СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Люди и птицы (проект о хронотипах)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа в 8 классе о хронотипах одноклассников, обучающихся во вторую смену.

Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ 1»

1. Ф. И ____________________________________________ класс________

2. Ваша успеваемость (подчеркните): удовлетворительно, хорошо, отлично.

3. Снизилась ли ваша успеваемость в этом году? (подчеркните): да, нет.

4. Что повлияло на снижение вашей успеваемости?_________________________

5. Комфортно ли вам учиться во вторую смену? (подчеркните): да, нет, всё равно.

6. Знаете ли вы свой тип биоритмов? (подчеркните): да, нет.


I. Тест Хорна-Остберга для определения хронотипа (биоритма) Инструкции:

1. Пожалуйста, перед тем как дать ответ, вни­мательно вчитайтесь в вопрос.

2. Ответьте на все вопросы, начиная в порядке нумерации.

4. На каждый вопрос нужен отдельный, не зави­сящий от других вопросов ответ. Не возвращайтесь назад, чтобы проверить свой предыдущий ответ.

5. Все вопросы снабжены набором ответов. От­мечайте галочкой только один ответ на один во­прос. Ряд вопросов снабжен не выбором ответов, а шкалой. Пожалуйста, отметьте соответствующее место на шкале (интервалам на шкале соответствуют определённые балльные оценки под шкалой).


1. Вы чувствуете себя прекрасно. В какое время вы вставали бы, если бы исключительно от вас зави­село, как спланировать свой день? (См. шкалу № 1.)































5.00 06.00 07.00 08.00 09.00 10.00 11.00 12.00

5

4

3

2

1



2. Чувствуя себя прекрасно, в какое время вы бы легли спать, если бы это зависело исключи­тельно от вас? (См. шкалу № 2.)































20.00 21.00 22.00 23.00 00.00 01.00 02.00 03.00

5

4

3

2

1



3. Если вы должны встать в определенное вре­мя, насколько вы можете обойтись без будильника?

Могу полностью обойтись

4

Почти могу обойтись

3

Обойтись довольно трудно

2

Совсем не могу обойтись

1


4. При одинаковых окружающих условиях на­сколько вам легко вставать утром?

С большим трудом

1

Не очень легко

2

Довольно легко

3

Очень легко

4


5. Насколько бодрым вы себя чувствуете в пер­вые полчаса после пробуждения утром?

Никакой бодрости

1

Небольшая бодрость

2

Довольно бодрым

3

Очень бодрым

4


6. Какой у вас аппетит в первые полчаса после пробуждения утром?

Очень плохой

1

Довольно плохой

2

Довольно хороший

3

Очень хороший

4

7. Насколько усталым вы чувствуете себя в пер­вые полчаса после пробуждения утром?

Очень усталым

1

Довольно усталым

2

Довольно отдохнувшим

3

Очень отдохнувшим

4


8. Когда у вас нет дел на следующий день, во сколько вы ложитесь спать по сравнению с вашим обычным временем?

Редко или никогда позже

4

Меньше чем на час позже

3

На один-два часа позже

2

Больше чем на два часа позже

1


9. Вы решили заняться физкультурой. Друг предлагает заниматься по часу два раза в неделю, и самое удобное время для него между 7 и 8 часа­ми утра. При условии, что вы прекрасно себя чув­ствуете, какая у вас была бы спортивная форма?

Хорошая

4

Неплохая

3

Было бы нелегко

2

Было бы очень трудно

1


10. В какое время вечером вы чувствуете себя усталым и поэтому хотите спать? (См. шкалу № 3.)































20.00 21.00 22.00 23.00 00.00 01.00 02.00 03.00

5

4

3

2

1



11. Вы хотите иметь ясную голову перед экза­меном, который, как вы знаете, будет очень уто­мительным и продлится два часа. Вам ничто не мешает распланировать ваш день по собственному разумению, учитывая только то, в какое время дня вы лучше всего себя чувствуете. Какое время для этого вы бы выбрали (укажите одно из четырех):

8.00-10.00

6

11.00-13.00

4

15.00-17.00

2

19.00—21.00

1


12. Если вы легли спать в 11 часов вечера, на­сколько вы чувствуете себя усталым?

Совершенно не усталым

0

Немного усталым

2

Довольно усталым

3

Очень усталым

5


13. По той или иной причине вы легли спать на несколько часов позже обычного, но на следую­щее утро вам нет необходимости вставать в опре­деленное время. Что бы вы предпочли из перечис­ленного ниже?

Проснуться в обычное время и не заснуть снова

4

Проснуться в обычное время и немного подремать

3

Проснуться в обычное время, но снова заснуть

2

Проснуться позже обычного

1




14. Вам предстоит остаться бодрствующим ме­жду 4.00 и 6.00 утра, охраняя какой-то объект. На следующий день вы не заняты. Что бы вы предпо­чли из перечисленного ниже?

Не ложиться спать до окончания смены

1

Вздремнуть перед сменой и поспать после нее

2

Поспать перед сменой и вздремнуть после нее

3

Полностью выспаться перед сменой

4


15. Вам предстоит в течение двух часов выпол­нять тяжелую физическую нагрузку. Вы сами мо­жете планировать свой день и принять в расчет только время, когда вы чувствуете себя лучше всего. Какое время из предложенных ниже вы вы­брали?

8.00-10.00

4

11.00-13.00

3

15.00-17.00

2

19.00—21.00

1


16. Вы решили заняться физическими упраж­нениями, связанными с большой физической на­грузкой. Друг предлагает заниматься по часу два раза в неделю и лучшее время для него с 22.00 до 23.00. Учитывая время, когда вы чувствуете себя лучше всего, в какой, по вашему мнению, спор­тивной форме вы будете?

В хорошей

1

В более или менее хорошей

2

В плохой

3

В очень плохой

4


17. Предположим, что вы можете сами уста­навливать для себя время учёбы. Будем исходить из того, что ваш учебный день составляет ПЯТЬ ча­сов (включая перерывы), и что качество учёбы зависит от времени, когда она происходит. Какие пяти­часовые отрезки вы выбрали бы? (См. шкалу № 4.)



























