СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Любовь… Великий дар или трагедия?» (по повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет". 11 класс.

Просмотр содержимого документа
««Любовь… Великий дар или трагедия?» (по повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”)»

Баркова Ольга Владимировна, МБОУ СОШ №25 г. Орла.

Технологическая карта урока по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Класс: 11

Предмет: Литература

Тема: «Любовь… Великий дар или трагедия?» (по повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”) 

Время проведения: 1 урок

Тип урока: урок изучения нового материала (урок освоения новых знаний)

Цель урока: выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна

Планируемые образовательные результаты:

  1. Предметные: в результате занятия учащиеся смогут

- систематизировать представление об идейно-художественных особенностях произведениях А.И. Куприна

- понять, в чем заключается художественное своеобразие повести «Гранатовый браслет»

- совершенствовать анализ отдельного эпизода произведения, определять роль во всей структуре повести

- совершенствовать умение составлять литературные портреты героев

- сформировать собственное отношение к событиям и героям повести.


  1. Метапредметные результаты:

— продолжить формирование регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания учебной деятельности, самоконтроля, коррекции и самооценки;

—продолжить формирование коммуникативных универсальных учебных действий: формулирования и аргументации собственного мнения, использования адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками;

— продолжить формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, операций анализа, дифференциации и группировки, умения делать выводы на основе языкового анализа;

- продолжить формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других;

3. Личностные:

— поддержать познавательный интерес к предмету.

Методы: эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности.

Приемы: диалог, комментированное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, работа в группах.

Средства обучения: компьютер, проектор, тексты, рабочий лист, лист самооценки.

Литература:

1. Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

2. Толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова.

3. Текст письма Наполеона Жозефине (сокращенный вариант).

Этап урока


Основное содержание этапа

Основные виды

деятельности учащихся

Организационный этап

(1 мин.)

Проверка готовности класса к уроку, мобилизация внимания.

Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

Мотивация

(4 минуты)


Чтение фрагмента письма Наполеона Жозефине («Моя единственная Жозефина — вдали от тебя весь мир кажется мне пустыней, в которой я один... Наполеон Бонапарт – Жозефине, 3 апреля 1796 г.) (см. приложение №1). Анализ этого письма по плану(см. приложение №2):

А) выписать те фразы из текста, которые вызывают определенные эмоции (согласие, протест или непонимание);

Б) прокомментировать, почему именно эти фразы привлекли их внимание, какие мысли, ассоциации у них возникли при чтении.

Работа с художественным текстом (письмом), поиск и выделение необходимой информации.

Формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения;

Работа с высказыванием, семантический и грамматический анализ.



Целеполагание

(3 минуты)


Вопросы:

- С каким чувством или понятием ассоциируется у вас письмо Наполеона?

- Как вам кажется, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?

- Сформулируйте цель сегодняшнего занятия и запишите ее в рабочий лист (см. приложение №3).

Предполагаемые цели: Понять, что такое любовь, вдуматься в смысловые оттенки этого слова, изучить концепцию любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» - такова цель нашего урока…


Формулируют и совершенствуют навык отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументируют свою точку зрения.

Формулируют цели учебной деятельности.

Повторение

Изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»


(5 минут)














Проверка выполнения домашнего задания (по 4 группам)

Первая группа: искала ответ на вопрос – какие положительные чувства может вызывать любовь, указывает авторов, произведения.

Вторая группа: искала ответ на вопрос – какие отрицательные чувства может вызывать любовь, указывает авторов, произведения.

Третья группа: подбирала эпитеты к слову «любовь».

Четвертая группа: работала с толковыми словарями, выписывала значения слова «любовь».


Обсуждение с учащимися ранее изученного, сделать акцент на основных моментах:

- Каким было ваше домашнее задание?

- В каких произведениях русской и зарубежной литературы идет речь о любви?

- Одинаково ли писатели и поэты трактуют эту тему?

- Положительные или отрицательные чувства может вызывать любовь?

Групповая работа.

Аргументируют ответы на вопросы учителя.

Развивают умение проводить наблюдение, делают выводы, умозаключения на основе аргументации.

Осуществляют групповую форму учебного сотрудничества.


Самостоятельно организовывают собственную деятельность, работу с разными источниками информации, находят ее, анализируют, используют для доказательства собственной позиции.


Обучение в сотрудничестве, обучение действием - стремиться к воспитанию чувства коллективизма,  чувства такта, отзывчивости, умению  управлять эмоциями.




Первичное усвоение новых знаний

(5 минут)

- Перед тем как мы откроем повесть А.И. Куприна и посмотрим, как он видит это сложное, неоднозначное чувство – как великий дар или великое проклятие, необходимо обратиться к предыстории создания этого произведения…

Сообщение ученика «История создания повести «Гранатовый браслет» - факт из семейной хроники князей Туган-Барановских из воспоминаний Л.Любимова.(индивидуальное домашнее задание)


Индивидуальное задание: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации.


Проблемное объяснение нового материала.



(10 минут)

Эвристическая беседа по проблемному объяснению нового знания:

- Есть ли в повести персонаж, способный на возвышенную любовь?

- Как мы узнаём о любви Желткова? Кто о ней рассказывает?

- Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Почему Вера Николаевна почувствовала тревогу? 

