СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Любовь в жизни Н. Некрасова, Ф.Тютчева, А. Фета.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это урок по любовной лирике Н.Некрасова, Ф. Тютчева, А. Фета,  рассчитан на два урока. Он носит обобщающий характер и позволяет проверить фактологические и теоретические знания детей по литературе. Обучающиеся делятся на группы, получают индивидуальные задания по подготовке презентаций и исполнению романсов на стихи названных поэтов. Если в классе нет поющих детей, можно слушать романсы в записи. Задания по группам обучающиеся получают на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Урок по Тютчеву, фету, Некрасову»

План урока

Тема: Любовная лирика Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова. «…Безумная душа поэта ещё любить осуждена…»

Цель: 1.вспомнить отношение А. С. Пушкина к любви поэта в романе «Евгений Онегин»; 2.познакомить учеников с любовной лирикой Тютчева, Фета Некрасова;3. помочь ученикам понять своеобразие стиля любовной лирики каждого из названных авторов; 4.углубить представление учеников о соотношении лирического героя и биографического автора, образа и прототипа; познакомить с понятием цикл;

Развивать навыки анализа поэтического текста; формировать умение сопоставительного анализа стихотворений разных авторов на одну тему;

Воспитывать чувство прекрасного, чувство сострадания, сопереживания; пробуждать интерес к творчеству Тютчева, Фета Некрасова.

Методы и приёмы работы: 1.беседа, сообщения учеников с презентацией, частично- поисковый, исследовательский, использование ЭОР.

Формы организации работы учеников: коллективная, индивидуальная, групповая.

Ход урока:

Эпиграф:

…Безумная душа поэта

Ещё любить осуждена…

I учебная ситуация. Актуализация знаний. Любовь поэта в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:общий очерк.

  1. Работа с эпиграфом. Беседа с классом. Запись в тетрадь итогов обсуждения.

  2. Выполнение задания карточки №1.

Карточка №1.

Задание. Из романа Пушкина «Евгений Онегин» (главы I — VII, LVII, LVIII, LIX, XIII, XX, XXII, XXXI; главы VI — XX; главы VIII — XXXVIII перед учениками) выпишите слова, определяющие

  • любовь;

  • поэзию.

Что происходит, когда любовь и поэзия встречаются; как происходит эта встреча;

Отношение поэта к предмету своей любви.

Обратите внимание на художественные приемы— сравнения, метафоры, эпитеты, повторы, параллели и антитезы, контраст. Какие образы преобладают, какие слова повторяются? Почему? Как и почему изменяется отношение Онегина к поэзии? Обобщите ваши записи в кратком резюме «Любовь поэта по Пушкину". Сравните запись с предыдущей, отражающей ваше собственное представление о любви поэта.

  1. Обсуждение задания по карточке №1.

  2. Запись в тетрадь итогов обсуждения.


II учебная ситуация. Три истории любви (сообщения учеников).

  1. История любви Ф.И. Тютчева и Е. А. Денисьевой.

  2. История любви А.А. Фета и Марии Лазич.

  3. История любви Н.А. Некрасова и А.Я. Панаевой.

(Сообщения сопровождаются показом презентаций, выполненных учениками).


III учебная ситуация. Реконструкция истории любви по стихотворениям.

Работа в группах по анализу любовных циклов по заданиям карточки №2.



Карточка №2.

Задание. Перед вами — цикл стихотворений известного русского поэта. (Тютчев, Фет, Некрасов).

Особо выделите группу стихотворений, относящихся к началу любовной истории. Есть ли указания на то, каким видится лирическому герою будущее? Найдите и прокомментируйте образы, которые с наибольшей полнотой и выразительностью рисуют предчувствия (надежды, опасения и т.д.) поэта. Оправдались ли эти предчувствия? Каково общее настроение этой группы стихотворений? С помощью каких приемов оно создается?

