1 | Гьахьун. Кружокдин пландихъ галаз таниш хьун.(Чирун ва къугъун). |
2 | Зи лезги ч!ал , зи багьади суьгьбет. Къугъун-Низ гзаф чида?. |
3 | Лезги ч!ал арадиз атуникай. Къугъун- Гьарф квахьун. |
4 | Дидед ч!ал чирунин месэлаяр.Къейдер. Къугъун- Фонентикадин зарядка |
5 | Дурумлу ибараяр – мисалар,миск!алар. Къугъун-Гафар туьк1уьра. |
6 | Гьарфалаг гьазурун. Къугъун-Гаф еке хъая. |
7 | Дидед ч!алакай цлан газет акъудун. |
8 | Ч!ал инсандиз Аллагьди ганвай хазина я. Къугъун-Гафарин гурарар. |
9 | Фонетика ва графика. Гьарфариз мугьманвиле. |
10 | Ч!алан сесер ахтармишун. Къугъун-Сес чир хьухь. |
11 | Ачух сесерин сирер. Къугъун- ахъайнавай гаф хълагь. |
12 | Ачух тушир сесерин сирер. Анаграммаяр. |
13 | Туьк!уьр хьанвай гьарфар . Жуьреба-жуьре къугъунар. |
14 | Ц!ийи йис алукьуниз талукь цлан газет акъудун. |
15 | Чирай тарсарай къейдер. Къугъунар: михьиз лкгькн,фонетикадин зарядка. |
16 | « Умники и умницы» къугъун. |
17 | Лексика. |
18 | Гафар арадиз атун ва морфология. Къугъунар;слог гилиг хъая,гаф хълагь,рифма. |
19 | Гафарин уьмуьрдикай са шумуд гаф. Къугъунар-:гафар туьк1уьра,гьарвф квахьна, ни гзаф гафар туьк1уьрда. |
20 | Гафунин маналу паяр. Слогрин лото, суалриз жавабар. |
21 | Кроссворд туьк!уьрун. Къугъунар: гурарар, кьулухъай вилитк к1елун.акси манадин гафар жагъурун. |
22 | Ц!ийи гафар арадиз атун. Метаграммаяр.Лотограф. |
23 | Дуьз ва куьчуьрмишнавай мана. Къугъун- виридалайни дикъетлуди. |
24 | Художественный эсерра синонимар, антонимар ва омонимар. Текстинай акси манадин гафар жагъурун.Къугъун- суьгьуьрдин зунжурар. |
25 | Яран сувариз талукь цлан газет акъудун. Материалар к!ват!ун. |
26 | Словаррин винел к1валах тухун. Словаррин выставка туьк!уьрун. |
27 | Фад лугьунар ( соревнование).Михьиз лугьун. |
28 | 9 – майдиз талукь шиирар туьк!уьрун. Рифма вуч ят!а чирун, текстина къалурун. |
29 | Фразеологизмаяр. Лезги ч!ала авай фразеологизмаяр тетрадриз кхьин. Мана чир хьун. |
30 | Маналу ва куьмекчи ч!алан паяр чирун. Къугъунар: слогрин аукцион,гафунай гаф жагъурун,гурарар. |
31 | Орфографиядикай чирвилер артухарун. Кроссворд.Анаграмма.Грамматикадин арифметика. |
32 | Суалриз жавабар.Жуьреба жуьре къугъунар. |
33 | Йисан къене авур к!валахрин веревирдер. |
34 | Тикрарунар. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к плану внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность организуется в целях формирования единого образовательного пространства школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности школьника по направлениям развития личности. Внеурочная деятельность формируется, исходя из особенностей содержания образования, индивидуальных потребностей обучающихся.
Цель программы: формирование позитивного, эмоционально-ценностного отношения к родному (лезгинскому ) языку, воспитание чувства сопричастности к его сохранению, обогащение речистаршеклассников.
Задачи:
- формирование мотивационно-адекватного отношения к лезгисому языку и литературе;
- заложение основ коммуникативных умений для говорения, аудирования: чтения и письма;
- формирование элементарных лингвистических представлений, необходимых для овладения устной и письменной чувашской речью;
- пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.
- развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
- осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие навыков самостоятельной и групповой работы.
- овладение логическими действиями сравнения, анализа ,синтеза, обобщения, классификации;
- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач
- развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей учащихся;
- развитие коммуникативных способностей обучающегося , умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
-умение оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- умение слушать и понимать высказывания собеседников, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение;
- умение учиться согласованно работать в группе, планировать работу в группе,выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- формирование первоначальных представлений о роли языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
- овладение начальными представлениями о нормах чувашского языка (фонетических, лексических, грамматических);
- адекватное произношение и различение на слух всех звуков чувашского языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
- умение сравнивать языковые явления русского и чувашского языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений;
- умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах.
- вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалог-расспрос (вопрос-ответ) и диалог-побуждение к действию;
- знание названий некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на чувашском языке, небольших произведений детского фольклора (стихов, песен); знание элементарных норм речевого и неречевого поведения.
Формы подведения итогов:
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие формы работы:
- педагогическое наблюдение;
- анализ активности обучающихся на занятиях;
Учебно-тематический план
Задачи внеурочной деятельности: - создать комфортные условия для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания;
- способствовать осуществлению воспитания, благодаря включению детей в личностно-значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего поколения;
-ориентировать обучающихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на развитие своих способностей по более сложным программам.
Продолжительность учебного года составляет 33- 34 недели. Продолжительность занятий внеурочной деятельности впо родному языку и литературе в соответствии с положением составляет - в 6 классе — один час .
Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности, с сохранением преемственности обучения : спортивно – оздоровительное; общекультурное; духовно-нравственное; социальное; общеинтеллектуальное. Формы организации внеурочной деятельности школы по направлениям развития личности: 1. Общеинтеллектуальное: 1. Предметные недели; 2. Библиотечные уроки; 3. Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др. 4. Участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, района, области. 5. Участие в олимпиадах 6. Разработка проектов к урокам. 2. Спортивно-оздоровительное: 1. Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», участие в спортивных соревнованиях различного уровня. 2. Проведение бесед по охране здоровья. 3. Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток. 3. Социальное: 1. Беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты. 2. Практикумы, конкурсы, сюжетно-ролевая игра, игра-путешествие. 3. Участие в творческих конкурсах, в акциях. 4. Беседы, экскурсии. 5. Участие и подготовка к мероприятиям. 6. Разработка проектов. 7. Сюжетно-ролевые игры. 4. Общекультурное: 1. Беседы, экскурсии. 2. Подготовка и участие в конкурсах. 3. Сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия 5. Духовно-нравственное: 1. Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся; 2. Проведение тематических классных часов, встреч, бесед; 3. Участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла на уровне школы, города, области и др