Баркова Ольга Владимировна, МБОУ СОШ №25 г. Орла.
Технологическая карта урока по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
Класс: 11
Предмет: Литература
Тема: «Любовь… Великий дар или трагедия?» (по повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”)
Время проведения: 1 урок
Тип урока: урок изучения нового материала (урок освоения новых знаний)
Цель урока: выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: в результате занятия учащиеся смогут
- систематизировать представление об идейно-художественных особенностях произведениях А.И. Куприна
- понять, в чем заключается художественное своеобразие повести «Гранатовый браслет»
- совершенствовать анализ отдельного эпизода произведения, определять роль во всей структуре повести
- совершенствовать умение составлять литературные портреты героев
- сформировать собственное отношение к событиям и героям повести.
Метапредметные результаты:
— продолжить формирование регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания учебной деятельности, самоконтроля, коррекции и самооценки;
—продолжить формирование коммуникативных универсальных учебных действий: формулирования и аргументации собственного мнения, использования адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками;
— продолжить формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, операций анализа, дифференциации и группировки, умения делать выводы на основе языкового анализа;
- продолжить формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других;
3. Личностные:
— поддержать познавательный интерес к предмету.
Методы: эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности.
Приемы: диалог, комментированное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, работа в группах.
Средства обучения: компьютер, проектор, тексты, рабочий лист, лист самооценки.
Литература:
1. Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
2. Толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова.
3. Текст письма Наполеона Жозефине (сокращенный вариант).
Этап урока | Основное содержание этапа | Основные виды деятельности учащихся |
Организационный этап (1 мин.) | Проверка готовности класса к уроку, мобилизация внимания. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. |
Мотивация (4 минуты) | Чтение фрагмента письма Наполеона Жозефине («Моя единственная Жозефина — вдали от тебя весь мир кажется мне пустыней, в которой я один... Наполеон Бонапарт – Жозефине, 3 апреля 1796 г.) (см. приложение №1). Анализ этого письма по плану(см. приложение №2): А) выписать те фразы из текста, которые вызывают определенные эмоции (согласие, протест или непонимание); Б) прокомментировать, почему именно эти фразы привлекли их внимание, какие мысли, ассоциации у них возникли при чтении. | Работа с художественным текстом (письмом), поиск и выделение необходимой информации. Формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения; Работа с высказыванием, семантический и грамматический анализ. |
Целеполагание (3 минуты) | Вопросы: - С каким чувством или понятием ассоциируется у вас письмо Наполеона? - Как вам кажется, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? - Сформулируйте цель сегодняшнего занятия и запишите ее в рабочий лист (см. приложение №3). Предполагаемые цели: Понять, что такое любовь, вдуматься в смысловые оттенки этого слова, изучить концепцию любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» - такова цель нашего урока… | Формулируют и совершенствуют навык отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументируют свою точку зрения. Формулируют цели учебной деятельности. |
Повторение Изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» (5 минут) | Проверка выполнения домашнего задания (по 4 группам) Первая группа: искала ответ на вопрос – какие положительные чувства может вызывать любовь, указывает авторов, произведения. Вторая группа: искала ответ на вопрос – какие отрицательные чувства может вызывать любовь, указывает авторов, произведения. Третья группа: подбирала эпитеты к слову «любовь». Четвертая группа: работала с толковыми словарями, выписывала значения слова «любовь». Обсуждение с учащимися ранее изученного, сделать акцент на основных моментах: - Каким было ваше домашнее задание? - В каких произведениях русской и зарубежной литературы идет речь о любви? - Одинаково ли писатели и поэты трактуют эту тему? - Положительные или отрицательные чувства может вызывать любовь? | Групповая работа. Аргументируют ответы на вопросы учителя. Развивают умение проводить наблюдение, делают выводы, умозаключения на основе аргументации. Осуществляют групповую форму учебного сотрудничества. Самостоятельно организовывают собственную деятельность, работу с разными источниками информации, находят ее, анализируют, используют для доказательства собственной позиции. Обучение в сотрудничестве, обучение действием - стремиться к воспитанию чувства коллективизма, чувства такта, отзывчивости, умению управлять эмоциями. |
Первичное усвоение новых знаний (5 минут) | - Перед тем как мы откроем повесть А.И. Куприна и посмотрим, как он видит это сложное, неоднозначное чувство – как великий дар или великое проклятие, необходимо обратиться к предыстории создания этого произведения… Сообщение ученика «История создания повести «Гранатовый браслет» - факт из семейной хроники князей Туган-Барановских из воспоминаний Л.Любимова.(индивидуальное домашнее задание) | Индивидуальное задание: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации. |