12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

5

4

3

2

1


Для ответа на вопрос возьмите крайнее правое значение для отмеченного вами вре­мени и соотнесите с бальным значением внизу.


18. В какое время дня, по вашему мнению, вы чувствуете себя «лучше всего»? (См. шкалу № 5.)



























12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

5

4

3

2

1


19. Говорят, что есть два типа людей, «утрен­ние» и «вечерние». К какому из этих типов вы себя относите?

Определенно «утренний»

1

Скорее «утренний», чем «вечерний»

2

Скорее «вечерний», чем «утренний»

3

Определенно «вечерний»

4


Подсчёт:

Внимательно сложите ВСЕ получившиеся цифры и запишите результат __________

ИТОГ теста (записывается исследователем):________________________

II. ВЫЯВЛЕНИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ СУТОЧНОГО ХРОНОТИПА.

(тест Г. Хольдебрандта)

В утренние часы (желательно в одно и тоже время) в течение недели, до завтрака при нормальной температуре и психическом комфорте, определите у себя частоту сердечных сокращений (ЧСС) и частоту дыхания (ЧД). Зафиксируйте данные в таблице.


Дни недели

Число сердечных сокращений (ЧСС)

Частота дыхания (ЧД)

ЧСС: ЧД

Понедельник




Вторник




Среда




Четверг




Пятница




Суббота




Воскресенье





ИТОГ (средний результат записывается исследователем):_________________


III. ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ.

Вопрос

Варианты ответов

«v»

Во сколько вы встаёте в выходной день?

рано


на час позднее обычного


на 2-3 часа позднее обычного


ближе к обеду


Можете ли вы без будильника проснуться утром вовремя?

да, легко


нет, не могу


В какое время вы предпочитаете делать уроки?

всё сразу после школы


всё утром на следующий день


часть утром, часть вечером


Если вы делаете уроки и утром, и вечером, то как распределяете их по сложности?

трудные утром, лёгкие вечером


трудные вечером, лёгкие утром


5.

В какое время суток у вас чаще всего случаются конфликты?

в первую половину дня


во вторую половину дня


одинаково в любое время




IV. ОБЩИЕ ИТОГИ И РЕКОМЕНДАЦИИ:


Ваш хронотип (биологические ритмы)___________________________

Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ 2»

Тест Хорна-Остберга для определения жаворонков и сов

Подсчёт:


Сложите получившиеся цифры и сравните суммарный балла со шкалой «утренности» и «вечерности», про­мешенной ниже:

Определенно утренний тип 70—86

Умеренный утренний тип 59—69

Ни один из этих типов 42—58

Умеренный вечерний тип 31—41

Определенно вечерний тип 16—39



ВЫЯВЛЕНИЕ ВИСЦЕРАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ СУТОЧНОГО ХРОНОТИПА.

(тест Г. Хольдебранта)

В утренние часы (желательно в одно и тоже время) в течение недели, до завтрака при нормальной температуре и психическом комфорте, определите у себя частоту сердечных сокращений (ЧСС) и частоту дыхания (ЧД). Зафиксируйте данные в таблице.


Дни недели

Число сердечных сокращений (ЧСС)

Частота дыхания (ЧД)

ЧСС: ЧД

Понедельник




Вторник




Среда




Четверг




Пятница




Суббота




Воскресенье






Подсчёт: Показатель ЧСС делится на ЧД с точностью до 0,1 секунды.

Оценка результата:

аритмики – 4,0 - 5,0

«жаворонки» - больше 5,0

«совы» - меньше 4,0





















ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Просмотр содержимого документа
«Аннотация»

Учебный проект

"Люди и птицы?".


Руководитель проекта: учитель биологии Шупикова В. Н.



Цель проекта : создание условий для формирования навыков прогнозирования результатов деятельности человека с учётом его хронотипа, использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для принятия правильных здоровьесберегающих решений.

Кто может стать участником проекта? Участники проекта учащиеся 8 классов.


Сроки проведения проекта: 3 месяца


Предмет, класс: биология, 8 класс


Название образовательного учреждения: МБОУ СОШ с. Бессоновка


Год разработки учебного проекта: 2016-2017 учебный год


Краткая аннотация проекта

Проект "Люди и птицы?" реализуется в рамках образовательного курса "БИОЛОГИЯ".

Проект направлен на изучение хронотипов (биологических ритмов) человека (а именно обучающихся во вторую смену учеников 8 классов) и их влияний на сохранение здоровья, повышение продуктивности и трудоспособности каждого. В процессе изучения хронотипов (биологических ритмов) человека, влияние которых человек часто недооценивает или пренебрегает ими, обучающиеся осваивают методы наблюдения, экспериментирования, сбора и анализа полученной информации. Это и биологические данные - соответствие хронотипа, образу жизни, роли в повышении трудоспособности. Это и социальные данные, на которых основано составление рационального и индивидуального режима дня, формирование здоровьесберегающего поведения, направленное на сохранение активности жизни и повышения качества успеваемости в школе.

В ходе проекта осваиваются основные положения таких биологических областей, как биоритмология, медицина, гигиена (в т.ч. социальная), физиология. Обучающиеся осваивают понятия "хронотип", "биологические ритмы", "биологическая активность", "биологический спад", "трудоспособность", "продуктивность».

В результате проекта обучающие должны не только раскрыть колоссальную роль биоритмов в сохранении здоровья, но и установить фактическую связь хронотип – режим – эффективность. Попробовать себя в роли исследователей и испытателей, получить навыки принятия здоровьесберегающих решений решений и разработать предложения и рекомендации оптимальных режимов дня для представителей каждого хронотипа улучшения трудоспособности и успеваемости.


Проект рассчитан на 3 месяца в рамках программы по биологии в 8 классе. Выполняя задания, обучающиеся расширяют и углубляют свои знания о биоритмах, об их влиянии на организм и значении для здоровья. Результаты оформляются в виде презентаций и информационных буклетов. В заключении - открытая защита проекта, в ходе которой обучающиеся должны продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствие с требованием учебной программы, рассказывают о том, каким образом шла работа в группе, и что было запоминающимся в ходе работы над проектом.


