.

Это стихотворение красивое, спокойное и читать его нужно спокойно, но передать свою радость и восхищение



Работают в парах над выразительностью чтения.
















Выразительно читают стихотворение. Оценивают чтение одноклассников, исправляют ошибки, дают друг другу рекомендации.






















Слушают романс « В синем небе плывут над полями…»





Мелодичность.

Познавательные УУД

Совершенствование умения выразительно читать текст.

Регулятивные УУД

Принятие учебной задачи , понимание важности планирования своей деятельности. Совершенствование умения действовать по плану.

Коммуникативные УУД


Развитие умения слушать и оценивать ответы одноклассников.


VIII.Рефлексия деятельности


5 минут



Чему учит это стихотворение?

-Помогают ли последние строчки стихотворения понять отношение поэта к природе?





















Организует индивидуальный контроль. Контролирует выполнение работы.


Ребята, у каждого из вас есть тест.

Вам нужно выбрать правильный вариант ответа в каждом вопросе.



Проверим себя. Правильные ответы мы видим на слайде.

СЛАЙД 29


Оцените свою работу.

Поднимите руки, кто справился на 5

- на 4, на 3 . Есть ли кто не справился с работой?

Оценивает работу детей на уроке, отмечает успехи детей.

Обеспечивает мотивацию чтения.

Есть ли у вас желание прочитать другие стихи поэта? Что вас заинтересовало?

СЛАЙД 30

Запишем домашнее задание ( с.146, подготовить чтение наизусть И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями..»)

СЛАЙД 31

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Продолжите фразы


Учит любви к Родине.


В стихотворении мы видим не только изображение поэтом картины природы, но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её необозримые просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам, когда их читаешь, будто слышишь голос самого поэта.







Выполняют тест на рабочих листах







Выполняют самопроверку.




Выполняют самооценивание.













Отвечают на вопросы преподавателя,

аргументируют свой выбор .









Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

На сегодняшнем уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

После урока мне захотелось…

Познавательные УУД

Развитие умения делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Регулятивные УУД

Принятие учебной задачи , понимание важности планирования своей деятельности. Совершенствование умения действовать по плану. Совершенствование умения выполнять самоконтроль и самооценку собственной деятельности.

Коммуникативные УУД

Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию , оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные УУД

Совершенствование умения выполнять самооценку собственных действий,