Постарайтесь нарисовать «портрет» возлюбленной. Передает ли поэт детали ее внешнего облика? Если да, то какие именно? Есть ли символические образы, относящиеся к облику, характеру, душе героини (особое внимание обратите на сравнения, метафоры, эпитеты)? Повторяются ли эти образы или больше не возникают? Если перед нами повторяющийся образ (мотив), то почему выбран именно он? Как характеризует он героиню, отношение к ней лирического героя?

Обратите внимание на стихотворения, в которых появляются конкретные детали (события; обстановка; особенности взаимоотношений героя и героини, отмеченные памятью, наиболее значительные слова, жесты и т.п.) По этим деталям воспроизведите, что, где и как произошло, кратко запишите «сюжет» романа.

Выпишите, если они есть, сквозные мотивы всего цикла. Прокомментируйте их. Выберите одно стихотворение, в котором, на ваш взгляд, поэту лучше всего удалось выразить главное именно в этой истории любви (если члены вашей группы не могут прийти к соглашению, каждый может выразить свою точку зрения). Объясните свой выбор.

У учеников на столах карточка-информатор с определением понятия цикл. ( Карточка-информатор. Цикл (от греч. круг) – группа произведений, сознательно объединённых автором по жанровому, тематическому, идейному принципу или общности персонажей). Учитель поясняет карточку-информатор.

IV учебная ситуация. Выступления групп по заданиям карточки №2 и рецензирование и вопросы после прослушивания ответа группы.

Во время прослушивания каждая группа выполняет задание по рецензированию ответа и составлению вопросов отвечающим: 1 группа рецензирует ответ 2группы и задаёт вопросы 3 группе; 2 группа рецензирует ответ 3 группы и задаёт вопросы 1 группе; 3 группа рецензирует ответ 1 группы и задаёт вопросы 2 группе. (План рецензии у каждой группы).

План рецензии ответа

1.Соответствует ли сообщение теме? Полно ли освещена тема?

2.Последовательно ли излагался материал анализа цикла?

3.Что бы следовало, по-вашему, добавить? С чем вы не согласились?

4.Есть ли речевые, грамматические ошибки?

V учебная ситуация. Выводы по теме урока.

1.Действительно ли любовь поэта безумна?

2.Что общего имеют любовные циклы трёх поэтов?

3.Чем различаются «романы в стихах» Тютчева, Фета Некрасова?

  • В циклах нет конкретного образа лирической героини.

  • Рисуется развитие отношений.

  • Созданы «романы в стихах».

  • Изображается безумная любовь поэта.

  • У Тютчева любовная лирика носит трагический характер.

  • Фет вспоминает о своей трагической любви светло и тепло, с умилением.

  • Некрасов пишет о любви с болью и страданием.

  • У каждого свой стиль письма.

Учитель. Любовная лирика всегда вдохновляла композиторов на создание романсов. Не остались они равнодушны и к стихам Тютчева, Фета Некрасова. Варламов сочинил музыку на стихи А.Фета «На заре ты её не буди» (прослушивание романса), - на стихи Тютчева «Я встретил вас…» (прослушивание романса), - на стихи Некрасова « » (прослушивание романса).

VI учебная ситуация. Атрибуция поэтических текстов. Ученики получают тексты и находят среди них стихи «своего» поэта.

Саморефлексия учеников.

Выставление оценок за урок.

Д/з:

1.доказать, что выбранные вами стихи принадлежат «вашему» поэту и входят именно в этот цикл;

2.биография И. С. Тургенева с презентацией;

3.читать рассказы из «Записок охотника» Тургенева «Хорь и Калиныч», «Бурмистр», «Певцы».