Задачи проекта:

  • сформировать УУД, через обучение проведению учебных исследований и закрепление знаний детей о биоритмах и хронотипах;

  • создать условия для формирования валеологической грамотности, осознания целостности организма, ответственного и толерантного отношения к людям разного хронотипа и понимания важности сохранения биоразнообразия;

  • развить навыки наблюдательности и основ исследовательской деятельности при изучении биоритмов и их значения для правильного распределения нагрузок в течение;

  • расширить метапредметные связи таких областей, как биология, биоритмология, медицина, валеология;

  • развить творческий потенциал, навыки работы с различными видами информации и умения её обрабатывать, превращая в доступную для всех возрастов форму;

  • воспитание у обучающихся толерантности, развития коммуникативных умений (работа в группах: распределение обязанностей, планирование работы и т.д.);

  • развить навыки защиты и презентации творческих работ и оценки своих достижений при работе над проектом.


Ожидаемые результаты:

Основные -

  • приобретение обучающимися умений и навыков по осознанному сохранению своего здоровья и развитие валеологической грамотности;

  • формирование устойчивой мотивации ведения здорового образа жизни;

Второстепенные -

  • усвоение детьми нравственно-этических ценностей, культуры поведения, толерантности;

  • умение детей взаимодействовать друг с другом и позитивно воздействовать на социум;

  • развитие креативности, любознательности и творческую активность, желание саморазвиваться;

  • формирование критического и системного мышления, обуславливающее совершение верного выбора и объясняющего взаимосвязи в сложных системах.

Дополнительные -

  • развитие творческого потенциала каждого обучающегося


Проблемная ситуация, или...

Основополагающий вопрос:

Правильный режим дня: общий для всех или каждому свой?


Проблемные вопросы:

Что такое "биологические ритмы", или Почему кто-то рано ложиться, а кто-то поздно встаёт?

Выбирает ли человек, с каким биологическим ритмом родиться?

Режим дня: рациональность или продуктивность?


Учебные вопросы:

Как биологические ритмы влияют на работоспособность подростков в течение дня?

Какую роль они играют для сохранения здоровья подростка в повседневной жизни?

Как правильно разработать режим дня с учётом биологических ритмов, как факторов оптимизации труда и отдыха?


МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


I. Подготовительный этап:

  • подготовка инструктажей знакомства с требованиями для реализации проекта;

  • инструктаж с участниками проекта по всем видам деятельности, осуществляемыми в нём.


II. Организационный этап:

  • формирование группы;

  • написание плана консультаций по работе над проектом при возникновении трудностей;

  • знакомство с информационными интернет-ресурсами и другими источниками информациями;


III. Основной этап:

  • реализация основной цели и главных задач проекта;

  • проведение консультаций и редактирование;

  • защита проектов;


IV. Заключительный этап:

  • подведение итогов проекта;

  • рефлексия (анализ удовлетворённости обучающихся: взаимооценка и самооценка), оценка учителем деятельности обучающихся

  • представление презентаций и буклетов.


Форма организации детей:

  • Индивидуальная работа;

  • Групповая работа;


Виды деятельности:

Ведущая деятельность:

  • Исследовательская (тестирование, мониторинг, анализ мониторинга, фиксация и анализ полученных данных);

  • Творческая (оформление работ - подготовка презентаций, отчётных докладов, создание макетов буклетов)

Форма продуктов проектной деятельности:

Защита проекта на конференции. Рассказы обучающихся по подготовленным презентациям. Отзывы. Рефлексия.

Продукты проектной деятельности: презентации, буклеты с индивидуальными рекомендациями, основанными на соответствующих биоритмах, доклады.


Результаты проекта:

Результаты проекта соотносятся с целями, которые поставлены при его реализации: умение вести наблюдение за своим организмом, использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для принятия валеологически правильных решений.



Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ 3»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Сводная ведомость исследования 8 «___» класс


ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

ТАБЛИЦА № 1 А

ВОПРОС

Количество исследуемых

Результаты мониторинга

1. Ваша успеваемость?


«удовлетворительно»

«хорошо»

«отлично»




2. Снизилась ли ваша успеваемость в этом году?

«ДА» (%)

«НЕТ» (%)



3. Что повлияло на снижение вашей успеваемости?







4. Комфортно ли вам учиться во вторую смену?

«ДА» (%)

«НЕТ» (%)

«Всё равно» (%)




5. Знаете ли вы свой тип биоритмов?

«ДА» (%)

«НЕТ» (%)






ТАБЛИЦА № 1 Б


Вопрос

Варианты ответов

%

Во сколько вы встаёте в выходной день?

рано


на час позднее обычного


на 2-3 часа позднее обычного


ближе к обеду


Можете ли вы без будильника проснуться утром вовремя?

да, легко


нет, не могу


В какое время вы предпочитаете делать уроки?

всё сразу после школы


всё утром на следующий день


часть утром, часть вечером


Если вы делаете уроки и утром, и вечером, то как распределяете их по сложности?

трудные утром, лёгкие вечером


трудные вечером, лёгкие утром


5.

В какое время суток у вас чаще всего случаются конфликты?

в первую половину дня


во вторую половину дня


одинаково в любое время














ТЕСТИРОВАНИЕ

ТАБЛИЦА №2

Результаты теста Хорна-Остберга


Фамилия, имя

Баллы

Результат





















































































ИТОГ:

Характеристика

Баллы

%

Определенно утренний тип

70—86



Умеренный утренний тип

59—69



Ни один из этих типов

42—58



Умеренный вечерний тип

31—41


Определенно вечерний тип

16—39






ТАБЛИЦА №3


Результаты теста Г. Хольдебрандта (ВЫЯВЛЕНИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ СУТОЧНОГО ХРОНОТИПА)



Фамилия, имя

Средние данные

Результат






















































































ИТОГ:

Характеристика

Баллы

%

Аритмики

4,0-5,0



«Совы»

меньше 4,0



«Жаворонки»

больше 5,0






Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ 4»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4


ЖАВОРОНОК. Ритм отхода ко сну у «жаворонков» сдвинут на более ранний вечер. Как правило, им достаточно комфортно учиться как в первую, так и во вторую смены, поскольку в обоих случаях ребятам приходится просыпаться довольно-таки рано (в 7 утра в первую смену и 8 во вторую). И всё-таки просыпаясь утром, не злоупотребляйте кофе, но хорошо и плотно завтракайте.

