Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Бессоновка
Номинация:
"Учебный проект"

Предмет: Биология
Авторы: Сорокина Кристина
Сорокина Алёна
Балалайкина Яна
Колганова Татьяна
Датченко Екатерина
Ивашова Кристина
ученицы 8 класса
Руководитель: Шупикова Валентина Николаевна
учитель биологии
с. Бессоновка
2016-2017 учебный год
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................ стр. 2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ .................................................................... стр. 4 2.1. Формируем путь познания (мониторинг) ........................ стр. 4 2.2. Люди как птицы (информационный блок) ........................ стр. 6 2.3. Кто ты, одноклассник? (экспериментальный блок) .......... стр. 8 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ .......................................................................... стр. 9 4. СПИСОК использованной литературы и интернет-ресурсы ... стр. 11 |
1.ВВЕДЕНИЕ.
Время идет медленно, когда за
ним следишь. Оно чувствует слежку.
Но оно пользуется нашей рассеянностью.
Альбер Камю
Начнём с вопроса: Что позволяет человеку работать продуктивно и рационально? Ответ очевиден: Правильный режим дня.
Мейсон Карри в своей книге «Режим гения: Распорядок дня великих людей» приводит следующую аналогию режиму дня:
«В умелых руках режим дня – точно откалиброванный механизм, позволяющий наилучшим образом использовать наши ограниченные ресурсы: прежде всего время, которого нам более всего не хватает, а также силу воли, самодисциплину, оптимизм. Упорядоченный режим – словно колея, по которой в хорошем темпе движутся умственные силы…».
Режим дня нужен для того, чтобы время, согласно эпиграфу, не пользовалось нашей рассеянностью.
Действительно, каждый человек сталкивается с необходимостью распределять свое время. Иногда, как в случае с работой, это необходимость. Иногда, например, при планировании максимально продуктивного времяпрепровождения или отдыха – это целесообразность. Правильный режим дня подразумевает рациональное использование времени сна, личной гигиены, питания, работы, отдыха, занятий спортом и физической активности. Планирование распорядка дня и следование ему делает человека дисциплинированным, развивает организованность и целенаправленность. В результате чего вырабатывается и режим жизни, в котором минимизированы затраты времени и энергии на несущественные вещи. Таким образом, составление правильного режима дня – одна из самых важных тем здорового образа жизни.
Как же разработать правильный режим, что бы распределить силы рационально и продуктивно?
Отметим тот факт, что употребление эпитета «правильный» по отношению к режиму дня, в некоторой мере условно. Понятие правильного распорядка может быть индивидуальным или разным для каждого человека и зависеть от многих факторов: работы, времени учёбы, привычек, особенностей организма, связанных с биоритмами, которые и станут предметом нашего исследования.
Изучая особенности организма, связанные с биоритмами, нам попутно придётся решить ряд других проблемных вопросов:
Что такое "биологические ритмы", или Почему кто-то рано ложиться, а кто-то поздно встаёт?
Выбирает ли человек, с каким биологическим ритмом родиться?
Как биологические ритмы влияют на продуктивность деятельности и трудоспособность подростков, какую роль они играют для сохранения здоровья подростка в повседневной жизни, как правильно разработать режим дня с учётом биологических ритмов, как факторов оптимизации труда и отдыха – вот перечень учебных вопросов, решение которых поможет восьмиклассникам, обучающихся во вторую смену, правильно распределить время, а нам подчеркнуть актуальность и практическую значимость предлагаемой проектной работы.
А также нами были намечены пути исследования и решения проблемных и учебных вопросов.
Что ж нам осталось только пройти все эти пути исследования, решить проблемные и учебные вопросы и разработать определённые рекомендации для выработки оптимально индивидуального распорядка дня с учетом индивидуальных особенностей и потребностей каждого восьмиклассника, обучающегося во вторую смену.
Цель работы: изучение влияния биологических ритмов на состояние здоровья, утомляемость и успеваемость учащихся восьмых классов (2 смена обучения) для оптимизации их режима труда и отдыха.