Просмотр содержимого презентации
«История любви Некрасова и Панаевой»

Женское сердце, с трудом отвоеванное у толпы поклонников, у мнения света, у собственного мужа, разбивается больнее. Но эффектнее. Любовная лирика Некрасова тому официальный документ…

Женское сердце, с трудом отвоеванное у толпы поклонников, у мнения света, у собственного мужа, разбивается больнее. Но эффектнее. Любовная лирика Некрасова тому официальный документ…

А.Я.Панаева  Авдотья Яковлевна Панаева, известная красавица Петербурга. Но Иван Панаев (муж) уже в первый год женитьбы потерял к ней интерес, т.к. был неисправимым жигало. Авдотья сама, как могла, сдерживала пыл многих своих поклонников. Потому и 22-лений Николай Некрасов получил решительный отказ.

А.Я.Панаева

Авдотья Яковлевна Панаева, известная красавица Петербурга. Но Иван Панаев (муж) уже в первый год женитьбы потерял к ней интерес, т.к. был неисправимым жигало. Авдотья сама, как могла, сдерживала пыл многих своих поклонников. Потому и 22-лений Николай Некрасов получил решительный отказ.

Н.А.Некрасов  Знаменитый поэт Николай Некрасов почти 15 лет своей жизни посвятил талантливой писательнице, а к тому же и красавице — Авдотье Панаевой. Свои чувства к этой женщине поэт выразил во многих стихотворениях, которые объединил в так называемый панаевский цикл. Вокруг романа ходило немало сплетен и слухов, ведь влюбленные жили в гражданском браке, что и давало повод посудачить. Но одно можно утверждать с уверенностью — их союз был испытанием для обоих.

Н.А.Некрасов

Знаменитый поэт Николай Некрасов почти 15 лет своей жизни посвятил талантливой писательнице, а к тому же и красавице — Авдотье Панаевой. Свои чувства к этой женщине поэт выразил во многих стихотворениях, которые объединил в так называемый панаевский цикл. Вокруг романа ходило немало сплетен и слухов, ведь влюбленные жили в гражданском браке, что и давало повод посудачить. Но одно можно утверждать с уверенностью — их союз был испытанием для обоих.

Иван Панаев

Иван Панаев

Авдотья стала гражданской женой Некрасова, оставаясь законной супругой Панаева. Это не могло не всколыхнуть общественность, которая то и дело позволяла себе бесконечные издевки. Многие даже перестали с ней здороваться. Но ради великого чувства она была готова и к этому.

Авдотья стала гражданской женой Некрасова, оставаясь законной супругой Панаева. Это не могло не всколыхнуть общественность, которая то и дело позволяла себе бесконечные издевки. Многие даже перестали с ней здороваться. Но ради великого чувства она была готова и к этому.

«Бестолковые люди»  Николай Алексеевич и Авдотья Яковлевна часто ссорились и устраивали сцены ревности. Сам Некрасов об отношениях с Авдотьей писал так: «Мы с тобой бестолковые люди: Что минута, то вспышка готова! Облегченье взволнованной груди, неразумное, резкое слово… Если проза в любви неизбежна, так возьмем и с нее долю счастья: После ссоры так полно, так нежно возвращенье любви и участья…»

«Бестолковые люди»

Николай Алексеевич и Авдотья Яковлевна часто ссорились и устраивали сцены ревности. Сам Некрасов об отношениях с Авдотьей писал так: «Мы с тобой бестолковые люди: Что минута, то вспышка готова! Облегченье взволнованной груди, неразумное, резкое слово… Если проза в любви неизбежна, так возьмем и с нее долю счастья: После ссоры так полно, так нежно возвращенье любви и участья…»

«Бестолковые люди»  Постоянные сомнения мучили Панаеву и Некрасова, они то сходились, то расставались. И каждый раз поэт корил себя. Своему близкому другу он признавался: «Сказать тебе по секрету — но чур, по секрету! — я, кажется, сделал глупость, воротившись к Авдотье Яковлевне. Нет, раз погасшая сигара — не вкусна, закуренная снова!.. она мне необходима столько же, сколько... и не нужна... Вот тебе и выбирай что хочешь».