До 19.00 постарайтесь выполнить сложные домашние задания, так как потом у вас наступает общий спад и далее перейти на задания более простые. Главное, не «зарабатывайтесь» и не ложились спать поздно, потому что в противном случае следующий день окажется для вас крайне непродуктивным.

«Жаворонки» обычно засыпают легко. Однако если по какой-либо причине они не лягут в кровать в то время, когда им «смертельно» хочется спать, они могут поломать себе всю ночь. Если все же есть проблемы с засыпанием, можно существенно облегчить отход ко сну, воспользовавшись следующими простыми правилами:

  • старайтесь ложиться в одно и то же время; 

  • примерно за 40 минут до сна прекратите работу на компьютере или просмотр телепередач; 

  • перед сном желательно прогуляться или принять расслабляющую ванну; 

  • не принимайте плотную пищу менее чем за 2 часа до сна. Вместо этого выпейте полстакана молока с медом – это способствует мягкому засыпанию;

  • перед сном хорошо проветрите комнату.

ПОМНИТЕ! Организовав правильный и здоровый свой распорядок дня, вы создадите все условия для позитивного настроения, хорошей работоспособности и укрепления здоровья!





СОВА. Вторая смена для вас идеальна, поскольку она позволяет с утра вставать позже, что очень комфортно для сов. Если утром вам не очень хочется есть, это нормально и не следует себя заставлять насильно принимать пищу. Если вы считаете, что вторая

смена для вас неудобна, значит вы неправильно планируете свой день. Поскольку работоспособность у сов усиливается в вечернее время, то все уроки (или основную часть уроков, особенно сложных) лучше делать вечером.

Утро лучше оставлять для повторения или выполнения устных небольших заданий.

И хотя в отличие от "жаворонков" у настоящих "сов" очень часто наблюдаются проблемы с засыпанием, облегчить отход ко сну можно, воспользовавшись такими же правилами как и для "жаворонков":

  • старайтесь ложиться в одно и то же время;

  • примерно за 40 минут до сна прекратите работу на компьютере или просмотр телепередач;

  • перед сном желательно прогуляться или принять расслабляющую ванну;

  • не принимайте плотную пищу менее чем за 2 часа до сна. Вместо этого выпейте полстакана молока с медом - это способствует мягкому засыпанию;

  • перед сном хорошо проветрите комнату.

ПОМНИТЕ! Организовав правильный и здоровый свой распорядок дня, вы создадите все условия для позитивного настроения, хорошей работоспособности и укрепления здоровья!



Просмотр содержимого документа
«текст проектной работы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с. Бессоновка






Номинация:

"Учебный проект"










Предмет: Биология

Авторы: Сорокина Кристина

Сорокина Алёна

Балалайкина Яна

Колганова Татьяна

Датченко Екатерина

Ивашова Кристина

ученицы 8 класса


Руководитель: Шупикова Валентина Николаевна

учитель биологии




с. Бессоновка

2016-2017 учебный год




Оглавление








  1. ВВЕДЕНИЕ ................................................................................ стр. 2

  2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ .................................................................... стр. 4

2.1. Формируем путь познания (мониторинг) ........................ стр. 4

2.2. Люди как птицы (информационный блок) ........................ стр. 6

2.3. Кто ты, одноклассник? (экспериментальный блок) .......... стр. 8

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ .......................................................................... стр. 9

4. СПИСОК использованной литературы и интернет-ресурсы ... стр. 11














1.ВВЕДЕНИЕ.

Время идет медленно, когда за
ним следишь. Оно чувствует слежку.
Но оно пользуется нашей рассеянностью.

Альбер Камю


Начнём с вопроса: Что позволяет человеку работать продуктивно и рационально? Ответ очевиден: Правильный режим дня.

Мейсон Карри в своей книге «Режим гения: Распорядок дня великих людей» приводит следующую аналогию режиму дня:

«В умелых руках режим дня – точно откалиброванный механизм, позволяющий наилучшим образом использовать наши ограниченные ресурсы: прежде всего время, которого нам более всего не хватает, а также силу воли, самодисциплину, оптимизм. Упорядоченный режим – словно колея, по которой в хорошем темпе движутся умственные силы…».

Режим дня нужен для того, чтобы время, согласно эпиграфу, не пользовалось нашей рассеянностью.

Действительно, каждый человек сталкивается с необходимостью распределять свое время. Иногда, как в случае с работой, это необходимость. Иногда, например, при планировании максимально продуктивного времяпрепровождения или отдыха – это целесообразность. Правильный режим дня подразумевает рациональное использование времени сна, личной гигиены, питания, работы, отдыха, занятий спортом и физической активности. Планирование распорядка дня и следование ему делает человека дисциплинированным, развивает организованность и целенаправленность. В результате чего вырабатывается и режим жизни, в котором минимизированы затраты времени и энергии на несущественные вещи. Таким образом, составление правильного режима дня – одна из самых важных тем здорового образа жизни.

Как же разработать правильный режим, что бы распределить силы рационально и продуктивно?

Отметим тот факт, что употребление эпитета «правильный» по отношению к режиму дня, в некоторой мере условно. Понятие правильного распорядка может быть индивидуальным или разным для каждого человека и зависеть от многих факторов: работы, времени учёбы, привычек, особенностей организма, связанных с биоритмами, которые и станут предметом нашего исследования.

Изучая особенности организма, связанные с биоритмами, нам попутно придётся решить ряд других проблемных вопросов:

Что такое "биологические ритмы", или Почему кто-то рано ложиться, а кто-то поздно встаёт?

Выбирает ли человек, с каким биологическим ритмом родиться?