Задачи:
Определить к какому типу биологического ритма относятся все обучающиеся 8 класса;
Изучить влияние биоритмов на работоспособность учащихся восьмого класса (2 смена обучения);
Составить рекомендации оптимального режима труда и отдыха восьмиклассников, обучающихся во вторую смену с учетом их типа биоритма.
Работа рассчитана на 3 этапа.
На первом этапе ведётся сбор информации, тестирование (мониторинг), исследования.
На втором этапе идёт анализ и обобщение полученных результатов.
На третьем этапе происходит создание презентаций и подготовка раздаточных материалов (рекомендаций).
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
2.1. Формируем путь познания (мониторинг).
Что бы на выходе нашего проекта получить продукт, который полностью был бы востребован, необходимо выяснить, что знают (да и знают ли?!) о своих биоритмах (хронотипах) ребята.
Для того чтобы выяснить это, был проведены тестирование и мониторинг физиологических признаков суточного хронотипа учащихся 8 классов (всего – 27 чел.).
Исследования проводились по специальным вопросам и физиологическим тестам. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1) и фиксировались в сводной ведомости (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Результаты общих вопросов выглядят следующим образом:
ВОПРОС | Количество исследуемых | Результаты мониторинга |
1. Ваша успеваемость? | | «удовлетворительно» | «хорошо» | «отлично» |
11 | 9 | 7 |
2. Снизилась ли ваша успеваемость в этом году? | «ДА» (%) | «НЕТ» (%) |
9 (33,5%) | 18 (66,5%) |
3. Что повлияло на снижение вашей успеваемости? | новые предметы | вторая смена | другие причины |
2 (22,2%) | 5 (55,6%) | 2 (22,2%) |
4. Комфортно ли вам учиться во вторую смену? | «ДА» (%) | «НЕТ» (%) | «Всё равно» (%) |
3 (11,1%) | 19 (70,4%) | 5 (18,5%) |
5. Знаете ли вы свой тип биоритмов? | «ДА» (%) | «НЕТ» (%) |
8 (29,6%) | 19 (70,4%) |
№ | Вопрос | Варианты ответов | % |
-
| Во сколько вы встаёте в выходной день? | рано | 4 (14,8%) |
на час позднее обычного | 12 (44,5%) |
на 2-3 часа позднее обычного | 3 (11,1%) |
ближе к обеду | 8 (29,6%) |
-
| Можете ли вы без будильника проснуться утром вовремя? | да, легко | 13 (48,1%) |
нет, не могу | 14 (51,9%) |
-
| В какое время вы предпочитаете делать уроки? | всё сразу после школы | 12 (44,5%) |
всё утром на следующий день | 1 (3,6%) |
часть утром, часть вечером | 14 (51,9%) |
-
| Если вы делаете уроки и утром, и вечером, то как распределяете их по сложности? (из 14) | трудные утром, лёгкие вечером | 7 (50%) |
трудные вечером, лёгкие утром | 7 (50%) |
5. | В какое время суток у вас чаще всего случаются конфликты? | в первую половину дня | 7 (25,9%) |
во вторую половину дня | 8 (29,6%) |
одинаково в любое время | 12 (44,5%) |
В целом, по результатам общего анкетирования можно сделать вывод, что большая часть опрошенных учеников не знакома со своим хронотипам, а некоторые и вообще не понимали о чём идёт речь. Но даже если кто-то и знал о биоритмах, то, как правило, знания эти оказались не совсем точными, не совсем полными и не всегда достоверными. 70,4% исследованным некомфортно учиться во вторую смену, у 33,5% снизилась успеваемость (или они стали испытывать трудности в процессе обучения), а из них 55,6% считают, что причина снижения успеваемости – вторая смена. Особый интерес вызывает распределение заданий по уровню сложности при выполнении домашней работы. Ведь в первую смену обучения этот вопрос не стоит вообще. Возможно, незнания своего хронотипа и не позволяет многим обучающимся рационально распределить умственную нагрузку.