Проблемное объяснение нового материала. (10 минут) | Эвристическая беседа по проблемному объяснению нового знания: - Есть ли в повести персонаж, способный на возвышенную любовь? - Как мы узнаём о любви Желткова? Кто о ней рассказывает? - Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Почему Вера Николаевна почувствовала тревогу? – Что значит гранатовый браслет для самого Желткова? Подумайте, почему Желтков подарил Вере самую ценную для него вещь? Каково символическое звучание этой детали? - Почему страстная любовь Желкова оказалась неразделенной? - Какой предстаёт княгиня перед читателями в первых главах повести? - Способна ли она на пылкую, страстную любовь? - Кто ополчается против Желткова? Почему? - Кто из знакомых княгини защищает Желткова? Почему? - Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме? - Почему автор дал главному герою имя Георгий? Нет ли тут иронии? - Какова судьба гранатового браслета? - Почему автор закончил повесть трагической развязкой? - Как вы думаете, почему Вера заплакала? Что стало причиной ее слез – «впечатление смерти» или что-то другое? - Ответьте письменно на вопрос: Каков смысл названия повести? (см. приложение №4 в рабочем листе) | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение, анализируют. Участвуют в дискуссии; высказывают свои точки зрения о героях и их поступках. |
Первичная проверка понимания. (10 минут) | - Герои повести высказывают свое мнение о любви. Перед вами высказывания некоторых из них (см. приложение №5 рабочего листа). Чья точка зрения вам ближе и почему? Свой ответ аргументируйте. Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”. Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?” Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твое…” Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования…” | Выражают своё отношение к событиям; вступают в диалог с автором произведения; строят монологические высказывания. На основе анализа текста делают выводы; осуществляют сравнение, классификацию по заданным критериям. |
Рефлексия. Оценивание. (5 минут) | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. Подводит итоги урока: - Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще? - Актуально ли произведение в наши дни? Организует рефлексию обучающихся по поводу их эмоционального состояния, деятельности на уроке: - Какую ставили учебную задачу? - Удалось ли ее решить? - Что понравилось на уроке? Оцените свою работу на уроке (см. лист самооценки). | Обобщают содержание урока на системном уровне. Анализируют собственную учебную деятельность и самооценку. |
Задание на дом. (2 минуты) | 1. Круг вопросов для мини - исследований (индивидуальные задания по желанию) (см. приложение №6 рабочего листа) “Любовь” и “влюблённость”: чем отличаются эти понятия? Какую роль играет в произведении музыка Бетховена? Любовь без взаимности: счастье или трагедия? Любить и быть любимым – это одно и то же? Что лучше? Какова история генерала Аносова? Почему она даётся так подробно? 2.Задание выполнить письменно: (обязательное для всех) Как вы понимаете слова Куприна из письма к Ф.Д. Батюшкову (1906): "Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!” | Поиск и выделение необходимой информации на основе анализа текста создать интерпретации, сделать выводы; овладевают логическими действиями сравнениями, обобщениями; проявляют активность в решении творческой задачи; работа по желанию; формируется нравственная позиция учащихся на основе сопереживания; формируются навыки развернутого анализа. |
Рабочий лист.
Тема урока: «Любовь… Великий дар или трагедия?» (по повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”). 11 класс.
Приложение №1.
Фрагмент письма Наполеона Жозефине.
3 апреля 1796 г.
Моя единственная Жозефина - вдали от тебя весь мир кажется мне пустыней, в которой я один... Ты овладела больше чем всей моей душой. Ты - единственный мой помысел; когда мне опостылевают докучные существа, называемые людьми, когда я готов проклясть жизнь, - тогда опускаю я руку на сердце: там покоится твое изображение; я смотрю на него, любовь для меня абсолютное счастье... Какими чарами сумела ты подчинить все мои способности и свести всю мою душевную жизнь к тебе одной? Жить для Жозефины! Вот история моей жизни...
Умереть, не насладившись твоей любовью, - это адская мука, это верный образ полного уничтожения. Моя единственная подруга, избранная судьбою для совершения нам вместе тяжкого жизненного пути, - в тот день, когда твое сердце не будет больше мне принадлежать, - мир утратит для меня всю свою прелесть и соблазн.

Приложение №2.
Анализ этого письма по плану:
А) выпишите те фразы из текста, которые вызывают определенные эмоции (согласие, протест или непонимание);
Б) прокомментируйте, почему именно эти фразы привлекли их внимание, какие мысли, ассоциации у них возникли при чтении.
Приложение №3.
Цель сегодняшнего занятия | |
Приложение №4.
Ответьте письменно на вопрос: Каков смысл названия повести?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение №5.
Перед вами высказывания о любви некоторых героев из повести. Чья точка зрения вам ближе и почему? Свой ответ аргументируйте.
Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”.
Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?”
Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твое…”
Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования…”
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение №6.
1. Круг вопросов для мини - исследований (индивидуальные задания по желанию) “Любовь” и “влюблённость”: чем отличаются эти понятия?
Какую роль играет в произведении музыка Бетховена?
Любовь без взаимности: счастье или трагедия?
Любить и быть любимым – это одно и то же? Что лучше?
Какова история генерала Аносова? Почему она даётся так подробно?
2.Задание выполнить письменно: (обязательное для всех)
Как вы понимаете слова Куприна из письма к Ф.Д. Батюшкову (1906): "Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!”
Лист самооценки.
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.
Ответь на вопросы:
1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Осталось непонятным (ЧТО?) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________