Как биологические ритмы влияют на продуктивность деятельности и трудоспособность подростков, какую роль они играют для сохранения здоровья подростка в повседневной жизни, как правильно разработать режим дня с учётом биологических ритмов, как факторов оптимизации труда и отдыха – вот перечень учебных вопросов, решение которых поможет восьмиклассникам, обучающихся во вторую смену, правильно распределить время, а нам подчеркнуть актуальность и практическую значимость предлагаемой проектной работы.

А также нами были намечены пути исследования и решения проблемных и учебных вопросов.

Что ж нам осталось только пройти все эти пути исследования, решить проблемные и учебные вопросы и разработать определённые рекомендации для выработки оптимально индивидуального распорядка дня с учетом индивидуальных особенностей и потребностей каждого восьмиклассника, обучающегося во вторую смену.

    

Цель работы: изучение влияния биологических ритмов на состояние здоровья, утомляемость и успеваемость учащихся восьмых классов (2 смена обучения) для оптимизации их режима труда и отдыха.

Задачи:

  • Определить к какому типу биологического ритма относятся все обучающиеся 8 класса;

  • Изучить влияние биоритмов на работоспособность учащихся восьмого класса (2 смена обучения);

  • Составить рекомендации оптимального режима труда и отдыха восьмиклассников, обучающихся во вторую смену с учетом их типа биоритма.



Работа рассчитана на 3 этапа.

На первом этапе ведётся сбор информации, тестирование (мониторинг), исследования.

На втором этапе идёт анализ и обобщение полученных результатов.

На третьем этапе происходит создание презентаций и подготовка раздаточных материалов (рекомендаций).



2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.


2.1. Формируем путь познания (мониторинг).


Что бы на выходе нашего проекта получить продукт, который полностью был бы востребован, необходимо выяснить, что знают (да и знают ли?!) о своих биоритмах (хронотипах) ребята.

Для того чтобы выяснить это, был проведены тестирование и мониторинг физиологических признаков суточного хронотипа учащихся 8 классов (всего – 27 чел.). 
Исследования проводились по специальным вопросам и физиологическим тестам.  (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1) и фиксировались в сводной ведомости (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Результаты общих вопросов выглядят следующим образом:

ВОПРОС

Количество исследуемых

Результаты мониторинга

1. Ваша успеваемость?


«удовлетворительно»

«хорошо»

«отлично»

11

9

7

2. Снизилась ли ваша успеваемость в этом году?

«ДА» (%)

«НЕТ» (%)

9 (33,5%)

18 (66,5%)

3. Что повлияло на снижение вашей успеваемости?

новые предметы

вторая

смена

другие

причины

2 (22,2%)

5 (55,6%)

2 (22,2%)

4. Комфортно ли вам учиться во вторую смену?

«ДА» (%)

«НЕТ» (%)

«Всё равно» (%)

3 (11,1%)

19 (70,4%)

5 (18,5%)

5. Знаете ли вы свой тип биоритмов?

«ДА» (%)

«НЕТ» (%)

8 (29,6%)

19 (70,4%)




Вопрос

Варианты ответов

%

Во сколько вы встаёте в выходной день?

рано

4 (14,8%)

на час позднее обычного

12 (44,5%)

на 2-3 часа позднее обычного

3 (11,1%)

ближе к обеду

8 (29,6%)

Можете ли вы без будильника проснуться утром вовремя?

да, легко

13 (48,1%)

нет, не могу

14 (51,9%)

В какое время вы предпочитаете делать уроки?

всё сразу после школы

12 (44,5%)

всё утром на следующий день

1 (3,6%)

часть утром, часть вечером

14 (51,9%)

Если вы делаете уроки и утром, и вечером, то как распределяете их по сложности? (из 14)

трудные утром, лёгкие вечером

7 (50%)

трудные вечером, лёгкие утром

7 (50%)

5.

В какое время суток у вас чаще всего случаются конфликты?

в первую половину дня

7 (25,9%)

во вторую половину дня

8 (29,6%)

одинаково в любое время

12 (44,5%)



В целом, по результатам общего анкетирования можно сделать вывод, что большая часть опрошенных учеников не знакома со своим хронотипам, а некоторые и вообще не понимали о чём идёт речь. Но даже если кто-то и знал о биоритмах, то, как правило, знания эти оказались не совсем точными, не совсем полными и не всегда достоверными. 70,4% исследованным некомфортно учиться во вторую смену, у 33,5% снизилась успеваемость (или они стали испытывать трудности в процессе обучения), а из них 55,6% считают, что причина снижения успеваемости – вторая смена. Особый интерес вызывает распределение заданий по уровню сложности при выполнении домашней работы. Ведь в первую смену обучения этот вопрос не стоит вообще. Возможно, незнания своего хронотипа и не позволяет многим обучающимся рационально распределить умственную нагрузку.

Другими словами, если вернуться к целям и задачам нашего проекта, то мы должны не только расширить свои знания о биоритмах (хронотипах), но и показать их влияния на состояние здоровья, утомляемость и успеваемость учащихся восьмых классов (2 смена обучения) для оптимизации их режима труда и отдыха.

А это значит пришло время информационной части проекта.


2.2. Люди как птицы (информационный блок).

О существовании биологических ритмов людям известно с древних времен. Уже в «Ветхом Завете» даны указания о правильном образе жизни, питании, чередовании фаз активности и отдыха. О том же писали ученые древности: Гиппократ, Авиценна и другие. Основателем хронобиологии – науки о биоритмах, принято считать немецкого врача Христофора Вильяма Гуфелянда, который в 1797 году обратил внимание коллег на универсальность ритмических процессов в биологии: каждый день жизнь повторяется в определенных ритмах, а суточный цикл, связанный с вращением Земли вокруг своей оси регулирует жизнедеятельность всего живого, включая организм человека.

Первые серьезные научные исследования в этой области начали проводиться в начале 20-го века, в том числе российскими учеными И. П. Павловым, В. В. Вернадским, А. Л. Чижевским и другими. К концу 20-го века факт ритмичности биологических процессов живых организмов по праву стал считаться одним из фундаментальных свойств живой материи и сущностью организации жизни.