Другими словами, если вернуться к целям и задачам нашего проекта, то мы должны не только расширить свои знания о биоритмах (хронотипах), но и показать их влияния на состояние здоровья, утомляемость и успеваемость учащихся восьмых классов (2 смена обучения) для оптимизации их режима труда и отдыха.
А это значит пришло время информационной части проекта.
2.2. Люди как птицы (информационный блок).
О существовании биологических ритмов людям известно с древних времен. Уже в «Ветхом Завете» даны указания о правильном образе жизни, питании, чередовании фаз активности и отдыха. О том же писали ученые древности: Гиппократ, Авиценна и другие. Основателем хронобиологии – науки о биоритмах, принято считать немецкого врача Христофора Вильяма Гуфелянда, который в 1797 году обратил внимание коллег на универсальность ритмических процессов в биологии: каждый день жизнь повторяется в определенных ритмах, а суточный цикл, связанный с вращением Земли вокруг своей оси регулирует жизнедеятельность всего живого, включая организм человека.
Первые серьезные научные исследования в этой области начали проводиться в начале 20-го века, в том числе российскими учеными И. П. Павловым, В. В. Вернадским, А. Л. Чижевским и другими. К концу 20-го века факт ритмичности биологических процессов живых организмов по праву стал считаться одним из фундаментальных свойств живой материи и сущностью организации жизни.
Но до последнего времени природа и все физиологические свойства биологических ритмов не выяснены, хотя понятно, что они имеют в процессах жизнедеятельности живых организмов очень большое значение. Поэтому исследования биоритмов пока представляют собой процесс накопления информации, выявления свойств и закономерностей методами статистики.
Что такое биоритмы человека? Это — циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений. Одни биологические ритмы, например, частота сокращений сердца, дыхания относительно самостоятельны. Другие — связаны с приспособлением организма к географическим циклам — суточным (например, колебания обмена веществ и др.), месячным (связанным, например, с уровнем морских приливов), годичным (изменение численности и активности животных, роста и развития растений и т.д.).
Ученые доказали, а люди давно заметили, что имеются такие крайние индивидуальные свойства человека, которые влияют на его активность и самочувствие в разное время суток. Одни встают «ни свет, ни заря» и сразу же принимаются за дело. Другие мучаются и страдают, если их рано разбудить на работу или учебу и с удовольствием полуночничают. Наиболее распространенной и общепринятой считается классификация, по которой люди делятся на вечерний тип — «совы», утренний — «жаворонки» и дневной — «голуби» или аритмики.
Хронотип – это уровень работоспособности, который и позволяет разделить людей на утренний (жаворонок), дневной (голубь) и вечерний (сова) типы.
«Совы» — люди, у которых наблюдается отставание фазы сна. У них отмечается период колебаний ритмов больше, чем 24 часа, или так называемый синдром отставленной фазы сна. Установлено, что лица вечернего типа легче приспосабливаются к работе в ночную смену и трехсменному труду. Совы лучше контролируют ритм сон-бодрствование по сравнению с другими людьми. Они предпочитают ложиться спать позже 23—24 часов, но зато им тяжелее вставать в ранние утренние часы. Многим совам импонирует их ночная жизнь. Они с удовольствием работают по ночам и выбирают такие профессии, чтобы не вставать слишком рано, а еще лучше — самим планировать свой рабочий график.
«Жаворонки» — люди, у которых биологический ритм сдвигается вперед, то есть имеющие синдром опережающей фазы сна. У них период колебания околосуточных ритмов меньше 24 часов. Люди «жаворонки» спят столько же времени, сколько остальные, но их ритм отхода ко сну сдвинут на более ранний вечер. Они рано хотят спать, быстро засыпают и очень рано встают в одни и те же утренние часы. Лучше всего им работается утром на «свежую голову», а к концу дня их работоспособность снижается. Вечерние и третьи смены не для «жаворонков», они с трудом переносят ночные дежурства, клубы и дискотеки. Оказалось, что люди-жаворонки, лучше, чем совы, приспосабливаются к временной организации режима, и поэтому им легче преодолеть бессонницу, связанную со сменой часового пояса.