«Бестолковые люди»

Постоянные сомнения мучили Панаеву и Некрасова, они то сходились, то расставались. И каждый раз поэт корил себя. Своему близкому другу он признавался: «Сказать тебе по секрету — но чур, по секрету! — я, кажется, сделал глупость, воротившись к Авдотье Яковлевне. Нет, раз погасшая сигара — не вкусна, закуренная снова!.. она мне необходима столько же, сколько... и не нужна... Вот тебе и выбирай что хочешь».

Разрыв отношений Безумец! Для чего тревожишь  Ты сердце бедное свое?  Простить не можешь ты ее –  И не любить ее не можешь!..

Разрыв отношений

Безумец! Для чего тревожишь Ты сердце бедное свое? Простить не можешь ты ее – И не любить ее не можешь!.."

В 1863 г. Некрасов сделал выбор — расстался с Панаевой. В связи с этим грустные строки сожаления: «Мы разошлись на полпути, мы разлучились до разлуки и думали: не будет муки в последнем роковом «прости». Но даже плакать нету силы. Пиши — прошу я одного… Мне эти письма будут милы, и святы, как цветы с могилы, с могилы сердца моего!»

Жизнь влюбленных после разрыва:  После разрыва с Некрасовым Авдотья вышла замуж за публициста Головачева и родила дочку.  Поэт тоже не страдал от одиночества и вскоре повстречал простую деревенскую девушку Феклу Викторову. Она была хороша собой, но необразованна. Некрасов всячески старался расширить ее кругозор: водил в театры, на выставки и концерты. Фекла любила мужа и была с ним во время предсмертной болезни. Тогда же он решил узаконить отношения с ней церковным браком.

Жизнь влюбленных после разрыва:

После разрыва с Некрасовым Авдотья вышла замуж за публициста Головачева и родила дочку.

Поэт тоже не страдал от одиночества и вскоре повстречал простую деревенскую девушку Феклу Викторову. Она была хороша собой, но необразованна. Некрасов всячески старался расширить ее кругозор: водил в театры, на выставки и концерты. Фекла любила мужа и была с ним во время предсмертной болезни. Тогда же он решил узаконить отношения с ней церковным браком.

Просмотр содержимого презентации
«Любовная история Фета и Марии Лазич»

Любовная история Фета и Марии Лазич И хоть жизнь без тебя  Суждено мне влачить,  Но мы вместе с тобой,  Нас нельзя разлучить.  А.Фет

Любовная история Фета и Марии Лазич

И хоть жизнь без тебя Суждено мне влачить, Но мы вместе с тобой, Нас нельзя разлучить. А.Фет

Образ Марии Лазич для поэта является нравственным идеалом, а вся жизнь поэта – это стремление к идеалу и надежда на воссоединение с ним

Образ Марии Лазич для поэта является нравственным идеалом, а вся жизнь поэта – это стремление к идеалу и надежда на воссоединение с ним

“ Сорок лет тому назад я качался на качелях с девушкой, стоя на доске, а платье ее трепетало от ветра ” , - пишет Фет в письме к Полонскому

Сорок лет тому назад я качался на качелях с девушкой, стоя на доске, а платье ее трепетало от ветра , - пишет Фет в письме к Полонскому

И подушка ее горяча, И горяч утомительный сон….   Любовь Фета – это костер, как и поэзия, – пламя, в котором сгорает душа.

И подушка ее горяча, И горяч утомительный сон….

Любовь Фета – это костер, как и поэзия, – пламя, в котором сгорает душа.

А. Фет не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой

А. Фет не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой

Какие-то носятся звуки  И льнут к моему изголовью.  Полны они томной разлуки,  Дрожат небывалой любовью.   Казалось бы, что ж? Отзвучала  Последняя нежная ласка,  По улице пыль пробежала,  Почтовая скрылась коляска...   И только... Но песня разлуки  Несбыточной дразнит любовью,  И носятся светлые звуки  И льнут к моему изголовью.