Но до последнего времени природа и все физиологические свойства биологических ритмов не выяснены, хотя понятно, что они имеют в процессах жизнедеятельности живых организмов очень большое значение. Поэтому исследования биоритмов пока представляют собой процесс накопления информации, выявления свойств и закономерностей методами статистики.

Что такое биоритмы человека? Это — циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений. Одни биологические ритмы, например, частота сокращений сердца, дыхания относительно самостоятельны. Другие — связаны с приспособлением организма к географическим циклам — суточным (например, колебания обмена веществ и др.), месячным (связанным, например, с уровнем морских приливов), годичным (изменение численности и активности животных, роста и развития растений и т.д.).

Ученые доказали, а люди давно заметили, что имеются такие крайние индивидуальные свойства человека, которые влияют на его активность и самочувствие в разное время суток. Одни встают «ни свет, ни заря» и сразу же принимаются за дело. Другие мучаются и страдают, если их рано разбудить на работу или учебу и с удовольствием полуночничают. Наиболее распространенной и общепринятой считается классификация, по которой люди делятся на вечерний тип — «совы», утренний — «жаворонки» и дневной — «голуби» или аритмики.
Хронотип – это уровень работоспособности, который и позволяет разделить людей на утренний (жаворонок), дневной (голубь) и вечерний (сова) типы.

«Совы» — люди, у которых наблюдается отставание фазы сна. У них отмечается период колебаний ритмов больше, чем 24 часа, или так называемый синдром отставленной фазы сна. Установлено, что лица вечернего типа легче приспосабливаются к работе в ночную смену и трехсменному труду. Совы лучше контролируют ритм сон-бодрствование по сравнению с другими людьми. Они предпочитают ложиться спать позже 23—24 часов, но зато им тяжелее вставать в ранние утренние часы. Многим совам импонирует их ночная жизнь. Они с удовольствием работают по ночам и выбирают такие профессии, чтобы не вставать слишком рано, а еще лучше — самим планировать свой рабочий график.

«Жаворонки» — люди, у которых биологический ритм сдвигается вперед, то есть имеющие синдром опережающей фазы сна. У них период колебания околосуточных ритмов меньше 24 часов. Люди «жаворонки» спят столько же времени, сколько остальные, но их ритм отхода ко сну сдвинут на более ранний вечер. Они рано хотят спать, быстро засыпают и очень рано встают в одни и те же утренние часы. Лучше всего им работается утром на «свежую голову», а к концу дня их работоспособность снижается. Вечерние и третьи смены не для «жаворонков», они с трудом переносят ночные дежурства, клубы и дискотеки. Оказалось, что люди-жаворонки, лучше, чем совы, приспосабливаются к временной организации режима, и поэтому им легче преодолеть бессонницу, связанную со сменой часового пояса.

«Голуби» — люди дневного типа. Аритмики. Их циркадный ритм наиболее приспособлен к обычной смене дня и ночи. Период их наилучшей умственной и физической активности отмечается с 10 до 18 часов. Они лучше адаптированы к смене света и темноты. Но даже у них при переездах на большие расстояния со сменой часовых поясов и ночной работе наблюдается сбой собственных биологических часов. Например, при 3-часовой разнице во времени у них возникает бессонница ночью, сонливость и усталость днем, снижение работоспособности. Перемещение на запад может удлинять биоритмы «голубей», а при перелете на восток — укорачивать. Если разница во времени более 4 часов, то выработка нового стереотипа сна и бодрствования произойдет у «голубей» только через 7—14 дней. Перемещение на восток «голуби» переносят легче, чем на запад. Эта информация будет полезна людям, любящим путешествовать на дальние расстояния и, особенно, предпочитающим проводить свой краткий (7—10 дней) отпуск вдали от родных мест.



2.3. Кто ты, одноклассник? (исследовательский блок).


Читая о том или ином великом открытии в науке или простом научном утверждении, всегда возникает вопрос: а как учёные это сделали, или как они об этом узнали? Конечно, без опытов и экспериментов не обошлось.

Мы тоже, в силу возможностей, решили провести исследования биоритмов одноклассников.

Результаты тестирований (оценивание результатов по баллам см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2):


Фамилия, имя

Тест Хольдебрандта

Тест

Хорна-Остберга

Сорокина Кристина

Жаворонок

определённо утренний тип

Петрунова Кристина

Сова

умеренный вечерний тип

Симашкевич Карина

Сова

определённо вечерний тип

Тимакова Анастасия

Голубь (аритмик)

ни один из этих типов

Балалайкина Яна

Сова

умеренный вечерний тип

Шкаева Ирина

Жаворонок

умеренный утренний тип

Джабиева Анастасия

Сова

определённо вечерний тип

Штыров Алексей

Сова

определённо вечерний тип

Панова Алёна

Сова

умеренный вечерний тип

Соколова Юлия

Голубь (аритмик)

ни один из этих типов

Ивашова Кристина

Сова

умеренный вечерний тип

Ульянкина Кристина

Сова

умеренный вечерний тип

Архипова Софья

Голубь (аритмик)

ни один из этих типов

Конкин Дмитрий

Сова

определённо вечерний тип

Колганова Татьяна

Жаворонок

умеренный утренний тип

Сорокина Алёна

Голубь (аритмик)

ни один из этих типов

Балашов Анатолий

Сова

определённо вечерний тип

Баулин Александр

Жаворонок

умеренный утренний тип

Фирстова Анастасия

Жаворонок

умеренный утренний тип

Аносова Елизавета

Сова

умеренный вечерний тип

Федотов Даниил

Голубь (аритмик)

ни один из этих типов

Новиков Даниил

Сова

определённо вечерний тип

Лампетов Владислав

Сова

умеренный вечерний тип

Князев Константин

Сова

умеренный вечерний тип

Аринушкин Данила

Жаворонок

определённо утренний тип

Датченко Екатеринв

Сова

определённо вечерний тип

Бровкин Максим

Сова

определённо вечерний тип


ИТОГИ:


Характеристика

%

Аритмики

5 (18,5%)

«Совы»

16 (59,3%)

«Жаворонки»

6 (22,2%)



Характеристика

%

Определенно утренний тип

2 (7,4%)

Умеренный утренний тип

4 (14,8%)

Ни один из этих типов

5 (18,6%)

Умеренный вечерний тип

8 (29,6%)

Определенно вечерний тип

8 (29,6%)


Проведя анализ тестов каждого из участников исследования, мы для них подготовили индивидуальные рекомендации, согласно их хронотипа. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 4)


3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Биологические ритмы живых организмов, в том числе и человека, проявляются во всех жизненных процессах. Без них невозможна была бы жизнь. Поэтому при изучении биологических ритмов важно не только знать об их существовании, но и учитывать их локализацию и роль в жизни.