– Что значит гранатовый браслет для самого

Желткова? Подумайте, почему Желтков подарил Вере самую ценную для него вещь? Каково символическое звучание этой детали?

- Почему страстная любовь Желкова оказалась неразделенной?

- Какой предстаёт княгиня перед читателями в первых главах повести?

- Способна ли она на пылкую, страстную любовь?

- Кто ополчается против Желткова? Почему?

- Кто из знакомых княгини защищает Желткова? Почему?

- Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме?

- Почему автор дал главному герою имя Георгий? Нет ли тут иронии?

- Какова судьба гранатового браслета?

- Почему автор закончил повесть трагической развязкой?

- Как вы думаете, почему Вера заплакала? Что стало причиной ее слез – «впечатление смерти» или что-то другое? 

- Ответьте письменно на вопрос: Каков смысл названия повести? (см. приложение №4 в рабочем листе)

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение, анализируют.

Участвуют в дискуссии; высказывают свои точки зрения о героях и их поступках.

Первичная проверка понимания.


(10 минут)

- Герои повести высказывают свое мнение о любви. Перед вами высказывания некоторых из них (см. приложение №5 рабочего листа). Чья точка зрения вам ближе и почему? Свой ответ аргументируйте.

Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”.

Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?”

Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твое…”

Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования…”

Выражают своё отношение к событиям; вступают в диалог с автором произведения; строят монологические высказывания.

На основе анализа текста делают выводы; осуществляют сравнение, классификацию по заданным критериям.

Рефлексия.

Оценивание.

(5 минут)




Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

Подводит итоги урока:

- Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще?

- Актуально ли произведение   в наши дни?

Организует рефлексию обучающихся по поводу их эмоционального состояния, деятельности на уроке:

- Какую ставили учебную задачу?

- Удалось ли ее решить?

- Что понравилось на уроке?

Оцените свою работу на уроке (см. лист самооценки).

Обобщают содержание урока на системном уровне. Анализируют собственную учебную деятельность и самооценку.

Задание

на дом.

(2 минуты)


1. Круг вопросов для мини - исследований (индивидуальные задания по желанию) (см. приложение №6 рабочего листа)

  1. “Любовь” и “влюблённость”: чем отличаются эти понятия?

  2. Какую роль играет в произведении музыка Бетховена?

  3. Любовь без взаимности: счастье или трагедия?

  4. Любить и быть любимым – это одно и то же? Что лучше?

  5. Какова история генерала Аносова? Почему она даётся так подробно?

2.Задание выполнить письменно: (обязательное для всех)

Как вы понимаете слова Куприна из письма к Ф.Д. Батюшкову (1906): "Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!”


Поиск и выделение необходимой информации на основе анализа текста создать интерпретации, сделать выводы;

овладевают логическими действиями сравнениями, обобщениями; проявляют активность в решении творческой задачи;

работа по желанию; формируется нравственная позиция учащихся на основе сопереживания; формируются навыки развернутого анализа.


Рабочий лист.

Тема урока: «Любовь… Великий дар или трагедия?» (по повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”). 11 класс.


Приложение №1.

Фрагмент письма Наполеона Жозефине.

3 апреля 1796 г.

Моя единственная Жозефина - вдали от тебя весь мир кажется мне пустыней, в которой я один... Ты овладела больше чем всей моей душой. Ты - един­ственный мой помысел; когда мне опостылевают докучные существа, называемые людьми, когда я готов проклясть жизнь, - тогда опускаю я руку на сердце: там покоится твое изображение; я смотрю на него, любовь для меня абсолютное счастье... Какими чарами сумела ты подчинить все мои способности и свести всю мою душевную жизнь к тебе одной? Жить для Жозефины! Вот история моей жизни...

Умереть, не насладившись твоей любовью, - это адская мука, это верный образ полного уничтожения. Моя единственная подруга, избранная судьбою для совершения нам вместе тяжкого жизненного пути, - в тот день, когда твое сердце не будет больше мне принадлежать, - мир утратит для меня всю свою пре­лесть и соблазн.


Приложение №2.

Анализ этого письма по плану:

А) выпишите те фразы из текста, которые вызывают определенные эмоции (согласие, протест или непонимание);

Б) прокомментируйте, почему именно эти фразы привлекли их внимание, какие мысли, ассоциации у них возникли при чтении.



Приложение №3.

Цель сегодняшнего занятия







Приложение №4.

Ответьте письменно на вопрос: Каков смысл названия повести?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение №5.

Перед вами высказывания о любви некоторых героев из повести. Чья точка зрения вам ближе и почему? Свой ответ аргументируйте.

Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”.

Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?”

Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твое…”

Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования…”


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Приложение №6.

1. Круг вопросов для мини - исследований (индивидуальные задания по желанию) “Любовь” и “влюблённость”: чем отличаются эти понятия?

  1. Какую роль играет в произведении музыка Бетховена?

  2. Любовь без взаимности: счастье или трагедия?

  3. Любить и быть любимым – это одно и то же? Что лучше?

  4. Какова история генерала Аносова? Почему она даётся так подробно?

2.Задание выполнить письменно: (обязательное для всех)

Как вы понимаете слова Куприна из письма к Ф.Д. Батюшкову (1906): "Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!”


Лист самооценки.

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.

Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Осталось непонятным (ЧТО?) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________