Какие-то носятся звуки И льнут к моему изголовью. Полны они томной разлуки, Дрожат небывалой любовью. Казалось бы, что ж? Отзвучала Последняя нежная ласка, По улице пыль пробежала, Почтовая скрылась коляска... И только... Но песня разлуки Несбыточной дразнит любовью, И носятся светлые звуки И льнут к моему изголовью.

Фет писал: «…я встретил девушку – прекрасного дома и образования – я не искал её – она меня; но - судьба, и мы узнали, что были бы очень счастливы…». Были бы…

Фет писал: «…я встретил девушку – прекрасного дома и образования – я не искал её – она меня; но - судьба, и мы узнали, что были бы очень счастливы…». Были бы…

… Я не женюсь на Лариной, и она это знает, а между тем умоляет не прерывать наших отношений, она передо мной чище снега — прервать неделикатно и не прервать неделикатно — она девушка — нужно Соломона…» Под псевдонимом Ларина А.Фет зашифровывал имя Марии Лазич.

Я не женюсь на Лариной, и она это знает, а между тем умоляет не прерывать наших отношений, она передо мной чище снега — прервать неделикатно и не прервать неделикатно — она девушка — нужно Соломона…» Под псевдонимом Ларина А.Фет зашифровывал имя Марии Лазич.

Просмотр содержимого презентации
«Любовная лирика Тютчева, Фета, Некрасова»

Любовная лирика Н. Некрасова,  Ф. Тютчева, А. Фета. … Безумная душа поэта Ещё любить осуждена… Ф. И. Тютчев А.А. Фет Н.А. Некрасов

Любовная лирика Н. Некрасова,

Ф. Тютчева, А. Фета.

Безумная душа поэта

Ещё любить осуждена…

Ф. И. Тютчев

А.А. Фет

Н.А. Некрасов

Работаем над эпиграфом урока: какие слова кажутся вам наиболее выразительными и вызывают ваше удивление, протест? Почему? Как, по-вашему, любит поэт? Отличается ли его чувство от любви «простых смертных»? Если да, то чем? Определите, из какого произведения эти строки. Как любят герои этого произведения?

Работаем над эпиграфом урока: какие слова кажутся вам наиболее выразительными и вызывают ваше удивление, протест? Почему? Как, по-вашему, любит поэт? Отличается ли его чувство от любви «простых смертных»? Если да, то чем? Определите, из какого произведения эти строки. Как любят герои этого произведения?

Карточка №1. Задание.  Из романа Пушкина «Евгений Онегин» (главы I — VII, LVII, LVIII, LIX, XIII, XX, XXII, XXXI; главы VI — XX; главы VIII — XXXVIII) выпишите слова, определяющие любовь; поэзию; что происходит, когда любовь и поэзия встречаются; как происходит эта встреча; отношение поэта к предмету своей любви. Обратите внимание на художественные приемы — сравнения, метафоры, эпитеты, повторы, параллели и антитезы, контраст. Какие образы преобладают, какие слова повторяются? Почему? Как и почему изменяется отношение Онегина к поэзии? Обобщите ваши записи в кратком резюме «Любовь поэта по Пушкину

Карточка №1.

Задание. Из романа Пушкина «Евгений Онегин» (главы I — VII, LVII, LVIII, LIX, XIII, XX, XXII, XXXI; главы VI — XX; главы VIII — XXXVIII) выпишите слова, определяющие

любовь;

поэзию;

что происходит, когда любовь и поэзия встречаются; как происходит эта встреча;

отношение поэта к предмету своей любви.

Обратите внимание на художественные приемы — сравнения, метафоры, эпитеты, повторы, параллели и антитезы, контраст. Какие образы преобладают, какие слова повторяются? Почему? Как и почему изменяется отношение Онегина к поэзии? Обобщите ваши записи в кратком резюме «Любовь поэта по Пушкину". Сравните запись с предыдущей, отражающей ваше собственное представление о любви поэта.