У человека при взаимодействии различных функциональных систем организма с окружающей средой, как следствие, выявляется гармоническое согласование различных ритмических биологических процессов, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма, свойственную здоровому человеку.

Таким образом, изучив информацию о биологических ритмах, их функциональном значении для организма человека, можно сделать вывод, что биологические ритмы оказывают непосредственное влияние на работоспособность организма, обеспечивают ее волнообразный характер. Нам хотелось именно посмотреть, влияют ли биоритмы на нашу работоспособность. И мы убедились в этом. Кроме того, человеческий организм подчиняется ритмам, заложенным самой природой, и эти ритмы оказывают влияние на все процессы, происходящие в организме, учет этих ритмов и уважительное отношение к ним — основа человеческого здоровья.

И так из года в год, из месяца в месяц, изо дня в день мы идём одной и той же дорогой жизни, преодолевая "энергетические ямы и ухабы" создаваемые взаимодействием между Землей, Солнцем и Луной. И если не учитывать, а еще хуже не знать планетарные законы взаимодействия и проявления их на Земле, мы постоянно будем спотыкаться об эти ухабы и ямы, теряя свое здоровье. И не надо винить врачей или свой организм в ухудшении здоровья на этих участках пути. В этом виноваты только мы сами. Жить с учетом природных ритмов – залог сохранения нашего здоровья и высокой работоспособности организма.

Для человека важно не только рационально использовать внутренние ритмы организма, но и найти пути управления ими.

Таким образом, в ходе работы над проектом мы не только, согласно поставленным цели и задачам, расширили свои знания о хронотипах, как неотъемлемой части жизнедеятельности организма, но и осознали всю важность их для сохранения работоспособности, продуктивности и, в конечном итоге, здоровья каждого из нас.

Нами установлено:

  1. «совы», «жаворонки» и «голуби» действительно существуют;

  2. наибольшее количество из исследуемых обучающихся – «совы»;

  3. наивысшая интеллектуальная и физическая активность у «жаворонков» - утром, а у «сов» - после уроков; у «голубей» интеллектуальная и физическая активность в течение учебного дня варьирует незначительно;

  4. для сохранения своей работоспособности, производительности и здоровья ученикам необходимо учитывать свои хронотипы при организации режима дня, но особое внимание на организацию режима дня следует обратить выпускникам не только ученикам 8 классов, но и 9 и 11 классов при подготовке к экзаменам, так как нагрузка на организм увеличена;

  5. выбирать будущую профессию в соответствие со своим хронотипом.


В качестве обобщения, просветительства и повышения валеологической грамотности в рамках проекта мы выпустили буклеты.


















Список использованной литературы и интернет-ресурсы

1.Литература

1. Агаджанян Н.А. Зерно жизни (Ритмы биосферы). – М.: Сов. Россия, 1977. – 256с.

2.Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. – М.: Просвещение, 1967. – 251с.

3. Доскин В.А., Куинджи Н.Н. Биологические ритмы растущего организма. – М.: Медицина, 1989. – 224с.

4. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А. Ритмы жизни. – М.: Медицина, 1991. – 176с.

5. Иванов С. Ритмы в нашей жизни. – М.: Детская литература,1987.

6. Федотова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. Культура здоровья Учебное пособие для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений. – М. Вентана-Графф,2005.

6. Хронобиология и хрономедицина/Под ред. Ф. И. Комарова. — М.: Медицина, 1989.

7. Харабуга С.Г. Суточный ритм и работоспособность. – М.: Знание, 1976. – 144с.

2. Интернет – ресурсы

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Биоритм

2. http://www.ill.ru/news.art.shtml?c_article=1065

3. http://www.netwoman.ru/doc/1887


















Просмотр содержимого презентации
«защита проекта (хронотипы)»

НОМИНАЦИЯ :  « Учебный проект» «Люди и птицы?» Предмет: Биология Авторы: Сорокина Кристина Сорокина Алёна Балалайкина Яна Колганова Татьяна Датченко Екатерина Ивашова Кристина Ученицы 8 класса. Руководитель : Шупикова В.Н. Учитель биологии.

НОМИНАЦИЯ : « Учебный проект»

«Люди и птицы?»

Предмет: Биология

Авторы: Сорокина Кристина

Сорокина Алёна

Балалайкина Яна

Колганова Татьяна

Датченко Екатерина

Ивашова Кристина

Ученицы 8 класса.

Руководитель :

Шупикова В.Н.

Учитель биологии.

Время идет медленно, когда за  ним следишь. Оно чувствует слежку.  Но оно пользуется нашей рассеянностью. Альбер Камю
  • Время идет медленно, когда за ним следишь. Оно чувствует слежку. Но оно пользуется нашей рассеянностью.
  • Альбер Камю
Цель работы : изучение влияния биологических ритмов на состояние здоровья, утомляемость и успеваемость учащихся восьмых классов (2 смена обучения) для оптимизации их режима труда и отдыха.   Задачи: Определить к какому типу биологического ритма относятся все учащиеся 8 классов;  Изучить влияние биоритмов на работоспособность учащихся восьмого класса (2 смена обучения);

Цель работы : изучение влияния биологических ритмов на состояние здоровья, утомляемость и успеваемость учащихся восьмых классов (2 смена обучения) для оптимизации их режима труда и отдыха.