«Голуби» — люди дневного типа. Аритмики. Их циркадный ритм наиболее приспособлен к обычной смене дня и ночи. Период их наилучшей умственной и физической активности отмечается с 10 до 18 часов. Они лучше адаптированы к смене света и темноты. Но даже у них при переездах на большие расстояния со сменой часовых поясов и ночной работе наблюдается сбой собственных биологических часов. Например, при 3-часовой разнице во времени у них возникает бессонница ночью, сонливость и усталость днем, снижение работоспособности. Перемещение на запад может удлинять биоритмы «голубей», а при перелете на восток — укорачивать. Если разница во времени более 4 часов, то выработка нового стереотипа сна и бодрствования произойдет у «голубей» только через 7—14 дней. Перемещение на восток «голуби» переносят легче, чем на запад. Эта информация будет полезна людям, любящим путешествовать на дальние расстояния и, особенно, предпочитающим проводить свой краткий (7—10 дней) отпуск вдали от родных мест.
2.3. Кто ты, одноклассник? (исследовательский блок).
Читая о том или ином великом открытии в науке или простом научном утверждении, всегда возникает вопрос: а как учёные это сделали, или как они об этом узнали? Конечно, без опытов и экспериментов не обошлось.
Мы тоже, в силу возможностей, решили провести исследования биоритмов одноклассников.
Результаты тестирований (оценивание результатов по баллам см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2):
№ | Фамилия, имя | Тест Хольдебрандта | Тест Хорна-Остберга |
-
| Сорокина Кристина | Жаворонок | определённо утренний тип |
-
| Петрунова Кристина | Сова | умеренный вечерний тип |
-
| Симашкевич Карина | Сова | определённо вечерний тип |
-
| Тимакова Анастасия | Голубь (аритмик) | ни один из этих типов |
-
| Балалайкина Яна | Сова | умеренный вечерний тип |
-
| Шкаева Ирина | Жаворонок | умеренный утренний тип |
-
| Джабиева Анастасия | Сова | определённо вечерний тип |
-
| Штыров Алексей | Сова | определённо вечерний тип |
-
| Панова Алёна | Сова | умеренный вечерний тип |
-
| Соколова Юлия | Голубь (аритмик) | ни один из этих типов |
-
| Ивашова Кристина | Сова | умеренный вечерний тип |
-
| Ульянкина Кристина | Сова | умеренный вечерний тип |
-
| Архипова Софья | Голубь (аритмик) | ни один из этих типов |
-
| Конкин Дмитрий | Сова | определённо вечерний тип |
-
| Колганова Татьяна | Жаворонок | умеренный утренний тип |
-
| Сорокина Алёна | Голубь (аритмик) | ни один из этих типов |
-
| Балашов Анатолий | Сова | определённо вечерний тип |
-
| Баулин Александр | Жаворонок | умеренный утренний тип |
-
| Фирстова Анастасия | Жаворонок | умеренный утренний тип |
-
| Аносова Елизавета | Сова | умеренный вечерний тип |
-
| Федотов Даниил | Голубь (аритмик) | ни один из этих типов |
-
| Новиков Даниил | Сова | определённо вечерний тип |
-
| Лампетов Владислав | Сова | умеренный вечерний тип |
-
| Князев Константин | Сова | умеренный вечерний тип |
-
| Аринушкин Данила | Жаворонок | определённо утренний тип |
-
| Датченко Екатеринв | Сова | определённо вечерний тип |
-
| Бровкин Максим | Сова | определённо вечерний тип |
ИТОГИ:
Характеристика | % |
Аритмики | 5 (18,5%) |
«Совы» | 16 (59,3%) |
«Жаворонки» | 6 (22,2%) |
Характеристика | % |
Определенно утренний тип | 2 (7,4%) |
Умеренный утренний тип | 4 (14,8%) |
Ни один из этих типов | 5 (18,6%) |
Умеренный вечерний тип | 8 (29,6%) |
Определенно вечерний тип | 8 (29,6%) |
Проведя анализ тестов каждого из участников исследования, мы для них подготовили индивидуальные рекомендации, согласно их хронотипа. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Биологические ритмы живых организмов, в том числе и человека, проявляются во всех жизненных процессах. Без них невозможна была бы жизнь. Поэтому при изучении биологических ритмов важно не только знать об их существовании, но и учитывать их локализацию и роль в жизни.