Три истории любви:

Три истории любви:

  • Ф.И. Тютчев и Е.А. Денисьева;
  • А.А. Фет и М. Лазич;
  • Н.А. Некрасов и А.Я. Панаева.

Карточка №2.

Задание. Перед вами — цикл стихотворений известного русского поэта.

Особо выделите группу стихотворений, относящихся к началу любовной истории. Есть ли указания на то, каким видится лирическому герою будущее? Найдите и прокомментируйте образы, которые с наибольшей полнотой и выразительностью рисуют предчувствия (надежды, опасения и т.д.) поэта. Оправдались ли эти предчувствия? Каково общее настроение этой группы стихотворений? С помощью каких приемов оно создается?

Постарайтесь нарисовать «портрет» возлюбленной. Передает ли поэт детали ее внешнего облика? Если да, то какие именно? Есть ли символические образы, относящиеся к облику, характеру, душе героини (особое внимание обратите на сравнения, метафоры, эпитеты)? Повторяются ли эти образы или больше не возникают? Если перед нами повторяющийся образ (мотив), то почему выбран именно он? Как характеризует он героиню, отношение к ней лирического героя?

Обратите внимание на стихотворения, в которых появляются конкретные детали (события; обстановка; особенности взаимоотношений героя и героини, отмеченные памятью, наиболее значительные слова, жесты и т.п.) По этим деталям воспроизведите, что, где и как произошло, кратко запишите «сюжет» романа.

Выпишите, если они есть, сквозные мотивы всего цикла. Прокомментируйте их. Выберите одно стихотворение, в котором, на ваш взгляд, поэту лучше всего удалось выразить главное именно в этой истории любви (если члены вашей группы не могут прийти к соглашению, каждый может выразить свою точку зрения). Объясните свой выбор.

Выводы по уроку: Что объединяет любовную лирику таких разных по образу жизни, мировоззрению поэтов?  Изображение безумной любви. Создание цикла стихов о всепоглащающей любви, «романа в стихах». Изображение безумной любви, забирающей все силы, не дающей покоя, ведущей к духовным страданиям. В чём различие «романов в стихах»?

Выводы по уроку:

Что объединяет любовную лирику таких разных по образу жизни, мировоззрению поэтов?

  • Изображение безумной любви.
  • Создание цикла стихов о всепоглащающей любви, «романа в стихах».
  • Изображение безумной любви, забирающей все силы, не дающей покоя, ведущей к духовным страданиям.

В чём различие «романов в стихах»?

  • У Тютчева любовная лирика носит трагический характер.
  • Фет вспоминает о своей трагической любви светло и тепло, с умилением.
  • Некрасов пишет о любви к Панаевой с болью и страданием .
… Безумная душа поэта Ещё любить осуждена…

Безумная душа поэта

Ещё любить осуждена…

Д/з: 1.доказать, что выбранные вами стихи принадлежат «вашему» поэту и входят именно в этот цикл; 2.биография И. С. Тургенева с презентацией; 3.читать рассказы из «Записок охотника» Тургенева «Хорь и Калиныч», «Бурмистр», «Певцы».

Д/з: 1.доказать, что выбранные вами стихи принадлежат «вашему» поэту и входят именно в этот цикл;

2.биография И. С. Тургенева с презентацией;

3.читать рассказы из «Записок охотника» Тургенева «Хорь и Калиныч», «Бурмистр», «Певцы».