Задачи:

  • Определить к какому типу биологического ритма относятся все учащиеся 8 классов;

  • Изучить влияние биоритмов на работоспособность учащихся восьмого класса (2 смена обучения);

  • Составить рекомендации оптимального режима труда и отдыха восьмиклассников, обучающихся во вторую смену с учётом их типа биоритма.
Работа рассчитана на 3 этапа.

Работа рассчитана на 3 этапа.

  • На первом этапе мы делали сбор информации, проводили тестирования между восьмиклассниками, исследования.
  • На втором этапе мы проводили анализ и обобщение полученных результатов.
  • На третьем этапе создавалась презентация и шла подготовка раздаточных материалов( рекомендаций).
Ваша успеваемость?

Ваша успеваемость?

Снизилась ли ваша успеваемость в этом году?

Снизилась ли ваша успеваемость в этом году?

Что повлияло на снижение вашей успеваемости?

Что повлияло на снижение вашей успеваемости?

Комфортно ли вам учиться во 2 смену?

Комфортно ли вам учиться во 2 смену?

Знаете ли вы свой тип биоритмов?

Знаете ли вы свой тип биоритмов?

Во сколько вы встаёте в выходной день?

Во сколько вы встаёте в выходной день?

Можете ли вы без будильника проснуться утром вовремя?

Можете ли вы без будильника проснуться утром вовремя?

В какое время вы предпочитаете делать уроки?

В какое время вы предпочитаете делать уроки?

Если вы делаете уроки и утром, и вечером, то как распределяете их по сложности?

Если вы делаете уроки и утром, и вечером, то как распределяете их по сложности?

Люди, как птицы (информационный блок ).

Люди, как птицы (информационный блок ).

  • О существовании биологических ритмов людям известно с древних времен. Уже в « Ветхом Завете » даны указания о правильном образе жизни, питании, чередовании фаз активности и отдыха. О том же писали ученые древности: Гиппократ, Авиценна и другие. Основателем хронобиологии – науки о биоритмах, принято считать немецкого врача Христофора Вильяма Гуфелянда.
Виды биоритмов человека.

Виды биоритмов человека.

  • Что такое биоритмы человека? Это — циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений. Ученые доказали, а люди давно заметили, что имеются такие крайние индивидуальные свойства человека, которые влияют на его активность и самочувствие в разное время суток. Наиболее распространенной и общепринятой считается классификация, по которой люди делятся на вечерний тип — «совы», утренний — «жаворонки» и дневной — «голуби» или аритмики. Хронотип – это уровень работоспособности, который и позволяет разделить людей на утренний (жаворонок), дневной (голубь) и вечерний (сова) типы .
Биоритм человека – «сова».

Биоритм человека – «сова».

  • « Совы» — люди, у которых наблюдается отставание фазы сна. У них отмечается период колебаний ритмов больше, чем 24 часа, или так называемый синдром отставленной фазы сна. Они предпочитают ложиться спать позже 23—24 часов, но зато им тяжелее вставать в ранние утренние часы. Многим совам нравится их ночная жизнь.
  • Они с удовольствием работают по ночам и выбирают такие профессии, чтобы не вставать слишком рано, а еще лучше — самим планировать свой рабочий график.
Биоритм человека- «жаворонок».

Биоритм человека- «жаворонок».

  • «Жаворонки» — люди, у которых биологический ритм сдвигается вперед, то есть имеющие синдром опережающей фазы сна.
  • У них период колебания околосуточных ритмов меньше 24 часов. Лучше всего им работается утром на «свежую голову», а к концу дня их работоспособность снижается.
Биоритм человека – «голубь».

Биоритм человека – «голубь».

  • «Голуби» — люди дневного типа. Аритмики. Их циркадный ритм наиболее приспособлен к обычной смене дня и ночи.
  • Период их наилучшей умственной и физической активности отмечается с 10 до 18 часов. Они лучше адаптированы к смене света и темноты.
Кто ты, одноклассник?

Кто ты, одноклассник?

Тип биоритма .

Тип биоритма .

Проведя анализ тестов каждого из участников исследования, мы для них подготовили индивидуальные рекомендации, согласно их хронотипа

Проведя анализ тестов каждого из участников исследования, мы для них подготовили индивидуальные рекомендации, согласно их хронотипа

Заключение Таким образом, изучив информацию о биологических ритмах, их функциональном значении для организма человека, можно сделать вывод, что биологические ритмы оказывают непосредственное влияние на работоспособность организма, обеспечивают ее волнообразный характер. Нам хотелось именно посмотреть, влияют ли биоритмы на нашу работоспособность. И мы убедились в этом. Кроме того, человеческий организм подчиняется ритмам, заложенным самой природой, и эти ритмы оказывают влияние на все процессы, происходящие в организме, учет этих ритмов и уважительное отношение к ним — основа человеческого здоровья.

Заключение

  • Таким образом, изучив информацию о биологических ритмах, их функциональном значении для организма человека, можно сделать вывод, что биологические ритмы оказывают непосредственное влияние на работоспособность организма, обеспечивают ее волнообразный характер. Нам хотелось именно посмотреть, влияют ли биоритмы на нашу работоспособность. И мы убедились в этом. Кроме того, человеческий организм подчиняется ритмам, заложенным самой природой, и эти ритмы оказывают влияние на все процессы, происходящие в организме, учет этих ритмов и уважительное отношение к ним — основа человеческого здоровья.

Нами установлено :

Нами установлено :

  • « совы», «жаворонки» и «голуби» действительно существуют;
  • наибольшее количество из исследуемых обучающихся – «совы»;
  • наивысшая интеллектуальная и физическая активность у «жаворонков» - утром, а у «сов» - после уроков; у «голубей» интеллектуальная и физическая активность в течение учебного дня варьирует незначительно;
  • для сохранения своей работоспособности, производительности и здоровья ученикам необходимо учитывать свои хронотипы при организации режима дня, но особое внимание на организацию режима дня следует обратить выпускникам не только ученикам 8 классов, но и 9 и 11 классов при подготовке к экзаменам, так как нагрузка на организм увеличена;
  • выбирать будущую профессию в соответствие со своим хронотипом