У человека при взаимодействии различных функциональных систем организма с окружающей средой, как следствие, выявляется гармоническое согласование различных ритмических биологических процессов, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма, свойственную здоровому человеку.
Таким образом, изучив информацию о биологических ритмах, их функциональном значении для организма человека, можно сделать вывод, что биологические ритмы оказывают непосредственное влияние на работоспособность организма, обеспечивают ее волнообразный характер. Нам хотелось именно посмотреть, влияют ли биоритмы на нашу работоспособность. И мы убедились в этом. Кроме того, человеческий организм подчиняется ритмам, заложенным самой природой, и эти ритмы оказывают влияние на все процессы, происходящие в организме, учет этих ритмов и уважительное отношение к ним — основа человеческого здоровья.
И так из года в год, из месяца в месяц, изо дня в день мы идём одной и той же дорогой жизни, преодолевая "энергетические ямы и ухабы" создаваемые взаимодействием между Землей, Солнцем и Луной. И если не учитывать, а еще хуже не знать планетарные законы взаимодействия и проявления их на Земле, мы постоянно будем спотыкаться об эти ухабы и ямы, теряя свое здоровье. И не надо винить врачей или свой организм в ухудшении здоровья на этих участках пути. В этом виноваты только мы сами. Жить с учетом природных ритмов – залог сохранения нашего здоровья и высокой работоспособности организма.
Для человека важно не только рационально использовать внутренние ритмы организма, но и найти пути управления ими.
Таким образом, в ходе работы над проектом мы не только, согласно поставленным цели и задачам, расширили свои знания о хронотипах, как неотъемлемой части жизнедеятельности организма, но и осознали всю важность их для сохранения работоспособности, продуктивности и, в конечном итоге, здоровья каждого из нас.
Нами установлено:
«совы», «жаворонки» и «голуби» действительно существуют;
наибольшее количество из исследуемых обучающихся – «совы»;
наивысшая интеллектуальная и физическая активность у «жаворонков» - утром, а у «сов» - после уроков; у «голубей» интеллектуальная и физическая активность в течение учебного дня варьирует незначительно;
для сохранения своей работоспособности, производительности и здоровья ученикам необходимо учитывать свои хронотипы при организации режима дня, но особое внимание на организацию режима дня следует обратить выпускникам не только ученикам 8 классов, но и 9 и 11 классов при подготовке к экзаменам, так как нагрузка на организм увеличена;
выбирать будущую профессию в соответствие со своим хронотипом.
В качестве обобщения, просветительства и повышения валеологической грамотности в рамках проекта мы выпустили буклеты.
Список использованной литературы и интернет-ресурсы
1.Литература
1. Агаджанян Н.А. Зерно жизни (Ритмы биосферы). – М.: Сов. Россия, 1977. – 256с.
2.Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. – М.: Просвещение, 1967. – 251с.
3. Доскин В.А., Куинджи Н.Н. Биологические ритмы растущего организма. – М.: Медицина, 1989. – 224с.
4. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А. Ритмы жизни. – М.: Медицина, 1991. – 176с.
5. Иванов С. Ритмы в нашей жизни. – М.: Детская литература,1987.
6. Федотова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. Культура здоровья Учебное пособие для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений. – М. Вентана-Графф,2005.
6. Хронобиология и хрономедицина/Под ред. Ф. И. Комарова. — М.: Медицина, 1989.
7. Харабуга С.Г. Суточный ритм и работоспособность. – М.: Знание, 1976. – 144с.
2. Интернет – ресурсы
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Биоритм
2. http://www.ill.ru/news.art.shtml?c_article=1065
3. http://www.netwoman.ru/doc/1887