Просмотр содержимого презентации
«Любовная лирика Ф.И. Тютчева, Комаров Саша, 10класс»

« Л юбовь, любовь – Гласит преданье…»  Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева Комаров А. 10а

« Л юбовь, любовь – Гласит преданье…» Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева

Комаров А. 10а

Л юбовь, любовь, - гласит преданье – Союз души с душой родной – Их съединенье, сочетанье, И роковое их слиянье, И… поединок роковой…

Л юбовь, любовь, - гласит преданье –

Союз души с душой родной –

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И… поединок роковой…

«Он мог искренне любить, глубоко любить… не только одну женщину за другой, но и одновременно»

«Он мог искренне любить, глубоко любить… не только одну женщину за другой, но и одновременно»

К то эти Прекрасные дамы…

К то эти Прекрасные дамы…

А малия Крюденер Р авнодушно и беспечно, Легковерное дитя, Нашу дань любви сердечной Ты отвергнула шутя…  Я встретил вас – и всё былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое – И сердцу стало так тепло …

А малия Крюденер

Р авнодушно и беспечно,

Легковерное дитя,

Нашу дань любви сердечной

Ты отвергнула шутя…

Я встретил вас – и всё былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое –

И сердцу стало так тепло

« Я  встретил вас – и всё былое…» Так , весь обвеян дуновеньем Тех лет душевной полноты, С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты…  Как после вековой разлуки, Гляжу на вас, как бы во сне, -- И вот – слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне… Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь, - И то же вас очарованье, И та ж в душе моей любовь!.. 26 июля 1870   Я встретил вас – и всё былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золтое – И сердцу стало таку тепло…  Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас, -

« Я встретил вас – и всё былое…»

Так , весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты…

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне, --

И вот – слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне…

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, -

И то же вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

26 июля 1870

Я встретил вас – и всё былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золтое –

И сердцу стало таку тепло…

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас, -

Э леонора Петерсон « Н икогда человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею…» Ф.И.Тютчев

Э леонора Петерсон

« Н икогда человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею…»

Ф.И.Тютчев

Э рнестина Дернберг Н о если бы душа могла Здесь, на земле, найти успокоенье, Мне благодатью ты б была – Ты, ты, моё земное провиденье!..

Э рнестина Дернберг

Н о если бы душа могла

Здесь, на земле, найти успокоенье,

Мне благодатью ты б была –

Ты, ты, моё земное провиденье!..

Е лена Денисьева О , как убийственно мы любим, Как в буйной слепости страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!

Е лена Денисьева

О , как убийственно мы любим,

Как в буйной слепости страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

« Д енисьевский цикл»  в лирике Ф.И. Тютчева

« Д енисьевский цикл» в лирике Ф.И. Тютчева

« О как убийственно мы любим …»

Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались воспоминанья...

Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,

Очарование ушло...

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя...

Год не прошел - спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы

Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Ее волшебный взор, и речи,

И смех младенчески живой?

И что ж теперь? И где все это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

« Н е раз ты слышала признанье…» Не раз ты слышала признанье: «Не стою я любви твоей».  Пускай мое она созданье —  Но как я беден перед ней... Перед любовию твоею  Мне больно вспомнить о себе —  Стою, молчу, благоговею  И поклоняюся тебе... Когда, порой, так умиленно,  С такою верой и мольбой  Невольно клонишь ты колено  Пред колыбелью дорогой, Где спит она — твое рожденье —  Твой безымянный херувим, —  Пойми ж и ты моё смиренье  Пред сердцем любящим  твоим .

« Н е раз ты слышала признанье…»

Не раз ты слышала признанье:

«Не стою я любви твоей». Пускай мое она созданье — Но как я беден перед ней...

Перед любовию твоею Мне больно вспомнить о себе — Стою, молчу, благоговею И поклоняюся тебе...

Когда, порой, так умиленно, С такою верой и мольбой Невольно клонишь ты колено Пред колыбелью дорогой,

Где спит она — твое рожденье — Твой безымянный херувим, — Пойми ж и ты моё смиренье Пред сердцем любящим твоим .

Спасибо  за  внимание

Спасибо за внимание