СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Любовная лирика А.С. Пушкина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация разработана для изучения темы "Любовная лирика А.С. Пушкина" для учащихся 9=ых классов. Так же может быть использована для подготовки учащихся к ЕГЭ по литературе.

Просмотр содержимого документа
«Любовная лирика А.С. Пушкина»

Аникина Любовь Васильевна, учитель русского языка и литературы высшей категории;  учитель в  МАОУ «ОЦ № 2 г. Челябинска»   Презентация к уроку литературы в 9 классе по теме  « Любовная лирика  А. С. Пушкина»

Аникина Любовь Васильевна, учитель русского языка и литературы высшей категории; учитель в МАОУ «ОЦ № 2 г. Челябинска»

Презентация к уроку литературы в 9 классе по теме

« Любовная лирика А. С. Пушкина»

Любовная лирика  А. С. Пушкина Урок литературы в 9 классе

Любовная лирика А. С. Пушкина

Урок литературы в 9 классе

Повторение I) Что значила для Пушкина дружба? II) Как Пушкин относился к друзьям? III) Какой жанр стихов был преобладающим?

Повторение

I) Что значила для Пушкина дружба?

II) Как Пушкин относился к друзьям?

III) Какой жанр стихов был преобладающим?

 Так и мне узнать случилось,  Что за птица Купидон;  Сердце страстное пленилось;  Признаюсь – и я влюблен!..  А.С.Пушкин

Так и мне узнать случилось,

Что за птица Купидон;

Сердце страстное пленилось;

Признаюсь – и я влюблен!..

А.С.Пушкин

Работа по теме урока  А.С. Пушкин, рано познавший «науку страсти нежной», сумел в своем творчестве отразить все оттенки любовного чувства: от самой нежной, застенчивой, целомудренной влюбленности до мятежной, разрушительной страсти. И в этой теме он достиг неизмеримых высот.

Работа по теме урока

А.С. Пушкин, рано познавший «науку страсти нежной», сумел в своем творчестве отразить все оттенки любовного чувства: от самой нежной, застенчивой, целомудренной влюбленности до мятежной, разрушительной страсти. И в этой теме он достиг неизмеримых высот.

Особенности любовной лирики А.С.Пушкина Анакреонтические мотивы в ранней любовной лирике Пушкина.(Любовь – безоблачная, любовь – мечта, любовь – веселье, которая сопровождает человека всю жизнь. Эпикурейство: смысл жизни в любви, значит – она - главный предмет поэзии. Традиционные образы богов: Амура и Венеры. Романтический образ талисмана – символ любви и верности и одновременно метафора: человек – тоже талисман.(«Храни меня, мой талисман…») Лирическая автобиография в стихотворении «Я помню чудное мгновенье». Романтический мотив воспоминания, всегда близкого Пушкину, в стихотворении «Не пой, красавица, при мне…» Поэтическая философия гармонии в стихотворении «На холмах Грузии…» Связь темы любви с темой смерти и вечной разлуки в стихотворении «Для берегов Отчизны дальной».

Особенности любовной лирики А.С.Пушкина

  • Анакреонтические мотивы в ранней любовной лирике Пушкина.(Любовь – безоблачная, любовь – мечта, любовь – веселье, которая сопровождает человека всю жизнь. Эпикурейство: смысл жизни в любви, значит – она - главный предмет поэзии. Традиционные образы богов: Амура и Венеры.
  • Романтический образ талисмана – символ любви и верности и одновременно метафора: человек – тоже талисман.(«Храни меня, мой талисман…»)
  • Лирическая автобиография в стихотворении «Я помню чудное мгновенье».
  • Романтический мотив воспоминания, всегда близкого Пушкину, в стихотворении «Не пой, красавица, при мне…»
  • Поэтическая философия гармонии в стихотворении «На холмах Грузии…»
  • Связь темы любви с темой смерти и вечной разлуки в стихотворении «Для берегов Отчизны дальной».
Анна Петровна Керн «Я помню чудное мгновенье…» (1825) и др.

Анна Петровна Керн

  • «Я помню чудное мгновенье…» (1825) и др.
«Я помню чудное мгновенье…» (1825) Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты… -  В какой период написано это стихотворение? - В каком жанре написано? - Можно ли по композиции проследить биографию поэта?

«Я помню чудное мгновенье…» (1825)

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты…

- В какой период написано это стихотворение?

- В каком жанре написано?

- Можно ли по композиции проследить биографию поэта?

 В первом и втором катрене – петербургский период жизни поэта, в третьем – южная ссылка,  в четвертом -?,  пятый и шестой катрены- ?  Явление этой любви подарило поэту и восхищение идеалом, и упоение любовью, и просветленное чувство. Простота образа не означает простоты чувств.

В первом и втором катрене – петербургский период жизни поэта, в третьем – южная ссылка,

в четвертом -?,

пятый и шестой катрены- ?

Явление этой любви подарило поэту и восхищение идеалом, и упоение любовью, и просветленное чувство. Простота образа не означает простоты чувств.

«Я вас любил…»  Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.

«Я вас любил…»

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

- Какая любовь описана поэтом в этом стихотворении?  - Как поэт подчеркивает силу прошедшей любви?  - Есть ли описание возлюбленной? Почему?

- Какая любовь описана поэтом в этом стихотворении?

- Как поэт подчеркивает силу прошедшей любви?

- Есть ли описание возлюбленной?

Почему?

 «Мадонна»

«Мадонна»

Мадонна (1830) Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда хотел свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной; чтоб на меня с холстов, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель -

Мадонна (1830)

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда хотел свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной; чтоб на меня с холстов, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах – Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.

Она с величием, он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

- Сколько героинь в сонете?  - Каково взаимоотношение в сонете реального образа и воображаемого?  - Чем заканчивается стихотворение?  Почему?  - Какие синонимы к слову «образец» можно подобрать?

- Сколько героинь в сонете?

- Каково взаимоотношение в сонете реального образа и воображаемого?

- Чем заканчивается стихотворение?

Почему?

- Какие синонимы к слову «образец» можно подобрать?

Итоги: I) Что значила для Пушкина любовь? II) Как Пушкин относился к возлюбленным? III) Какой жанр стихов был преобладающим?

Итоги:

I) Что значила для Пушкина любовь?

II) Как Пушкин относился к возлюбленным?

III) Какой жанр стихов был преобладающим?

Итоги:  На первом плане любовной лирики поэта – субъективные впечатления о женщине. Вместе с женщиной в его жизни появляются « и божество, и вдохновенье,/ И жизнь, и слезы, и любовь», которые уходят, когда женщина исчезает из памяти. Именно любовь способна дать человеку высшее наслаждение. Любовь – символ духовного возрождения, и надежда на то, что новая любовь впереди, - самая высокая и светлая надежда Пушкина.

Итоги:

На первом плане любовной лирики поэта – субъективные впечатления о женщине. Вместе с женщиной в его жизни появляются « и божество, и вдохновенье,/ И жизнь, и слезы, и любовь», которые уходят, когда женщина исчезает из памяти. Именно любовь способна дать человеку высшее наслаждение. Любовь – символ духовного возрождения, и надежда на то, что новая любовь впереди, - самая высокая и светлая надежда Пушкина.

Вывод: Любовь, по мнению Пушкина, - источник жизни, вдохновения, источник всего сущего на земле. Страдания, причиняемые любовью, он принимает как величайший дар. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала Мадонны .

Вывод:

  • Любовь, по мнению Пушкина, - источник жизни, вдохновения, источник всего сущего на земле.
  • Страдания, причиняемые любовью, он принимает как величайший дар.
  • В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала Мадонны .